1. #1

    По умолчанию Тема фуги

    Помогите, пожалуйста! У меня нет музыкального образования и я часто пытаюсь сам разобраться в простых вещах, но сейчас у меня это не получается. Вопрос у меня банальный, наверное: что именно называется темой фуги? Меня поставили в тупик два примера из Сети, про первый контрапункт из BWV1080:

    Первый: http://en.wikipedia.org/wiki/Art_of_Fugue
    Второй: http://jan.ucc.nau.edu/~tas3/introaof.html (картинка внизу)

    Я лично всегда думал (прочитал где-то и запомнил), что тема кончается ровно тогда, когда вступает второй голос. То есть что правильно - второй вариант, но без последней ноты. А теперь я не знаю, что и думать. Или второй голос может вступать когда угодно - и до, и после завершения темы?

    Заранее спасибо!


  • #2
    Активный участник Аватар для Алекс(музыковед-любитель)
    Регистрация
    26.10.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    53
    Сообщений
    324

    По умолчанию Re: Тема фуги

    Цитата Сообщение от a27
    Я лично всегда думал (прочитал где-то и запомнил), что тема кончается ровно тогда, когда вступает второй голос. То есть что правильно - второй вариант, но без последней ноты. А теперь я не знаю, что и думать. Или второй голос может вступать когда угодно - и до, и после завершения темы?
    Имея только самое начальное музыкальное образование, рискну все же ответить Профессионалы, думаю, дополнят, если необходимо.
    У самого Баха далеко не всегда тема фуги заканчивается точь-в-точь перед началом ответа. В некоторых фугах тема еще продолжается тогда, когда в ответе уже начинает звучать имитация: например, в первом томе Хорошо темперированного клавира это фуги 10, 19 и 22. А в 8-й фуге последняя нота темы является одновременно и первой нотой противосложения. По крайней мере, так утверждает редактор Б.Муджелини Последний случай, по-моему, вообще может быть характерен для фуг, в которых тема начинается с первой сильной доли (что, кстати, имеется и в Искусстве фуги).
    Так что, правила создаются для того, чтобы от них отклоняться.

  • #3
    ускользающая Аватар для gravizapa
    Регистрация
    04.02.2006
    Адрес
    Галактика Кин-Дза-Дза
    Сообщений
    1,860
    Записей в дневнике
    4

    По умолчанию Re: Тема фуги

    Как говорится, если я что-нибудь в чём-нибудь понимаю, то у Баха темы фуг всегда завершаются тоникой. Вот такие наблюдения.

  • #4
    Активный участник Аватар для Алекс(музыковед-любитель)
    Регистрация
    26.10.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    53
    Сообщений
    324

    По умолчанию Re: Тема фуги

    Цитата Сообщение от gravizapa
    Как говорится, если я что-нибудь в чём-нибудь понимаю, то у Баха темы фуг всегда завершаются тоникой. Вот такие наблюдения.
    Согласно моим наблюдениям, уважаемая Гравицапа, далеко не всегда
    Очень и очень часто третьей и пятой ступенью, да и не только ими.

  • #5
    ускользающая Аватар для gravizapa
    Регистрация
    04.02.2006
    Адрес
    Галактика Кин-Дза-Дза
    Сообщений
    1,860
    Записей в дневнике
    4

    По умолчанию Re: Тема фуги

    А давайте подсчитаем, как в процентном соотношении? Правда, интересно. Завтра просмотрю весь ХТК, потом сообщу
    Уж чтобы наверняка знать.
    "Не возьмешься за гуж - не сдюжишь"
    Т. Манн

  • #6
    Постоянный участник
    Регистрация
    29.12.2004
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    1,819

    По умолчанию Re: Тема фуги

    Я лично всегда думал (прочитал где-то и запомнил), что тема кончается ровно тогда, когда вступает второй голос. То есть что правильно - второй вариант, но без последней ноты. А теперь я не знаю, что и думать. Или второй голос может вступать когда угодно - и до, и после завершения темы?
    Имеет смысл посмотреть любой учебник контрапункта.

    Описанные случаи имеют соответствующие названия:
    если ответ начинается "раньше, чем надо" - это называется "стреттный ответ",
    если между окончанием ТЕМЫ и вступлением ОТВЕТА имеется небольшой "хвостик", то он так и назыается "КОДЕТТА" (Es 1).
    Наиболее удобно окончание темы на 3-ю степень.
    В учебниках даже объяснено, - почему? - лучше сочетается со вступающим ответом. 1-я нота ответа будет либо 5 ступенью - более типично для реального ответа, либо 1 - для тонального. В обоих случаях получится благозвучное (с точки зрения Равномерной Темперации - далее РТ) сочетание - терция!
    Но во времена Баха фуги писали не в РТ а в Веркмайстере, и во многих органных фугах 1я нота ответа и последняя нота темы дают квинту. Но учащимся всё это конечно же не объясняют...

    В главе учебника о "строгом контрапункте" дается пример "стреттного ответа", при котором "тема" имеет в своём составе только лишь пол-ноты! музыка очень красивая!

  • #7
    Постоянный участник
    Регистрация
    29.12.2004
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    1,819

    По умолчанию Re: Тема фуги

    Ещё один пример из того , что описано в учебниках.
    В эпоху барокко часто применялись темы с хроматическими последованиями.
    Так вот, что интересно!
    У многих композиторов хроматические звуки являются ПРОХОДЯЩИМИ, в то время как И.С.БАХ, как правило, гармонизирует каждый хроматический звук отдельной, собственной гармонией!
    Но! это относится только к фугам Баха на СОБСТВЕННЫЕ темы. В фугах на темы других авторов (напр. Альбинони, Фридрих Великий и др.) хр.звуки могут быть и проходящими.

    Этот пример показывает, что ставя себя на место легендарного Овсяннико-Куликовского очень и очень непросто сочинить музыку в стиле конкретного человека - читай невозможно. Несколько проще сочинить музыку "в стиле эпохи".

  • #8
    К-мезон? К-пианист! Аватар для Сергей
    Регистрация
    08.06.2002
    Адрес
    Москва
    Возраст
    47
    Сообщений
    4,582

    По умолчанию Re: Тема фуги

    Цитата Сообщение от Miguel
    ...В обоих случаях получится благозвучное (с точки зрения Равномерной Темперации - далее РТ) сочетание - терция!
    Но во времена Баха фуги писали не в РТ а в Веркмайстере, и во многих органных фугах 1я нота ответа и последняя нота темы дают квинту. Но учащимся всё это конечно же не объясняют...
    Боюсь, из такого Вашего сообщения некоторые участники могут решить, что большие терции в неравномерных темперациях вообще звучат плохо..
    Увидите Alex'а, передайте, что я с ним согласен!
    ----------------------
    "Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то ........ политональные наложения! Короче, поехали домой!.."

  • #9

    По умолчанию Re: Тема фуги

    Miguel, спасибо! Всё прояснилось, только, боюсь, теперь мне непонятно, как в общем случае определять, где именно тема заканчивается. А какой учебник по контрапункту Вы можете порекомендовать?

  • #10

    По умолчанию Re: Тема фуги

    Цитата Сообщение от Алекс(музыковед-любитель)
    Имея только самое начальное музыкальное образование, рискну все же ответить Профессионалы, думаю, дополнят, если необходимо.
    Спасибо за ответ, Вы подтвердили мои догадки

    Цитата Сообщение от Алекс(музыковед-любитель)
    Так что, правила создаются для того, чтобы от них отклоняться.
    Это очень раздражает поскольку получается, что по партитурам Баха, Букстехуде и Пахельбеля научиться _формальным_ аспектам нереально :(

  • Страница 1 из 3 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Шуман. 4 фуги op.72
      от mr.fox в разделе Поиск фортепианных записей
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 08.04.2009, 01:21
    2. Искусство фуги
      от Torquemada в разделе Симфоническая музыка / дирижеры
      Ответов: 25
      Последнее сообщение: 20.12.2008, 23:42
    3. Тема барочной фуги
      от Фугетта в разделе Теория музыки
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 13.05.2008, 10:25
    4. Искусство фуги
      от Pripyat в разделе Старинная музыка
      Ответов: 46
      Последнее сообщение: 04.05.2008, 13:38
    5. Шуман .4 фуги.
      от Inferi в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 31.10.2007, 01:30

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100