-
02.05.2010, 00:37 #1
В Челябинске разгорается «органный» скандал
В Челябинске разгорается скандал, который как в капле воды показывает нынешнее отношение власти и Русской Православной церкви к культуре.
История и хроника его такова: во время визита в Челябинск в 2000 году Святейшего Патриарха Алексия II, действовавший на тот момент губернатор Петр Сумин пообещал возместить верующим отсутствие в их пользовании здания храма Св. Александра Невского на Алом поле, в котором с 1986 года располагается Зал камерной и органной музыки Челябинского концертного объединения, или попросту Челябинский Органный зал. Новый храм – в обмен на то, чтобы сохранить за органным залом помещение, в начале 20 века бывшее церковью. Нынче здесь установлен уникальный концертный орган немецкой фирмы «Германн Ойле». Обещание было выполнено: в городе возвели храм «Утоли моя печали». Более того, на средства города заложен ещё один храм – Св. Георгия Победоносца, на освящение которого 19 апреля этого года в Челябинск и прибыл нынешний Святейший Патриарх Кирилл.
Именно во время этого визита г-н Юревич, ожидавший тогда официального вступления в должность главы области, которое произошло 22 апреля этого года (то есть по сути, в этот момент как частное лицо, а не представитель власти), заявил главе Русской Православной Церкви о предстоящей передаче РПЦ здания храма Св. Александра Невского, находящееся на Алом поле. Заявление прозвучало как гром среди ясного неба, горожане почувствовали себя обманутыми – Органный зал, в отличие от храмов, не только единственный в городе, но и во всём Южном Урале. Инициативная группа горожан объявила протест, подала заявление на проведение митинга, деятели культуры Челябинска подписали коллективное письмо, в котором уверенно заявляют, что «закрытие органного зала – культурная катастрофа для южноуральцев».
Их доводы таковы – после 1917 года много лет храм пустовал, потом стал планетарием и, наконец, стал храмом культуры. Построен он на деньги горожан, и восстановлен, в 1984 году, тоже на деньги горожан – именно как органный зал. Как религиозное здание храм существовал всего семь лет – с момента постройки в 1910 до революции 1917-го, хотя службы проходили ещё до конца 20-х. Строго говоря, церкви он никогда не принадлежал – построенный на деньги города при финансовом участии царской казны, он был собственностью российского царя, затем экспроприирован Советской властью. Таким образом, формулировка «отобранный в тридцатые годы храм» – формальный и надуманный повод (на фото: храма Св. Александра Невского на Алом поле в 1984 году).
Более 80 лет он не имеет никакого отношения к религиозному культу, в то время как культурный центр давно вписался в городскую и общероссийскую жизнь. Сейчас в Органном зале звучит не только орган, но и фортепиано, скрипка и вокал, проходят выступления мировых звезд классической музыки, одаренных детей города и области. Органный зал третье десятилетие является культурным маяком, влечет к себе я исполнителей и слушателей. Целые поколения не представляет себе культуру Челябинска без этой жемчужины – город лишается не только органа, но и камерного концертного зала с прекрасной акустикой.
Власти уверяют, что выполняют решение Президента о том, что всё незаконно изъятое имущество следует вернуть РПЦ. «Орган в Челябинске обязательно останется, но его не будет в храме Александра Невского», – сообщил через прессу первый вице-губернатор Челябинской области Олег Грачёв. Предлагается перенести орган в католический храм в городском квартале, который расположен в 20 километрах от центра и отделён от него промзоной. «Почему органный зал обязательно должен быть в центре города? На окраинах тоже хотят приобщаться к культуре» – заявляет Грачёв. Каков культурный уровень этих заявлений, не стоит и комментировать. В каждом уважающем себя городе есть органный зал, и расположен он именно в центре – как, к примеру, в соседней Перми, где отдельно стоящее здание Органного зала находится между зданием краевой администрации и Большим концертным залом филармонии (на фото: Органный зал в Перми – в центре).
В условиях мегаполиса с миллионным населением Органный концертный зал, если он единственный в городе, должен находиться именно в центре, чтобы быть досягаемым для жителей разных районов. Вечерние концерты заканчиваются после 21 часа, что исключает равную возможность их посещения всеми жителями в случае переноса зала в отдаленные городские районы.
«Перенос органа возможен» – уверяют власти, и показывают этим либо некомпетентность, либо сознательно вводят в заблуждение горожан. Технически, разумеется, перенос возможен, но без потерь это сделать не удавалось ещё нигде в мире – да и случаи такие единичны, и вызваны они были исключительными обстоятельствами, связанными с угрозой потери инструмента. Переносят лишь тогда, когда в противном случае его потеряют. Как костюм шьётся по фигуре, так и орган строится под каждый концертный зал индивидуально – как нет двух одинаковых фигур, так нет и двух одинаковых залов. Как пошитый индивидуально костюм не будет сидеть на другой фигуре, так и орган не будет звучать в другом зале, и этому не поможет ни реконструкция помещения, ни перестройка органа. Средства на эти цели велики и также должны быть оправданы – а чем они могут быть оправданы в этом случае?
«Челябинск находится на одном из последних мест по количеству храмов на число жителей» – утверждает Патриарх. Однако ближайший от Органного зала храм находится в пятистах метрах, а рядом, в радиусе пары километров – ещё три, не говоря о двух новых (это центр города). «Состояние самого органа оставляет желать лучшего. По сути его в любом случае пришлось бы разбирать, а зал на продолжительное время закрывать» – пишет Светлана Григорьева от имени пресс-службы города. Мы позвонили Константину Волостнову – одному из самых известных российских органистов нового поколения. «Я прекрасно знаю этот инструмент, играл на нём, знаю здание, спускался в нижние помещения. Технически орган в прекрасном состоянии и не требует экстренного вмешательства. Разумеется, профилактические работы должны проводятся время от времени, но по сравнению с другими городами в России, челябинский инструмент не вызывает никакой тревоги. Ситуация же вокруг возможного закрытия зала такую тревогу вызывает, я знаю о ней» – сообщил Константин нашему изданию. Таким образом, власть сознательно обманывает горожан.
Возмущённый город намерен провести массовые мероприятия в защиту органа – они намечены на 15 мая. Власти города и области решили не препятствовать их проведению, «… однако решения относительно возврата храма Русской православной церкви это не изменит» – цинично заявляет вице-губернатор Челябинской области. Чем вызвана такая настойчивость?
Она, как в фокусе, показывает нынешнюю ситуацию в обществе. Не секрет, что по уровню коррупции Челябинская область стоит прочно в верхних строчках списков. Скандалы, в которых замешана РПЦ, также не затихают уже два десятилетия – с начала 90-х, когда к руководству пришёл нынешний Патриарх Кирилл, в документах КГБ фигурирующий под псевдонимом «Михайлов» а в миру и на банковских документах известный как Владимир Гундяев – яркий представитель либералов-«никодимианцев», которых КГБ продвигало вверх по карьерной лестнице во времена хрущёвской оттепели. Священник-гедонист, фанат горных и водных лыж, скоростного вождения автомобиля, владелец породистых собак, немыслимого количества недвижимости и сумм зарубежных счетов. 1996-м разгорелся табачно-спиртовой скандал, от которого нынешнему Патриарху отмыться просто невозможно, в силу всем очевидной причастности – именно Гундяев возглавлял департамент, занимавшийся беспошлинным ввозом в Россию табака и дешёвого спирта, которым травились миллионы россиян.
Нынче во главе РПЦ стоят «эффективные менеджеры», которые не стесняются выражений «здоровая конкуренция» в комментариях относительно отношений, к примеру, с церковью католической. «Менеджеры», которые с рейдерским азартом под лозунгом «возврата культовых ценностей» галопом захватывают собственность, предпочитая недвижимую в центрах крупных городов – без оглядки на то, что в этих зданиях уже не одно поколение привыкло видеть музеи, библиотеки, культурные учреждения. В той же Челябинской области стоят десятки полуразрушенных бездействующих храмов – РПЦ они не интересуют. С азартом большевиков, от которых когда-то пострадали сами, они вытаптывают и уничтожают культурные ценности ради насаждения собственных ценностей – религиозных. Они проникают в армию, откуда удалился институт политруков, в систему образования – с нынешнего года музыка как предмет в школах становится необязательным, факультативным, в то время как там появляются «основы православия».
Процесс, происходящий сейчас, с юридической точки зрения нарушает все конституционные нормы – по закону церковь отделена от государства и, по сути, вообще не должна иметь собственности. На деле этот принцип реализуется лишь тем, что РПЦ, в отличие от всех других субъектов хозяйственной деятельности и других конфессий, не платит никаких налогов, а размах этой деятельности поражает воображение. Версия о восстановлении «исторической справедливости» также ничтожна – как раз до революции церковь не имела в собственности ни земель, ни зданий, ни всей церковной утвари. Всё это принадлежало либо короне, либо обществу, либо горо,ду и находилось в аренде у церкви.
Журнал «КоммерсантЪ-Власть» №11 от 22 марта 2010 года приводит цифры: «РПЦ заявила претензии на 443 монастыря, 12 665 приходов и около 2 млн. га земли. По оценкам экспертов, если РПЦ сумеет добиться передачи всей собственности, права на которую она заявляет, она получит имущество, сопоставимое по стоимости с активами ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», РАО «РЖД», вместе взятых. Представьте себе новый Газпром, который не платит налоги? А это уже сейчас практическая реальность.
Всё происходящее нельзя воспринимать иначе как экспансию РПЦ. Письмо от инициативной группы челябинцев сейчас находится в Министерстве Культуры РФ – позицию министерства мы сообщим, как только она будет сформулирована. Мы также будем регулярно освещать информацию вокруг челябинского органа. Сейчас положение в экономике и культуре таково, что мы должны внимательно относиться к существующим ценностям, а не разбрасываться ими. Ситуацию с Органным залом в Челябинске мы будем держать под контролем до полного её благополучного разрешения – благополучного для культурной жизни города, разумеется, в чём у челябинцев не должно быть сомнений. Протестные настроения культурной общественности сильны и при соответствующей реакции других городов способны сломить бездумные и безответственные действия городских властей. Мы продолжим тему в следующих материалах – читайте Classica.FM.
* * *
Церковь Св. Александра Невского на Алом поле была заложена 22 июня 1907 на месте бывшей Александровской часовни. Предложение о перестройке часовни поступило от Оренбургской консистории в 1894, однако сбор средств на строительство начался через 2 года после разрешения мещанским обществом Челябинска, в 1899. Деньги на постройку жертвовали многие организации и частные лица, а также государственные деятели в их числе император Николай II и Челябинская городская дума. Церковь, построенная к 1911 по проекту московского архитектора А. Н. Померанцева, стала 4-м приходским православным храмом города. В то же время она являлась памятником царю-освободителю Александру II.
Полный текст:
Последний раз редактировалось avg; 02.05.2010 в 11:45.
____________________________
Amicus Plato, sed magis amica veritas. ..............Ищите меня на Фейсбуке...
Все таки, я бы обратила внимание на такие строки:
"Именно во время этого визита г-н Юревич, ожидавший тогда официального вступления в должность главы области, которое произошло 22 апреля этого года (то есть по сути, в этот момент как частное лицо, а не представитель власти), заявил главе Русской Православной Церкви о предстоящей передаче РПЦ здания храма Св. Александра Невского, находящееся на Алом поле. Заявление прозвучало как гром среди ясного неба, горожане почувствовали себя обманутыми "
Я бы тоже почувствовала себя обманутой.... Но мне кажется, что именно эти "брошенные " чиновником слова послужили отправной точкой событиям.... Возможно таким образом он решил "откупиться за собственные грехи чужим имуществом?", совершив тем самым очередной неблагой поступок.
Но это же бег по кругу. В традиции христианства индульгенций не предусмотрено....
только раскаяние, насколько мне известно....
Я разделяю боль челябинцев, способных видеть негативные последствия таких лжеблагих решений властей, но не стала бы рассматривать возможную "узколобость и недальновидность" отдельных "чиновников" от церкви, как типичную, все же гораздо больше среди священнослужителей светлых, порядочных и мудрых людей.
Я не стала бы во всех действиях церкви видеть такое:
"Всё происходящее нельзя воспринимать иначе как экспансию РПЦ. "
Чтобы не выплеснуть случайно вместе с водой и младенца...
Хотелось бы посоветовать Представителям культурного сообщества Челябинска написать не гневное, а разъяснительное письмо Патриарху Кириллу, возможно он просто даже не в курсе, как все разворачивается и из чего исходит....
Мысленно я присоединяюсь к пожеланию челябинцев не потерять органный зал в центре города.... Тем более, что звуки органа - часто звуки духовных религиозных гимнов, например в католицизме....
Последний раз редактировалось Дина Д. Майер; 02.05.2010 в 14:00.
- Регистрация
- 27.05.2010
- Сообщений
- 10
Re: В Челябинске разгорается «органный» скандал
так и чем дело кончилось?
- Регистрация
- 19.11.2009
- Адрес
- Ближайшее Подмосковье
- Сообщений
- 310
- Записей в дневнике
- 8
Re: В Челябинске разгорается «органный» скандал
"В Челябинске, откуда я вернулся несколько дней назад, Русской православной церкви передают здание храма Александра Невского в центре города, в котором сейчас располагается органный зал. Для органа сделают новый концертный зал камерной и органной музыки.
Однажды удачный пример разрешения подобной ситуации в Челябинске уже был - когда РПЦ передали Свято-Троицкий храма, в котором располагался областной краеведческий музей, а для музея построили отдельное здание, ставшее одним из символов города.
Я был в челябинском органном зале, наверное, раз двадцать - музыкальная семья))) инструмент там действительно неплохой. Но помимо органа там есть еще один источник дохода. Здание храма стало местом проведения свадеб. В субботу-воскресенье там регистрируют по 15 пар в день. За отдельную плату, разумеется, довольно для Челябинска существенную. Плюс бизнес на эксклюзивной фото- видео-съемке церемоний... Все это, понятно, пойдет прахом, если для инструмента построят нормальный концертный зал. Там на свадьбах много не срубишь)))
В итоге, в Челябинске образовалась инициативная группа, в которую вошла оппозиция, которая смекнула, что на деле можно срубить политических очков, если его правильно подать, и те, кто, судя по всему, так или иначе имел со здания левый доход - на свадьбах и прочих темах..."
Продолжение можно почитать здесь:
Re: В Челябинске разгорается «органный» скандал
Вы вот там цитируете губернатора: "Специалисты уверены, что смогут перенести инструмент без какой-либо потери качества звучания." - и, видимо, не знаете, что полгода назад специалисты (интересно, те же ли?) уверяли, что перенести орган по определению невозможно - такой уж там орган....
Далее:
Т.е. в церкви, Вы полагаете, по 15 пар в день не венчают, деньги за это удовольствие не берут, а также за фото-видеосъемку - всё это, хотите сказать, бесплатно? Да ладно!..Здание храма стало местом проведения свадеб. В субботу-воскресенье там регистрируют по 15 пар в день. За отдельную плату, разумеется, довольно для Челябинска существенную. Плюс бизнес на эксклюзивной фото- видео-съемке церемоний...
Просто сейчас эти деньги утекают, не попадая в карман попам, - вот и весь секрет борьбы за "возвращение". Или, скорее, "извращение"... И чем же Вам оппозиция-то не угодила? Это ж радоваться надо, что есть еще люди, кто не боится!..
Последний раз редактировалось Sonik; 29.11.2010 в 00:48.
- Регистрация
- 19.11.2009
- Адрес
- Ближайшее Подмосковье
- Сообщений
- 310
- Записей в дневнике
- 8
Re: В Челябинске разгорается «органный» скандал
Я дала ссылку на статью, где указана точка зрения, отличная от Вашей. Для полноты картины.
"Имеющий уши да услышит..."
Если Вы желаете обвенчаться, но не имеете средств, обратитесь ко мне в личку, я дам Вам адреса храмов в любом регионе России, где Вы сможете это сделать бесплатноВы полагаете, по 15 пар в день не венчают, деньги за это удовольствие не берут, а также за фото-видеосъемку - всё это, хотите сказать, бесплатно? Да ладно!![]()
Re: В Челябинске разгорается «органный» скандал
А разве в наше время что-то достается бесплатно?
Для того чтобы обеспечить себе старость люди идут на все...
[U][URL="http://vojage.ru/"]"[/URL]Чтобы не случилось [URL="http://houskomfort.ru/"]-[/URL] всегда наступает завтра[URL="http://myhauze.ru/"].[/URL][URL="http://newsmotor.ru/"]"[/URL][/U]
Re: В Челябинске разгорается «органный» скандал
Заглянул на форум буквально на пару минут и сразу споткнулся о фразу:
Удивительные сейчас все-таки наступили времена. Даже заметка, оппозионная по отношению к РПЦ, зачем-то вводит в заблуждение своих читателей относительно ситуации до революции, в духе самого примитивного агипропа расписывая как все было благостно тогда, хорошо и справедливо.
Желающих узнать, как тогда все было, могу отослать к статье Г. И. Шмелева, член-корреспондента РАН "ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА" - см. . Процитирую только один фрагмент:
(Статья впервые была опубликована в издании под названием: "Приход. Православный экономический вестник". 2004. №№1-2.)Деловая жизнь монастырей являлась ярким примером российского предпринимательства. Это, в частности, относится к Кирилло-Белозерскому, Соловецкому монастырям, Троице-Сергиевой Лавре.
Церковь до революции владела большим количеством земель, значительным имуществом и денежными средствами. Согласно статистическим данным 1905 г. по 50 губерниям Церковь располагала 1,9 млн десятин земли, еще 0,3 млн десятин находилось в частной собственности духовных лиц. Ей принадлежало немалое количество промышленных предприятий и торговых заведений, доходных домов. В конце XIX в. Святейший Синод отпускал на содержание православного духовенства 7 млн руб., а государственное казначейство -18 млн руб. в год. Церковь получала пожертвования, доходы от церковных земель, имущества и проценты с капитала.
Re: В Челябинске разгорается «органный» скандал
У этого член-корра от экономики такая же путаница в голове / в статье, как и у многих его собратьев по профессии, - наводят тень на плетень, чтобы протащить то, что им выгодно... Вот Вы, Читатель, для интереса дальше почитайте приведенную Вами статейку:
Выделенные мной фразы раскрывают особенности "владения" церковью землей. В частной собственности земли у церкви после петровских реформ не было и быть не могло, потому что церковь стала частью государственной структуры. И государство наделяло ее землей в пользование и распоряжение, чтобы оплатить работу церкви по выполнению идеологического заказа государства. Чтобы было понятнее, приведу пример не из церковной жизни. Вот сегодня государственные университеты располагают площадями - зданиями, землями, на которых стоят эти здания, лабораториями... Ни для кого не секрет, что на эти площади администрация университетов пускает арендаторов, которые часто никакого отношения к сфере образования не имеют. В нашем, например, есть аптека, три кафе, автошкола, ларек с бижутерией и косметикой и т.д. и т.п. Кому идут деньги от арендаторов? Правильно, в университет, вернее, в карман тем университетским чиновникам, которые отвечают за пользование площадями, ну а те делятся, конечно, с кем надо. Это что же - университет тоже частный собственник? Не тут-то было!.. Вот так же и церковь до революции... Поэтому до тех пор пока церковь в нашем светском государстве (тьфу-тьфу-тьфу!..) отделена от государства никакие разговоры о реституции как восстановлении исторической справедливости не имеют под собой исторической основы, а исключительно только идеологическую и экономическую...Высшее духовенство, руководящие органы Русской Православной Церкви и часть монастырей получали поддержку за счет бюджетного финансирования и имели иные источники доходов, но основная масса священнослужителей не имела твердого обеспечения со стороны государства и содержалась в основном за счет треб и добровольных пожертвований. Сельские священники существовали благодаря ведению сельского хозяйства своими силами или с помощью наемных работников на выделенной приходу земле, которая была для них основным источником средств существования.
После крестьянской реформы 1861 г. были признаны права приходов на церковную землю, и у них появилась возможность отдавать часть земельных угодий в аренду. В отличие от монастырей земли у приходов обычно было немного. Еще в середине XVIII в. норма земли, законодательно выделяемая храмам, не имевшим ее ранее, была установлена в 33 десятины (36 га).
Что же касается вотчинных церквей, то в течение долгого времени размер земельного надела, который помещик отводил церкви, зависел от величины помещичьего владения.
Похожие темы
-
Татьяна Предеина и ее фестиваль в Челябинске
от femmina в разделе БалетОтветов: 10Последнее сообщение: 21.01.2011, 21:32 -
Арфа в Челябинске
от БЕЛ в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 23Последнее сообщение: 14.01.2011, 20:40 -
Хоровая культура в Челябинске.
от БЕЛ в разделе Хоровая музыкаОтветов: 5Последнее сообщение: 18.04.2008, 16:20 -
Мировая премьера в Челябинске.
от БЕЛ в разделе БалетОтветов: 3Последнее сообщение: 30.03.2008, 00:14 -
Конкурс Глинки в Челябинске
от БЕЛ в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 14Последнее сообщение: 09.01.2008, 02:22



Ответить с цитированием





Социальные закладки