-
17.11.2013, 23:11 #1
Что мы интонируем в хоре?
По идее вопрос должен быть задан на форуме хористов, но я, будучи сам хормейстером, не надеюсь на адекватное обсуждение своего вопроса специалистами своего дела.
Вопрос может показаться странным, - объясню...
В хоре все интонируют по-разному: кто-то считает, что нужно:
1. следовать темперированному строю и проверять его на рояле;
2. интонировать функции звуков, обострять ладовые тяготения, искать ступень в аккорде.
3. Если Ваше мнение отличается, опишите его.
Таким образом мы, возможно, выясним: что же нужно интонировать.
Re: Что мы интонируем в хоре?
Поясню теперь подробнее по пунктам.
1. Многие хормейстеры и хористы считают, что нам нужно научиться интонировать хотя бы темперированный строй. Я не придерживаюсь такого мнения по нескольким причинам.
2. Другие пытаются найти благозвучие путем правильного понимания функциональной схемы. Они находят вводные звуки, определяют ступени, чтобы понять место звука в аккорде.
3. Есть несколько хоровых ансамблей поющих в ЧС, но пути его достижения все мыслят по-разному. Фольклористы копируют звучание голосов по фонограммам, не задумываясь о технологиях естественного интонирования. Кто-то вообще не задумывается о строе, понимая, что всякое вмешательство в процесс только усугубит фальшь. Пятые и десятые только говорят всякие дежурные фразы, типа: - пойте чище, постарайтесь слушать друг друга.
Но вопрос не об этом. Что же такое интонирование: правильные звуки 12РДО, функции звуков, правила строя или что-либо другое.
- Регистрация
- 27.06.2010
- Адрес
- Алматы, Казахстан.
- Сообщений
- 1,949
Re: Что мы интонируем в хоре?
Бедные, бедные музыканты с нефиксированным строем! От души сочувствую. Можно, конечно, и под рояль (только чтобы настройщик умел правильную темперацию сделать!), можно и о функциях звуков подумать (хотя и тут единства среди теоретиков не дождемся). А вот насчет чистого строя - сомнительно: выстроить чистую терцию или сексту при наличии унисона нескольких певцов в каждом звуке интервала - задача, на мой взгляд, просто неразрешимая. Словом, сочувствую.
Re: Что мы интонируем в хоре?
- Регистрация
- 27.06.2010
- Адрес
- Алматы, Казахстан.
- Сообщений
- 1,949
Re: Что мы интонируем в хоре?
Ладно, не сердитесь. Я с большим уважением отношусь к искусству хорового пения, сам с удовольствием и увлечением пел в серьёзных хорах в годы учебы в училище и консерватории, и над вопросами хорового строя (интонирования) мне размышлять приходилось не раз. Попробую изложить по Вашим же пунктам:
1. Интонировать по роялю, по-видимому, не следует, разве что с малоопытными хористами на первых порах "впевания" в произведение.
2. Правильное понимание функционально-гармонических смыслов исполняемых звуков необходимо: хористы должны понимать, что они поют.
3. Про ЧС я уже сказал: по-моему, недостижимо, а главное - далеко не всегда и нужно. Чистые интервалы не есть цель музыки, хотя в некоторых конкретных ситуациях они могут соответствовать художественному замыслу автора и хормейстера.
Вообще, интонация - вещь конкретная: каждый звук, встраиваясь в ткань исполняемого произведения должен быть проинтонирован в некоей гармонии со всеми остальными, но каждый музыкант с нефиксированным строем (скрипач, певец, духовик, хормейстер) вправе творить эту интонацию так, как ему подсказывает его музыкантское чутьё.
И я завидую (белой завистью!) таким музыкантам: они могут это делать. А пианистам и иже с ними остается только динамика и агогика. Но зато об интонации голова у них не болит.
Re: Что мы интонируем в хоре?
Выцедил из многословия интересующий меня ответ. Спасибо за участие.
Не будем обсуждать здесь вопросы о том, как нужно заниматься с неопытными хористами или о том, как пианист ощущает интонацию. Итак, Ваш ответ - чутье. Но можно ли такой способ назвать технологическим? Допустим, вы делаете замечание по интонации, а вам говорят: - я так чувствую. Давайте я попробую расшифровать это слово. Подстройка в хоре осуществляется в два этапа: сначала - сознательно или интуитивно - определяется интонационный вектор, потом происходит окончательная акустическая подстройка. Если вектор был определен неверно, акустическая подстройка уже не поможет. Именно поэтому общие слова о том, что нужно слушать друг друга, не помогают.
- Регистрация
- 27.06.2010
- Адрес
- Алматы, Казахстан.
- Сообщений
- 1,949
Re: Что мы интонируем в хоре?
Дар Божий - утраченный наполовину. Мы утратили способность интуитивно определять вектор интонирования и чувствуем только акустику. Акустическое чувство - более тонкая материя, - ей удалось сохраниться в арсенале наших способностей. Однако, оно не может исправить ошибку в определении вектора. Результат - фальшь. Таким образом мы можем использовать дар Божий только по везению: совпало или не совпало. Благо количество интонационных векторов минимально, - всего два.
Re: Что мы интонируем в хоре?
Поставим вопрос по-другому: Что должен знать музыкант о природе высоты муз. звука. Определение высоты муз. звука предмет теории музыки ... или нет? Почему спрашиваю.
Вот я упомянул в соседней теме о том, что музыканты мыслят высоту функциями, окрашивая их всякими эмоциональными оттенками для удобства. На меня набросились, будто бы я сам так делаю. Так как же нужно мыслить высоту звука, чтобы при воспроизведении его мы могли бы отвечать за результат? Что есть высота: акустическая данность, функция звука или что-либо еще?
- Регистрация
- 27.06.2010
- Адрес
- Алматы, Казахстан.
- Сообщений
- 1,949
Re: Что мы интонируем в хоре?
Конечно, желательно знать всё, но много ли найдется музыкантов, в том числе и великолепно-убедительно интонирующих, знающих всё?
Определение высоты муз. звука есть предмет ЭЛЕМЕНТАРНОЙ теории музыки. К сожалению, до уровня, превышающего элементарный, теория музыки пока не выросла.На мой музыкантский вкус, высота, точнее, правильная, желательная высота звука определяется прежде всего ладовыми и акустическими взаимоотношениями данного звука с окружающими.
Похожие темы
-
Петь в хоре
от Таnya в разделе Хоровая музыкаОтветов: 0Последнее сообщение: 25.12.2011, 00:01 -
Ищу работу в хоре
от Полонянкин в разделе Хоровая музыкаОтветов: 7Последнее сообщение: 10.02.2011, 00:37 -
Интонирование в хоре
от Tremendous в разделе Хоровая музыкаОтветов: 11Последнее сообщение: 09.11.2010, 19:58 -
Интриги в хоре
от Renata-ne-Tebaldi в разделе Хоровая музыкаОтветов: 11Последнее сообщение: 23.02.2010, 22:01 -
Ищу работу в хоре
от Giallorossi в разделе Поиски работыОтветов: 0Последнее сообщение: 29.07.2008, 12:25



Ответить с цитированием

Социальные закладки