Показано с 1 по 4 из 4

Тема: Шенберг versus Хауэр

              
  1. #1

    По умолчанию Шенберг versus Хауэр

    Чем отличается двенадцатитоновая техника Хауэра от шенберговой, и какие есть у Хауэра произведения - любые? Хотлеось бы услышать, а то этого композитора тут и там глухо поминают, а ничего неизвестно.
    Небоскребы трясутся и в хохоте валятся
    На улицы, прошитые каменными вышивками.
    Чьи-то невидимые игривые пальцы
    Щекочут землю под мышками.

  • #2
    Постоянный участник Аватар для Kompozitor
    Регистрация
    25.11.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    519

    По умолчанию Re: Шенберг versus Хауэр

    Собственно только в связи с двенадцатитоновой техникой и поминают...больше там поминать и нечего. Нет никакого versus - слишком несравнимы масштабы дарования этих людей..

  • #3

    По умолчанию Re: Шенберг versus Хауэр

    Вы знаете, о талантах Шенберга тоже отзываются по-разному. И все же: в чем различие?
    Небоскребы трясутся и в хохоте валятся
    На улицы, прошитые каменными вышивками.
    Чьи-то невидимые игривые пальцы
    Щекочут землю под мышками.

  • #4
    Постоянный участник Аватар для Kompozitor
    Регистрация
    25.11.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    519

    По умолчанию Re: Шенберг versus Хауэр

    Додекафония (от греч. dodeka — двенадцать и phone — звук, букв. — двенадцатизвучие)
    Способ сочинять музыку, пользуясь «двенадцатью лишь между собой соотнесенными тонами» («Komposition mit zwolf nur aufeinander bezogenen Tonen» — А. Шёнберг), один из видов современной музыкальной техники. Возник в процессе развития атональной музыки. Известны различные роды додекафонной техники. Из них наибольшее значение приобрели методы Шёнберга и И. М. Хауэра.
    Сущность шенбергского метода Д. состоит в том, что составляющие данное произведение мелодические голоса и созвучия производятся непосредственно или в конечном счете из единственного первоисточника — избранной последовательности всех 12 звуков хроматической гаммы, трактуемых как единство. Эта последовательность звуков на-
    165
    зывается серией (франц. serie — ряд, нем. Reihe; Шёнберг первоначально применил термин Grundgestalt — основной образ, основная первичная форма). Серия представляет собой избранный автором для данного сочинения комплекс интервалов. Ни один из звуков в серии не повторяется: сам порядок звуков является строго определенным (некоторые теоретики Д. считают его эквивалентом ладовости). Как комплекс интервальных взаимоотношений между звуками серия подобна мелодическому мотиву, фразе. Общая структурная функция серии сравнима с ролью основного мотива, характерного гармонического последования в недодекафониой музыке, основного мелодического звукоряда как модели для мелодических образований в некоторых национальных музыкальных культурах. Таким образом, серия объединяет в себе два явления: двенадцатизвучность со строго определенным порядком последования звуков (аналог ладовости) и структурное единство, цельность (подобие мелодической нити мотива, фразы).
    Принцип использования серии — постоянное ее повторение. Серия может проводиться горизонтально, образуя мелодические мотивы (многоголосие при этом серией не предуказывается, однако оно может образоваться из сочетания голосов, в каждом из которых проводится одна из звуковых форм серии), вертикально, образуя аккорды (при этом серия не предуказывает мелодические последования), или в различных комбинациях того и другого движения. В любом случае в пределах серии звуки должны сохранять заданную соотнесенность их друг с другом. В ограниченных масштабах допускается повторение звука или группы звуков. Пропуск какого-либо звука серии не допускается (однако, например, одни звуки серии могут составлять созвучие, на фоне которого развертываются остальные). Серия может использоваться разделенной на сегменты (на две шестерки звуков, 3 четверки, 4 тройки, на неравные по числу звуков отрезки). При сочинении выбор той или иной группы звуков серии для мелодии, контрапунктирующих голосов и аккордов, выбор модуса и его высотной позиции полностью зависит от желания композитора, так же как ритм, метр, рисунок линии, фактура (гомофонная, полифоническая, смешанная иди переменная), регистр (звуки серии можно брать в любой октаве), тембр, динамика, мотивная структура, форма, жанр, характер пьесы и т. д. Логика музыкального развития, стиль и экспрессия связаны с закономерной организацией целого, прежде всего с создаваемой композитором системой высотных отношений. Не допускается немотивированное введение каких-либо других сочетаний звуков, однако каждая серия практически позволяет использовать любые необходимые их комбинации (если они являются производными от данной серии).
    Метод Й.М.Хауэра существенно отличается от шёнбергского. Хауэр использует не серии, а т. н. тропы. Троп — это 12-тоновый комплекс, состоящий из двух взаимодополняющих шестизвучий, которые могут рассматриваться и как звукоряды, и как аккорды. Всего возможно 144 тропа. Подобно модусам серии, каждый троп может быть изложен от любого из 12 звуков. В отличие от серии, в каждой «шестерке» допускаются изменения порядка звуков (в этом отношении тропы подобны ладовым звукорядам).


    Источник - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks...?show_comments

  • Похожие темы

    1. Арнольд Шёнберг
      от Rouslan Khazov в разделе Композиторы / История музыки
      Ответов: 25
      Последнее сообщение: 09.08.2012, 08:09
    2. Тигран versus Тиграна
      от NbP в разделе Джаз
      Ответов: 69
      Последнее сообщение: 08.08.2012, 09:48
    3. Герцена versus Петрозаводская Консерватория
      от surikatina в разделе Музыкальное образование
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 30.08.2010, 23:15
    4. Шёнберг день рожденья
      от Sintagma в разделе С праздником!
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 06.09.2006, 16:27
    5. CD versus пластинки
      от любитель в разделе Техника аудио- и видеозаписи и воспроизведения
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 11.11.2002, 18:17

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100