Помогите, пожалуйста! У меня нет музыкального образования и я часто пытаюсь сам разобраться в простых вещах, но сейчас у меня это не получается. Вопрос у меня банальный, наверное: что именно называется темой фуги? Меня поставили в тупик два примера из Сети, про первый контрапункт из BWV1080:
Я лично всегда думал (прочитал где-то и запомнил), что тема кончается ровно тогда, когда вступает второй голос. То есть что правильно - второй вариант, но без последней ноты. А теперь я не знаю, что и думать. Или второй голос может вступать когда угодно - и до, и после завершения темы?
Я лично всегда думал (прочитал где-то и запомнил), что тема кончается ровно тогда, когда вступает второй голос. То есть что правильно - второй вариант, но без последней ноты. А теперь я не знаю, что и думать. Или второй голос может вступать когда угодно - и до, и после завершения темы?
Имея только самое начальное музыкальное образование, рискну все же ответить Профессионалы, думаю, дополнят, если необходимо.
У самого Баха далеко не всегда тема фуги заканчивается точь-в-точь перед началом ответа. В некоторых фугах тема еще продолжается тогда, когда в ответе уже начинает звучать имитация: например, в первом томе Хорошо темперированного клавира это фуги 10, 19 и 22. А в 8-й фуге последняя нота темы является одновременно и первой нотой противосложения. По крайней мере, так утверждает редактор Б.Муджелини Последний случай, по-моему, вообще может быть характерен для фуг, в которых тема начинается с первой сильной доли (что, кстати, имеется и в Искусстве фуги).
Так что, правила создаются для того, чтобы от них отклоняться.
Я лично всегда думал (прочитал где-то и запомнил), что тема кончается ровно тогда, когда вступает второй голос. То есть что правильно - второй вариант, но без последней ноты. А теперь я не знаю, что и думать. Или второй голос может вступать когда угодно - и до, и после завершения темы?
Имеет смысл посмотреть любой учебник контрапункта.
Описанные случаи имеют соответствующие названия:
если ответ начинается "раньше, чем надо" - это называется "стреттный ответ",
если между окончанием ТЕМЫ и вступлением ОТВЕТА имеется небольшой "хвостик", то он так и назыается "КОДЕТТА" (Es 1).
Наиболее удобно окончание темы на 3-ю степень.
В учебниках даже объяснено, - почему? - лучше сочетается со вступающим ответом. 1-я нота ответа будет либо 5 ступенью - более типично для реального ответа, либо 1 - для тонального. В обоих случаях получится благозвучное (с точки зрения Равномерной Темперации - далее РТ) сочетание - терция!
Но во времена Баха фуги писали не в РТ а в Веркмайстере, и во многих органных фугах 1я нота ответа и последняя нота темы дают квинту. Но учащимся всё это конечно же не объясняют...
В главе учебника о "строгом контрапункте" дается пример "стреттного ответа", при котором "тема" имеет в своём составе только лишь пол-ноты! музыка очень красивая!
Ещё один пример из того , что описано в учебниках.
В эпоху барокко часто применялись темы с хроматическими последованиями.
Так вот, что интересно!
У многих композиторов хроматические звуки являются ПРОХОДЯЩИМИ, в то время как И.С.БАХ, как правило, гармонизирует каждый хроматический звук отдельной, собственной гармонией!
Но! это относится только к фугам Баха на СОБСТВЕННЫЕ темы. В фугах на темы других авторов (напр. Альбинони, Фридрих Великий и др.) хр.звуки могут быть и проходящими.
Этот пример показывает, что ставя себя на место легендарного Овсяннико-Куликовского очень и очень непросто сочинить музыку в стиле конкретного человека - читай невозможно. Несколько проще сочинить музыку "в стиле эпохи".
...В обоих случаях получится благозвучное (с точки зрения Равномерной Темперации - далее РТ) сочетание - терция!
Но во времена Баха фуги писали не в РТ а в Веркмайстере, и во многих органных фугах 1я нота ответа и последняя нота темы дают квинту. Но учащимся всё это конечно же не объясняют...
Боюсь, из такого Вашего сообщения некоторые участники могут решить, что большие терции в неравномерных темперациях вообще звучат плохо..
Увидите Alex'а, передайте, что я с ним согласен!
----------------------
"Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то ........ политональные наложения! Короче, поехали домой!.."
Miguel, спасибо! Всё прояснилось, только, боюсь, теперь мне непонятно, как в общем случае определять, где именно тема заканчивается. А какой учебник по контрапункту Вы можете порекомендовать?
«Привет, бандит! Добро пожаловать в Сан-Андреас!» Эти слова знакомы каждому, кто хоть раз играл в культовую Grand Theft Auto: San Andreas. Спустя годы легендарная игра получила обновлённую версию —...
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Социальные закладки