Страница 1 из 5 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 48

Тема: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен

              
  1. #1
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,288
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен

    1. Сента и Татьяна: морально-этическая подоплека.

    Уникальность «Голландца» состоит в драгоценном сплаве романтического надрыва, мелодийного пиршества, стилистического буйства и невообразимой для вагнеровской эстетики комфортности восприятия. Музыкальная ткань, как и следует, «уважительно» доминирует над текстом, либретто преисполнено нарративной прозрачности. Слушать «Голландца» так же интересно, как и смотреть, какие бы сюжетные нововведения не придумывали современные постановщики. Мне, признаюсь, не довелось увидеть ни одной постановки, которая бы чётко следовала «либреттному» сюжету. Интересно, что больше всего достаётся бедной Сенте: она то взрывается, то сгорает, то выбрасывается в окно (в «оригинальной» версии – тонет). Ведь у девушки, между тем, и так жизнь не сахар: еще до начала оперы она поклялась в любви одному охотнику, но потом услышала сказку про моряка-скитальца, наказанного за самонадеянную профессиональную упёртость вечной «второй сменой», и решила освободить страдальца своей верностью. Женская сострадательная решимость подогревается портретом, который – о, как кстати! – оказался у папы-капитана на стене. Откуда он тут взялся? Неясно. Драматургической самодостаточностью ни одно вагнеровское произведение не испорчено, хотя ответ едва ли не на любое недоумение по поводу любого вагнеровского сюжета можно найти в биографии самого автора. Если «магистральная» тема оперы - спасение наказанного мужчины через самопожертвование женщины - восходит к «Фаусту» И.-В.Гёте, которым Вагнер болел, кажется, всю сознательную жизнь и знакомство с которым легко прояснит ключевую коллизию и сверхзадачу «Голландца», то тема собственно самой этой жертвенности Вагнером не прорабатывается вообще нигде и никак. Женщина у него жертвует всем настолько неистово, беспричинно и невменяемо, что кажется просто ненормальной. Женщина у Вагнера одновременно и вершит судьбу мужчины, и является её материалом. Так, Сента делает несчастным одного мужчину (неплохого, но – «неправильного»), чтобы спасти другого (возможно, и плохого, но – «правильного», «одобренного» сверх-демиургом, то есть - Автором). С одной стороны, своей впечатлительностью и одержимостью главная героиня «Голландца» мало уступает нашей Татьяне Лариной. С другой стороны, Татьяна ведет себя более последовательно и, несмотря на примерно одно и то же время появления на свет с вагнеровской героиней, ведет себя принципиально иначе. Татьяна - словно прямая противоположность Сенты: дав слово одному, Татьяна и не собирается от него отказываться; в её картине мира нет даже такой возможности. Ни во имя своей любви, ни во имя спасения любимого. Нет, и всё. Для Сенты такие мелочи, как данная ранее клятва, несущественны. Для неё важен текущий момент. Сиюминутная одержимость главной героини «Голландца» - тема, требующая внимательного к себе отношения не только в связи с пониманием сюжетной коллизии, но и в связи с пониманием собственно автобиографической природы оперы. Известно, что психопатическая ревность, которую вызывала у Вагнера его первая невеста и, после, первая супруга Минна Планер, и вызвала 28 упоминаний о женской верности в «голландском» либретто. Голландец, подслушав (то есть тот еще хорёк!) о том, что Сента уже нарушила одну клятву, понимает, что веры этой особе быть не может: «попробовав раз, ем и сейчас», то есть «береги платье снову, а честь смолоду». Это прекрасно понимает и Татьяна Ларина, и переступает через сиюминутный эмоциональный импульс, спасая честь свою и своего супруга. Для Сенты, как и для многих других персонажей Вагнера (да и для самого композитора), честь – понятие страшно обременительное, от которого одни неприятности и ограничения. Да и со скалы Сента прыгает не от стремления защитить оскорбленную недоверием честь, а в эмоциональном порыве, в одержимости использовать предоставленную ей возможность пожертвовать собой во имя совершенно постороннего человека. В своем ли уме эта девушка?.. Не случайно одна из самых ярких постановок «Голландца» - преисполненная технических красот и мутноватых аллюзий работа Гарри Купера (Байройт, 1985 г.) – представляет всё действие как сюжет больного воображения Сенты. Безоговорочная, безрассудная готовность пожертвовать собой сейчас и без остатка станет потом ключевой темой «Лоэнгрина». Не лишним будет заметить, что природа этой жертвенности не замыкается только лишь в отношениях мужчины-героя с женщиной-героиней. Эта жертвенность – непременное условие приближения к вагнеровскому творчеству вообще (начиная с физического дискомфорта ужасных кресел байройтского театра и заканчивая невыносимой продолжительностью самих опер). И в своей первой музыкально-драматической работе Вагнер ставит эту зарубку: «Оставь надежду всяк, сюда входящий!» Грубо говоря, Летучий голландец – есть суть природы всего вагнеровского творчества, мятежного и бессмертного. А Сента - … ну, и так ясно, что Сента – это мы с Вами: уже «поклявшись в верности» Моцарту и Бетховену, Чайковскому и Рахманинову, мы вынуждены делать выбор между сиюминутной одержимостью и вневременным достоинством. Что мы выберем? Да и из чего выбирать? Восторг перед Вагнером – сиюминутен. Верность эстетическим идеалам – вечна. Об этой искристой мимолетности своего воздействия на «неокрепшие» умы словно предупреждает Вагнер образом Сенты. От этой беспринципной лёгкости, от аморальной доступности самореализации в мире, ограниченном нравственными постулатами и «литературными» моделями, нас защищает высокодуховное, надэмоциональное самопожертвование Татьяны Лариной.
    А Сенту почему-то совсем не жалко…

  • #2
    Старожил Аватар для adriano
    Регистрация
    02.06.2007
    Адрес
    Петербург
    Сообщений
    4,032

    По умолчанию Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен

    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    1. Для Сенты, как и для многих других персонажей Вагнера (да и для самого композитора), честь – понятие страшно обременительное, от которого одни неприятности и ограничения.
    Очень интересное заявление . Быть порядочным человеком в принципе сложнее, чем непорядочным, но подчеркивание, что это страшно обременительно и связывать это с личностью самого композитора, по крайней мере странно.

    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    Эта жертвенность – непременное условие приближения к вагнеровскому творчеству вообще (начиная с физического дискомфорта ужасных кресел байройтского театра и заканчивая невыносимой продолжительностью самих опер).
    Поверьте так же, что есть огромное количество людей для которых оперы Вагнера не являются продолжительными - тем более "невыносимо" ИМХО наверно по себе судите.
    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    Грубо говоря, Летучий голландец – есть суть природы всего вагнеровского творчества, мятежного и бессмертного. А Сента - … ну, и так ясно, что Сента – это мы с Вами: уже «поклявшись в верности» Моцарту и Бетховену, Чайковскому и Рахманинову, мы вынуждены делать выбор между сиюминутной одержимостью и вневременным достоинством. Что мы выберем? Да и из чего выбирать? Восторг перед Вагнером – сиюминутен. Верность эстетическим идеалам – вечна.
    Очень грубо говоря Для большинства такой выбор не стоит, да и зачем выбирать - никакого противопоставления не наблюдается.
    Это называется не "грубо говоря" - это "притянуто за уши"

    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    От этой беспринципной лёгкости, от аморальной доступности самореализации в мире, ограниченном нравственными постулатами и «литературными» моделями, нас защищает высокодуховное, надэмоциональное самопожертвование Татьяны Лариной.
    А Сенту почему-то совсем не жалко…
    Не жалко? . Странная манера - вроде и слов много...
    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    Об этой искристой мимолетности своего воздействия на «неокрепшие» умы словно предупреждает Вагнер образом Сенты.
    Словно предупреждает? То есть, по вашему мнению Вагнер предупреждает образом Сенты об мимолетности своего воздействия на умы.... неокрепшие... причем искристо... но "словно" - то есть может быть и нет?
    О горе мне - ничего не понял. Утешусь тем, что и цель была в этом.
    http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
    http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру

  • #3
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,288
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен

    Цитата Сообщение от adriano Посмотреть сообщение
    Очень интересное заявление . Быть порядочным человеком в принципе сложнее, чем непорядочным, но подчеркивание, что это страшно обременительно и связывать это с личностью самого композитора, по крайней мере странно.


    Поверьте так же, что есть огромное количество людей для которых оперы Вагнера не являются продолжительными - тем более "невыносимо" ИМХО наверно по себе судите.


    Очень грубо говоря Для большинства такой выбор не стоит, да и зачем выбирать - никакого противопоставления не наблюдается.
    Это называется не "грубо говоря" - это "притянуто за уши"



    Не жалко? . Странная манера - вроде и слов много...

    Словно предупреждает? То есть, по вашему мнению Вагнер предупреждает образом Сенты об мимолетности своего воздействия на умы.... неокрепшие... причем искристо... но "словно" - то есть может быть и нет?
    О горе мне - ничего не понял. Утешусь тем, что и цель была в этом.
    что Вы всякую дрянь читаете? читайте лучше Шюрэ!

  • #4
    Старожил Аватар для adriano
    Регистрация
    02.06.2007
    Адрес
    Петербург
    Сообщений
    4,032

    По умолчанию Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен

    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    что Вы всякую дрянь читаете? читайте лучше Шюрэ!
    Что Вы имеете в виду под "всякой дрянью"?
    http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
    http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру

  • #5
    Старожил Аватар для adriano
    Регистрация
    02.06.2007
    Адрес
    Петербург
    Сообщений
    4,032

    По умолчанию Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен

    PS Вообще, скажу по секрету, желательно оперу слушать, тогда и Сенту станет жалко А Шюре ф топку раз он на такие трактовки навевает
    http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
    http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру

  • #6
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,288
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен

    Цитата Сообщение от adriano Посмотреть сообщение
    Что Вы имеете в виду под "всякой дрянью"?
    ну, то, что Вы здесь сейчас прочитали

  • #7
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,288
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен

    Цитата Сообщение от adriano Посмотреть сообщение
    PS Вообще, скажу по секрету, желательно оперу слушать, тогда и Сенту станет жалко А Шюре ф топку раз он на такие трактовки навевает
    Очень верное замечание!
    Но слушать и слышать - не одно и то же. Когда слушаешь, - жалко, а когда "расслышишь", - то и не жалко уже.
    А Шюрэ в топку совершенно по другой причине нужно: слишком уж он восторженно пишет. "Правды жизни недостает" (С)

  • #8
    Старожил Аватар для adriano
    Регистрация
    02.06.2007
    Адрес
    Петербург
    Сообщений
    4,032

    По умолчанию Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен

    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    ну, то, что Вы здесь сейчас прочитали
    обезоруживающая самокритичность
    все одно - спасибо за высказанное мнение
    http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
    http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру

  • #9
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,288
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен

    Цитата Сообщение от adriano Посмотреть сообщение
    обезоруживающая самокритичность
    все одно - спасибо за высказанное мнение
    Что значит "спасибо"?! У меня еще две части!!!

  • #10
    Старожил Аватар для adriano
    Регистрация
    02.06.2007
    Адрес
    Петербург
    Сообщений
    4,032

    По умолчанию Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен

    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    Очень верное замечание!
    Но слушать и слышать - не одно и то же. Когда слушаешь, - жалко, а когда "расслышишь", - то и не жалко уже.
    А Шюрэ в топку совершенно по другой причине нужно: слишком уж он восторженно пишет. "Правды жизни недостает" (С)
    Образ Сенты на протяжении оперы несет разные эмоции, финал несомненно светлый - так что можно и не жалеть, но все ведущие к нему перипетии не могут не вызывать чувства сострадания.
    http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
    http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру

  • Страница 1 из 5 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. «Летучий голландец» в Мариинке 19.05.2012
      от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 54
      Последнее сообщение: 29.05.2012, 01:11
    2. Премьера Летучий голландец 25 февраля в Мариинке
      от Андрей C. в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 18
      Последнее сообщение: 20.05.2012, 12:17
    3. Вагнер против Вагнера ("Летучий голландец" в Земперопере 12.09.09)
      от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 18.09.2009, 16:02
    4. Ищу ноты оперы Вагнера"Летучий Голландец"
      от dzhek в разделе Поиск партитур и оркестровых партий
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 03.12.2008, 21:05

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100