-
24.08.2020, 21:39 #1
В. Дашкевич "В начале была интонация"
Приветствую форумчан! Кто знаком с этой книгой Владимира Дашкевича , и какое впечатление произвели ее идеи ?
- Регистрация
- 04.05.2007
- Адрес
- Сидней, Австралия
- Возраст
- 71
- Сообщений
- 19,497
- Записей в дневнике
- 107
Re: В. Дашкевич "В начале была интонация"
Кто её не читал - вот здесь она:
Re: В. Дашкевич "В начале была интонация"
Пока могу отметить два утверждения : акселерация интонации (представленная как бы как нонсенс) , и визуальная интонация.
Касательно первого : развитие средств коммуникации - компа- таки привело к убыстрению речи , т.е. речевой интонации;иногда настолько , что я не успеваю понять.
О втором: автор - композитор , пианист и педагог - не мог не иметь понятия о выразительности пианистической жестикуляции и балетной хореографии ?? Если существует Body language , то должно иметь место и Body language melody.
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
- Регистрация
- 15.09.2013
- Адрес
- Город фонтанов, велосипедов и часов "Ракета" :)
- Сообщений
- 11,038
- Записей в дневнике
- 3
Re: В. Дашкевич "В начале была интонация"
Интонация не есть звук как таковой. Вот цитата из книги Эрнста Курта Основы линеарного контрапункта, где он подходит вплотную к теории интонации, не упоминая ни ее , ни Яворского :
Глава первая.
Энергия мелоса.Введение: активность мелодического процесса.
Мелодия есть движение. Крупнейшая ошибка— считатьнаиболее существенными и значительными моментами в мелосетолько акустические явления, т. е. само звучание и отдельные тоны(со всеми их скрытыми гармоническими отношениями), совершенноне принимая во внимание ощущение действенных сил, связывающихтоны между собою. С этими ощущениями с самого начала неразрывно связано продвижение мелодии (das melodische Fortschreiten)через различные высоты. Многие из существующих словесных определений с большой психологической тонкостью указывают на этотпроцесс; напр.: продвижение мелодии вперед (das melodische Fortschreiten) или такие выражения, как „бег“, „ход“, „течение",„порыв", „скачки", „развитие" и др. Вообще, большинство понятий,относящихся к мелодическому оформлению, даже определения болееразвитых форм мелодического письма (напр., „фуга") содержат момент движения, связанный с мелодическим процессом. Почти 90всех выражениях, касающихся мелоса, отражается заключающеесяв нем смешение ощущений звука и движения; воспринимая изменчивый поток мелоса, мы как бы созерцаем события, происходящиев пространстве, некое конкретное становление (Geshehen).Эти связи между ощущениями дают ключ к проникновениюв сущность мелодической лийии и действующих в ней сил. Основоймелоса с психологической точки зрения является не последовательность тонов (безразлично, в простейшем ли значении этого -слова,или в смысле тонально-организованной, логической связи), а моментн,ер входа от одного тона к другому. Переход есть движение.Только процесс, совершающийся между тонами, ощущение сил,3* 35пронизывающее их цепь, есть мелодия. Это обнаруживается ужев следующем явлении: мы воспринимаем мелодическую связь не каквпечатление, суммирующееся из ряда отдельных, воспринимаемыхслухом тонов, а как замкнутую связь линеарного движения. Самоесущественное при этом — ощущение связи тонов; а характер этой существующей в нашем сознании связи определяется силой, лежащей в основе мелодических явлений .
Однако В.Д. пишет как раз об этом :Не могу согласиться с Дашкевичем, который говорит о ней как о "совокупности звуковых сигналов, передающей информацию о конфликте со средой обитания." Ну почему о конфликте??? А "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси тоже о конфликте? (Первое, что на ум пришло...) Можно найти тысячи подобных примеров.
Удовлетворение средой обитания не вызывает интонацию. Отсюда мы можем сделать первый вывод – интонационный сигнал сообщает о конфликте со средой обитания. Как же так,
спросите вы, а песня влюбленного или вопль выигравшего по лотерее? Человек может
умереть от счастья так же, как и от горя – ведь при этом у него резко увеличивается
давление, происходит гормональный стресс и т. д. Любое отклонение от
физиологической нормы, нарушающее нормативное функционирование всех служб
жизнеобеспечения (т. н. гомеостазис) опасно и поэтому вызывает предупредительный
интонационный сигнал.
Второй вывод – такой сигнал непроизволен, т. е. не зависит от сознания. (Крик
человека от боли.) Он посылается и воспринимается не корой головного мозга, а
подкоркой, отвечающей за регуляцию нашего состояния. Поэтому интонационные
явления носят подсознательный характер.
Привожу самый простой пример , накладывающий отпечаток на каждый момент всей жизни каждого из нас - момент появления на свет.
Вот вам спонтанная выкристаллизованная мелодическая интонация , имеющая ритм и форму! Все мы композиторы и импровизаторы от природы; но очень редко эти таланты сохранияются под давлением обычного муз. воспитания и образования ; и тогда появляются Моцарт и Телониус Монк.
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
Re: В. Дашкевич "В начале была интонация"
Другими словами : акт рождения есть переход из среды , защищающей все органы чувств новорожденного в совершенно непривычную среду , что является самым большим шоком- конфликтом , пока особь не встречается лицом к лицу со смертью. Отклик этого конфликта навсегда заложен в подсознании каждого из нас ...
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
Re: В. Дашкевич "В начале была интонация"
Интонация - осмысленное наклонение звука, в котором читается некий жест. Если не читается, то звук не является интонацией. Звук сам по себе не может быть опознан, как интонация. Процесс опознания это рецепция восприятия. Если несколько интонаций складываются в короткую фразу, это можно назвать муз. лексемой. Сам звук и в этом случае остается вибрацией материи. Материя, таким образом, никак не может быть интонацией. Хотя есть одно НО, об этом не буду распространяться.
Re: В. Дашкевич "В начале была интонация"
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
Re: В. Дашкевич "В начале была интонация"
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
Re: В. Дашкевич "В начале была интонация"
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )
Похожие темы
-
Ищу работу Б.Асафьева "Речевая интонация"
от NbP в разделе Поиск учебниковОтветов: 0Последнее сообщение: 22.06.2017, 07:23 -
Виктор Лебедев - Что говорить (Где ты была?) из к/ф "Будьте моим мужем"
от lyudmilad в разделе Поиск нот для фортепианоОтветов: 0Последнее сообщение: 06.06.2016, 11:42 -
Владимир Дашкевич на "Свободе"
от Degen1103 в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 1Последнее сообщение: 10.12.2013, 07:35 -
"Возле рек Вавилонских" - Дашкевич
от Mарина в разделе Поиск нот для вокалистовОтветов: 0Последнее сообщение: 30.10.2009, 18:12 -
А. Сокуров "Интонация". С.Слонимский
от mihail в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 3Последнее сообщение: 13.07.2009, 15:03



Ответить с цитированием

Социальные закладки