Тела минувших дней
// "Metamorphoses" и "Zweiland" Саши Вальц в Берлине





Когда мужик в женском платье начинает из огромной лейки поливать двойную страну, зрителей как током бьет
Фото: Sebastian Bolesch




Премьера балет
Ведущий немецкий хореограф contemporary dance Саша Вальц показала в берлинском Radialsystem V премьеру "Metamorphoses" и восстановленный специально для турне по странам Ближнего Востока спектакль 1997 года "Zweiland". Хорошо забытое старое показалось ОЛЬГЕ ГЕРДТ актуальнее нового.

"Metamorphoses" — последняя по времени премьера Саши Вальц отпочковалась от другого свежего проекта — "Continu", который в свою очередь стал продолжением нашумевшей постановки "Dialoge 2009 — Neues Museum". И хотелось бы не копаться в сложной генеалогии мегапроектов Вальц, но она давно уже работает именно так: каждая ее новая вещь не считается завершенной, пока не обрастет всеми возможными сиквелами и приквелами. "Dialoge 2009", созданные для пространства и многотысячной аудитории Нового музея, трансформировались сначала в сценический проект "Continu", после чего сузились до камерных "Metamorphoses", адаптированных уже для небольшой сцены Radialsystem V,— именно здесь, в здании бывшей насосной фабрики в Восточном Берлине, и базируется знаменитая компания Sasha Waltz & Guests.

При этом неправильно считать "Metamorphoses" "бедным вариантом" больших проектов. Все три вещи скорее родственники, чем копии друг друга. Они по-разному выглядят, по-разному звучат, но объединяет их одно — идея диалога танцовщиков с музыкой и архитектурой. В "Metamorphoses" Вальц выводит на сцену музыкантов ансамбля "Калейдоскоп", с которыми делались "Dialoge 2009". Со всеми своими скрипками, виолончелями и ударными установками они хозяйничают на сцене наравне с танцовщиками. Отношения если и возникают, то скорее в виде мимолетной пародии — в сценке, например, где танцовщики ползают под инструментами, "засыпают" у ног музыкантов или "воруют" у них пюпитры с нотами, провоцируя метаться по сцене в поисках "убегающего" текста. Но в целом никто никого не обслуживает и никто никому не аккомпанирует. Шесть хореографических миниатюр плавают в авангардной звуковой среде (среди авторов Рут Визенфельд, Янис Ксенакис, Георг Фридрих Хаас) как детали величественной и потерявшей контекст архитектуры. Будь то танец семи экзальтированных фурий или дуэт с эффектными бесшумными столкновениями как бы нечаянно налетающих друг на друга тел. Космос да и только.

То ли дело "Zweiland". Здесь вещи еще привязаны к земле, вместо музыки пониженного давления звучит бодренький аккордеончик, а тела выглядят не просто человеческими, но и вылепленными определенной исторической эпохой. Вторая работа Вальц, завершившая гастроль хореографа на родной площадке, моложе "Metamorphoses" на 13 лет. Поставленный после знаменитой "Аллеи космонавтов" спектакль посвящен той "двойной стране", что существовала за Берлинской стеной и интриговала жителей Западной Германии своей абсолютной фантомностью. "Zweiland" можно было бы назвать "Na Stene" — в 90-е Вальц еще вовсю исследовала ограниченные пространства. Будь то советские "панельки" Аллеи Космонавтов в Восточном Берлине с их клаустрофобическим бытом. Или пустырь перед страшненькой бетонной стеной в "Zweiland". Здесь вроде и попросторнее, чем в малогабаритках "Аллеи", но все равно ужасно тесно, поскольку обитатели "Zweiland" открытого пространства не терпят и из каких-то помоечных досок постоянно норовят соорудить что-нибудь до ужаса тесное — бытовку, ларек, автобусную остановку, а потом втиснуться туда всем своим "коллективным" телом. Персонажи в "Zweiland" буквально липнут друг к другу — мутант с одной головой, четырьмя руками и ногами появляется в первом же эпизоде, символизируя наверняка разделенную Германию. Но сегодня политические акценты не так уж важны. Сегодня увлекательно просто вспоминать страну, обитатели которой ходят парами, мыслят синхронно и ужасно милы в своей провинциальности. И уличные хохотушки, задирающие простоватого юношу. И манипулирующие "педжиками" местные мачо. И влюбленная парочка — секса в "Zweiland" нет, поэтому любовь выглядит как бальные танцы или парное фигурное катание.

Если бы не песни немецких композиторов да средневековые хоралы в исполнении звезд Саши Вальц, танцовщиков Хуана Круза Диаса де Гарайо Эснаолы и Люка Данберри, можно было бы подумать, что все это — и про нашу советскую родину. Так забавно и точно в остроумных сценках описывают Вальц и ее танцовщики эту дикую и одновременно романтическую "общность", неизменно стремящуюся слиться в единое тело: выстроиться в очередь, сходить на субботник или под бодренькую песенку на мотив "Красная армия всех сильней" покрасить стену в обнадеживающий голубой цвет.

В финале, когда мужик в женском платье карабкается на стену и начинает из огромной лейки поливать двойную страну,— зрителей как током бьет. Они голосуют за старую постановку Вальц руками и ногами. Что сильно отличается от реакции на стильные "Metamorphoses" — их-то может сделать только большой хореограф. А вот "Zweiland" — только Саша Вальц.