1. #1
    Старожил Аватар для Искатель
    Регистрация
    06.04.2012
    Адрес
    РФ, Екатеринбург
    Сообщений
    5,220
    Записей в дневнике
    6

    По умолчанию О бегущих волнах в скрипичном корпусе

    Цитата Сообщение от murom Посмотреть сообщение
    Все наоборот. В районе подставки-душки должны быть узлы как по вертикали (по фуге), так и по горизонтали (по зарубкам эфов).
    Первые узлы от качания подставки с ножки на ножку, а вот вторые от взаимодействия подставки с душкой.
    Это узлы бегущих волн, которые интерферируются со стоячими волнами деки. Для бегущих волн лапки подставки - источник колебаний. Как выглядит картина с учетом скорости распространения звука в дереве (в радиальном направлении – в 3 – 4 раза ниже, чем вдоль волокон)?


  • #2
    Старожил Аватар для Искатель
    Регистрация
    06.04.2012
    Адрес
    РФ, Екатеринбург
    Сообщений
    5,220
    Записей в дневнике
    6

    По умолчанию Re: О бегущих волнах в скрипичном корпусе

    Интерференционная картина распространения бегущих волн от лапок подставки по деке выглядит вот так: см. картинки
    По первой картинке:
    Скорость вдоль волокон в 4 раза больше скорости поперек в радиальном направлении. Красным – лапки подставки. Голубым – линии распространения волн от каждой лапки. Синим – интерференционные линии распространения волн от обеих лапок. Подставка переступает с лапки на лапку, так что эллипсы от левой лапки чередуются с эллипсами от правой, а интерференционные линии учитывают эти переступания. По эфам, естественно, распространение волн не идёт, но тут техническая проблема программы для изображений.
    По второй картинке:
    Так как линии, конечно, не такие вытянутые, как на первой картинке, поэтому тут более округлые, ближе к тому, то на самом деле есть. Немного косовато прорисовано, но смысл, я думаю, понятен. Это кстати, к вопросу об обосновании формы деки.
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	clip_image002.jpg 
Просмотров:	512 
Размер:	16.1 Кб 
ID:	72274   Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Фото0342.jpg 
Просмотров:	521 
Размер:	59.7 Кб 
ID:	72275  

  • #3
    Старожил Аватар для Искатель
    Регистрация
    06.04.2012
    Адрес
    РФ, Екатеринбург
    Сообщений
    5,220
    Записей в дневнике
    6

    По умолчанию Re: О бегущих волнах в скрипичном корпусе

    murom

    > Бегущие волны интерферируются с другими бегущими, чтобы получить стоячие.
    какие с какими интерферируются? Вот волна побежала от лапок. На лапках
    (по периметру этих прямоугольничков) ведь узел - амплитуда 0. Побежала волна до эфов по формантным участкам. Стоячие волны их отбросили вверх от деки по нормалям - звук полетел в зал + к нему в довесок из эфов пристроился низкоформантный, в воздухе интерферировалось. Бегущая волна бежит дальше по деке - в овалы до обечаек, клёцев, ударяется в ус, частично гасится и бежит обратно, уже слабее, интерферируясь с другими волнами и отбрасываясь стоячими вверх

    > Вот в узлах этих стоячих волн и стоит подставка с душкой.
    Душка – нет, душка для дна источник колебаний. Для деки – лапки подставки

    > поставка стоит в узле, который называется: начало бега волны.
    Ну, так там 0 амплитуда

    > Подставка не может стоять на пучностях: хоть просто бегущих волн
    логично

    > хоть стоячих
    Не доказано

    > Пучности не под лапками
    Вы это про бегущие? Нет, под лапками узлы бегущих волн, амплитуда 0

    > а на краю эфов
    С чего это?

    > Под лапками только небольшая амплитуда
    По-моему 0 амплитуда по периметру лапок

    > основная амплитуда у эфа.
    Как понять основная? Волна же по массиву дерева бежит, по целлюлозе, лигнину, там силы трения ее гасят, в овалах она уже слабая. А отраженная – так и того уж поди никакая… Как амплитуда идет? На периметре лапок – 0, потом она силу набирает, где-то вокруг лапок первые эллипсы (см. схему) – пучность (стоячие ее отразили – вверх полетела), потом спад (узел), пучность в другую сторону – внутрь корпуса пошла, потом опять пучность (второй эллипс), отразилась вверх стоячими и т. д. при этом пучности сначала силу набирают по удалению от подставки (резонансное усиление декой), а потом по фрактальному принципу всё меньше, меньше становятся, пока не угаснут совсем из-за сил трения, порожденного плотностью, жёсткостью-упругостью дерева

  • #4
    Старожил Аватар для Искатель
    Регистрация
    06.04.2012
    Адрес
    РФ, Екатеринбург
    Сообщений
    5,220
    Записей в дневнике
    6

    По умолчанию Re: О бегущих волнах в скрипичном корпусе

    А как выглядит картина распространения волн по дну?
    Скорость распространения звука в дне, насколько я помню – это 3/4 скорости звука в ели. И разница в скоростям вдоль волокон и поперек для лиственных пород меньше, так что овалы более скруглены в данном случае.
    И источник колебаний один – душка. Интерференции нет.

  • #5
    Старожил Аватар для Искатель
    Регистрация
    06.04.2012
    Адрес
    РФ, Екатеринбург
    Сообщений
    5,220
    Записей в дневнике
    6

    По умолчанию Re: О бегущих волнах в скрипичном корпусе

    Из картины интерференции по дну следует интересный вывод: правый эф в скрипке важнее левого в несколько раз! Из него идёт основное отражение стоячими волнами от дна – «выбрасывание» звуковых волн через эф в зал
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	clip_image002.jpg 
Просмотров:	467 
Размер:	16.8 Кб 
ID:	72276  

  • #6
    Старожил Аватар для Искатель
    Регистрация
    06.04.2012
    Адрес
    РФ, Екатеринбург
    Сообщений
    5,220
    Записей в дневнике
    6

    По умолчанию Re: О бегущих волнах в скрипичном корпусе

    Предыдущие картинки показывали ситуацию колебаний корпуса по осевым и тангенциальным модам. А теперь рассмотрим ситуацию колебаний корпуса по тангенциальным и наклонным модам. Для этого посмотрим в разрез скрипки – повдоль и поперек. Как ведут себя волны в воздушной подушке, эфах и в зале

  • #7
    Старожил Аватар для Искатель
    Регистрация
    06.04.2012
    Адрес
    РФ, Екатеринбург
    Сообщений
    5,220
    Записей в дневнике
    6

    По умолчанию Re: О бегущих волнах в скрипичном корпусе

    Сначала поперечный разрез.
    Первое, что очевидно – это то что, в силу разницы скорости звука в ели и в воздухе волны по душке проходят быстрее и строят картинку на дне быстрее, чем начинаются отражения в воздушной подушке (внутренней скрипичной «комнате»).
    Второй вывод, который бросается в глаза – это то, пружина представляет собой делитель корпуса на две части по форме как буква В и перевёрнутая влево буква В. Сергей Витальевич писал, что в скрипке есть два резонатора, подразумевая овалы. Однако эти два резонатора, похоже, образованы разделением корпуса не поперек, а повдоль. Делитель этот – пружина. Кстати, по этой логике верх пружины надо делать заострённым, по-видимому.
    Третий вывод. По деке от лапок подставки начинают распространяться бегущие волны, которые с определенной периодичностью отбрасываются стоячими волнами дерева – наружу и внутрь. Это отражение идёт по нормалям – перпендикулярам к поверхностям (соответственно внешней и внутренней). Однако при излучении от внешней поверхности звук летит в зал, а от внутренней – начинает процесс реверберации (многократного отражения от стенок – дна, деки, обечаек и элементов внутрикорпусного убранства (обручков, клёцев, уголков, душки, пружины). Отражение идёт по законам оптики (равенства угла падения и отражения, принципов работы собирающей и рассеивающей линз). См. рисунок.
    Красные линии – излученные от деки бегущие волны (вброшены внутрь корпуса стоячими волнами). Имеют тенденцию к концентрации в центральной части дна.
    Голубые линии – отраженные от дна волны. Есть волны, отраженные вдоль душки, скользящие по ее поверхности. Есть волны, выпущенные с пружины и отраженные в пружину (многократно и безрезультатно). И есть другие волны, отраженные от дна обратно в деку – притом тоже примерно в центральный сектор. И есть четвёртый вид – отраженные в эфы (вышедшие из корпуса волны первого отражения)
    Зеленые линии – волны второго отражения – снова от деки. Они уже послабее предыдущих и их меньше (из-за того, что часть волн уже покинула корпус через эфы).
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	clip_image002.jpg 
Просмотров:	1949 
Размер:	15.3 Кб 
ID:	72278  

  • #8
    Fiddler оn thе rооf Аватар для murom
    Регистрация
    04.05.2007
    Адрес
    Сидней, Австралия
    Возраст
    71
    Сообщений
    19,497
    Записей в дневнике
    107

    По умолчанию Re: О бегущих волнах в скрипичном корпусе

    Искатель, вы все перепутали в процессе колебаний деки.
    То что Вы пишите - такого нет. Дека в конечном итоге вибрирует стоячими волнами. СВ - это результат наложение двух противоположных бегущих волн. Вот поэтому я и говорю, что одна бегущая волна интерферирует с другой бегущей - противоположной, но не со стоячей.
    И когда мы говорим о вибрации деки, то подразумеваем ее колебание, аналогично струне, или мембране. И при чем здесь структура дерева? - волна идет не внутри структуры дерева, а как струна колеблется или мембрана.
    Что касается подставки и душки: они взаимодействуют между собой для колебания деки точно так же, как это делают подставка со смычком для колебания струны, т.е.: душка как бы стоит на месте (ну вроде подставки при колебании струны), а подставка раскачивает деку, как смычок раскачивает струну своим движением вверх-вниз. И уже после всего этого душка, конечно же, тоже колеблется вверх-вниз, раскачивая нижнюю деку.
    Вот поэтому для в.деки узел находится в районе душки. У подставки минимальное колебание вверх-вниз, как и минимальное колебание струны под смычком по сравнению с центром струны, где амплитуда больше.
    Есть еще и другой вид колебания деки: от качания подставки с ножки на ножку. Здесь дека раскачивается так: правая часть идет вверх - нижняя - вниз. И наоборот. Узел колебаний находится по линии фуги, т.е. между ножками подставки. Ножки подставки (а вместе с ними и дека в этом месте) колеблются не с большой амплитудой. Самая большая амплитуда дальше, ближе к эфам. Все как у струны. Вот поэтому мы так долго разбираем струну. Не понял струну - нечего лезть в деку.

  • #9
    Fiddler оn thе rооf Аватар для murom
    Регистрация
    04.05.2007
    Адрес
    Сидней, Австралия
    Возраст
    71
    Сообщений
    19,497
    Записей в дневнике
    107

    По умолчанию Re: О бегущих волнах в скрипичном корпусе


    А с какого перепугу здесь душка стоит выше верхнего глазка эфа?

  • #10
    Старожил Аватар для Искатель
    Регистрация
    06.04.2012
    Адрес
    РФ, Екатеринбург
    Сообщений
    5,220
    Записей в дневнике
    6

    По умолчанию Re: О бегущих волнах в скрипичном корпусе

    Цитата Сообщение от murom Посмотреть сообщение

    А с какого перепугу здесь душка стоит выше верхнего глазка эфа?
    Уж что нашлось в Инете - распиленные пополам скрипки встречаются, так скажем, нечасто. А свою пилить для одной фотки жалко

  • Страница 1 из 3 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Про увлажитель в скрипичном футляре
      от Natem в разделе Инструментарий
      Ответов: 30
      Последнее сообщение: 18.04.2021, 15:38
    2. О скрипичном лаке
      от rissem в разделе Скрипичный мастер
      Ответов: 17
      Последнее сообщение: 24.11.2012, 10:24
    3. Копии в скрипичном искусстве.
      от kikos в разделе Скрипичный мастер
      Ответов: 3
      Последнее сообщение: 08.06.2012, 12:50
    4. Вопрос о скрипичном мастере.
      от galaxy в разделе Скрипичный мастер
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 14.04.2009, 20:51
    5. Волос в скрипичном смычке
      от amati в разделе Скрипичный мастер
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 08.07.2008, 10:11

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100