17 ноября 2005 Ночью выпал снег, но небо к утру прояснилось заходящая луна светлая , огромная, днем – солнце. В Мариинском «Легенда…». в ложе 1 яруса, прямо над оркестром. Хорошо танцевала Осмолкина (Ширин).Денис сожалел, что не взял ничего для того, чтобы делать наброски с музыкантов. Полнолуние и в декорациях Вирсаладзе диск ее то пронзительно зеленый, то багровый сквозь решетку окна распаленной ночными видениями Царицы, шатер, о семи столпах, там же, прохладный ласкающий лунный свет в ущелье, где добывает воду Ферхад. Интересно сравнить питерскую (первоначальную ) и московскую версии, в первой богаче детали персидской архитектуры, решетки, навесы, балкончики, резные столбики , -«мне Тифлис горбатый снится»… В Москве все это упразднилось, но сводчатый михраб зажил своей жизнью, пространство сцены сфокусировано темной заливкой по периферии и проступают неведомые письмена арабской вязью, но и предметы прорастают из плоскости персидской миниатюры в трехмерное пространство –бунчуки , украшенные конскими хвостами и верхушка темного кипариса словно минарет, сама же книга- складень в масштабе сцены меньше и вертикаль ее увеличена покатым подиумом . Мерцают дивные лампады-жемчужины свисающие с колосников,-то золотистые, то зеленовато-розовые.и это дымное марево фона, божественный мрак – клубится прикидываясь то фимиамом дворцовых покоев, то курением колдовских снадобий ворожбы дервиша, то зноем пустыни, то негой ночного сада. Спектакль моложе меня, но в два раза старше и Дениса и его теперешних исполнителей. Доходит только сейчас эзотерический смысл этого действа, символика воды и огня как божественного откровения суфизма ведомого Касьяну Голейзовскому (Лейли и Меджнун) и Мехмене-Бану –Тимофеева (сухой пламень) и летучая пэри, дева воздуха- Бессмертнова были обращены в его поэтическую веру. .понятном их предшественникам и прежнему поколения зрителей, а для меня «Легенда» была откровением влюбленностью в обреченное, невысказанное, в безмолвный крик, в немой шепот… Искусство балета, танец–это служение Богу, а в 70-е годы другой веры не знали, отсюда священнодействие Тимофеевой, магия ее сосредоточенности. Завернувшись в темную ткань, словно грозовая туча, она медленно скользила жемчужными переливами па де бурре к рампе и вдруг , обреченная неподвижность статики взрывалась отчаянием острых батманов, резавших воздух словно молнии, она повелевала, молилась, вершила обряд принесения красоты в жертву сестре и постепенно жизнь покидала ее сильное, испепеленное страданием тело, а светлая Ширин, поднимаясь с одра болезни, как утренняя заря , сбрасывала с себя смертное покрывало и с нежностью останавливала взгляд на знакомом лице сестры, но, напуганная страшной маской, стремительно летела прочь – перышко голубиного пуха и черное перо ворона. А как парила, как звенела своими колокольчиками, копытцами, рожками влюбленная газель Ширин , какие плела узоры туров, кружева вращений, разбрасывала бисер шене, Бессмертнова покоилась в воздухе словно ивовый пух или тончайшая паутинка, как трепетали, как тянулись к любимому ее тонкие руки, а огромные их кисти были подобны белым лилиям. Как летели, как рвались навстечу друг другу лазурный Ферхад и белая чайка Ширин распростертые в парящих жете в стремительном водовороте погони, а огненная Мехмене в своем правом гневе источала энергию атомного взрыва. Тимофеева стремительно выбегала на середину и ,нацелившись, вонзала пуант в планшет сцены и резко начинала вращения подобные огненному смерчу. Начиналось невозможное. То что делала Тимофеева не была способна повторить ни одна из виденных мною исполнительниц. Она буравила доски сцены , ввинчиваясь в нее штопором, моторный форс трех туров фуэте, она увенчивала блистательным трюком, использую инерцию поворота в четвертом туре, мощно рассекая пространство вытянутой ногой, напряженной словно стрела арбалета готового выстрелить в цель. Эти вращения огненного волчка, буйного беса, шайтана пустыни, многоликого и многорукого, указующего на жертву не только хищным перстом , но язычками злого пламени , багровыми рожками двух веющих султанчиков ее тяжелой, сверкающей рубинами, короны. Неистовство жаждущей мести царицы , безумный крутящийся вихрь вращений завершался каскадом жете и туров центробежной силой уносившей ее за пределы сцены , а за нею, вовлеченный в исполинскую воронку энергетического поля ,устремлялся восторг толпы, рукоплесканиями гасившей звук оркестра.
Описание изумительно красивое и динамичное. Особенно про сцену погони. Для тех, кто видел хоть когда-нибудь Нину Тимофееву, несомненно узнал эту балерину затаённой страсти. Жаль, что она покинула МТ. Могла бы стать первой исполнительницей. А так, они всё-таки были вторыми. До них в этом гениально поставленном балете блистали: Зубковская и Моисеева (Махмене), Колпакова и Менчёнок (Ширин), Нуриев и Соловьёв (Фархад), Потёмкин (Визирь). И ещё - несравненная Татьяна Легат в танце золота.
Да, Тимофеева, балерина исполненная тайны. Я не читал ее книгу, думаю, она ничего бы не добавила к тому что она делала на сцене.
А после "Спартака" она безусловно стала первой в труппе Большого
театра, где в "Легенде" и в Эгине у нее соперниц не было. В других
балетах, в том числе и для нее поставленном "Макбете", это
слияние личности и образа уже не было достигнуто. А в первых
двух немое балетное искусство насыщалось поэзией, притом
в первом-вереница бейтов арабо-персидского стихосложения, в второй- хлесткая похабность римских сатириков, ее Эгина поднялась в высшие круги империи с самого дна. Жаль, что я не мог увидеть ее Лейли, но как и все, кто хоть немного работал с Касьяном Голейзовским, она была ему бесконечно благодарна. Возраст уже не дал ей возможность танцевать адажио на вечере памяти Касьяна Ярославича на его столетнем юбилее.
Разница двух версий особенно заметна по тому, кто был первой Ширин -в Питере Колпакова, в Москве -не знаю кто, но после большого перерыва таковой была Бессмертнова. Именно она и казалась мне совершенством, но это, конечно, было абсолютно субъективно. Я был подростком с весьма экстремальными взглядами. О том, что Ширин может быть совершенно иной я убедился, когда на замену заболевшей исполнительнице (Марине Кондратьевой?) приехала Н. Кургапкина из Ленинграда. Я далеко не сразу оценил всю тонкость ее техники и ажурный рисунок танца. Сначала она казалась приземистой и совсем не романтичной. К тому же, во время туров в сцене 2 акта Кургапкина поскользнулась и упала. Дирижер чуть было не остановил оркестр. Но, при всех неблагоприятных обстоятельствах этого спектакля (Ферхадом был М. Лиепа), Кургапкина осталась в памяти как легкокрылая бабочка. Очевидно, такую манеру танца задавал чрезвычайно быстрый темп ее движений.Это как у струнных -изменилась тесситура и качество звука стало менее полетным, но более густым и темным. Как было бы интересно,если кто-нибудь из балетных практиков попытался возродить эту прозрачность и невесомость. То что она не являлась приоритетом одной лишь Улановой, свидетельствуют старые записи. Значит есть какие-то возможности для аутентичного исполнения балетов Лавровского и Захарова.
Однако подлинной жемчужиной в роли Ширин, как уверяли профессионалы, была легендарная Эмма Минчонок, о которой мне
ничего не известно, но о ней упоминала глубокуважаемая Надежда.
Хотелось бы услышать ее мнение.
Никогда не видела Кургапкину в Ширин. Мне даже трудно её представить в этой роли. Она была слишком "земная". Коронной у неё была партия Жанны в "Пламя Парижа". Но Ширин ....? Однако, верю, что Ширин могла быть и такой, какой её в силу своих способностей могла сделать Кургапкина. Она была очень технична и её падение, видимо, чистая случайность. Лично я видела обеих исполнительниц Ширин в МТ - Ирину Колпакову и Эмму Менчёнок. Отдавая должное Колпаковой (это была прекрасная балерина, с очень благородным, "хрустальным" стилем), лично мне в партии Ширин несомненно больше нравилась Менчёнок. В ней была какая-то детская незавершённость и хрупкость, непередаваемый словами излом во всём абрисе движений. Колпакова создавала уже созревшую девушку, с законченными и мягкими формами, с изяществом движений, понимающую силу своей женской привлекательности. Совершенно другой была Эмма Менчёнок. Она обладала фантастически легким прыжком и особой невесомостью. Как-будто кто-то задерживал её в воздухе. Этот прыжок и какая-то утончённая угловатость её тела, изысканная гармония её поз, тонкость рук и ног (почти как у ребёнка), по-детски серьёзное выражение лица, с огромными удивлёнными глазами (Менчёнок на сцене почти никогда не улыбалась) напоминала молодых газелей со старинных персидских ковров и фресок. Это была полу-ребёнок, полу-женщина, ещё невполне осознающая непонятное ей самой чувство влечения к молодому мужчине. "Погоня" в исполнении Менчёнок (она даже не успевала порой приземляться), особенно когда она танцевала с Юрием Соловьёвым, это был непередаваемый и несравненный полёт. В исполнении этой пары шедевр Григоровича ощущался с особой силой. Эту лёгкость и изящные изломы всего тела позднее я видела только у Наталии Макаровой. Но она Ширин не танцевала. Говорят позже неплохо танцевала Ширин Алла Сизова. Но я её никогда не видела. Так же не видела Бессмертнову в этой роли. Но, зная эту удивительную артистку, верю, что она была не менее интересной Ширин.
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки