Тема: Ладовые тяготения
-
15.11.2010, 00:06 #1Новичок
- Регистрация
- 09.11.2010
- Сообщений
- 50
Ладовые тяготения
Музыка основывается на трех равных по силе точках притяжения:
Звук целой струны
Звук деления её на минимальный целый нечет (3)
Звук деления её на минимальный целый чет (2)
Звук целой струны в 12-тоновой системе будет звук C.
К нему притягиваются Des,D,Es.
Звук деления на минимальный нечет (3) будет G
К нему притягиваются E,F,Fis - снизу и As,A,B - сверху.
Звук деления на минимальный чет (2) будет C второй октавы.
К нему притягивается только H.
Может быть я не прав.
Re: Ладовые тяготения
"О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух..."
He's a real Nowhere Man, sitting in his Nowhere Land,
Making all his nowhere plans for nobody...
Re: Ладовые тяготения
Вопрос не такой простой, как кажется. Какова феноменальная природа тяготений? Вот Жора предложил мыслить от акустики. Но обычно мы связываем тяготения с функциями звуков. Не кажется ли вам, господа, что в этой элементарной теме кроются изначально грубейшие ошибки, которые и приводят к тому, что у музыкантов смешиваются понятия интонации (строя) и лада (гармонии). Так что же такое эти тяготения, лад или строй?
Re: Ладовые тяготения
Вот, например, здесь на форуме часто обсуждается вопрос б. терций. Терцию ЧС называют гармонической, а терцию ПС - мелодической. Но, если разобраться, какое соотносится гармония (наука о гарм. функциях) с акустикой, а мелодия со случайными звуками терций ПС? Если терция характеризует тяготения вводного звука по отношению к устойчивому, причем здесь строй? И, если консонирующая терция (акустика), не характеризует тяготений, причем здесь гармония? Понятие вводного звука тоже довольно расплывчатое. Из лада выбираются пара звуков, один из которых устойчивый (например, тоника), а другой вводный. А как определить понятие вводного звука в ладу, где тоника не опевается полутоном? А если модальный лад, - тяготения же в нем не испаряются при отсутствии тональности?
Re: Ладовые тяготения
Попробую еще раз повторить при помощи аналогий: функция стекла - пропускать свет, а его структура или то, как оно установлено, относится к чему?
Солдаты идут строем в столовую. Они идут строем потому, что хотят кушать?
Кирпич укладывают стройно в кладку, чтобы в комнате было тепло?
Re: Ладовые тяготения
Итак, попробуем окончательно разделить строй и ладо-гармонические функции. Говорить о строе в контексте функций так же нелепо, как изображать аппетит в строю при подходе к столовой. Если один звук тяготеет к другому, это не вопрос строя. Иначе, изменение высоты вводного звука или терции в угоду ладовым или гармоническим функциональным тяготениям не может относится к строю до тех пор, пока мы не обнаружим, что через это изменение звуки плохо согласуются акустически. То есть, сдвигая высоту функциональную, мы вынуждены заботиться о том, чтобы данный звук вписывался в систему акустических отношений. Мы должны решить: либо сдвигать высоту конкретного звука в пределах акустического благозвучия, либо подстроить к данному звуку прочие звуки, чтобы добиться сбалансированного звучания. Когда мы подстраиваем звуки в ансамбле, нам кажется, что мы интонируем функции звуков, но на самом деле происходит акустическая подстройка. Когда это смешивается, трудно понять, где одно, а где другое. Исполнителю не обязательно задумываться об этом, если его интонирование естественно по природе (фольклор). Но то, что мы учим интонировать консонансы чисто, то есть петь их в акустическом строе, а прочие интервалы завышать или занижать в угоду функций, недопустимо. Либо одно, либо другое, - смешивать нельзя.
Последний раз редактировалось vcirkov; 29.04.2013 в 01:20.



Ответить с цитированием


Социальные закладки