05.02.2010

звуки музыки

Антон Ляховский: «Имею право на свою игру»


Молодой русский пианист-виртуоз Антон Ляховский даст в Латвии три концерта. Сегодня в Риге в Большой гильдии, а завтра в Вентспилсе в рамках фестиваля «Венская классика» он сыграет Фантазию для фортепиано, хора и оркестра Бетховена. 14 февраля в Латвийской Национальной опере исполнит Второй концерт Рахманинова.


Пресс-фото.





Оксана ДОНИЧ






В Риге на гастролях - любимец латвийской публики
В Риге как дома
Антон Ляховский - любимец латвийской публики. Не случайно именно его пригласили солировать на открытии фестиваля «Венская классика». Программу первого концерта готовил шведский дирижер Ула Руднер, который два года назад привел наших слушателей в восторг своим изысканным прочтением классической музыки. На этот раз дирижер выбрал озорную увертюру Шуберта «Розамунде», Седьмую симфонию Бетховена, а также его Фантазию для фортепиано, хора и оркестра, тема из которой позже легла в основу «Оды к радости» - финала Девятой симфонии. В концерте принимают участие Латвийский национальный симфонический оркестр и хор Латвийского радио.
Романтический концерт в Опере в День влюбленных - совместный проект нашего оперного театра и объединения Latvijas koncerti, организатора фестиваля «Венская классика». Год назад Ляховский исполнял в Риге Третий концерт Рахманинова и, как говорит, сошелся характером с дирижером оркестра Латвийской Национальной оперы Модестасом Питренасом. На этот раз они подготовили Второй концерт Рахманинова, Пятую симфонию Шостаковича и фрагмент из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева.
Ригу 30-летний пианист считает вторым после Санкт-Петербурга родным городом. В 2008 году он получил Гран-при и специальный приз Латвийского национального симфонического оркестра на международном конкурсе пианистов имени Язепа Витола. В прошлом году дал у нас шесть или даже семь концертов. Неудивительно, что он ощущает себя в Риге как дома. Ему приятно, что рижская публика его очень тепло принимает. При этом ему не важно, полон ли зал - он готов играть хоть для пяти человек.
- Успех, конечно, радует, - говорит Антон Ляховский, - но относиться к нему нужно спокойно. Ведь часто аплодируют в общем порыве, а мне важно задеть тонкие чувства людей, если они на это эмоционально настроены. Я отдаю себя полностью, а вы решайте, что с этим делать. Часть исполнительского искусства - это биополе, которое создает вокруг себя музыкант, артист. Я лично пытаюсь соединиться с публикой и общаться с ней на каком-то метафизическом уровне. Поэтому, наверное, я пока не подружился со звукозаписывающими компаниями.
Как сын физиков стал пианистом
Антон очень открыт и общителен, прекрасно не только играет, но и говорит. Располагает к себе с ходу. Его музыкальный талант дополняют обаяние, эрудированность, позитивная энергетика, легкий и веселый нрав. Идя по коридорам нашей Оперы, он вдруг услышал, как кто-то на репетиции выводит: «Вся наша жизнь - игра...» - и пришел в восторг. Эта фраза будто подвела черту под его рассказом о своем пути к признанию.
Родители Ляховского - физики по образованию. Мама в юные годы играла на рояле. Своих детей, старшую Ирину и младшего Антона, она решила отдать учиться музыке для общего развития. Антон года в три-четыре попал в экспериментальный класс, где детей учили слушать интервалы и петь песенки. В семь лет его из этой школы выгнали, сказав, что он серость, бездарность и играть не будет даже на треугольнике (простейший ударный инструмент в оркестре. - Авт .). В восемь лет его взяли в музыкальную десятилетку на клавишное отделение. Играть Антону нравилось, но заниматься - нет. Лет до двадцати. Потом, говорит, смирился.
В 16- 18 лет он заставлял себя играть по 8- 10 часов в день. Это позволило ему заложить базу и потом не сидеть над сложными произведениями сутками. До того как стало по-настоящему получаться, у парня и мысли не было сделать исполнительство своей профессией. Но к 16 годам без рояля он себя уже не представлял. Сказав себе, что бросить можно всегда, а он вроде как не хуже других, Ляховский поступил в родном Петербурге в Государственную консерваторию. Мама поддержала, а папа еще долго не понимал, кем потом будет работать его сын. Но смирился, решив, что пусть хоть что-то его ребенок к 20 годам научится делать хорошо, а там видно будет.
Еще не достигнув этого возраста, Антон стал занимать призовые места на международных конкурсах в Антверпене, Лондоне, Нью-Йорке... В 2000 году, как раз когда ему исполнилось двадцать, на фестивале «Виртуозы года» в Санкт-Петербурге он занял первое место. В следующем году он опять был первым на конкурсе пианистов Jaques Samuel Intercollegiate в Лондоне - и по мнению жюри, и по мнению зрителей.
Новые рубежи в Туманном Альбионе
Кстати, сестра Ирина (на два с половиной года старше Антона) тоже стала пианисткой. Именно по ее примеру Антон отправился в Лондон продолжать образование. Как-то он поехал навестить сестру и сыграл ее наставнику - пианисту Джону Бимгену, в свое время учившемуся в Москве у Станислава Мейнгауза. Сначала на конкурсе им. Брамса в Москве Бимген заметил Ирину и порекомендовал ей ехать в Лондон учиться, оформил ей стипендию, и вот теперь, услышав игру младшего Ляховского, посоветовал ему то же самое. И стипендию пообещал. В 2001 году Антон уехал и отучился три года у Бимгена в музыкальном колледже Trinity.
- За это время я приобрел колоссальный опыт, - рассказывает Антон. - Я впервые услышал: «Ой, как ты интересно играешь. Продолжай в том же духе». Я играл вариации Рахманинова, а Бимген говорил мне: «Такое ощущение, что я этой музыки никогда до этого не слышал. Но это хорошо, ты не расстраивайся. Это здорово!» У нас другая школа. Она базируется на ограничениях и канонах: вот так не надо, так не принято, а надо вот так. Бимген меня подбадривал и помог раскрыться как индивидуальности. В 21 год он мне дал уверенность в том, что я имею право играть так, как я хочу, не обращая внимания ни на кого. Если кому-то не нравится, пусть не слушает. Без этого скачка меня бы тоже не было. Я благодарен и своему российскому педагогу Александру Сандлеру, который научил меня слушать, что я играю. У музыкантов есть опасность сосредоточиться на технике и отключить уши. Меня учили, что сначала я должен услышать то звучание, которое хочу.
Самоцели уехать из России у Антона не было. Он очень любит свой Питер и понимает, что без этого особенного города его как личности и как пианиста не было бы. Но сейчас его место жительства - Лондон. Он получил степень магистра в The Guildhall School of Music & Drama (Лондонской консерватории) и продолжает там учиться в докторантуре у профессора Джоан Хевил.
- Я живу там, где у меня есть работа, где я востребован. Не думаю, что музыкант должен быть привязан к какому-то одному городу и даже стране. В принципе, не важно, где жить, если есть гастрольные концерты. В Лондоне мне комфортно. У меня есть ученики, выступления. К тому же я там сейчас пишу докторскую диссертацию. Тема «Традиции и инновации в современном фортепианном исполнительском искусстве». Не совсем привычное для исполнителя дело. С одной стороны, без тебя это произойти не может, с другой - тебя там должно быть как можно меньше. Исследование требует объективности.
Традиции и инновации
- Осмысливая традиции, я прихожу к выводу, что за них часто выдаются стереотипы - в какой-то степени это пережитки прошлого и то, что мы воспринимаем как данность. В то же время есть то, что мы не считаем традиционным, а оно на самом деле является неотъемлемой частью той базы, которая называется «школа» - это то, что нужно уметь, выходя на сцену. Мне интересно развенчивать мифы о традициях, пустые басни, которые передаются от одного к другому и приносят не пользу, а вред.
Я хочу сосредоточиться на инновациях - индивидуальном подходе к исполнительству - и понять, где та грань, которую нельзя переступать, чтобы не произошло анархии и полного уничтожения классической музыки и исполнительства. Но если полностью придерживаться традиций, получится абсолютно сухая, идентичная, никому не нужная сфера деятельности, где все одинаковы и все по трафарету. Здесь нужно найти баланс, и у каждого исполнителя он будет свой. Это зависит от уровня культуры человека, страны, где он родился, менталитета, развитости эмоциональной сферы и умения уловить и проявить тонкие нюансы чувств. Среди пианистов много профессионалов с хорошей школой и традициями, но слушать их невозможно - не трогает.
Нужно быть честным по отношению к себе, играть то, что ты переживаешь в данный момент, а не то, что должно быть, и пытаться это сымитировать. Тогда не будет разногласий: все хорошо, но почему-то не слушается. Безусловно, у композитора - свой замысел, но есть масса примеров, когда исполнители открывали в произведении новые грани и авторам это нравилось. Последние сонаты Прокофьева публика не очень принимала, и он просил Рихтера их исполнять. Тот их раскрывал по-своему, и публика была в восторге. Рахманинов, сам, между прочим, неплохой пианист, после того как услышал свой Третий концерт в исполнении Горовица, сказал ему: «Вы играете лучше, чем я. Такого концерта я никогда не слышал». Иногда исполнитель так может проникнуть в суть произведения, оценить его многогранность и красочность, что оно зазвучит по-новому даже для композитора.
Кумиры и поклонники
Из современных пианистов будущий доктор музыкального искусства выделяет Григория Соколова, из легендарных - Глена Гульда, Владимира Горовица, Артуро-Бенедетти Микеланджели, джазового пианиста Оскара Питерсона. Из композиторов, чьи произведения играет, Ляховский особенно любит Рахманинова, Прокофьева, Шопена. Он также исполняет фортепьянные концерты Моцарта, Бетховена, Листа, Чайковского. Музыкальные критики отмечают в его игре особую мужскую силу, глубокую музыкальность и чувство формы. Ляховский сегодня востребован в мире в первую очередь как интерпретатор фортепьянной музыки русских композиторов. Через неделю после гастролей в Латвии Ляховский выступит с сольным концертом во Франции, в Лилле. В марте у него концерт в малом зале Санкт-Петербургской филармонии, затем концерт в Лондоне. Нужно еще выкроить время для предзащиты диссертации и дать концерт в лондонской школе, где учился. До мая график расписан.
Социальные закладки