И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Читаю-читаю все сказанное о "лечении" сценического мандража и не перестаю удивляться! Почему НИКТО (поправьте меня, если что-то упускаю) не упоминул обращение к СПЕЦИАЛИСТУ по такой проблеме.
Ведь всем известно, что при любой мало-мальски приличной спортивной команде или спортивном клюбе в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ имеется СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ. Конечно, в спорт вбухиваются огромные деньги и с ним все понятно.
Но музыканты все-таки, в большинстве своем, интеллигентные люди с интеллигентным кругом общения. Почему, похоже никому, не пришла в голову такая простая идея, или никто их никак не надоумит - раз и навсегда излечиться от своей проблемы?
Мою двоюродную племянницу, проживающую в Америке, родители водят к психологу, поскольку она нервничает на тестах по математике, и при хороших знаниях (у нее отец в свое время окончил МИФИ, да и учителя говорят, что она хорошо соображает), часто ляпает ошибки. И это там считается нормально (визиты к психологу).
Причина моего визита в этот раздел Форума - помочь близкому человеку, у которого раз за разом стали случаться неудачи на сцене (экзамены, концерты, конкурсы). При том, что к качеству его домашних занятий не придирешься, и педагоги им довольны. Да, чем чаще он выступал, тем на некоторое время становилось лучше. Но при интенсивной учебе не очень-то побегаешь "налево" - кроме спец.есть еще концкласс, камерный и т.д. Сейчас нашли возможность обыграть очередную программу (бесплатный зал), но там отечественный рояль, и если бы не острая нужда очередной раз побороться с собой, возможно и не стоило бы туда идти (инструмент хорошо настроет, звучит тоже неплохо, но механика дилетантская).
На этих страницах ко-то написал, что у пианистов порой от волнения повышается беглость пальцев. С ним тоже раньше такое происходило и надо было просто не давать себе забалтывать и загонять, что было не очень сложно.
Но теперь - другя проблема. В "трудных" местах (кавычки здесь потому, что он никогда не идет теперь на сцену с недоученным материалом и все "трудности" на тот момент уже давно перодолены и выучены) руки просто перестают как следует слушаться. Если синхронный пассаж - левая рука может схалтурить и т.д. А в классе уже давно все получается. Т.е на сцене из подсознания вылезают какие-то "воспоминания о трудностях".
Заглядывая сюда, хотелось найти какие-то ссылки на обращения к ПРОФЕССИОНАЛАМ (адреся, ссылки, явки) - но увы!
Если кто-то все-таки обращался к психологам из-за подобной проблемы, но стесняется это обсуждать публично, напишите мне, пожалуйста, в личные сообщения!! Признательности моей не будет границ - очень надо помочь человеку!
Заранее спасибо!
Последний раз редактировалось VanCliburn; 16.10.2009 в 11:36.
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Сообщение от VanCliburn
...раз за разом стали случаться неудачи на сцене.
Значит, раньше всё было нормально? Хотелось бы уточнения: когда и почему это началось. Обычно волнующиеся волнуются с музыкальных школ.
А вообще нужно Вашему близкому усвоить железное правило: ВОЛНУЕТСЯ ТОТ, КОМУ НЕЧЕГО СКАЗАТЬ ЛЮДЯМ. Кто выходит на сцену для долга, для сдачи экзамена, для денег, для почёта, но никогда не для Музыки.
Если музыкант кипит, или ублажается, или рыдает своей музыке сам, если он накопил в себе благородный заряд, он не может без сцены. Он выступает - для САМОУСПОКОЕНИЯ. Тогда вместе с ним и плачут, и блаженствуют, и бурлят зрители. А музыкант самоотдался, до последней капли из себя выжал и счастливый ушел. Оне не волновался, напротив - накопленная энергия вырвалась наконец, он - спокоен.
И другой пример. Музыкант не знает, что с_к_а_з_а_т_ь. Он не способен принести на сцену что-то особенное, новое для утопших в вонючей бытовщине зрителей. Он совершенно спокоен, он всегда одинаково спокоен, исполняя рахманинскую прелюдию или ноктюрн Шопена. Он спит на ходу. Он умеет нажимать ноты. Умеет бысто стучать пальцами. Он спокоен и в себе уверен. И тут - сцена! Сотни глаз! Видеокамеры! Укоризненные взгляды учителей! Недобрый воздух! Страшно! А вдруг собьюсь? А ведь знаю, что собьюсь! Ведь я волнуюсь - значит обязательно собьюсь! Нет, волноваться нельзя, иначе собьюсь. Обязательно собьюсь! Не волноваться! А страх всё жгучее, всё непреодолимее...
Резюме. Буйный музыкант, знающий, что и десять раз сбившись, заворожит всех и поведёт за собой, на сцене спокоен. А вот статный, спокойный, самоуверенный на сцене всегда волнуется. Он не трепещет перед великим счастьем - долгожданной возможностью самооткрытия, он только боится показаться плохим. Он не переживает за Дидону, за вселенсое горе Джульетты, за чудовищную страсть Отелло. Он переживает - ЗА СЕБЯ. Это эгоист, которому нет в музыке места. И не жалко, пусть волнуется, хоть до инфаркта, пусть только не выступает. Я таким не доверяю.
Вот если в таких тонах с этим человеком поговорить, может, кое-то он и поймёт.
Ещё очень важно понять, что слушатели всегда ждут добра. Музыкант хочет понравиться, а зрители тем более хотят, чтобы он им понравился.Как бы враждебны они ни казались, всегда помните: это иллюзия.
И последнее. Пусть приучается никогда своё волнение не пересиливать. Лёгкое волнение всегда полезно и необходимо, потому что оно - приятно. Оно основано на музыкальных чувствах. А волнение эгоистическое, конечно, неприятно и противно самому, оттого и ошибки.
Приведу отрывок из своего давнего письма.
" Я бывал на многих ваших выступлениях и давно почувствовал, что или вы не вывели для себя «правила игры», или не придаете им значения. Это одна из причин, а может и главная, — всех ваших сценических проблем. Во-первых (страшно подумать!) на сцене вы переживаете. Да неужели нельзя так замостить себя музыкальными мыслями, чтоб на переживания места не хватило? Ведь наш мозг - не компьютер, он гораздо труднее работает с многопоточной информацией. Это пусть ваши враги волнуются, боясь показаться теми, кто они есть; пусть они в страхе просыпаются концертным утром, судорожно хватаются за гитару, наспех перекусывают, бегут в зал, там ненавидят каждую минуту, каждую секунду ожидания, запуганно выходят на сцену с одной мыслью - только бы не сбиться, только не сбиться... И пытаются трясущимися пальцами что-то уложить, в единственной надежде на последующий успех. Нет, такие потуги на концерт, хоть и за деньги, уродуют сознание и начисто лишают музыки. Иванов-Крамской умер от второго инфаркта.
А вы пробовали готовить себя психологически за несколько дней? Сбросить состояние обывателя? Слушать любимую музыку, проникаться перед сном? Вспоминать всё лучшее, что было в жизни и что могло бы быть? Да, это трудно. Но всякую негативную мысль нужно уловить и поскорей выбросить, чтоб она не успела наделать себе подобных. Просыпаться концертным утром нужно только с улыбкой. Перед выступлением обязательно хорошо и вкусно поесть, напиться чаю, чтобы выступать в полном комфорте. В ожидании не томитесь, думайте только о приятном, пусть через силу, но выискивайте лучшее в жизни, что-то смешное, что-то радостное. Натяните улыбку. Пусть думают что хотят - плевать. Если пальцы холодные - пробегитесь по лестничным маршам, дураки, опять же, пускай хоть смеются. И - улыбка.
Вышли на сцену – прочь все словесные мысли! Только музыка. Музыка, ноты, форшлаги, легато, вибрато, кресчендо, пианиссимо, чёткая мелодическая линия и - душа, своя душа, душа слушателя, каждого отдельно, душа всех слушателей вместе, эйфория в зале, только высокое, только высокое... Кто-то говорит... Что? А, ладно... Только высокое... Свет в лицо... Сотни глаз... Нет, только высокое... Сесть. Разложить подставку. Есть! Ждут. Высокое, только высокое... Торжественно и упоённо, ликуя, мечется под потолочными сводами Полигимния, и вы видите мерцающие в свете ажурных люстр её эфирные крылья.
И - первая нота. О, сказочная нота! Никогда вы ещё так не играли. Никто не играл. Прочь мысли! Вы превращаетесь в эфир. Вы входите в состояние Творца, осознавшего вдруг, что создал Он из глупой глины подобного Себе всё-таки не зря, ибо п_о_д_о_б_н_ы_й, пройдя греховные сонмы, сумел настигнуть Его в совершенстве. И вы чувствуете, как вошедший в вас Демиург готов разрыдаться от счастья. Вулкан радости и восторга растерзывает вам грудь, душит горло, жжёт кровь и больно стискивает сосуды. Какое волнение? Где вы отыщете хотя бы несколько секунд, чтобы поволноваться?
И всяк, чьи уши родились не в хлеву, а на Небесах, будет трепетно лелеять неизлечимую жалость к себе, что не в силах вечно пребывать в состоянии этой возвышенности, этой святости… "
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Сообщение от VanCliburn
Читаю-читаю все сказанное о "лечении" сценического мандража и не перестаю удивляться! Почему НИКТО (поправьте меня, если что-то упускаю) не упоминул обращение к СПЕЦИАЛИСТУ по такой проблеме.
Ведь всем известно, что при любой мало-мальски приличной спортивной команде или спортивном клюбе в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ имеется СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ. Конечно, в спорт вбухиваются огромные деньги и с ним все понятно.
Но музыканты все-таки, в большинстве своем, интеллигентные люди с интеллигентным кругом общения. Почему, похоже никому, не пришла в голову такая простая идея, или никто их никак не надоумит - раз и навсегда излечиться от своей проблемы? Заглядывая сюда, хотелось найти какие-то ссылки на обращения к ПРОФЕССИОНАЛАМ (адреся, ссылки, явки) - но увы!
Если кто-то все-таки обращался к психологам из-за подобной проблемы, но стесняется это обсуждать публично, напишите мне, пожалуйста, в личные сообщения!! Признательности моей не будет границ - очень надо помочь человеку!
Заранее спасибо!
Случайно набрела на этот запрос. Постараюсь ответить
Во-первых, на западе что бы стать членом профессиональной ассоциации психоаналитиков существуют определенные требования к специалисту. Это возраст, стаж работы, количество часов работы с клиентами и сотни часов собственного прохождения сессии у личного психоаналитика. Суммируя - это практика, практика и еще раз практика.... В России долгие годы психологов путали с психиатрами, а сами дипломированные психологи в своей основе являлись теоретиками.... выводы делайте сами. Последнее десятилетие в Москве появилось несколько психологических институтов ориентированных на подготовку психологов-практиков и имеющих в преподавателях кандидатов или действительных членов IPA и других серьезных профессиональных западных ассоциаций.
Реальных результативно "умеющих" практиков-психологов немного, да и то в основном в Москве.
Далее, психолог никогда не ставит диагноз, он не работает с пациентом, он работает с КЛИЕНТОМ. Психолог не дает советов, не подсказывает готовых решений, и не интересуется концепциями клиента. Психолог работает с эмоциональной составляющей психики, причем, владея определенными методиками и собственной, развитой в разной степени, способностью к эмпатии, помогает Клиенту самому найти и сформулировать цель обращения к психологу, выявить причину формирования дестабилизирующей эмоции и найти подходящее разрешение ситуации и путь осуществления этого. Психолог не исповедник, но проводник. Это очень важное понимание.
Что касается такой эмоции как страх, то музыканту, в силу особой тонкой настройки его физико-психического континиума, я бы посоветовала обратиться к арт-терапевту, работающему с глубинным бессознательным человеческой психики.
Выбирать психолога надо тщательно, интересуясь результатами его работы с другими. Психолог не имеющий собственного психоаналитика, лично у меня вызвал бы подозрения...
Моим учителем в арт-терапии является канд. пс. наук Выходцева В.Н., блестящий практик, чему я смогла убедиться на собственом примере, а не с чьих-то слов.
Если кому-то интересно, напишите мне в личку, я сообщу ее данные, как с ней связаться.
Последний раз редактировалось Дина Д. Майер; 08.11.2009 в 11:04.
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Да, еще добавлю, что согласно статистике к психологам в основном обращаются люди с высокоразвитым интелектом, склонные к самоанализу и способные обнаружить те проблемы, с которыми им трудно справиться самостоятельно, затем идут те, кого приводят родственники или друзья "за ручку", меньший процент - это тех, кого принудили, т.е. суды и т.п. случаи.
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Сообщение от usman
А вот у меня напротив - подозрения вызывают люди, имеющие собственного психоаналитика...
Такое отношение вызвано, скорее всего вашими представлениями, а не знаниями о работе психолога...
К сожалению, пока что подобный взгляд в России преобладает, но повторюсь, в этом нет ничего удивительного, этому есть причины.
А в общем-то вы ответили на один из вопросов автора темы...
Было бы интересно узнать, есть ли у вас личный опыт пользования услугами психолога и каков он?
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Сообщение от Дина Д. Майер
К сожалению, пока что подобный взгляд в России преобладает...
Почему "к сожалению"? А мне кажется, сожалеть надо было бы, если бы народ в России начал, как "параллельно-перпендикулярные" европейцы и америкосы, бегать по всяким психоаналитикам.
Было бы интересно узнать, есть ли у вас личный опыт пользования услугами психолога и каков он?
К счастью, нет. Я пока и сам справляюсь, чего и другим желаю!
Re: И опять о волнении на сцене. Кто-нибудь обращался к психологам?
Сообщение от usman
Почему "к сожалению"? А мне кажется, сожалеть надо было бы, если бы народ в России начал, как "параллельно-перпендикулярные" европейцы и америкосы, бегать по всяким психоаналитикам. К счастью, нет. Я пока и сам справляюсь, чего и другим желаю!
Ну, начнем с того, что "бегают" по психоаналитикам и не по всяким, а по "хорошим", люди состоятельные - это не дешево. Умеющие зарабатывать деньги, расстаются с ними только, если уверены в возможности получения результата, а такая уверенность для такого рода людей складывается из фактов, т.е. положительных результатов знакомых, родственников...
Еще раз подчеркну, грамотный психолог за вас ничего не делает, вы справляетесь сами, но он помогает вам обнаружить истоки, корни причин возникающих состояний тревоги или сильного стреса, возможно выявление психосоматики физического заболевания или вытесненной детской травмы в ваше "бессознательное", найти ресурс внутри себя и воспользоваться его силой, что бы поработать с проблемной ситуацией и перенаправить, а не подавить, энергию разрушительной эмоции в нужном вам позитивном направлении
Поверьте, стать профи в этой области нелегко, т.к. недостаточно выучить теорию, защитить кандидатскую и выпустить пару книжек. Необходимо обладать способностью к эмпатии и изучить процесс работы с используемыми методиками на себе самом, посещая в процессе становления специалистом собственного психоаналитика.
Вы же не станете платить за уроки учителю игры на скрипке, если
сам он учился играть только на баяне (ничего личного в отношении баяна ). Поэтому и практик-психолог должен изучить и опробовать на себе используемые методы... увидеть как они работают с его собственной психикой. Психолог - не святой и не исповедник, подчеркиваю.
И он не ставит вам диагноз, это задача психиатров, но если регулярно начали возникать симптомы тревоги, сильного страха, агрессии, выскакивают заболевания в результате психического перенапряжения, то психолог может точно и быстро помочь вам выявить проблему и, сопровождая вас в этом тонком процессе, помочь справиться с ней.
Но не "всякий" психолог и не "каждому". Человек, приходя на сеанс, все-таки должен уже иметь некоторую толику доверия к работе психолога и собственное желание разобраться в
тех эмоциях, рефлексах и реакциях, которые, по мнению самого клиента создают ему некомфортное существование, мешают достижения поставленных целей или , к примеру, вызывают неприятную для него ответную реакцию других людей.
И вы правы, каждый человек способен сам "справиться" и без помощи специалиста... Только вот если тревога или иная проблемка периодически возвращается, то тут нужно использовать другое слово -каждый имеет в своем арсенале методы, как это "заглушить, подавить".
Результат такого небрежного отношения к собственной психике может оказаться плачевным - это все равно что в парке перекрыть пальцем фонтан - неизбежно, через некоторое время струя "лупанет" с такой силой, что вымокнут и сидящие на дальних скамейках... всем достанется, что уж говорить о "перекрывшем фонтан пальцем"
Поэтому нужно иметь способность к самоанализу, т.е. наблюдать такие болевые маячки, которые наша психика нам посылает, что бы самому решить, стоит ли попробывать обратиться к психологу или нет. Нужны деньги на хорошего специалиста, это тоже верно..
Вы, наверняка знаете, что зарплата оркестранта на западе позволяет обращаться и к массажисту, и к услугам психолога, и многие пользуются этим. Поверьте, но по степени недоверчивости и бережности в отношении траты заработанных средств западники превосходят россиян в несколько раз, говорю об этом как человек имеющий опыт длительного проживания за границей.
В любом случае, надеюсь, что найдутся читающие эту тему, кто всерьез задумается о затронутой здесь проблематике.
Последний раз редактировалось Дина Д. Майер; 08.11.2009 в 11:10.
Зачем нужны психологи, что они делают и как? С этими и другими вопросами наш корреспондент обратился к автору идеи возрождения института психологов, руководителю рабочей группы по координации подготовки к летним XXVIII Олимпийским играм в Греции 2004 года Анатолию Колесову.
– Первые психологи в нашей сборной появились еще в середине прошлого века, – вспоминает Анатолий Иванович. – Успех советских спортсменов на своей первой Олимпиаде в 1952 году в Хельсинки во многом и их заслуга. Расцвет советской спортивной психологии пришелся на 70–80-е годы. Высокий уровень знаний ученых во взаимодействии с современной по тем временам техникой помогли многим нашим спортсменам достичь Олимпа. Нельзя здесь забывать и о мощной финансовой поддержке со стороны государства.
Однако распад Советского Союза разрушил и олимпийское движение в России в целом, и слаженную систему работы психологов в частности. Поэтому вот уже 10 с лишним лет в нашей сборной психологов нет. Попросту говоря, нет финансирования.
.........
– Анатолий Иванович, а какова мировая практика работы психологов в командах? Как обстоят дела в олимпийских сборных бывших советских республик, на Западе?
– Квалификация и качество работы западных психологов, на мой взгляд, очень высокие. Нам же приходится возвращаться, возрождать прежний советский метод. Как говорится, назад в будущее. Поскольку уверен: дальнейшее финансирование улучшит и качество, и методику российских спортивных психологов.
Что же касается олимпийских сборных стран СНГ, то у них дела намного мрачнее наших. А олимпийская сборная США, например, имеет квалифицированного психолога в каждой команде, а некоторые спортсмены, которые имеют на то средства, содержат и личного психолога
– В таком случае, согласно вашей новой концепции, сколько психологов будут работать в российской олимпийской сборной?
– Согласитесь, что в каждом летнем виде спорта содержать психолога немыслимо. Да и никто в мире такого себе не позволяет. Накладно и нерентабельно. В олимпийской сборной России 38 команд. Однако и эту цифру «поднять» нам пока не под силу. Поэтому, согласно нашим планам, будет создан штаб, в который войдут врачи разных специальностей, массажисты и не менее 10 психологов. Лиха беда начало!
– Вы уже определились с кандидатами в штатные психологи?
– Полагаю, что время пока еще не пришло, поскольку сама концепция находится в стадии углубленной разработки. Хотя не скрою, что будем просить возглавить штаб опытных психологов с большим стажем работы – Леонида Гиссе, Николая Хурадова, Алексея Алексеева и Анатолия Родионова. Не одно десятилетие они эффективно помогали нашим олимпийцам. Если они согласятся, то их бесценный опыт станет основой в работе молодых психологов, поскольку в дальнейшем ставка будет сделана на вузовскую молодежь.
..........
– Анатолий Иванович, когда, на ваш взгляд, руководство Олимпийского комитета России рассмотрит и одобрит вашу концепцию?
– Хочу сразу оговориться, что это не моя личная концепция. Над ней работала и продолжает работать целая группа специалистов ОКР, ряд ученых АМН РФ, представители спортивных федераций, а также ведущие тренеры олимпийских видов спорта. Что же касается сроков рассмотрения нашего проекта, то, полагаю, обсуждение на высшем уровне ОКР состоится в конце марта.
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки