Документы не сказали ни слова о темперации с тысяча восемьсот семидесятых, когда гармонии Вагнера лишили звука всё остальное в музыке. До этого, Гельмгольц, популяризированный Тиндалем, хорошо поддержал музыкальную физику в этой области. Затем это воспринял Бозанкет из Сент-Джона, Оксфорд, и в Музее Виктории и Альберта, называемом в то время Музей Южного Кенсингтона, после периода в Бромптонских Котлах, выставил удивительный язычковый инструмент с 84 нотами в каждой октаве, с новой и очень остроумной клавиатурой, на которой, если вы нажали брусок с винтами на расстоянии любого интервала – скажем квинты - независимо от того, где вы расположили его параллельно краям клавиатуры, инструмент звучал этим интервалом.
Когда Бозанкет играл хорал на нем (кто-либо ещё не мог) эффект не был сначала довольно приятным: его аккорды было такие слащавые, что последовательность казалась липкой. Но у него под рукой была распространённая фисгармония Александр, и когда он принимался играть тот же хорал на ней, он звучал так невыносимо фальшиво, что люди не верили, что он был в своём обычном строю.
Бозанкет не предлагал вносить его 84 нотную октаву в пользование. Он говорил, что 53 будет достаточно, так как разница вне человеческого слуха.
Я полагаю, что инструмент еще в музее. Бозанкет скоро бросил тему, когда она не привилась, и взялся за экономику и социологию, и это было последнее, что я слышал о нем, пока прибыла ваша очень интересная статья.
В то время все церковные органы были настроены в среднем тоне. Несколько лет назад я был приглашен школьным учителем на Остров Собак, чтобы послушать его ребят (все рабочий класс и ультра кокни) в исполнении Волшебной флейты Моцарта. Они пели натуральные интервалы и эффект был новый и очень милый. Еще долго после Х.Т.К. Баха, музыка должна избавляться от темперации, чтобы быть в полной мере любимой.
Большое спасибо за предоставление мне вашей прекрасной статьи. Она дает надежду, по крайней мере, на 7 дополнительных нот в октаве.
The papers have not said a word about Temperament since the eighteen seventies, when Wagner’s harmonies pushed everything else in music out of sound. Before that, Helmholtz, popularized by Tyndall, had kept musical physics well in the field. Then Bosanquet of St Johns, Oxford, took it up and exhibited in the Victoria and Albert Museum, called at that time the South Kensington Museum after a period at the Brompton Boilers, an amazing reed instrument with 84 notes in every octave, with a new and very ingenious keyboard on which, if you pressed a block with screws at a distance of any interval – say a fifth – the instrument sounded this that interval no matter where you placed it parallelto the edges of the keyboard.
When Bosanquet played a chorale on it (nobody else could) the effect was not at first quite pleasant: its chords were so sweet that the progressions seemed slimy. But he had a common Alexandre harmonium at hand; and when he proceeded to play the same chorale on it it sounded so unbearable out of tune that people could not belive that it was in its customary order.
Bosanquet did not propose to bring his 84 note octave in use. He said that 53 would be enough, as the difference was beyond human hearing.
I suppose the instrument is still at the museum. Bosanquet soon dropped the subject when it did not catch on, and took to economics and sociology; and that was the last I heard of it until your very interesting article arrived.
At that time all the church organs were tuned in mean tone. Some years ago I was invited by a schoolmaster on the Isle of Dogs to hear his boys (all working class and ultra cocney) performed Mozart’s Zauberflote. They sang natural intervals and the effect was new and very charming. Long after Bach’s W.T.K., music needs to get rid of temperament to be fully enjoyed.
Many thanks for letting me see your excellent article. It raises hopes of at least 7 extra notes in the octave.
Signed: G. Bernard Shaw
A. R. McClure Esq Park House Wellington
Salop.
Двигаясь к целям собственного проекта Комматор, перевод ксерокопии оригинала письма Дж. Б. Шоу к А. Р. МакКлюру выполнил Михаил Храмов сентября 8-го 2009 в Рексэме, Северный Уэльс, Великобритания.
От переводчика
Ксерокопия оригинала этого письма была любезно подарена мне сентября 6-го 2009 супругами Флюк, Солтэр, Йоркшир, Великобритания.
Пэм и Фил уже 27 лет собирают коллекцию язычковых инструментов, преимущественно фисгармоний. Коллекция доступна для всеобщего обозрения в местном дворце культуры Виктория Холл.
Собственными усилиями этих замечательных знатоков язычковых, множество практически погибших инструментов возвращено к жизни, и они снова радуют человечество своим звучанием.
Дорогие Пэм и Фил, во славу Англии и Йоркшира, благодарю вас за всё, чем я обогатил свой проект и внутренний мир, пребывая под сенью вашего добродушного гостеприимства.
Люди с очень высоким индексом массы тела (ИМТ 50–60) относятся к категории морбидного ожирения, при котором традиционные методы (диеты, медикаменты, физическая активность) зачастую не дают стойких...
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
22.10.2025, 10:00
Социальные закладки