Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 15

Тема: «Средство Макропулоса» Л.Яначека в Зальцбурге (10.08.2011)

              
  1. #1
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,288
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию «Средство Макропулоса» Л.Яначека в Зальцбурге (10.08.2011)

    Несмотря на глубокое философское содержание первоисточника, опера Яначека производит скорее впечатление театрального представления по пьесе Чапека с непрерывным музыкальным сопровождением, чем самодостаточного произведения: музыка иллюстративна, диалоги речитативны, «припевных» мелодий ровно ни одной, словом, одушевить такой материал в состоянии только по-настоящему выдающиеся исполнители, и зальцбургская серия показов удалась исключительно благодаря мастерству Ангелы Деноке, исполнившей главную роль. Собственно, участие в спектакле этой уникальной певицы, обладающей не только прекрасным голосом, но и собственным стилем, отличающимся в равной степени как технической безупречностью, так и театральной выразительностью, и стало причиной моего интереса к новой постановке Кристофа Марталлера.

    Марталлер относится к тем режиссёрам, которые любят высасывать спецэффекты из пальца: эта особенность организации сценического действия порождает невыносимые постановочные длинноты, бессмысленные повторы мизансцен и вакуумную псевдоиронию, претендующую на псевдоинтеллектуальность… Ну выходят три раза подряд на сцену участники судебного заседания, и что? Или вот стоит и смотрит тупо со сцены в оркестровую яму какой-то мужик перед началом спектакля, а один из участников представления никак не может увести со сцены неугомонную горничную в летах (он уводит, а она возвращается, он уводит, а она возвращается)… Оно всё, наверное, смысл какой-то имеет, но я, неплохо знакомый как с пьесой, так и с оперой, никак не пойму, как все эти «прибабахи» помогают мне постичь внутреннее содержание произведения… Почему это должно быть интересно или хотя бы оригинально, лично мне неясно. Однако, будучи профессионалом, Марталлер не умеет что-то делать совсем уж плохо, и весьма серьёзными удачами режиссёра, на мой взгляд, стали «немой» диалог-эпиграф в стеклянной «курилке», который в беззвучной пустоте транслировался при помощи титров, и, безусловно, роскошный финал-«эпилог», когда молодая певица Криста Витек поджигает рецепт вечной молодости и отрешенно прикуривает от пламени, уничтожающего надежду на вечную жизнь (воистину курение убивает)…

    Однозначно порадовала концептуальной сдержанностью и элегантностью работа оформителя спектакля Анны Фиброк. Сцена визуально разделена на три «сектора»: слева коридор с рядом дверей и стеклянной курительной комнатой, в которой «звучит» издевательский «приговор» оперному театру: «Они всегда поют на языке, который никто не понимает», - по центру – зал судебных заседаний, справа – «зал ожиданий» с аквариумом в белой стене и изумрудно-полосатым полом-«плиткой». Не только костюмы, выдержанные в стиле 30-х гг. прошлого века, подчеркнуто характерны: и своей цветовой гаммой, и нюансами покроя они отражают те или иные особенности характера героев; но даже прически исполнителей продуманно-информативны: чего только стоит огненно-каштановое каре главной героини, в сочетании с аристократически-выразительным профилем Ангелы Деноке произведшее настоящий фурор. Но, разумеется, никакие костюмы с прическами и париками не в состоянии оттеснить на второй план главное впечатление сегодняшнего вечера - блистательную игру и восхитительный вокал, пожалуй, самой скромной и самой удивительной примадонны современной оперной сцены.

    Уникальное отсутствие ажиотажа вокруг этой певицы, о работах которой можно говорить, используя только превосходные степени восторженных эпитетов, связано, прежде всего, с её репертуаром: последние несколько лет Ангела Деноке поёт только Вагнера (Зиглинде, Кундри), Р.Штрауса (Саломея, Фельдмаршальша), Яначека (Эмилия Марти, Енуфа), Берга (Мари) и Чайковского (Лиза в «Пиковой даме»)… Эти партии снискали ей среди знатоков славу одной из наиболее изысканных и грамотных исполнительниц «тяжелой» драматической музыки XIX-XX вв. Индивидуальный стиль, безупречная музыкальность и феноменальная сценическая органичность отличают едва ли не все работы певицы, и если в афише стоит имя Деноке, знающие люди понимают: всё будет сделано не просто качественно, но – бесподобно. Сегодня я убедился в этом ещё раз.

    Голос певицы с самого начала зазвучал легко и весомо, хрупко и настойчиво одновременно, как звон хрусталя. Его кристальная чистота, расцвечиваемая в нижнем регистре роскошными фарфоровыми оттенками идеально «белесых» пиано, сводила с ума. Этого абсолютно уникального ощущения мощи и зыбкости, изысканности и напора, совершенства и надломленности мне никогда не дарил никакой другой вокал. О профессионально завораживающей актерской игре Деноке говорить, наверное, даже излишне: её сценический почерк отличается таким невероятным чувством собственного достоинства, продуманностью каждого жеста и цельностью создаваемого образа, что единственная оперная актриса, которая могла бы без труда составить конкуренцию этой певице, - Вальтрауд Майер.

    Образ Эмилии Марти – один из интереснейших в современном оперном репертуаре, ибо сыграть изможденность жизнью намного сложнее, чем кажется. В этом образе недостаточно простого ледяного равнодушия («С годами чувства превращаются в лёд»), здесь важна эмоциональная окаменелость в обрамлении безответственной весёлости («- Но что мне делать, если я тебя люблю?! – Да хоть убейся… Мне всё равно…»), и существенное значение для его понимания имеет отталкивающее обаяние опустошенности, вызванной временем («И добро, и зло одинаково утомительны, когда длятся слишком долго…»)… Деноке удаётся передать эти тончайшие оттенки образа главной героини посредством сочетания депрессивной замедленности движений с экспрессивной агрессией, актриса гармонично комбинирует предсказуемые штампы поведения «оперной примадонны» с жестами и манерами уставшей от разочарований женщины, и, благодаря столь тонкой работе певицы, мы удивительным образом не испытываем чувства жалости к главной героине, но нам удаётся пережить то же чувство пустоты и отрешенности, в котором и состоит эмоциональный настрой образа Эмилии Марти – женщины с молодым телом, но с разрушенной душой…

    Из работ остальных исполнителей хотелось бы отметить литовское сопрано Юргиту Адамоните, роскошным «ручейным» тембром технически ярко и драматически убедительно исполнившую роль молодой певицы Кристы Витек. Мужские голоса были в пределах и в рамках, но не более того. Из актерских работ выделялось яркостью исполнение роли Ярослава Пруса датским бас-баритоном Йоханом Ройтером.

    Венские филармоники под управлением Эсы-Пекки Салонена звучали не просто предсказуемо превосходно, но с каким-то удивительно нахальным драйвом, будто впервые представляли эту партитуру публике, и, пожалуй, только в их лёгкой и броской интерпретации музыки Яначека звучала та насмешливая ирония, которой так не хватало в режиссёрской версии оперы, исполненной постановочными длиннотами и невнятными несуразностями…

    http://www.classicmus.ru/Makropulos.html
    Последний раз редактировалось AlexAt; 31.10.2011 в 10:43.

  • #2
    Старожил Аватар для Sasha.E.Zhur
    Регистрация
    03.01.2008
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,586
    Записей в дневнике
    38

    По умолчанию Re: «Средство Макропулоса» Л.Яначека в Зальцбурге (10.08.2011)

    Обожаю Яначека. А вот к Средству отношусь весьма осторожно - весьма жёсткий музыкальный язык и лаконичность берговского толка!
    Меня жутко раздражает, когда некоторые партии (центральные!) как бы традиционно отдают певицам в период "паст хё прайм" . Эмилия Марти, например, которую долго пела Силья, искупая вокальную форму блестящими драматическими достижениями.
    Хорошо, что сейчас Зальцбург "отдал" партию певице в голосе, коей безусловно является Деноке. (Не могу сказать, что голос певицы мне нравится. Но её именно вокальное мастерство сомнений не вызывает. Ни разу!)

  • #3
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,288
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: «Средство Макропулоса» Л.Яначека в Зальцбурге (10.08.2011)

    Цитата Сообщение от Sasha.E.Zhur Посмотреть сообщение
    Обожаю Яначека. А вот к Средству отношусь весьма осторожно - весьма жёсткий музыкальный язык и лаконичность берговского толка!
    Меня жутко раздражает, когда некоторые партии (центральные!) как бы традиционно отдают певицам в период "паст хё прайм" . Эмилия Марти, например, которую долго пела Силья, искупая вокальную форму блестящими драматическими достижениями.
    Хорошо, что сейчас Зальцбург "отдал" партию певице в голосе, коей безусловно является Деноке. (Не могу сказать, что голос певицы мне нравится. Но её именно вокальное мастерство сомнений не вызывает. Ни разу!)
    ну вот музыкально какая-то она никакая эта опера... не торкает вообще ничем...
    Деноке обожаю просто: и за угловатую фарфоровость тембра, и, конечно, за недосягаемую техничность: по-моему, она вообще может спеть всё!..

  • #4

    По умолчанию Re: «Средство Макропулоса» Л.Яначека в Зальцбурге (10.08.2011)

    "Енуфу " бы с ней послушать .А в "Кате Кабановой " Деноке не поет?

  • #5
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,288
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: «Средство Макропулоса» Л.Яначека в Зальцбурге (10.08.2011)

    Цитата Сообщение от barclay Посмотреть сообщение
    "Енуфу " бы с ней послушать .А в "Кате Кабановой " Деноке не поет?
    в "Кабановой" не знаю... я её в "Леди Макбет" Шостаковича слышал

  • #6
    Старожил Аватар для Sasha.E.Zhur
    Регистрация
    03.01.2008
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,586
    Записей в дневнике
    38

    По умолчанию Re: «Средство Макропулоса» Л.Яначека в Зальцбурге (10.08.2011)

    Есть запись Кабановой. На Орфео.

  • #7
    Старожил Аватар для Bogda
    Регистрация
    18.02.2009
    Адрес
    Прага
    Сообщений
    1,238
    Записей в дневнике
    20

    По умолчанию Re: «Средство Макропулоса» Л.Яначека в Зальцбурге (10.08.2011)

    3sat покажет запись спектакля 26.11 в 21:45 (0:45 по Москве)

    Очень рекомендую!

    Кстати, с АлексАтом не соглашусь У Марталера получилось гораздо интереснее чем у Деноке музыкальная часть в общем не самая сильная сторона этого спектакля (и дело не в Яначеке)

  • #8

    По умолчанию Re: «Средство Макропулоса» Л.Яначека в Зальцбурге (10.08.2011)

    Цитата Сообщение от Bogda Посмотреть сообщение
    3sat покажет запись спектакля 26.11 в 21:45 (0:45 по Москве)

    Очень рекомендую!

    Кстати, с АлексАтом не соглашусь У Марталера получилось гораздо интереснее чем у Деноке музыкальная часть в общем не самая сильная сторона этого спектакля (и дело не в Яначеке)
    Черт,как неудачно.Не получится посмотреть.В это время я на концерте Жарусски буду

  • #9
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,288
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: «Средство Макропулоса» Л.Яначека в Зальцбурге (10.08.2011)

    Цитата Сообщение от Bogda Посмотреть сообщение
    (и дело не в Яначеке)
    Вы меня пугаете... моя толерантность к странным вкусам, конечно, безгранична, но всему же есть предел

  • #10
    Старожил Аватар для Bogda
    Регистрация
    18.02.2009
    Адрес
    Прага
    Сообщений
    1,238
    Записей в дневнике
    20

    По умолчанию Re: «Средство Макропулоса» Л.Яначека в Зальцбурге (10.08.2011)

    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    Вы меня пугаете... моя толерантность к странным вкусам, конечно, безгранична, но всему же есть предел
    О вкусах конечно не спорят, но не пойму с каких пор любовь в музыке Яначека считается "странным вкусом". Другое дело, что вам она мало известна. (Я же ведь в Праге живу ) Конечно Средство Макропулоса и не самая известная его опера, но все таки одна из лучших. Первый раз я услышал эту оперу в Геликоне, и сразу полюбил. Уже не помню кто дирижировал, но музыка казалась полной накала, энергии и жизни, а вот всего этого у Эссы Пеки Салонена не хватало. Да играли правильно но сухо. разложили всю партитуру по кускам но потом не собрали в гармоничное целое.
    На счет Деноке тоже спорить не буду, у нас с вами явно вкусы не совпадают, она мне ни как Марти ни как Катерина Измайлова совсем не понравилась
    Что касается Марталера, мне кажется что у него как раз и получилось постоянным повтором и длиннотой передать центральную идею оперы о бессмысленности бесконечной жизни.

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Ответов: 15
      Последнее сообщение: 29.05.2012, 00:45
    2. О чистоте жанра: «Женщина без тени» Р.Штрауса – К.Лоя в Зальцбурге (11.08.2011)
      от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 18.04.2012, 10:17
    3. «Макбет» Петера Штайна и Риккардо Мути в Зальцбурге (12.08.2011)
      от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 17.04.2012, 12:06
    4. Музыка как средство контакта цивилизаций
      от Degen1103 в разделе Философия и музыка
      Ответов: 8
      Последнее сообщение: 20.02.2009, 05:17
    5. Плиз, подскажите! Средство для очистки скрипки
      от Алтынай в разделе Скрипичная и альтовая музыка
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 02.04.2007, 19:04

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100