Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 14

Тема: Борис Лятошинский: тень Скрябина и её бунт

              
  1. #1
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Борис Лятошинский: тень Скрябина и её бунт

    Борис Николаевич Лятошинский ( 1895-1968 ) - один из атлантов, подпирающих твердь официального сонма украинских классиков. И, пожалуй, один из немногих его представителей, достойный подобной репутации в Украине - и заслуживающий куда большей известности за её пределами.

    Здесь можно послушать его симфонии, здесь - 2-й квартет и фортепианный цикл "Отражения".

    Я не буду повторять перечисления превосходных степеней, традиционные для украинских текстов о Лятошинском (хоть сам считаю его замечательным мастером); здесь я хочу обратить внимание на один момент, который мне представляется уникальным не только в отечественной, но и в мировой музыкальной панораме.
    Охарактеризую его двумя тезисами, на первый взгляд противоположными.

    1. Язык Лятошинского самобытен. Человек, знакомый с его творчеством, достаточно легко идентифицирует его "на слух". Кроме всего прочего, Л. - один из очень немногих традиционалистов своего времени, свободных от влияния могучей тени Шостаковича. Л. приобрел, развил и сохранил умение писать экспрессивно и трагично без использования дважды-пониженного лада.

    2. Язык Лятошинского - явление вторичное по отношению к первичному - языку Скрябина.

    Противоречие налицо; однако Лятошинский находит и воплощает синтез, который я и считаю уникальным.
    Язык Лятошинского, в силу изначальной (осмысленной и осознанной) вторичности - диалогичен. Свое "Я", воплощенное в языке, Лятошинский музыкально определяет как "Я-в-маске-Скрябина". Иными словами, Лятошинский самоопределяется апофатически - от противного: "Я = не-Скрябин". Скрябин, а точнее - "скрябинизм", выступает мерилом самоопределения, условием идентичности (уникальности) "Я" Лятошинского.

    "Скрябинизм" - целая область в музыке, и даже - не только в музыке, но и в комплексной культуре начала века, ставшая знаком некоего типа мироощущения, некоего комплекса ценностей. Обширная "постскрябинская" традиция (Крейн, Фейнберг, Косенко, Ревуцкий, etc.) была своего рода эстетической "кастой": Скрябин - не просто крупный художник, чьи индивидуальные открытия оказали влияние на развитие музыки; Скрябин - последний "великий романтик". "Скрябинизм" - знак самоидентификации с эстетикой и мироощущением, которое было в то время вовлечено в конфликт "смены исторических декораций".

    "Скрябинизм" не дал, кроме Скрябина, крупных имен, однако был существенным явлением - инерцией последнего крупного романтического толчка, - и свидетельствовал о том, что значение этого толчка превосходит значение отдельно взятого индивидуального стиля. "Скрябинизм" - прощание с целой Вселенной - Вселенной непосредственного самовыражения.

    Хочу отметить здесь два важных момента, имеющих отношение к Лятошинскому. Во-первых, "скрябинизм" не был консервативным явлением (как не был им и стиль самого Скрябина, особенно позднего), и органично вписывался в панораму европейского "модерна". Во-вторых, что самое существенное, язык самого Скрябина не является системой первого порядка: это - синтез-квинтессенция всей романтической интонационности как таковой. Язык Скрябина - мета-язык романтической традиции. (Я не занимался этим вопросом специально, но мне представляются такие "составные" скрябинской мета-интонационности: Шопен, Лист, Вагнер, Чайковский). Поэтому в язык Скрябина заложено зерно диалога, зерно кристаллизации используемой традиции в китч.

    Это зерно дало возможность скрябинскому мета-языку функционировать далее в качестве историко-опознавательного знака целой традиции (= целой культурной эпохи, мировоззрения, etc.). И если "скрябинисты" - Фейнберг и Ко - были эпигонами, бесповоротно заменившими собственное "лицо" маской Скрябина, то Лятошинский выходит в диалоге со Скрябиным на новый - мета-уровень.

    Произведения Лятошинского, в отличие от "скрябинистов", никак нельзя принять за ненаписанные опусы Скрябина. Однако Лятошинский в своей музыке полностью сохраняет скрябинский мелос как систему. При конструировании собственной горизонтали он пользуется готовыми скрябинскими "клише". При этом:
    1) Исчезают все прочие параметры скрябинского стиля: гармония, фактура, время. Вертикаль Лятошинского преимущественно атональна (вне связи с "прометеевским" ладом); фактура сугубо конструктивно-полифонична, без скрябинской колористики; жестко организованное время не имеет ничего общего со скрябинским спонтанным становлением.
    2) В мелосе отчетливо различаются "скрябинизмы" (условно - 85%) и славянская (украинская, но и не только) архаика. Они образуют две различные и достаточно разграниченные образно-стилевые сферы.
    3) В структурном отношении Лятошинский - демонстративный традиционалист, мастерски владеющий всем арсеналом "симфонизма" - классико-романтической традиции действенного тематического преобразования. В этом отношении Л. значительно традиционнее даже Скрябина с его "томлением" и "медитациями", открывающими выход за рамки поступательности.

    Итак, суммируем: по всем параметрам, кроме мелоса и структуры, стиль Лятошинского, что называется, антиромантичен. В нем сочетаются противоположные начала: скрябинский мелос, архаический славянский мелос, авангардные вертикаль и время, "симфоническая" драматургия. Мелос, представляющий собой квинтэссенцию романтической интонационности, в антиромантическом обрамлении.
    Из перечисленных элементов два являются китчем - скрябинский мелос и "симфоническая" драматургия.

    Такой парадоксальный сплав изначально, сам в себе содержит историческую семантику: китч не может не быть исторической (а следовательно - культурной, мировоззренческой, ценностной) характеристикой. "Скрябинизм" у Лятошинского - знак культурного мира, который взрывается, разрушается противоположным ему, несовместимым с ним стилевым контекстом.
    Отношения Лятошинского со "скрябинизмом" сложны: Лятошинский и верит в него, как в языковый эквивалент "музыкальной правды", и бунтует против него, не желая томиться в окостенении "пустого знака". Романтизм, выцветший в пустой знак - "герой" Лятошинского, данный в современных условиях. Собственный язык Лятошинского определяется не сам от себя, а от невозможности определить "Я" вне романтической инерции, которая, однако, является уже "Не-Я".
    Диалог со "скрябинизмом" у Лятошинского - диалог человека со своей маской, ставшей для него ценностью более значимой, чем собственное лицо - которое, однако, не исчезло, а стало альтер эго, бунтующим против маски. Маска Лятошинского - мертвый скелет языка-символа традиции, которая представляется ему более живой, продуктивной и ценной, чем живое "лицо". Вечный конфликт одного и другого определяет постоянное "высокое напряжение" эмоционального поля музыки Лятошинского.

    Уникальность Лятошинского - в обретении собственной индивидуальности через диалог с чужой, развернутый на уровне основного творческого принципа. Конфликт музыки Лятошинского - конфликт "смены декораций" в культуре XX века.
    Show must go on!

  • #2
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Re: Борис Лятошинский: тень Скрябина и её бунт

    Для меня Лятошинский - автор прежде всего хоровых сочинений. Среди которых такие замечательные как "Тече вода в сине море" и "За байраком байрак" на слова Шевченко. Все остальное в его творчестве не трогает.
    Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...

  • #3
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Re: Борис Лятошинский: тень Скрябина и её бунт

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    Для меня Лятошинский - автор прежде всего хоровых сочинений. Среди которых такие замечательные как "Тече вода в сине море" и "За байраком байрак" на слова Шевченко.
    Лятошинский - прежде всего симфонист. (И в смысле "автор симфоний", и в смысле "композитор, работающий в рамках симфонического метода").
    Остальное, при разном качестве выполнения - на периферии его творчества.
    "Хоровизм" - своеобразное клеймо украинской музыки, идущее от полустихийного дилетантского музицирования 19-го в. (из которого заимствован наш гимн - правда, один из лучших его образцов). И бесконечные хоровые опусы на тему "судьбы народной" были проклятьем, которого не избежал ни один украинский автор. Конечно, работы Лятошинского, Леонтовича, Сильвестрова и др. выделяются из этой унылой массы, но в большинстве случаев они представляют не индивидуальность автора (исключая Леонтовича), а неизбежную дань традиции.
    Все остальное в его творчестве не трогает.
    А адажио 3й симфонии?
    Show must go on!

  • #4
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Re: Борис Лятошинский: тень Скрябина и её бунт

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    Лятошинский - прежде всего симфонист. (И в смысле "автор симфоний", и в смысле "композитор, работающий в рамках симфонического метода").
    Остальное, при разном качестве выполнения - на периферии его творчества.
    "Хоровизм" - своеобразное клеймо украинской музыки, идущее от полустихийного дилетантского музицирования 19-го в. (из которого заимствован наш гимн - правда, один из лучших его образцов). И бесконечные хоровые опусы на тему "судьбы народной" были проклятьем, которого не избежал ни один украинский автор. Конечно, работы Лятошинского, Леонтовича, Сильвестрова и др. выделяются из этой унылой массы, но в большинстве случаев они представляют не индивидуальность автора (исключая Леонтовича), а неизбежную дань традиции.

    А адажио 3й симфонии?
    Не люблю ни симфонии, ни фортепианные. Кстати, если у Вас есть его хоры, то почему бы не выложить для сравнения...
    Последний раз редактировалось lerit; 10.09.2009 в 10:29.
    Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...

  • #5
    Старожил Аватар для vladsam
    Регистрация
    10.03.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,924
    Записей в дневнике
    4

    По умолчанию Re: Борис Лятошинский: тень Скрябина и её бунт

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    Для меня Лятошинский - автор прежде всего хоровых сочинений. Среди которых такие замечательные как "Тече вода в сине море" и "За байраком байрак" на слова Шевченко.
    Особенно "Осень" на сл. А.Пушкина.

  • #6
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Re: Борис Лятошинский: тень Скрябина и её бунт

    Цитата Сообщение от vladsam Посмотреть сообщение
    Особенно "Осень" на сл. А.Пушкина.
    А "Рим ночью" на слова Тютчева? Шедевр!
    Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...

  • #7
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Re: Борис Лятошинский: тень Скрябина и её бунт

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    Не люблю ни симфонии, ни фортепианные. Кстати, если у Вас есть его хоры, то почему бы не выложить для сравнения...
    Прекрасная мысль!
    http://www.sendspace.com/file/032ktu
    http://www.sendspace.com/file/urakmv

    И в довесок - 3-я симфония п/у Лятошинского:
    http://www.sendspace.com/file/kjlreq
    Show must go on!

  • #8
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Re: Борис Лятошинский: тень Скрябина и её бунт

    А что за хор исполняет? Не имени ли Лятошинского? Мне все же кажется, что эти произведения более интимны, камерны, лиричны (!), чем они здесь звучат, формальное исполнение..
    ЗЫ. Решительно не согласен с исполнением!
    Последний раз редактировалось lerit; 10.09.2009 в 14:11.
    Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...

  • #9
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Re: Борис Лятошинский: тень Скрябина и её бунт

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    А что за хор исполняет? Не имени ли Лятошинского? Мне все же кажется, что эти произведения более интимны, камерны, лиричны (!), чем они здесь звучат, формальное исполнение..
    ЗЫ. Решительно не согласен с исполнением!
    Именно - имени .
    Увы, я тоже не согласен, но другого у меня нет .
    Show must go on!

  • #10
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Re: Борис Лятошинский: тень Скрябина и её бунт

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    Именно - имени .
    Увы, я тоже не согласен, но другого у меня нет .
    Все равно спасибо! Но вот я послушал, сопоставил хоровые и симфонию... И еще раз убедился, что Лятошинский - не симфонист, а миниатюрист, с наибольшей силой проявивший себя в небольших хоровых сочинениях. Симфония же малоинтересна, старомодна, сегодня не слушается, одни какие-то общие места...
    Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Бунт в филармонии: музыканты против директора
      от anatoliyratushnyi в разделе Оркестровое дело
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 05.10.2010, 00:49
    2. Ищу ноты для хора - Б. Лятошинский
      от shushu213 в разделе Поиск нот для вокалистов
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 29.10.2009, 03:19
    3. Борис Лятошинский
      от Finezza в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 05.10.2007, 23:29
    4. 1-Я Соната Скрябина в редакции самого Скрябина)
      от Capriccioso в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 07.08.2007, 22:50
    5. Бунт в оркестре
      от Vivace в разделе Оркестровое дело
      Ответов: 621
      Последнее сообщение: 22.10.2006, 22:55

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100