На английском эта система называется “5-limit just intonation”.На русском “ Система чистой интонации предела 5” часто сокращается до аббревиатуры “ЧИП5”. Об этой системе имеется огромное количество литературы, которую хотелось бы проанализировать и обобщить в этой теме. Мы уже фрагментарно обсуждали эту систему ранее:
Сообщение от Математик
Мы так запутаемся. С вопросом, где заканчивается ЧИП5 и начинается чистый строй, и с им подобными вопросами. Поэтому предлагаю тщательно каталогизировать системы с целью их различения. Начав при этом с банальной ЧИП3, вернее с “расширенной” ЧИП3, для которой просто ЧИП3 будет ее фактор-структурой. Затем и к ЧИП5 поднимемся, и к чистому строю с его бемолями и диезами.
Сообщение от Математик
Мы же договорились, что с ЧИП3 (системы Чистой Интонации Предела 3, или по английски – 3-limit Just Intonation) мы начинаем “для порядка”, чтобы не врубаться сразу в более сложное, минуя более простое. Более высокие ЧИПы ждут своей очереди. И с высокими размерностями пространств тоже совладаем. Для дальнейшей дискуссии гляньте, пожалуйста:http://wapedia.mobi/en/List_of_musical_intervals Вы согласны с терминологией на этой странице (с приведенной там терминологией для – n-limit Just Intonation)?
На английском эта система называется “5-limit just intonation”. На русском “Система чистой интонации предела 5” часто сокращается до аббревиатуры “ЧИП5”. Об этой системе имеется огромное количество литературы, которую хотелось бы проанализировать и обобщить в этой теме. Мы уже фрагментарно обсуждали эту систему ранее:
Не уверен, что кроме Вас и меня кто-то пожелает принять участие в этом обсуждении. Слишком чужда эта тема нынешней фазе русскоязычной музыкально-теоретической мысли.
Тем не менее обозначьте как-то приоритеты Ваших интересов по теме, раз Вы решили её затеять.
Слишком чужда эта тема нынешней фазе русскоязычной музыкально-теоретической мысли.
Ну почему же. Вот и по ссылке, указанной Olorulus’ом:
Сообщение от Olorulus
Впридачу к ссылкам Дмитрия загляните еще сюда. Это -- обновленная статья Ю.Н.Холопова, с учетом современного состояния музыкальной науки.
имеется определенная информация по этой теме: См., например, Joe Monzo. Harmonic Lattice Diagrams. Идея построения таких диаграмм восходит к Л. Эйлеру (Tentamen novae theoriae musicae, 1739; De harmoniae veris principiis per speculum musicum repraesentatis, 1773); представление развёрнутого чистого (квинто-терцового) строя в виде гексагональной решётки принадлежит С. Танаке (Studien im Gebiete der reinen Stimmung, 1890), развившему идеи Г. Римана. В России в 1980-х годах близкие по типу диаграммы строил П. Н. Мещанинов (1944—2006).
Можно сказать, что для Римана звуки системы чистой интонации предела 5 составляли именно такое “универсальное множество”, из которого он выбирал различные интересующие его подмножества.
Например, в его таблице для 53-ступенной темперации: http://www.px-pict.com/7/3/2/5/5/1/2/6/2/3.html
самая левая колонка (под названием “верный строй”) содержит определенные звуки “универсальной” системы чистой интонации предела 5. Применение черточек над- и под- названиями звуков объясняется у Немировского здесь: http://www.px-pict.com/7/3/2/5/5/2/2/2/4.html
Ну почему же. Вот и по ссылке, указанной Olorulus’ом:
имеется определенная информация по этой теме ...
Как раз информация неопределённая (неопределенная, точнее). О пределах чистой интонации ни слова.
Вы разве не знаете, что глядя на аббревиатуру ЧИП, известный проповедник холоповианства ув. Olorulus не может удержаться от выкрика Дэйл и тут же начинает поминать Шарикова.
Интересно спросить ув. Olorulus'а: Холопов хоть пару строк написал о 5-limit JI (ЧИП5)?
Последний раз редактировалось commator; 20.06.2011 в 14:37.
... Можно сказать, что для Римана звуки системы чистой интонации предела 5 составляли именно такое “универсальное множество”, из которого он выбирал различные интересующие его подмножества.
Например, в его таблице для 53-ступенной темперации: http://www.px-pict.com/7/3/2/5/5/1/2/6/2/3.html
самая левая колонка (под названием “верный строй”) содержит определенные звуки “универсальной” системы чистой интонации предела 5. Применение черточек над- и под- названиями звуков объясняется у Немировского здесь: http://www.px-pict.com/7/3/2/5/5/2/2/2/4.html
Ну система ЧИП5, строго говоря, не универсальное множество. Скорее она, как и любое другое множество, есть подмножество универсального множества и является множеством всех тонов, которое можно упорядочить в виде бесконечной эйлеровой решётки из гармонически точных ч. квинт и б. терций, например:
Жаль, что Эйлеру-то и не нашлось в статье места. Впрочем о нём пишут, что он не торопился публиковать свои труды иногда. Не рвался припечатать своё имя на всё им впервые затронутое. Сознательно пропускал молодых вперёд, бывало.
В теории чисел, похоже, есть т.н. гладкие и регулярные числа, которые родом из Вавилона, что-ли. Они как-то могут быть привязаны к системе ЧИП5.
Последний раз редактировалось commator; 20.06.2011 в 14:34.
Аппроксимация чистой интонации предела 5 (ЧИП5, 5-limit JI, 5LJI) - что эти термины значат?
Аппроксимация, или приближе́ние — научный метод, состоящий в замене одних объектов другими, в том или ином смысле близкими к исходным, но более простыми.
Чистая интонация предела p (ЧИПp), где p -- простое число. В официальном русскоязычном музыковедении ещё не употребляется, хотя в англоязычном довольно часто имеет место, как p-limit Just Intonation (p-limit JI, pLJI). Например в англоязычной Википедии можно прочитать следующее:
If the generators are all of the prime numbers up to a given prime p, we have what is called p-limitjust intonation. Sometimes some irrational number close to one of these primes is substituted (an example of tempering) to favour other primes, as in twelve tone equal temperament where 3 is tempered to 219/12 to favour 2 ...
Ссылки на русскоязычный аналог этой статьи об однообразной темперации пока нет, а приведённый фрагмент англоязычной статьи, как раз поясняет вкратце аппрокимацию гармонической дуодецимы (соответствует числу 3) почти гармоническим интервалом из 19-ти 12-х равных делений октавы (соответствуют числу 219/12 ).
Последний раз редактировалось commator; 21.09.2011 в 08:32.
... Чистая интонация предела p (ЧИПp), где p -- простое число ...
Если p = 5, то система ЧИП5 обязана предоставить бесконечное количество звуковых элементов с определёнными высотами, где:
любая пара высот порождается частотами в соотношении m/n;
числа m, n могут быть только натуральными и только вида 2i*3j*5k;
показатели степеней i, j, k могут быть только неотрицательными целыми.
Если система предоставляет конечное количество звуковых элементов с определёнными высотами, она не может считаться системой ЧИ, но может быть такой, чтобы с достаточной точностью аппроксимировать если не любые возможные в системе ЧИ пары высот, то их необходимое и достаточноё количество.
Многие, но не все, совершенно искренне верят в то, что распространённая у нас система равномерной темперации, точнее система 12-ти равных делений октавы (12РДО), хорошо аппроксимирует необходимое и достаточное количество пар высот системы ЧИП5.
Имеет смысл заглянуть и в систему ЧИ следующего предела p = 7:
Сообщение от commator
Если p = 7, то система ЧИП7 обязана предоставить бесконечное количество звуковых элементов с определёнными высотами, где:
любая пара высот порождается частотами в соотношении m/n;
числа m, n могут быть только натуральными и только вида 2i*3j*5k*7r;
показатели степеней i, j, k, r могут быть только неотрицательными целыми.
Сообщение от commator
Об этой системе можно сказать, что нет возможности её пристойно аппроксимировать в обычной для западной теории и практики настройке 12РДО. В результате эта система ЧИ настолько плохо исследована, что распространилась тенденция объявлять ЧИП7 неприемлемой для западной академической музыки.
Последний раз редактировалось commator; 08.10.2011 в 22:15.
Замечательно, что на постсоветской территории взялись за неё в русско-немецко-эстонском Юрьеве-Дерпте-Тарту, где Эттинген когда-то потратил часть своей жизни на создание 53РДО фисгармоний.
Надо почитать внимательно. Упомянут ли Эйлер в этом довольно развёрнутом труде?
Сообщение от Математик
Статья, конечно, интересная. Предлагаю продолжить ее обсуждение в специально созданной для системы чистой интонации предела 5 теме:
Сообщение от commator
... Жаль, что Эйлеру-то и не нашлось в статье места ...
Решётку Эйлера
скосили втихомолку и повернули на 90°. Получилась колонна Соонвальда.
Не обошлось без Холопова и решётка Эйлера перестала быть колонной Соонвальда, дабы стать шаром Холопова:
Потянуло внести свою топологическую лепту и проделать в шаре дырку. Если впервые до этого додумался я, получился бублик Комматора. По свободе нарисую его чертёж с энгармоническими кротовинами.
Последний раз редактировалось commator; 30.10.2011 в 17:12.
Решётку Эйлера скосили втихомолку и повернули на 90°. Получилась колонна Соонвальда.
Чем описание “решетки Эйлера” у Эйлера отличается по сути от описания “сетки чистого строя” у Оголевца – Немировского? http://www.px-pict.com/7/3/2/4/13.html
P. S. Ваш аттачмент с решеткой Эйлера у меня на компьютере упорно не отображается.
Покупка квартиры в новостройке всегда связана с важным выбором — от качества жилья до надежности застройщика. Например, если вы ищете комфортное и современное жилье в Краснодара, обратите внимание на...
Автор BettyHo (Комментариев: 0)
17.10.2025, 16:30 в BettyHo
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки