-
21.03.2009, 14:19 #1
О музыкальном театре для детей
Здравствуйте, уважаемые.
Моего коллегу заинтересовал вопрос о детском музыкальном театре, о специфике творчества в жанре детской оперы и других видов музыкальных представлений для детей. Тема интересует во всей широте, в любом из аспектов.
Подскажите, не обсуждались ли уже такие (или подобные) вопросы на данном форуме? Может быть кто-нибудь предоставит полезные ссылки? Заранее спасибо.
- Регистрация
- 07.08.2007
- Адрес
- Карловы Вары Чехия
- Возраст
- 79
- Сообщений
- 495
- Записей в дневнике
- 7
Re: О музыкальном театре для детей
Посмотрите в оперный раздел,долгое время шла там дискуссия про детские оперы современного композитора Льва Конова-название темы по моему-Гадкий утёнок.
И если хотите, то могу вам написать около 100 названий опер для детей-много будет чешских авторов.
Все,что происходит,происходит к лучшему,хотя это на первый взгляд так и не кажется...
Re: О музыкальном театре для детей
Уважаемая Драгомира, одну из новых постановок, в котором участвовала Dětská opera Praha, а именно - "The Angels" чешского композитора Л.Хурника, я видел "живьём" летом прошлого года, на фестивале в Литомышле. Может быть именно этот факт каким-то мистическим образом обьясняет другой факт, т.е. то, что первый отклик на мой пост пришёл именно от Вас.
Если предложенный Вами список будет предоставлен методом copy/paste, т.е. не отнимет много времени, то конечно же, он будет полезен, и возможно не только для моего коллеги, по чьей просьбе я обратился на этот форум. Спасибо.
Но, помимо информации о существующих музыкально-театральных произведениях для детей, хотелось бы познакомиться с размышлениями *по поводу* особенностей, принципов и специфики творчества такого рода. Нужен ли здесь какой-то особый подход, и если да, то чем он отличен от "обычного", т.е., например, почему для детей надо писать иначе, чем для взрослых, ну, и так далее. Огромная тема, однако, похоже, не особенно популярная...
- Регистрация
- 07.08.2007
- Адрес
- Карловы Вары Чехия
- Возраст
- 79
- Сообщений
- 495
- Записей в дневнике
- 7
Re: О музыкальном театре для детей
Как приятно,что Вы знаете этот коллектив - и я их видела,были у нас в декабре,выступали в нашем театре с рождественной программой.Имела возможность встретиться и лично познакомиться с директором оперы г.Марковой.Молодцы они.Про эту специфичную форму в течение недели не успею написать,но буду стремиться найти время в выходные дни.
Все,что происходит,происходит к лучшему,хотя это на первый взгляд так и не кажется...
Re: О музыкальном театре для детей
Большое спасибо, ждём с нетерпением!
- Регистрация
- 15.09.2006
- Сообщений
- 483
Re: О музыкальном театре для детей
Уважаемый Фёдор! меня заинтересовала поднятая вами тема и мне захотелось поделиться некоторыми соображениями и мыслями по этому вопросу. извините, если будет несколько сумбурно. но это как бы "мысли вслух".
Детская опера -явление всё же оносительно молодое. коснусь созданного в советский период. тем более что тогда для детей было создано немало по-настоящему хорошей музыки.
Когда-то Маршак сказал, что для детей надо писать так же. как для взрослых. только лучше. и это действительно так. Только у нас всё, что связано с детьми имело огромную ценность, так как по иронии судьбы то, что нельзя было высказать во взрослом искусстве. можно было в творчестве для детей. отсюда - потрясающая детская литература. кинематограф (особенно после смерти сталина. эпоха оттепели, появление авторского кино) т.е. 1950 - 1960 - е годы.
То же касалось и музыки. Было огромное поле деятельности. можно было писать серьёзные произведения чисто классической формы (к примеру опера рубина "три толстяка". написанная в традициях классической оперы). или с привлечением в музыку песенного мелодизма. что делало музыку оперы более лёгкой для восприятия и доступной. (примером может служить опера Э. колмановского "белоснежка"). привнесённые в музыку лиризм. танцевальность и элементов эстрадности делали материал доступным пониманию и эмоционально был более близок. тем более. что темы оперы легко запоминались детьми.
так же. как очень зыбка грань между опереттой имюзиклом. так же и детская опера подчас более напоминала оперетту.я уже не говорю о использовании элементов эстрады, джаза и тд.
К сожалению. ныне эта часть музыкального наследия забыта и находится в забвении. А жаль. ведь было написано немало детских опер с хорошим музыкальным материалом.можно ещё назвать оперу Л. половинкина "золотой ключик". "Сёстры" Д. Кабалевского. "Максимка" Б. терентьева. "Маугли" Ш. чалаева. "Мойдодыр" Ю. левитина. "Песенка в лесу" Р. Бойко и тд.
Re: О музыкальном театре для детей
Спасибо, Питер. Итак, принцип - "как для взрослых, только лучше" - и красиво сформулирован, и по глубинной сути очень верен. Если взрослый человек в восприятии искусства делает на что-то "скидки", к чему-то просто (уже) не восприимчив, то от ребёнка с его свежестью и остротой восприятия "улизнуть" куда труднее. Ну а всё-же, можно ли каким-либо образом более конкретно очертить это самое "лучше", или это, как и многое в искусстве, обьяснимо исключительно понятиями типа "талант", "интуиция" и т.п.?
- Регистрация
- 15.09.2006
- Сообщений
- 483
Re: О музыкальном театре для детей
Попробую вам ответить. прошу только учесть. что многое из того. что я помню и на чём основываю своё мнение. это материал примерно до 1990 годов. впрочем. это. наверное не так важно.
Из чего складывается это "лучшее"?
факторов много. наверное. не плохо, если опера или балет, или мюзикл будут написаны талантливыми людьми. хорошо бы. чтобы талантливый композитор и талантливый либретист нашли друг друга. Прекрасно. когда написано талантливое либретто и потом на него прекрасная музыка.
Если иметь ввиду именно детский музыкальный театр. то здесь. как мне кажется. есть такое же деление, как в кинематографе сегодня: есть фильмы детские, в том числе сказки, а есть семейные. то есть такие, которые могут смотреть дети вместе с родителями.
Так же и в театре. скажем, опера или балет "муха-цокотуха" сугубо детский. рассчитанный на малышей. а вот опера "три толстяка": партитура серьёзная. яркая. написанная современным языком (для середины прошлого века) но соблюдает законы классической оперы. это именно семейный спектакль. так как есть сюжет детской сказки, а музыка довольно жёсткая, интересна не только детям.
"белоснежка" Колмановского тоже можно причислить к семейным спектаклям. тем более что язык оперы, построенный на песенной основе, легко усавивается, и после пектакля дети легко могут воспроизвести понравившиеся им мелодии. Это тоже важный кретерий. который нельзя игнорировать.
Кроме того, немаловажное значение имеет вкус. последнее время, озаботившись проблемой выживания в "условиях рынка" в детской отрасли наблюдается интерес к мюзиклам. причём проглядывается явное желание слепить "хитовый продукт", да ещё желание понравиться. заигрывая с публикой.
Вот примерно год назад одна моя приятельница, работающая концертмейстером в одном из детских театров рассказала мне о ставящемся в театре мюзикле "Том сойер". по её рассказу сюжет мюзикла выходил несколько пошловатым. А уж слова. которые вкладывались в уста героям. с моей точки зрения вообще не ыдерживали критики. поскольку в текст были вставлены всякого рода жаргонные словечки. Намоё недоумение приятельница стала объяснять мне, что и в то время у подростков мог быть свой слэнг, что они могли разговаривать на своём языке. на что я ответил. что поскольку это наш мюзикл, то неплохо было бы в таком случае и что-то из русского матерного вставить. поскольку в то время, когдапроисходит действие "тома сойера" в россии мат наверняка существовал. и российские подростки в то время наверняка матерились...
Это конечно ирония, но принцип такой.
С другой стороны, по высказываниям дочери знаменитой создательницы детского музыкального театра Р. Сац-карповой, с детьми что-то происходит. видимо. в силу неразвитости духовного и душевного мира. у них не развит эмоциональный ряд.вот смотрят дети оперу А. Флярковского "сын полка". опера с ясной. красивой музыкой. у кого-то наглаза наворачиваются слёзы, жалко главного героя ваню солнцева. надтеми, кто "разнюнился" начинают подтрунивать. и ребята на будущее стесняются проявить сострадание. это - симптом времени. причём симптом достаточно страшный...
Подытожим. Лучшее - это:
Хорошо написанное либретто (без ненормативной лексики).
Ясная, красивая музыка. которую ребёнок мог бы воспроизвести. это, конечно не обязательно, но залог успеха - в простоте и ясности. а так же в красоте.
ну и в исполнении. конечно. главное не допускать вкусовщины. ибо придя в театр ребёнок должен захотеть прийти туда ещё раз. при этом. должен быть урок душе для труда. а не только "потребление" продуктов от искусства.
наверное, так в общих чертах...
Похожие темы
-
Санкт-Петербург Вакансии в музыкальном театре
от Zum в разделе Исполнители (оркестр, хор) - конкурсы, прослушиванияОтветов: 2Последнее сообщение: 27.08.2012, 17:46 -
Опера Маэстро Но Тэ Чхол дирижирует в Камерном музыкальном театре
от Astre в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 06.04.2012, 12:31 -
Открытие 40-го, юбилейного сезона в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского
от Astre в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 0Последнее сообщение: 09.08.2011, 13:57 -
Балет в Волгоградском Музыкальном театре
от femmina в разделе БалетОтветов: 0Последнее сообщение: 03.02.2011, 22:33 -
«Севильский цирюльник» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко
от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 5Последнее сообщение: 15.02.2010, 14:40





Ответить с цитированием

Социальные закладки