-
20.04.2008, 15:58 #1
«Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен
1. Сента и Татьяна: морально-этическая подоплека.
Уникальность «Голландца» состоит в драгоценном сплаве романтического надрыва, мелодийного пиршества, стилистического буйства и невообразимой для вагнеровской эстетики комфортности восприятия. Музыкальная ткань, как и следует, «уважительно» доминирует над текстом, либретто преисполнено нарративной прозрачности. Слушать «Голландца» так же интересно, как и смотреть, какие бы сюжетные нововведения не придумывали современные постановщики. Мне, признаюсь, не довелось увидеть ни одной постановки, которая бы чётко следовала «либреттному» сюжету. Интересно, что больше всего достаётся бедной Сенте: она то взрывается, то сгорает, то выбрасывается в окно (в «оригинальной» версии – тонет). Ведь у девушки, между тем, и так жизнь не сахар: еще до начала оперы она поклялась в любви одному охотнику, но потом услышала сказку про моряка-скитальца, наказанного за самонадеянную профессиональную упёртость вечной «второй сменой», и решила освободить страдальца своей верностью. Женская сострадательная решимость подогревается портретом, который – о, как кстати! – оказался у папы-капитана на стене. Откуда он тут взялся? Неясно. Драматургической самодостаточностью ни одно вагнеровское произведение не испорчено, хотя ответ едва ли не на любое недоумение по поводу любого вагнеровского сюжета можно найти в биографии самого автора. Если «магистральная» тема оперы - спасение наказанного мужчины через самопожертвование женщины - восходит к «Фаусту» И.-В.Гёте, которым Вагнер болел, кажется, всю сознательную жизнь и знакомство с которым легко прояснит ключевую коллизию и сверхзадачу «Голландца», то тема собственно самой этой жертвенности Вагнером не прорабатывается вообще нигде и никак. Женщина у него жертвует всем настолько неистово, беспричинно и невменяемо, что кажется просто ненормальной. Женщина у Вагнера одновременно и вершит судьбу мужчины, и является её материалом. Так, Сента делает несчастным одного мужчину (неплохого, но – «неправильного»), чтобы спасти другого (возможно, и плохого, но – «правильного», «одобренного» сверх-демиургом, то есть - Автором). С одной стороны, своей впечатлительностью и одержимостью главная героиня «Голландца» мало уступает нашей Татьяне Лариной. С другой стороны, Татьяна ведет себя более последовательно и, несмотря на примерно одно и то же время появления на свет с вагнеровской героиней, ведет себя принципиально иначе. Татьяна - словно прямая противоположность Сенты: дав слово одному, Татьяна и не собирается от него отказываться; в её картине мира нет даже такой возможности. Ни во имя своей любви, ни во имя спасения любимого. Нет, и всё. Для Сенты такие мелочи, как данная ранее клятва, несущественны. Для неё важен текущий момент. Сиюминутная одержимость главной героини «Голландца» - тема, требующая внимательного к себе отношения не только в связи с пониманием сюжетной коллизии, но и в связи с пониманием собственно автобиографической природы оперы. Известно, что психопатическая ревность, которую вызывала у Вагнера его первая невеста и, после, первая супруга Минна Планер, и вызвала 28 упоминаний о женской верности в «голландском» либретто. Голландец, подслушав (то есть тот еще хорёк!) о том, что Сента уже нарушила одну клятву, понимает, что веры этой особе быть не может: «попробовав раз, ем и сейчас», то есть «береги платье снову, а честь смолоду». Это прекрасно понимает и Татьяна Ларина, и переступает через сиюминутный эмоциональный импульс, спасая честь свою и своего супруга. Для Сенты, как и для многих других персонажей Вагнера (да и для самого композитора), честь – понятие страшно обременительное, от которого одни неприятности и ограничения. Да и со скалы Сента прыгает не от стремления защитить оскорбленную недоверием честь, а в эмоциональном порыве, в одержимости использовать предоставленную ей возможность пожертвовать собой во имя совершенно постороннего человека. В своем ли уме эта девушка?.. Не случайно одна из самых ярких постановок «Голландца» - преисполненная технических красот и мутноватых аллюзий работа Гарри Купера (Байройт, 1985 г.) – представляет всё действие как сюжет больного воображения Сенты. Безоговорочная, безрассудная готовность пожертвовать собой сейчас и без остатка станет потом ключевой темой «Лоэнгрина». Не лишним будет заметить, что природа этой жертвенности не замыкается только лишь в отношениях мужчины-героя с женщиной-героиней. Эта жертвенность – непременное условие приближения к вагнеровскому творчеству вообще (начиная с физического дискомфорта ужасных кресел байройтского театра и заканчивая невыносимой продолжительностью самих опер). И в своей первой музыкально-драматической работе Вагнер ставит эту зарубку: «Оставь надежду всяк, сюда входящий!» Грубо говоря, Летучий голландец – есть суть природы всего вагнеровского творчества, мятежного и бессмертного. А Сента - … ну, и так ясно, что Сента – это мы с Вами: уже «поклявшись в верности» Моцарту и Бетховену, Чайковскому и Рахманинову, мы вынуждены делать выбор между сиюминутной одержимостью и вневременным достоинством. Что мы выберем? Да и из чего выбирать? Восторг перед Вагнером – сиюминутен. Верность эстетическим идеалам – вечна. Об этой искристой мимолетности своего воздействия на «неокрепшие» умы словно предупреждает Вагнер образом Сенты. От этой беспринципной лёгкости, от аморальной доступности самореализации в мире, ограниченном нравственными постулатами и «литературными» моделями, нас защищает высокодуховное, надэмоциональное самопожертвование Татьяны Лариной.
А Сенту почему-то совсем не жалко…
Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен
Очень интересное заявление. Быть порядочным человеком в принципе сложнее, чем непорядочным, но подчеркивание, что это страшно обременительно и связывать это с личностью самого композитора, по крайней мере странно.
Поверьте так же, что есть огромное количество людей для которых оперы Вагнера не являются продолжительными - тем более "невыносимо" ИМХО наверно по себе судите.
Очень грубо говоря
Для большинства такой выбор не стоит, да и зачем выбирать - никакого противопоставления не наблюдается.
Это называется не "грубо говоря" - это "притянуто за уши"
Не жалко?. Странная манера - вроде и слов много...
Словно предупреждает? То есть, по вашему мнению Вагнер предупреждает образом Сенты об мимолетности своего воздействия на умы.... неокрепшие... причем искристо... но "словно" - то есть может быть и нет?
О горе мне - ничего не понял. Утешусь тем, что и цель была в этом.
http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру
Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен
http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру
Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен
PS Вообще, скажу по секрету, желательно оперу слушать, тогда и Сенту станет жалкоА Шюре ф топку
раз он на такие трактовки навевает
http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру
Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен
Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен
http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру
Ответ: «Летучий голландец» Р.Вагнера как культурный феномен
http://www.artrenewal.org/ - Сайт классической живописи
http://wagner.su - Сайт посвященный Рихарду Вагнеру
Похожие темы
-
«Летучий голландец» в Мариинке 19.05.2012
от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 54Последнее сообщение: 29.05.2012, 01:11 -
Премьера Летучий голландец 25 февраля в Мариинке
от Андрей C. в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 18Последнее сообщение: 20.05.2012, 12:17 -
Вагнер против Вагнера ("Летучий голландец" в Земперопере 12.09.09)
от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 7Последнее сообщение: 18.09.2009, 16:02 -
Ищу ноты оперы Вагнера"Летучий Голландец"
от dzhek в разделе Поиск партитур и оркестровых партийОтветов: 1Последнее сообщение: 03.12.2008, 21:05




Ответить с цитированием

Социальные закладки