-
12.09.2006, 07:45 #1
Шедевр и шлягер... Аннигиляция?
Шедевр и шлягер. К проблеме аннигиляции.
Статья Валерия Сырова - ссылку на нее я нашла на соседней композиторской ветке по пост-постмодернизму - так или иначе затрагивает те болезненные точки, которые не раз становились очагами раздоров и споров на форуме: искусство в условиях рынка, "высокое" и "низкое" искусство, проблемы выживания композитора, академического искусства в условиях рынка... Статья написана хладнокровно...На мой взгляд это - ее плюс... Много дельного... Давайте обсудим... Желающие! Высказывайтесь!
Шлягер и шедевр. К проблеме аннигиляции понятий
Мое сообщение продолжает тему, которая была поднята мной на прошлой «диалоговой» конференции. Речь тогда шла о новой жизни шедевра в изменяющемся мире. Сегодня хотелось бы к этой теме вернуться и развить ее в несколько ином ракурсе, который позволит взглянуть на привычные явления в новом свете.
В наши дни конфронтация массовой и элитарной культур сменяется их активной интеграцией. И было бы интересно проследить ее на примере явлений, которые когда-то эту конфронтацию олицетворяли – шедевр и шлягер. И действительно, трудно найти понятия более далекие друг от друга, нежели классический шедевр и популярный шлягер. С одной стороны, олицетворение вершин искусства, непреходящих духовных ценностей, знак высокой художественной пробы, с другой, низинный пласт культуры, ориентация на сиюминутный успех, изменчивость моды, коммерция. Но так ли уж глубока и непроходима пропасть, как это кажется на первый взгляд? Начнем с определений.
Как известно, слово «шедевр» чаще всего фигурирует в оценках европейской классики, в устах критика или любителя музыки означает высшее достижение композиторского гения (гений, талант, откровение, шедевр – все они рядоположны по смыслу). Шедевр - произведение исключительных достоинств, которое выдержало испытание временем. Иногда шедевром именуют главное творение мастера, дело всей его жизни. В обиходном языке шедевр это не только художественное, но и всякое творение человека: будь это восхитительный ребенок или красивый дом, автомобиль или цветочная композиция.
Если шедевр как аксиологема сформировался в энергетическом поле «высокого» европейского искусства, то «шлягер» - в условиях массовых коммуникаций, общества массового потребления, он связан с эстетикой массовой культуры. Впрочем, об эстетике здесь можно говорить лишь условно, ведь эстетическое в шлягере заслоняется обиходным, художественное – прикладным, а личностное – массовым. Шлягер порожден стихией рынка, шоу-бизнеса, проникает в самые потаенные уголки человеческого быта и социума, шедевр же, как художественный феномен живет в рамках академической сцены, концертного зала или оперного театра, подразумевая особый круг ценителей и слушателей.
О многом говорит и этимология. Слово «Chef-d’oeuvre» французского происхождения, но получившее эквиваленты в других языках - «masterpiece», «five-star work», «art treasures», «numero uno» и др. Все они означают высокую ценность произведения искусства, а также суждение об этой ценности. «Опус», «сочинение», «творение» из того же понятийного ряда, что и «шедевр». Говорят «опусная музыка», имея в виду музыку европейской традиции, в которой шедевр становится ключевым понятием.
«Schlager» с немецкого означает ходкий товар, гвоздь сезона. К шлягеру близки по смыслу англоязычные «хит» и «бестселлер». При всей своей внешней простоте шлягер неоднороден. С одной стороны, это обыкновенная популярная мелодия, с другой стороны, это не просто популярная, но такая мелодия, которая стала объектом повышенного покупательского спроса. И в этом смысле шлягер (как и китч) отражает глубинные коммуникативные особенности массовой культуры.
Если классический шедевр материализуется в художественном произведении («art work»), то шлягером может стать любой жанр или форма: модная песенка, рок-альбом, видео-клип, спектакль, культовый фильм, роман-бестселлер, скандальная телепередача. Шлягером порой становится и его создатель - «Мистер шлягер», «Доктор шлягер», «Король шлягера». Популярный артист, не сходящий с экрана, это также настоящий шлягер, он повышает коммерческий рейтинг канала. Шлягером в последнее время называют любой хорошо раскупаемый товар. Все это грозит сделать понятие чрезмерно широким, размывает его изначальный смысл, а он, этот смысл связан, прежде всего, с музыкальной природой шлягера.
Сравним «динамику» шедевра и шлягера. Первая складывается из субъективных, личностных и, порой, пристрастных суждений и оценок, которые в течение длительного времени кристаллизуются в суждения, обретающие силу некоего закона. Тем не менее, не существует общезначимого и мирового шедевра: каждая национальная культура выдвигает свои эталоны ценности. В случае со шлягером обстоит иначе: мировой шлягер возможен, он существует благодаря системе трансконтинентальных коммуникаций (Интервидение, Интернет, спутниковая связь), а динамика его отражается в статистике продаж, в «объективных» таблицах и списках популярности (цифры тиража).
Продолжая убеждаться в глубокой антиномичности шлягера и шедевра, попробуем взглянуть на них с другой стороны. При всем своем различии оба есть порождение европейской культурной традиции с ее «двумирностью», разделением «серьезного» и «легкого», «верха» и «низа», «духа» и «плоти», «божественного» и «дьявольского». То есть, той самой традиции, которая привела европейскую культуру к расколу на высокую и низкую, духовную и профанную, элитарную и массовую. То, что раскол этот специфичен именно для европейской культуры, не вызывает сомнений, хотя для азиатских и африканских музыкальных традиций разделение сакрального и профанного очевидно.
И шедевр, и шлягер мифологичны, функционируют в мифологическом пространстве европейской мысли, отражая ее каждый по-своему. О мифологичности массовой культуры сказано и написано достаточно много, и шлягер демонстрирует ее во всей полноте. Но ведь представления о шедевре также во многом несут на себе отпечаток коллективного бессознательного. Шедевром часто считают то, что принято считать. И вот шедевр становится неким штампом, иконой, фетишем.
Одновременно, среди так называемых потребителей массовой музыки, есть и те, кто не утратил критической способности различать и дифференцировать, в частности, способности расслышать свежую интонацию в потоке интонаций тривиальных. Гораздо хуже другое - односторонняя ориентация либо на «высокую» классику, либо на музыку развлечений. Эта «центричность» есть неполнота восприятия жизни, если не сказать ущербность. Она проявляется в позиции академического профессионала, который молчаливо игнорирует так называемую легкую музыку, либо подвергает эту музыку уничтожающей критике, как это делает с патологической ненавистью Адорно. Центричность также - и в неприятии сложных форм музыки обывателем, скользящим по поверхности и утратившим элементарную способность проникать в музыкальный смысл или констатировать его отсутствие. Установка на «шедевр» или на «шлягер» разделяет два слушательских лагеря и одновременно делает их очень похожими в их непримиримости.
Нужно заметить, что в последнее время обнаружилась явственная тенденция - формирование нового слушателя, которому не ведома антиномия «шедевр – шлягер» и который посещает с равным интересом филармонические концерты и джазовые джемы, слушает этно-музыку и бардов. Этот тип по преимуществу представляют молодые люди, которые знакомы с Интернетом, с детства знакомы с разной музыкой и спокойно воспринимают ее различные формы в единстве. Они благополучно минуют «Сциллу и Харибду» двух культур - миф, которым еще продолжает жить старшее поколение и который привел европейскую культуру к такому плачевному итогу. Представители этой новой слушательской прослойки есть и среди профессионалов, и среди обыкновенных меломанов (преимущественно в кругах интеллигенции). Немало их и в нашей консерватории.
Если музыкальный шедевр это интонационный продукт, отшлифованный слуховой практикой десятков поколений, то в шлягере присутствует своя селекция. Оба имеют высшие «номинации» в своих областях - «абсолютный шедевр» и «золотой шлягер». И шедевр, и шлягер сближают высокая оценка большого числа людей. Правда, оценка эта формируется по-разному. В первом случае идет длительное на протяжении десятков и сотен лет усвоение и передача традиции через многие поколения, во втором же, счет идет на годы, месяцы и даже недели (недельный радио хит-парад), оценка при этом более стихийна, и, как бы сказал К.Юнг, коллективно-бессознательна. Но и в том и другом случае она эволюционирует - активнее в массовой музыке и менее активно в музыке классической.
Вот почему шлягер и шедевр невозможно понять чисто синхронически, оба на протяжении своей жизни они непрерывно видоизменяются, и это их также сближает. Например, известны стадии бытования шлягера: 1) рождение свежей мелодической идеи, которая пока еще не обращает на себя внимания широкого слушателя, 2) стадия распространения, мелодия привлекает к себе большую аудиторию, ее с удовольствием слушают и распевают, тираж ее растет, 3) стадия стабилизации, максимального распространения, это предел, за которым привлекательная мелодия перерождается в назойливый мотив, 4) шлягер «остывает», его интонации и ритмы полностью утрачивают свежесть, оставляя после себя лишь «шлаки» (пользуемся удачным словом А.Ивашкина). Эволюция в оценках классического шедевра также стадиальна, поначалу будущий шедевр выглядит «сумасшедшей идеей», потом говорят - «в этом что-то есть», далее следует - «самое замечательное, что только может быть» и, наконец, шедевр становится почетным экспонатом в зале музейной славы, освобождая жизненное пространство для новых шедевров. Во втором случае перестройка в ценностных установках не столь стремительна, хотя историко-культурные потрясения на стыках эпох ломают сложившуюся иерархию ценностей. Свои эталоны для века Просвещения, свои - для романтической эпохи или для ХХ века, который особенно дерзко перекраивает карты культурных коммуникаций и устанавливает свои художественные маршруты. Аналогичные смены приоритетов происходят и в массовой музыке. Шлягеры 20-х, 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, 70-х годов – что это, как ни смена поколений и соответствующих музыкальных мод. Вот почему так сильно отличаются фокстроты 30-х от твистов 60-х, а танго 20-х от мелодий диско-музыки 70-80-х!
Пока речь идет лишь о типологических сходствах и пора обратиться к непосредственным контактам.
Прежде всего, отметим, что шлягер и шедевр в музыке достаточно рано предстают в слиянном, синкретичном виде. Впервые это наблюдается в XIX веке - эпоху демократизации музыкальной жизни, в частности оперы. Популярные оперные арии, мелодии увертюр распеваются, подобно современным песенным шлягерам, а многие мелодии Россини и Верди становятся для своего времени своеобразными шедеврами-шлягерами (например, «Песенка Герцога» из «Риголетто»). ХХ век обогатил музыку своими шедеврами-шлягерами: «Болеро» Равеля и «Блюзовую рапсодию» Гершвина, «Танец с саблями» Хачатуряна и «Торжественную увертюру» Шостаковича, музыку к пушкинской «Метели» Свиридова и «Ревизскую сказку» Шнитке и многое другое. Наряду с шедеврами-шлягерами появились и шлягеры-шедевры - те образцы массовой музыки, которые пережили свою изначальную шлягерность и сегодня продолжают бытовать по законам классического шедевра (вальсы И.Штрауса, мелодии старых танго, джазовые произведения Дюка Эллингтона, альбомы «Beatles» и др.). То есть, достаточно рано шлягер и шедевр соединяются в одном «лице». Но интересно и другое.
Несомненно, шлягер есть торжество массового вкуса, на определенной стадии – его отстоя, но многие шлягеры изначально обнаруживают творческий импульс, свежую интонационную находку. Без этой находки шлягер не может увлечь, вызвать массовый спрос. При этом - и мы подходим к самому главному - он черпает материал в разных областях музыки, в том числе и в классике, а это мелодические и гармонические обороты, инструментарий, формы. Мы уже не удивляемся, когда в песенных или танцевальных мелодиях встречаются вивальдиевские «золотые секвенции», баховские контрапункты или шопеновские сексты. Все это уже давно стало общим местом в легкожанровых шлягерах и достаточно глубоко ассимилировалось массовым слухом. Шедевр же, наоборот, при всей своей жанровой и стилевой чистоте, обнаруживает на генетическом, «клеточно-молекулярном» уровне «рудименты» бытовой и обиходной музыки. Рождение европейской классики из стихии песенно-танцевальной музыки, благорасположенность великих классиков к музыке быта, многочисленные песенные и танцевальные жанры в классических шедеврах – все это подтверждает сказанное. То есть, генетическая память шедевра свертывает в себе информацию бытового, легкожанрового или фольклорного происхождения, конвертируя ее в художественно-преподносимую форму. Интересно, что сегодня данный процесс разворачивается на 180 градусов, и мы наблюдаем «инверсирование», при котором классический шедевр освобождается от «прокрустова ложа» концертного ритуала и возвращается к доконцертным формам свободного музицирования. Это возвращение в быт, как к чему-то давно забытому и желанному.
При этом возможны разные формы инверсирования. Например, тот или иной хрестоматийный образец текстуально сохраняется, он лишь попадает в иные условия восприятия, когда его слушают попутно, рассеянно, фрагментарно, как бы между дел. Существует и другой путь «де-артизации»– использование шедевра в рекламных клипах, заставках радио и телевизионных станций, вплоть до позывных в мобильных телефонах (пусть аудитория включит все свои мобильники, и мы увидим, что 90% настроены на классические позывные). Если в первом случае классический материал не изменяется, а лишь смещается точка зрения (слышания), то во втором происходит преобразование материала, адаптация к стандарту шлягера. Особенно ярко это проявляется в многочисленных переработках и переложениях классических хитов в джазовых, роковых, дискотечных ритмах. Музыка старых мастеров – Вивальди, Баха, Моцарта, Бетховена – особенно востребована. Классика здесь обретает совершенно новую жизнь и новое звучание. В каких-то случаях она превращается в звуковой объект окружающей среды, а в иных - становится знаком качества, символом надежности и подлинности в нашей неподлинной жизни, наполненной симулякрами. Эту мифологию шедевра активно использует реклама, нередко прибегающая к классическим мотивам как к торговому брэнду.
Итак, взаимодействие шлягера и шедевра идет двумя путями. С одной стороны, это движение от легкожанрового шлягера к шедевру. Артизация массовой музыки, некоторых жанров песенного творчества, джаза, рока дала такие формы, как «третье направление» в песне, модерн-джаз, арт-рок, «doom-metal», прогрессив-метал и т.д. С другой стороны, как мы уже выяснили, классический шедевр перерождается в популярный шлягер. Возникает нейтрализация некогда полярных понятий, и вот уже невозможно различить шлягеризованный шедевр и артизованный шлягер. Например, что есть дуэт Фредди Меркюри и Монсеррат Кабалье, многочисленные альянсы рок-групп с симфоническим оркестром? Куда отнести квартет «Кронос», который играет блюзы Мадди Уотерса или рок-композиции Джимми Хендрикса, записи Николая Носкова со струнными, альянс Виктора Пелевина с рок-группой «Ва-банк» (альбом «Нижняя тундра»), провокационное творчество Сергея Курёхина и многое другое?
Все это во-многом перекликается с постмодерном. Вообще в размывание граней между массовым и элитарным, между шлягером и шедевром постмодерн сыграл ведущую роль. Как известно, он по карнавальному смешал высокое и низкое, серьезное и комическое, рефлексивное и игровое, патетическое и ироническое, да и сами категории «автор», «произведение», «творческий процесс» теряют здесь свою автономию, находясь в диффузно-подвешенном состоянии. Постмодерн существует как бы «по ту сторону добра и зла», привычных для европейца культурных антиномий. В ситуации, когда полярные мифологемы сходятся, и происходит артизация шлягера и шлягеризация шедевра. Их взаимоуничтожение, аннигиляция выбрасывает избыток энергии в окружающую среду, как и бывает при физической аннигиляции. В результате появляется некая серединная культура («middle culture», «третий пласт»), в которой шлягер порой приобретает неожиданную весомость и концептуальность (факт жизни!), а шедевр становится мимолетной «страничкой дневника», событием жизненной хроники. Мы находимся на начальной стадии формирования этой новой интегральной культуры, где будет преодолен барьер между элитарным и массовым, где интеллектуализм европейской традиции объединяется с пластикой телесного ритма и где человек на пути к одухотворению вновь обретает целостность и полноту бытия. В любом случае уже то, что происходит на наших глазах достаточно, чтобы убедиться в серьезности и фундаментальности этого процесса.И ни туды...
И ни сюды...
- Регистрация
- 15.08.2004
- Адрес
- Москва, ёпт
- Сообщений
- 3,720
- Записей в дневнике
- 45
Re: Шедевр и шлягер... Аннигиляция?
Написано красиво и вроде даже правильно, но лично у меня вызывает отторжение.
Я бы сформулировал проще. Современное "информационное" общество - общество потребителей; и музыка все больше и больше становится исключительно развлечением и удовольствием. Классическая музыка в рок-обработке - это как адаптированный пересказ романа. Книжка "100 шедевров в кратком пересказе".
Нравится - не нравится, а вектор развития современной культуры именно таков. С точки зрения "среднего" человека, собравшиеся здесь ценители, скажем, Скрипичного концерта Брамса ничем не отличаются от фанатов песни "Бетономешалка" группы "Кувалда".
Ceterum censeo copyright esse delendam.
Re: Шедевр и шлягер... Аннигиляция?
Первое впечатление. Статья построена на "исторической антиномии" шедевр-шлягер, которая "диалектически" (наконец-то) преодолевается в наше "постмодернисткое" время . Революция, о которой все время говорили большевики.....
При этом сразу бросается в глаза социологичность понятия шлягер и "антисоциологичность" понятия шедевр (а по сути - недостаточная определенность понятия). Несмотря на эту ИМХО внеположность, понятия активно "взаимодействуют" и противопоставляются автором.
Процесс взаимопроникновения жанров безусловно имел и имеет место быть. Но связь с "социологией музыки" не представляется столь очевидной. Автор, как мне показалось, практически проходит мимо target groups, рассматривая "процесс" вообще.
Автор эрудирован. Статья слабая.
Хотелось бы подробнее остановиться, но пока нет времени.
...навязывание мнения о том,что каждый имеет право на свое мнение... ослабляет чужие мнения, разьеденяет их (с) Adriano, Классика, 18.06.2009
Re: Шедевр и шлягер... Аннигиляция?
Статья и сильна, и слаба своими броскими, запоминающимися, рекламно-цепляющими противопоставлениями и формулировками... Их хочется тут же употребить... Например, последнюю постановку Чернякова в Большом можно считать, наверное, попыткой объединения в одном продукте шлягера и шедевра, или попыткой сделать из шедевра шлягер...
И ни туды...
И ни сюды...
Re: Шедевр и шлягер... Аннигиляция?
Мы находимся на начальной стадии формирования этой новой интегральной культуры, где будет преодолен барьер между элитарным и массовым, где интеллектуализм европейской традиции объединяется с пластикой телесного ритма и где человек на пути к одухотворению вновь обретает целостность и полноту бытия. В любом случае уже то, что происходит на наших глазах достаточно, чтобы убедиться в серьезности и фундаментальности этого процесса.
Автор - оптимист, однако... Только не вполне понятно, на чем основывается его оптимизм? Мы, блин, " вновь обретаем полноту и целостность бытия" в ближайшем времени... Это когда? На десятой ФАБРИКЕ, или на ДВУХСОТОЙ Московской осени или Конкурсе Чайковкого?
Лично у меня возникают почему-то аналогии материально-экономические... Быть может, для кого-то неожиданные...
Голодные дети с чудовищно раздутыми животами, с одной стороны, и "золотые унитазы", с другой. Ясно, что ресурсы как-то надо перекачивать и перераспределять... Но как?
кто-то говорит, что массы нас не должны волновать... Высокое искусство само-по себе. Вот сами по себе мы и оказались там, где сидим... Вам хорошо? Мне - нет...
И ни туды...
И ни сюды...
Похожие темы
-
Р. Касимов. "Забытый шлягер"
от Violinistka в разделе Поиск нот для скрипки и альтаОтветов: 7Последнее сообщение: 23.05.2012, 22:28 -
Компьютерное творчество - поделка или шедевр?
от bear в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 0Последнее сообщение: 21.05.2009, 22:03 -
Что есть - оперный шедевр?
от Лев Конов в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 21Последнее сообщение: 17.02.2008, 21:41 -
Шедевр свиным рылом
от Simkin в разделе СмешноОтветов: 10Последнее сообщение: 12.03.2007, 23:00 -
Шедевр Кристиана Баха?
от Игорь в разделе Помогите опознать мелодиюОтветов: 3Последнее сообщение: 04.01.2007, 00:58



Ответить с цитированием

Социальные закладки