-
01.10.2009, 22:14 #1
Анитра Тумшевица (композитор, Латвия)
"Каждый человек звучит по–своему…"
Автор:
01.10.2009 11:22
Молодой композитор Анитра Тумшевица уверена, что музыка пишется на небесах, а сочинителю ее только диктуют.
Ведь не зря же родители, даже не предполагая изначально судьбу своего младенца, назвали ее этим необычным в наших широтах именем. Анитра — персонаж из сюиты великого Эдварда Грига "Пер Гюнт". Сюита входит во все музыкальные хрестоматии мира, а одна из ее частей называется "Танец Анитры".
Сегодня опера Анитры "Красный" ставится в Норвегии, в заполярном Будё, а ее сочинения Зазвучат в первых числах октября на международном фестивале Дни современной музыки, который проводится в этом году в Швеции, в городах Висбю, Гетеборге и Ваксё.
Организаторы фестиваля — Международное сообщество современной музыки (ISCM) — отобрали 110 сочинений 90 современных композиторов со всего мира, пишущих в жанрах от инструментальной и вокальной музыки до электроакустической и звуковых инсталляций.
Хотя по словам зав. секцией латвийского отделения сообщества композитора Индры Рише, жюри фестиваля получило сочинения более 500 претендентов.
Среди тех, что были признаны лучшими, — опус Индры для органа "Ритуал", ее же сочинение для струнного оркестра "Ветер, земля и запахи" и сюита Анитры Тумшевицы для духового оркестра Blaze of Silence — "Сияние тишины". Все три произведения будут исполнены в Швеции в эти дни.
Патриарх латвийских композиторов Петерис Васкс высоко оценивает творчество Анитры. Но она отнюдь не болеет "звездностью", а прислушивается к себе и любит мир.
— Каждый из нас звучит по–своему, — делится Анитра. — Порой, увидев человека, сразу слышу мелодию и пишу музыку на его "тему". Даже иной раз во время беседы за чашкой кофе пишу на салфетке. И в моей опере каждый персонаж имеет своего реального прототипа в жизни, не только положительного, но и отрицательного.
Люблю своих коллег, товарищей по творческому цеху — Кристапа Петерсона, Гундегу Шмитте, которая сегодня возглавляет Союз композиторов Латвии, многих других. У каждого из них учусь, с удовольствием прислушиваясь к их оценкам и замечаниям. Можно даже сказать, они меня вдохновляют на новые произведения. У каждого встреченного мной человека учусь.
Когда читала Рабиндраната Тагора, возник мой цикл "Роман для шести". Там играют пятеро музыкантов, а шестой — дирижер, появляющийся, как в хорошей драме, в самом конце действа. Я вообще люблю театральность в музыке.
Хотя поначалу ни о чем таком не думала. Окончила бакалавратуру ЛМА по классу скрипки в 1993–м и на время о музыке забыла. Странно, не правда ли? То было смутное и тяжелое время, музыка не кормила, и я ушла работать в совершенно другие сферы, в бизнес.
А потом музыка позвала меня, душа захотела счастья творчества. И я стала со своими друзьями–музыкантами давать концерты по храмам, играла на скрипке. Так получилось, что порой необходимо было на концертах импровизировать. Стала записывать свои импровизации, исполнять их с друзьями, которые уговорили меня поступить на отделение композиции ЛМА. Все начала сначала в 2000–м.
Дело в том, что я слышу не просто отдельные мелодии своего сочинения или инструменты, их исполняющие, а сразу целый фрагмент. И мне нужно было научиться это записывать. Я очень благодарна своей преподавательнице Селге Менце, которая многому меня научила.
Но поскольку я сама скрипачка, всегда пишу, думая об исполнителе: так, чтобы ему удобно было играть. Порой думала — почему композитор так намудрил? Ведь можно написать попроще и то же самое выразить.
Я очень рада, что моя опера "Красный" стала победителем на фестивале оперной музыки в Норвегии. Я ведь люблю оперу с малых лет, для меня это волшебный, загадочный мир. Когда еще в детстве слушала оперу, всегда думала: а как бы я это написала?
Элизабет Люнгар, шведский драматург и режиссер, с которой мы вместе работали над сюжетом и сценической идеей, ставит мою оперу в заполярном норвежском Будё, где пройдет четыре премьеры с 1 по 4 ноября.
Этому региону от министерства культуры страны выделяются очень приличные средства на культурные программы, приезжают немало мировых знаменитостей. Ведь в тех краях люди работают в тяжелых условиях, их нужно и развлечь, и удержать на рабочем месте, чтобы они не уезжали в более благодатные места.
В Латвии моя одноактная опера прозвучит в концертном варианте 3 декабря в большом зале ЛМА.
Мне профессия композитора не кажется трудной. Писать музыку для меня — как дышать…
"Вести Сегодня+" № 33.
Похожие темы
-
Майя Ковалевская (сопрано, Латвия).
от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 112Последнее сообщение: 12.03.2019, 22:30 -
Александр Вилюманис (Латвия)
от femmina в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 0Последнее сообщение: 22.09.2012, 22:43 -
Рихардс Залюпе (Латвия)
от femmina в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 0Последнее сообщение: 30.01.2011, 23:44 -
Зигмар Лиепиньш ( Латвия )
от femmina в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 0Последнее сообщение: 20.11.2010, 01:01 -
Фестиваль перкуссионистов (Латвия)
от femmina в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 1Последнее сообщение: 26.03.2009, 23:30




Ответить с цитированием
Социальные закладки