-
09.12.2011, 18:06 #1
Перенесение действия оперы в настоящее время. Как Вы к этому относитесь и почему?
Господа, заранее прошу прощения, если что-то подобное уже обсуждалось (просмотрев список тем за последнее время, я именно такой не увидела). Я не являюсь знатоком оперы, но по моим личным впечатлениям "осовременивание" сюжета оперы стало уже практически нормой. С большим интересом я прочитала обсуждение постановки (и посмотрела видео ) "Руслана и Людмилы" в Большом театре, буквально позавчера показывали постановку оперы "Дон Жуан" в La Scala. Мне бы очень хотелось узнать мнение специалистов по этому поводу. То, что и "осовремененные" и традиционные оперы могут быть талантливыми и не очень, я и сама понимаю, как и то, что опера - искусство условное.
Во-первых мне хотелось бы понять причины "осовременивания" исторических или сказочных сюжетов. Чем это вызвано? Тем, что смертельно надоели традиционные постановки? Или стремлением быть ближе и понятнее современному зрителю? Или есть еще какие-то причины, которые мне как неспециалисту непонятны?
Во-вторых хотелось бы услышать ваше мнение, когда и насколько подобный прием оправдан. Если действие оперы происходит, например, в средние века (что отражается и в тексте), то возникает противоречие между текстом и тем, что видишь . Или приходится, насколько я понимаю, достаточно кардинально менять сюжет. А главное: насколько музыка той или иной оперы соответствует современным реалиям? Ну не увязывается лично у меня, например, музыка Моцарта с современными пиджаками, телефонами и т. п. Но возможно, мне просто не хватает воображения, или я не могу избавиться от стереотипов.
Что вы обо всем этом думаете? Заранее спасибо за ответы.Последний раз редактировалось Apolinaria; 09.12.2011 в 18:17.
Re: Перенесение действия оперы в настоящее время. Как Вы к этому относитесь и почему?
Есть вневременные оперы, к примеру "Сельская честь" Масканьи, Турриду вернулся с армии и теперь возит вино в таверну своей матери, в этой истории нет привязки к эпохе, поэтому события могли происходить, грубо говоря, и в XVIII и в XXI веке. И ничего страшного в переносе действия в другую эпоху в данном случае нет!
С другой стороны существуют оперы "привязанные" к конкретной эпохе, к конкретным историческим событиям и персонажам, такие как "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") или "Хованщина". Здесь перенос действия в другую эпоху коренным образом меняет смысл и дух произведения!
Поэтому, ИМХО, перенесение действия оперы в настоящее время должно соотноситься со здравым смыслом!!!
http://operascores.ucoz.com/ - Ноты для музыкального театра.
Re: Перенесение действия оперы в настоящее время. Как Вы к этому относитесь и почему?
а потеря девственности на Сицилии и сейчас является недопустимой и такая женщина больше никогда не выйдет замуж?
На мой взгляд, сейчас такие традиции ушли в прошлое, поэтому и в этой опере недопустим переносиначе Сантуцца получается странной дамочкой, заявилась к матери, рассказывает ей что непоправимое произошло и что вся ее жизнь загублена - трагедь ведь, а сейчас это трагедь? Непонятненько как-то, противоречит здравому смыслу
![]()
Знаю, милый, будешь мой...
Re: Перенесение действия оперы в настоящее время. Как Вы к этому относитесь и почему?
http://operascores.ucoz.com/ - Ноты для музыкального театра.
Re: Перенесение действия оперы в настоящее время. Как Вы к этому относитесь и почему?
Мне кажется называть причины осовременивания той или иной оперы вам должен сам режиссер- постановщик, потому как общих слов наговорить можно много, а толку?
А вот как относиться к конечному "продукту" осовременивания, это ,конечно наше, зрительское дело. Лично я ,повидав много таких постановок,отношусь совершенно спокойно.Главное,все же , грубо говоря, "пробирает" или нет? Костюмы и декорации тут играют роль,но далеко не главную. Вот давеча попалась мне в руки байройтская 2009 года "Тристан и Изольда". Без традиционного корабля и костюмов.Но как хорошо!Или,совершенно модернистская парижская (если не ошибаюсь) постановка "Пробного камня", с видеоинсталяциями и костюмами 50-х годов.Это было- прелесть,что такое.Короче,вкусовщина это все.Приверженцы костюмного ,имперского,назовите как хотите ,стиля,все равно станут плеваться,при любом шаге постановщика в сторону от устоявшихся канонов.Ну, а противники ,дружно будут зевать и чихать, увидев на сцене боХатые костюмы с бирюльками и шибко громоздкие декорации.Есть еще ,так сказать,средний класс,воспринимающий оба варианта,абы было талантливо.На него и надо ставить
![]()
Re: Перенесение действия оперы в настоящее время. Как Вы к этому относитесь и почему?
На мой взгляд "боХатые" костюмы с бирюльками в исторических спектаклях - это не самое важное. Достаточно надеть на голову актера картонное подобие короны, и зрителям будет ясно, что перед ними король. Декорации тоже могут быть весьма условными. Главное ведь - это соответствовать хоть приблизительно изображаемой эпохе или хотя бы не противоречить ей.
А в "осовремененных" постановках исполнители одеты часто в достаточно богатые и подробно проработанные, но современные костюмы. И ведут себя соответственно нашему времени. В этом случае по-моему возникает уже противоречие с сюжетом. "Рыцарь" или "благородный дон", в современном костюме больше похожий на богатого мафиози, сражается на мечах или шпагах, изъясняется высоким слогом. На мой взгляд это выглядит несколько странновато.
Re: Перенесение действия оперы в настоящее время. Как Вы к этому относитесь и почему?
- Регистрация
- 15.10.2007
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 443
Re: Перенесение действия оперы в настоящее время. Как Вы к этому относитесь и почему?
Мастерство художника состоит еще и в том, чтобы отдавать себе отчет, что и ради чего он делает. Если необходимость осовременивания проистекает из желания "приблизить к зрителю" или выпендриться, но не имеет художественного смысла, то художнику стоит признать, что он , что называется, "чешет левый бок правой рукой через всю спину". Критериев "удалось - -не удалось" сейчас официально нет, т.к. публику стараются поделить на сорта, и неуспех у определенных категорий стремятся не засчитывать. Но если же весь стиль художника состоит в заковыристости и хитрых построениях вопреки либретто, музыке и здравому смыслу, то он должен быть готов к тому, что публика заснет или возмутится, потому что не он один такой умный, зале тоже далеко не всегда дураки сидят).
На мой взгляд ставить надо на всех, кто хочет слушать оперу . А среди них уже могут быть сторонники того или иного типа режиссуры.
Не пойму, почему ставится знак равенства между любителями "костюмного" и "имперского"? Это все равно что назвать сталинистами всех поклонников советских оперных записей 1940х годов. Для прогрессивных людей слово "имперский" имеет сугубо негативный оттенок, и когда в раздражении на традиционалистов это слово употребляется, то нельзя не почувствовать тут подтекст (ах, вы реакционеры этакие). Да, большие материальные ценности всегда ассоциируются с мощным государством или царем каким-нибудь, но и без царей и государств в окружающей природе колоссальное богатство красок и форм. Можно ли назвать "имперским" подводный тропический ландшафт? А ведь сколько там бирюлек, деталек и оттенков неприличной яркости. В конце концов, в опере самое имперское - это музыка. Она писалась при империях и для ублажения правящих классов чаще всего, да и звучит боХато. И что может быть боХаче самого жанра с симфоническим оркестром и набором мощнейших голосов, выпевающих всякие кренделя? А если в современной империи США (или в Англии , Франции до 1960-80х годов, когда эти страны еще были настоящими империями) слушают минималистскую музыку и носят минималистскую современную одежду, то от этого имперская сущность государства никуда не девается.
Нет такой связи в восприятии сознательных традиционалистов.
Есть костюмы интересные, образные (независимо от степени богатства), а есть скучные. Согласна с вами насчет "талантливости". Но современная повседневная одежда чудовищно скучна. Из этого и надо исходить режиссерам, нужно ли это.
Насчет богатства то же самое. Есть услаждающее взор высшего свойства богатство, есть безвкусное богатство. Почему они приравниваются? По -моему все дело в господствующем стиле, в моде на минимализм, как средстве "выразить современность".
Re: Перенесение действия оперы в настоящее время. Как Вы к этому относитесь и почему?
Так, Художник с большой буквы тем и отличается от того, кто хотел бы им слыть, именно тем, что он отдает себе отчет во всем, что делает,без оглядки на коньюктуру.Те, кто, как метко выражается Птица -лира ,
"чешет левый бок правой рукой через всю спину",в моей классификации к художникам имеют весьма отдаленное отношение.С другой стороны,невозможно угодить всем .Поэтому были и будут постановки,вызывающие " ожесточенные" споры.И это -хорошо.Значит, есть еще порох в пороховницах,опера жива,и слушатель у нее есть.Мне вовсе не хотелось бы,чтобы восторжествовал какой то один стиль,будь то ,условно говоря, "костюмный" или "режоперный".Это значит ,что выбор- за нами,зрителями.И чудненько!![]()
Re: Перенесение действия оперы в настоящее время. Как Вы к этому относитесь и почему?
Наверное, режиссер использует современный антураж все-таки не для того, чтобы передать "атмосферу" давно прошедших времен, а для того, чтобы подчеркнуть актуальность той или иной проблемы и для наших дней. В принципе, ничего не имею против – задача достойная. Но на деле все либо оборачивается неудобоваримыми натяжками, либо попросту скатывается к уже набившему оскомину видеоряду. Исключения, конечно, есть (примеры barclay, я бы прибавила "Воццека" того же Чернякова), но они составляют лишь каплю в море низкопробных осовремененных режопер. Уверена, что хороший режиссер способен проявить свою оригинальность и творческую фантазию и в рамках заданной в либретто эпохи. Актуальным, то есть будоражащим, волнующим, наводящим на размышления, спектакль становится лишь тогда, когда вскрыта и правдиво передана психологическая суть драмы, когда певцы живут своей ролью и способны голосом передать состояние своих героев, когда музыка и сценическое действие составляют единое целое, -- а при осовременивании как раз эта правда чаще всего и теряется.
Omnia mea mecum porto.
Похожие темы
-
Пропитка мгновенного действия.
от Nikolai1940 в разделе Фортепианный настройщикОтветов: 16Последнее сообщение: 06.01.2013, 18:11 -
Перенесение действия балета в другое время.Как Вы к этому относитесь и почему ?
от Дирижер в разделе БалетОтветов: 4Последнее сообщение: 27.12.2011, 22:23 -
"Кольцо нибелунга" Вагнера - как вы относитесь к этому "монстру"?
от Nothung в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 354Последнее сообщение: 29.03.2011, 18:36 -
Мое настоящее имя не отображается?
от Chatte в разделе Техническая поддержкаОтветов: 10Последнее сообщение: 18.07.2008, 18:21 -
Почему время от времени страницы форума отображаются с ошибками?
от MAks в разделе Техническая поддержкаОтветов: 1Последнее сообщение: 16.04.2005, 15:20




Ответить с цитированием


Социальные закладки