Что ж, может быть, есть смысл собрать в этой теме имена:
а) людей из мировой истории, выбравших зло ("создатели бед", ужасов истории) и укоренившихся во зле до конца своих дней (или вырвавшихся из его ужасной сущности),
но не мысливших своё существование без классической музыки;
б) созданных воображением писателей "животных", негодяев, подлецов и т.д...,
воспользовавшихся классической музыкой как "двигателем" в "своих" грехах, ужасных помыслах...
Возможно ли такое: заполняться неестественными (чуждыми природе, миру) помыслами, слушая классическую музыку?
Удивительно, что никто не откликнулся на этот призыв... Или обитатели этого форума настолько трепетно относятся к музыке, что сама мысль о негодяях-любителях классики кажется им кощунственной? Мне тоже так кажется, но... Против исторической правды не пойдешь. Увы.
Был у меня в жизни период, надеюсь не прошедший бесследно, когда я много читала и размышляла о трагедии Холокоста, второй мировой войны, концлагерей. И я столкнулась с абсолютно жуткой вещью: как много было среди убийц-эсэсовцев ценителей классической музыки!
Начну мою печальную повесть
Рейнхард Гейдрих. Один из крупнейших эсэсовцев, начальник имперской службы безопасности, разрабатывал план убийства евреев, палач Чехословакии (там, в Праге его и убили, не выдержали, и трудно с ними не согласится...) Говорят, что он великолепно играл на скрипке, любил исполнять у себя дома что-нибудь из Мендельсона, запрещенного остальным немцам за неправильное происхождение. А еще Гейдрих любил вместе со своим формальным приятелем и реальным соперником-врагом и их супругами вечерком поиграть квартеты Баха (!!!!) Макс Фриш писал об этом так: это особый вид духовной шизофрении...
Рихард Рокита. Я прочитала о нем невероятно жуткую историю-новеллу, автор Н. Лес. Журнал я давно потеряла, но новеллу помню почти наизусть. Перескажу с некоторыми сокращениями.
«В Варшаве на углу улиц N и M до войны было небольшое кафе. Многие приходили туда специально для того, чтобы послушать, как играет на скрипке один скрипач, Рихард Рокита.
Во время войны Рокита исчез. А потом вернулся в кафе, но уже как посетитель На нем был мундир гауптштурмфюрера – офицера СС.
Рокита быстро сделал карьеру. Скоро он был комендантом одного лагеря смерти. В этом лагере не прекращались расстрелы, каждый день заключенные гибли, и от пуль, и от жутких условий.
Однажды Рокита узнал, что в лагерь привезли Нелли (как жаль, забыла фамилию) выпускницу консерватории, талантливую исполнительницу Шопена. Он приказал привести ее.
Девушку привели в кабинет эсэсовца. В одном конце комнаты стоял рояль, в другом – в кресле сидел Рокита и пил коньяк. «Ты играешь Шопена?» - спросил он. Девушка кивнула. «Играй!» Нелли села к роялю, попробовала размять огрубевшие руки, но тут снова донесся повелительный окрик «Играй!» Нелли заиграла. Только через несколько часов Рокита отпустил ее.
Так повторялось каждый вечер. За девушкой приходил эсэсовец, приводил ее к Роките, где она играла по многу часов подряд, а Роктиа пил коньяк и повторял: «Играй!» Однажды Нелли играла так долго, что разбила себе пальцы, и кровь залила клавиши. Тогда Рокита отпустил ее.
На следующий день девушка отказалась идти к Роките. Играть она больше не могла. И тогда к ней в барак пришли две изможденные женщины, и стали просить ее пойти к Роките. «Играй, Нелли, играй, ты спасаешь себя и нас. Когда ты играешь ему, в лагере нет расстрелов...» И Нелли снова пошла играть к Роките, и она выжила, и многие из ее товарок тоже.»
Здесь я вижу и силу, и бессилие музыки. Музыка Шопена удерживала убийцу на какое-то время, но изменить его не могла.
Кстати, Рихарда Рокиту я встретила на страницах документальной литературы еще не раз. В «Черной книге» он упоминается как жестокий начальник Яновского лагеря смерти (я думаю, этот самый лагерь и описан в новелле, хотя Рокиту перемещали туда-сюда) Там рассказвается, как он стрелял со своего балкона – прямо как в «Списке Шиндлера». А еще у него был оркестр из заключенных. И как раз на его счет было написано великолепное стихотворение Пауля Целана «Фуга смерти».
А еще Рихард Глацар в своей книге-воспоминаниях «Ад за зеленой изгородью» рассказывает, что эсэсовцы в Треблинке тоже любили музыку. И они собрали для себя оркестр, и там был один певец – тенор. Глацар описывает его невероятно красивыми словами. Как он пел для заключеннных на фоне неба, багрового от огня и дыма – эсэсовцы сжигали убитых. И Глацар пишет, вспоминая то, что он, еврей, читал случайно, пока скрывался в одной деревне: «Да, это могло быть так – и завеса в храме разодралась надвое, и земля задрожала, и камни рассеклись...» Меня не оставляет впечатление, что Сальве пел именно этот отрывок из Страстей по Матфею Баха, хотя, конечно, это мало вероятно...
И еще: «Это голос из храма. Он потому так легко берет головокружительно высокие ноты, что между ним и Господом Существует союз».
Жаль, что больше ничего не известно про этого певца. Скорее всего, духовные шизофреники, любители музыки в эсэсовских мундирах убили и его.
Удивительно, что никто не откликнулся на этот призыв... Или обитатели этого форума настолько трепетно относятся к музыке, что сама мысль о негодяях-любителях классики кажется им кощунственной?
Может, просто многим обитателям не сильно интересен психологический анализ негодяев?
Clockwork orange = Заводной апельсин (все время забываю автора романа) и экранизация его Кубриком. Это как попытка сконструировать и порассуждать на эту тему.
Честно говоря, у меня ясности в этом вопросе нет.
(голос профессора Дроздова, "В мире животных") ...ведёт преимущественно ночной образ жизни...
У Штильмана в повести об Альме Розэ, на которую я давал ссылку , есть фрагмент на эту тему, но ясности по-прежнему нет.
Эсэсовскому персоналу захотелось иметь свой оркестр, чтобы слушать музыку в любое время, никуда не отлучаясь от своей работы. Ведь они были немцами или австрийцами, «цивилизованными людьми», потребность которых в музыке была такой же естественной, как есть, пить или умываться. К музыке все они имели особое пристрастие - это было старой доброй традицией, взлелеянной многими поколениями людей разных профессий и социального положения.
Для обычного человека здесь кроется какая-то несовместимость - как это может быть, чтобы те же индивидуумы могли плакать, слушая Шумана или Бетховена и могли в это же время совершать самые страшные злодеяния и преступления против человечества?
Этим феноменом заинтересовался американский профессор Иельского Университета Роберт Лифтон, назвав его «раздвоенностью» личности. По его мнению у некоторых людей определённых профессий - политиков, артистов, священников, адвокатов, врачей, писателей, в процессе развития своего профессионального «я» постепенно вытесняется их первоначальное человеческое «я», то есть проще говоря наступает переоценка своей личности и своей власти. Ощущение власти над людьми,будь то власти СС или власти одного заключённого над другим, давало в условиях Освенцима эффект значительного изменения всего психического склада и палачей и жертв.
В этом абсолютно неадекватном опыте существования в условиях фабрики смерти, быть может лишь музыка ещё как-то связывала с предыдущей жизнью.
Несмотря ни на какую идеологическую «прочность» персонала СС в лагере смерти, рутина ежедневного уничтожения тысяч и тысяч людей всё равно оказывала своё депрессивное воздействие. Некоторые употребляли наркотики, алкоголь, но музыка была пожалуй самым универсальным средством частичного снижения ежедневного стресса даже для самых психически устойчивых.
Польский композитор Шимон Лакс, бывший участник второго мужского оркестра - лагеря Биркенау, членами которого были и евреи, писал в своих мемуарах «Музыка другого мира» в1948 году (Szymon Laks.”Musiques d‘un autre monde” France), что он так и не смог постичь сочетания невероятно эмоционального восприятия музыки эсэсовцами и в то же время их способностью к абсолютно бесчеловечному варварству. Быть может исследование профессора Лифтона и проливает некоторый свет на этот феномен, но до конца нам объяснить это всё же не может.
"Все, что написано до меня, написал тоже я" (с) Бетховен
Но были и другие голландцы. Ещё недавно, знаменитый дирижёр Виллем Менгельберг приветствовал Альму Розе в Голландии. Теперь он не только сообщал гестапо обо всех музыкантах евреях , членах Оркестра Концертгебау, но и делал запросы в концлагери/!/, куда были заключены эти музыканты, с просьбами относиться к ним со всей строгостью,соответствующей их «преступлениям».Что произошло с ним, человеком родившимся в ХIХ веке, всегда имевшим дружеские отношения со всеми музыкантами мира? На этот вопрос нет ответа.
"Все, что написано до меня, написал тоже я" (с) Бетховен
Этот список дополняется учениками,предавшими своих учителей(дело Рябова,Макарова и т.д.).Они тоже пришли в мир классической музыки по любви и с талантом,как им скорее всего говорили ,от Бога.
Звуковой фон в доме – результат решений человека, которые для животного становятся обязательной средой. Музыка в этом контексте – не развлечение, а часть условий, влияющих на спокойствие и качество...
Мобильные аксессуары давно перестали быть просто дополнением к смартфону. Сегодня они повышают удобство использования, защищают устройство, расширяют его функциональность и помогают адаптировать...
Духовые инструменты занимают особое место в музыкальной культуре. Они используются в классической, джазовой, народной и современной музыке, формируя характерное звучание ансамблей и оркестров....
Социальные закладки