Спасаем Землю ("Саммерхилл - Воспитание Свободой", А. С. Нилл)
Привет... Пожалуйста, обратите своё внимание на поистине титаническую книгу: "Саммерхилл - Воспитание Свободой". Она была написана в 1960-му году, и уже переведена по меньшей мере на 16 языков. Тем не менее она почти неизвестна русским, украинцам, белорусам... ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Эта глубокая, тёплая, очень простым языком написанная книга перевернёт ваши взгляды на воспитание да и на жизнь в целом. Хотите - верьте, хотите - нет. В книге нет ни одного лишнего слова. Вот несколько цитат, хотя цитировать её, кажется, можно вечно: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- "Саммерхилл начинался как экспериментальная школа. Теперь это скорее показательная школа, а показывает она, что свобода делает свое дело. Когда мы с моей первой женой создавали эту школу, у нас была одна ведущая идея: школа должна подходить детям, а не наоборот - дети школе". -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------"... Поэтому Саммерхилл - это такое место, где имеющие способности и желание заниматься наукой станут учеными, а желающие мести улицы будут их мести. Мы, правда, до сих пор не вырастили ни одного дворника. Я пишу это без всякого снобизма, потому что мне приятнее школа, выпускающая счастливых дворников, чем та, из которой выходят ученые-невротики." -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------"Наказание всегда представляет собой акт ненависти. В акте наказания учитель или родитель ненавидит ребенка - и ребенок понимает это." -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------"Школа не обращает внимания на самое главное: все на свете греческие языки, математики и истории не помогут сделать семью более любящей, детей - свободными от подавления, а родителей - свободными от неврозов." " Я знаю, что родители, которых больше всего беспокоит, научился ли Билли читать и писать, - это те, которые чувствуют себя неудачниками из-за недостатка образования. Родители, верящие в строгую дисциплину, - это обычно те, которые сами себя не принимают. Записной гуляка с богатым запасом скабрезных анекдотов будет строго осуждать сына за разговоры об экскрементах. Мать-лгунья отшлепает ребенка за вранье. Я видел, как человек порол сына за курение, держа трубку во рту. Я слышал, как мужчина бил своего двенадцатилетнего сына со словами: "Я отучу тебя ругаться, маленький ублюдок". Я указал ему на это, и он ответил не моргнув глазом. "Когда я ругаюсь, это - другое, а он еще ребенок"." -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------"Дети обычно ходят на те занятия, которые соответствуют их возрасту, а иногда - интересам. У нас нет новых методов преподавания, потому что мы не считаем преподавание само по себе очень важным. Есть у школы особые способы обучения делению в столбик или их нет - не имеет никакого значения, потому что сам навык деления в столбик важен только для тех, кто хочет его освоить. А ребенок, который действительно хочет научиться делить в столбик, непременно будет уметь это делать независимо от того, каким способом его обучают. Дети, которые поступили в Саммерхилл в дошкольном возрасте, ходят на уроки с самого начала своего пребывания у нас, но дети, поучившиеся прежде в других школах, заявляют, что они больше никогда в жизни не пойдут ни на один идиотский урок. Это продолжается порой несколько месяцев. Они играют, катаются на велосипедах, мешают другим, но уроков избегают. Время выздоровления от этой болезни пропорционально ненависти, порожденной у них их прошлой школой. Рекорд поставила одна девочка, пришедшая из монастырской школы. Она пробездельничала три года. Вообще, средний срок выздоровления от отвращения к урокам - три месяца." ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- "Большая часть школьной учебы, которую выполняют подростки, - простая растрата времени, сил, терпения. Она отбирает у детства право играть, играть и играть; она водружает старческие головы на юные плечи. Когда я читаю лекции студентам университетов или педагогических колледжей, я всякий раз поражаюсь инфантильности, незрелости этих парней и девушек, набитых бесполезным знанием. Они немало знают, они блистательно рассуждают, они могут процитировать классиков, но в своих взглядах на жизнь многие из них просто младенцы. Потому что их учили знать, но не разрешали чувствовать. Эти студенты приветливы, доброжелательны, энергичны, но чего-то им не хватает: эмоциональности особого рода, способности подчинять мышление чувствам. И я говорю с ними о мире, который они не замечали и продолжают не замечать. Их учебникам нет дела ни до человеческих характеров, ни до любви, ни до свободы, ни до самоопределения. Так система и живет, ориентируясь только на стандарты книжного учения и продолжая разлучать ум и сердце."------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- "Формируемый, регулируемый, наказываемый, подавляемый, несвободный ребенок, имя которому - Легион, живет в каждом уголке планеты. Он живет и в нашем городе, прямо в доме напротив, он сидит за скучной партой в скучной школе, а потом, когда вырастет, за еще более скучным столом в каком-нибудь учреждении или на скамье у фабричного конвейера. Он тих, готов подчиняться власти, боится критики и почти фанатичен в своем желании быть нормальным, быть правильным, быть "как все". Он принимает все, чему его учили, почти без вопросов и передаст свои комплексы, страхи и фрустрации собственным детям. Психологи согласны с тем, что самый большой вред психике ребенка наносится в первые 5 лет жизни. Вероятно, правильнее сказать: в первые 5 месяцев, или первые 5 недель, или, может быть, даже в первые 5 минут ребенку может быть причинен вред, который пребудет с ним во всю его жизнь. Несвобода начинается с рождения. Нет, она начинается задолго до рождения. Если ребенка носит затюканная женщина со скованным телом, знает ли кто-нибудь, как материнская скованность скажется на новорожденном? Вряд ли будет преувеличением сказать, что все дети в нашей цивилизации появляются на свет в жизнеотрицающей атмосфере. Сторонники кормления по расписанию по своей сути - враги удовольствия. Они требуют дисциплины питания для ребенка, поскольку кормление не по расписанию предполагает оргастическое удовольствие у груди матери. Приводимые при этом аргументы в пользу такого питания не что иное, как рационализация. Глубинный мотив - желание превратить ребенка в дисциплинированное существо, которое ставит долг выше удовольствия." ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ""Было бы очень интересно, хотя, вероятно, и довольно сложно, оценить вред, нанесенный детям, которым не позволили играть столько, сколько им бы хотелось. Мне часто кажется, что огромные толпы, приходящие посмотреть футбольные матчи между профессионалами, состоят из людей, пытающихся изжить свои подавленные игровые потребности, идентифицируясь с игроками и как бы доверяя им играть вместо себя. Большинство выпускников Саммерхилла никогда не ходят на футбольные матчи, равно как и не интересуются разными другими пышными зрелищами. Полагаю, что мало кто из них отправился бы в дальний путь, чтобы только взглянуть на королевский выезд. Пышность, свойственная такого рода событиям, имеет в себе нечто детское - их яркость, строгий порядок, замедленность движений чем-то напоминают мир игрушек и разряженных кукол."" ================================================== ================================================== =================== СКАЧАТЬ РУССКИЙ ПЕРЕВОД КНИГИ (и многие другие переводы) можно здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4485614 Вижу что на форуме нельзя прикреплять файл в ".odt" (свободная замена собственническому ".doc"), очень жаль. "Ни ".7z" (свободный архивационный формат), ни даже ".ogg" (свободный аудио-формат) тоже! Придётся выложить в ".doc"... Пользоваться этими свободными форматами хорошо хотя бы даже потому, что весят они намного меньше... Свободное программное обеспечение - свободное как свобода, а не как бесплатное пиво. Эх, ладно... Если понимаете английский язык, то можете посмотреть что об этом говорит Ричард Столлман (также там есть украинские, английские, немецкие и финские субтитры): https://commons.wikimedia.org/wiki/F...d.Stallman.ogg ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Вы можете также распространять это изображение: http://i47.fastpic.ru/big/2013/0712/...dd6ea30aef.png Благо дарю. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Можно СКАЧАТЬ и прямо отсюда (хотя было бы хорошо если бы вы поддержали раздачу и на рутрекере): "summerhill-russian.doc" (6 Mb): http://rghost.net/48229982, "summerhill-russian.odt" (361Kb): http://rghost.net/48229590. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- P. S. Мне непонятно почему при создании сообщения все переносы на новую строку сливаются в однин текст. Поэтому мне пришлось сделать эти "линии". ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Также не проходите мимо фильма Саммерхилл (основанного на действительной истории): https://www.youtube.com/playlist?lis...KZVU9-tp7AFhqR
Последний раз редактировалось samerhil; 30.08.2013 в 20:03.
Re: Спасаем Землю ("Саммерхилл - Воспитание Свободой", А. С. Нилл)
В книге много диалогов. Вот один из них: "Раньше я считал своей основной работой не преподавание, а личные уроки. Психологическое внимание необходимо большинству детей, но среди наших всегда находились только что пришедшие из других школ, и личные уроки были направлены на то, чтобы ускорить их адаптацию к свободе. Если ребенок весь внутренне зажат, он не может сам приспособиться к состоянию свободы. Личные уроки - это неформальные разговоры у камина. Я усаживался у огня с трубкой в зубах, и ребенок, если хотел, тоже мог курить. Сигарета часто помогала сломать лед между нами. Однажды я попросил четырнадцатилетнего мальчика зайти ко мне поговорить. Он только что перешел в Саммерхилл из вполне типичной закрытой частной школы. Я заметил, что его пальцы желты от никотина, поэтому достал свои сигареты и предложил ему закурить. - Спасибо, - пробурчал он, - я не курю, сэр. - Бери, бери, чертов враль, - сказал я, улыбаясь, и он взял. Я одним махом убивал двух зайцев. В глазах этого мальчика директор школы - неумолимый моралист и блюститель дисциплины, которого надо постоянно обманывать. Предлагая ему сигарету, я показывал, что ничего не имею против его курения. Назвав его чертовым вралем, я заговорил с ним на его языке. В то же время я наносил удар по его представлению о людях, наделенных властью, показывая, что директор вполне может легко и весело выругаться. Ох, как бы мне хотелось сфотографировать его лицо во время этого первого интервью! Из прежней школы его исключили за воровство. - Я слышал, ты - ловкий жулик, - сказал я. - Как лучше всего надуть железнодорожную компанию? - Я никогда не пытался их обманывать, сэр. - Э-э, так не годится. Ты должен попробовать. Я знаю массу способов, - и рассказал ему о нескольких. Он разинул рот. Он попал в сумасшедший дом, это точно. Директор школы рассказывает ему, как половчее смошенничать. Годы спустя он признался мне, что этот разговор был самым большим потрясением в его жизни."
Re: Спасаем Землю ("Саммерхилл - Воспитание Свободой", А. С. Нилл)
Ладно, вот вам тогда покрепче: "Жестокость неизменно рационализируется: мне еще больнее, чем тебе. Редко какой-нибудь садист прямо говорит: «Я избиваю людей, потому что я получаю от этого удовольствие», хотя именно это и было бы правдой. Они оправдывают свой садизм нравственными побуждениями, говоря: «Я не желаю, чтобы мой мальчик был слишком мягким, я хочу, чтобы он смог приспособиться к миру, который нанесет ему немало тяжелых ударов. Я бью своего сына, потому что меня били, когда я был мальчиком, и это принесло мне чертовски много пользы».
У родителей, которые бьют своих детей, подобные бойкие объяснения всегда наготове. Я еще не встречал родителя, который бы честно признался: «Я бью моего ребенка, потому что ненавижу его, ненавижу себя, ненавижу жену, работу, родственников, фактически я ненавижу жизнь как таковую. Я бью моего сына, потому что он маленький и не может дать мне сдачи. Я бью его, потому что боюсь своего начальника. Когда на работе мне попадает от начальника, я дома вымещаю это на ребенке».
Если бы родителям хватило честности, чтобы сказать себе все это, они бы почувствовали, что на самом деле нет никакой необходимости в жестокости к детям. Жестокость рождается из невежества и ненависти к себе. Жестокость защищает садиста от осознания извращенности его собственной природы.
В гитлеровской Германии людей пытали сексуальные извращенцы вроде Юлиуса Штрайхера*; его статья «Штурмовик» была полна злобного извращенного секса задолго до того, как были созданы концентрационные лагеря. Тем не менее многие отцы, готовые с негодованием осудить сексуальную извращенность тюремного садиста, не рассматривают с той же точки зрения собственные маленькие садистические выходки. Бить ребенка дома или в школе — это, по сути, то же самое, что пытать евреев в Бельзене. Если в Бельзене садизм имел сексуальную природу, то такую же подоплёку он имеет в школе или в семье. Я слышу протестующий голос какой-нибудь матери: «Ерунда! Уж не хотите ли вы сказать, что, когда я сегодня шлепнула Джимми по руке за то, что он трогал вазу, подаренную бабушкой, я проявляла сексуальное извращение?!»
Мой ответ — да, пусть и в слабой степени. Если ваш брак счастливый и ваша сексуальная жизнь вас полностью удовлетворяет, вы не станете шлепать Джимми. Шлепанье — проявление ненависти к плоти, а плоть означает тело со всеми его требованиями и стремлениями. Если вы любите свою собственную плоть, вы не захотите причинить боль плоти Джимми.
Родители вольны бить своих детей, сколько им заблагорассудится, если только они при этом не оставляют следов, которые могут быть обнаружены в местном суде. Наш уголовный кодекс — это длинный список жестокостей, маскирующихся под справедливость.
С психологической жестокостью справиться еще труднее, чем с физической. Телесные наказания в школах можно отменить муниципальным законом, но человек, проявляющий психологическую жестокость, недосягаем ни для какого закона. Циничный или злобный родительский язык способен нанести ребенку невообразимый вред. Все мы знаем отцов, которые глумятся над своими детьми. «Безрукий, ты ничего не можешь сделать, чтобы не испортить»"
Последний раз редактировалось samerhil; 22.08.2013 в 22:58.
Re: Спасаем Землю ("Саммерхилл - Воспитание Свободой", А. С. Нилл)
Да, благо дарю вам за то, что обратили своё внимание. Лишь горстка людей, включая педагогов, стремится позволить тому доброму, что есть во всех детях, взрастать в свободе. Надеюсь, что новые поколения людей, которых не пеленали намертво во младенчестве, будут жить в мире друг с другом, если, конечно, нынешние ненавистники не уничтожат его, прежде чем наступит время новым поколениям прийти к власти...
Re: Спасаем Землю ("Саммерхилл - Воспитание Свободой", А. С. Нилл)
С большим интересом прочла приведенные цитаты. Сразу начала обдумывать практическое применение. Волюнтаризм во многих областях совершенно недопустим. Одна из таких нежных областей - ситема образования. Вот предложили отменить домашнее задание в старших классах, одновременно появилось много сообщений о незакрытых рабочих вакансиях. Совсем мало детей (подростков) ориентируются на рабочие специальности. Гораздо заманчивей что-нибудь такое офисное. Только ведь интеллектуальная деятельность имеет свои мощные минусы. Она не укладывается в нормированный рабочий день. Творчество может преследовать тебя даже ночью. Причем это не только про труд ученых или писателей. Те же учителя, если они по-настоящему увлечены своим делом, наверняка обдумывают многое и дома. И в то же время рабочие специальности избавляют своих носителей от таких интеллектуальных мук, высвобождая время для семьи, сада, телевизора и прочих видов отдыха. Может быть стоит дать подросткам возможность почувствовать эту разницу еще в школе? Пусть будут классы без домашнего задания, но с рабочими навыками, и пусть будут классы интеллектуалов с большими умственными нагрузками. Очень желательно при этом дать возможность свободного перехода из одного вида обучения в другой.
Re: Спасаем Землю ("Саммерхилл - Воспитание Свободой", А. С. Нилл)
от интересно, почему меня-то боятся? Я ведь не при власти, с работы не выгоню, а все равно боятся. Интересные люди, эти чиновники. Вопрос о мировоззрении и мышлении на ближайшие десятилентия, а высказываться по теме так сложно. Видимо, теперешних чиновников учили далеко не свободой. Но при этом у них тоже могли оставаться какие-то добрые основы и патриотичные порывы. До сих пор мне почти у всех удавалось найти такие "струнки". Сложно, конечно, если ребенок будет переходить свободно из одного класса в другой (а то еще и школу захочет поменять, если в другой специальность появляется более интересная). Сложные финансовые расчеты, да еще и усложненные повсеместной компьютеризацией, конечно, делает такое предложение почти нереальным. Но... А если забыть свои комплексы и фобии хотя бы ненадолго и позволить свободно обсудить профессионалам-педагогам и не менее профессиональным родителям филосовские аспекты этой темы, полностью (пока) отстранясь от чиновничьих правил и законов.
Re: Спасаем Землю ("Саммерхилл - Воспитание Свободой", А. С. Нилл)
Люди очень разные, причем проявляется эта "оазность" зачастую еще в раннем возрасте. И трудно предугадать, к чему на самом деле у ребенка может "лежать душа". На всякий случай, большинство здравомыслящих родителей пытаются объяснить ему необходимость образования на уровне "если не выучишься, то пойдешь работать дворником". Сейчас такая работа далеко не самая низкооплачиваемая, но стереотип сохраняется. Если ввести в старших классах такое разделение, при котором одних учат больше, чем других, то большинство родителей, естественно, захотят пристроить свое чадо "с перспективой". Вот от такой излишней родительской опеки и защитит в какой-то мере такой заманчивый плюсик, как отмена домашних заданий. Но такая отмена предполагает большую нагрузку на педагога, поскольку он обязан будет вдолбить в их головки необходимый минимум знаний и навыков. А это не так просто. Это и методики понадобятся другие, и энергетика самих педагогов, как ни банально, но выйдет на первый план. Добровольность выбора того или иного способа обучения тоже необходима, причем переходить можно в любом классе, в любой четверти.
Re: Спасаем Землю ("Саммерхилл - Воспитание Свободой", А. С. Нилл)
Только ведь интеллектуальная деятельность имеет свои мощные минусы.
Да, очень мощные. Очень.
Все образование направлено на интеллект, но если бы эмоциям была предоставлена истинная свобода, то интеллект сам позаботился бы о себе.
Стены классов и зданий тюремного типа суживают взгляд учителя и не дают ему увидеть подлинно существенные стороны образования. Его работа направлена исключительно на ту часть ребенка, что находится выше шеи, а следовательно, эмоциональная, т.е. самая жизненно важная, сторона ребенка для него закрыта.
Если в семье поддерживается строгая родительская власть, то детей, как правило, стараются отдавать в школы со строгой дисциплиной. Строгая школа сохраняет традицию унижения ребенка, ее идеал - тихий, уважительный, кастрированный ученик. Кроме того, школа обращается исключительно к разуму ребенка. Школа ограничивает его эмоциональную жизнь, творческие стремления. Школа тренирует его в послушании любым диктаторам и начальникам. Страх, возникший еще в детской, усиливается строгими учителями, чьи требования твердой дисциплины объясняются их собственными стремлениями к власти. Средний родитель видит только внешнюю сторону и радуется тому, как успешно обучают его дорогого сына: ребенок в школьной форме, у него превосходные манеры, он увлекается футболом и т.п. Трагично наблюдать, как юная жизнь кладется на допотопный алтарь так называемого образования. Суровая школа требует только подчинения - и напуганный родитель удовлетворен.
Как всякая эгоцентричная власть, эго учителя стремится привлечь ребенка к себе. Только представьте себе, что за оловянный божок этот учитель. Он - центр мироздания. Он приказывает, и ему подчиняются. Он вершит справедливость. Он говорит почти все время один.
Дети мудры. Они отвечают любовью на любовь и ненавистью на ненависть. Посадите собаку на цепь, и хорошая собака превратится в плохую. Приучите ребенка к строгой внешней дисциплине - и хороший общительный ребенок превратится в скверное, неискреннее, злое существо. Грустно говорить, но большинство людей уверены, что плохой мальчик - это тот, кто хочет быть плохим. Они полагают, что с помощью бога или большой палки можно вынудить ребенка принять решение быть хорошим, а если он откажется это сделать, тогда уж они позаботятся о том, чтобы он как следует пострадал за свое упрямство.
В некотором смысле в духе старой школы воплощено все то, за что ратует дисциплина. Недавно директор одной большой мужской школы, когда у него спросили, какие у него мальчики, ответил: "Такие, что выходят из школы и без идей, и без идеалов. Они станут пушечным мясом в любой войне, ни разу не остановившись, чтобы подумать, из-за чего идет эта война и почему они принимают в ней участие".
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно срочно решить финансовый вопрос: карта заблокировалась, не приходит перевод, отказали в кредите… В такие моменты на помощь...
«Привет, бандит! Добро пожаловать в Сан-Андреас!» Эти слова знакомы каждому, кто хоть раз играл в культовую Grand Theft Auto: San Andreas. Спустя годы легендарная игра получила обновлённую версию —...
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Социальные закладки