-
05.01.2011, 19:56 #1Новичок
- Регистрация
- 10.02.2010
- Сообщений
- 8
Проблемы специальных музыкальных школ
Закрывать глаза на то, что это есть - значит и не попытаться подумать как решить хотя бы часть тех проблем , что всколыхнули форум в последнее время... Хотелось бы конструктивного и спокойного обсуждения... Во всех ли бедах виноваты только "неадекватные" родители с их "гениальными" чадами??? Если рассматривать учеников и педагогов - разве звездный статус присущ только детям этих школ??? Я НЕ ГОВОРЮ ОБО ВСЕХ!!!!!!!!! Но ведь примеров "звездности" достаточно и у тех и у других, к сожалению....Почему обстановка "Здоровой" конкурентности порождает жутчайшие примеры дикости( пощечины, таскание за волосы и весь тот кошмар о котором мы читали)??? На мой взгяд - за такие действия полагается отчисление... И может ли "Здоровая" конкуренция порождать сие??? Напрашивается вывод - она "больная"??? Возможно ли всего этого избежать??? Или хотя бы попытаться???
Как пример
- ввести наряду с бюджетным и платное обучение (начиная буквально с первых классов) ВСЕХ желающих (хотя и не знаю, может быть это уже и есть в Москве ). Такая практика (но не платная!- дополнительный набор детей, желающих получить углубленные знания) существует в сильнейших физико-математических школах... В так называемой "единичке" учатся самые сильные дети, в "двойке" и т д чуть послабее.... Таким образом "амбициозные "родители получат доступ к столь желаемому ими образованию для своих чад... И оценки, по которым и будет решаться вопрос о платном или бесплатном обучении будет идти речь, дадут родителям возможность более адекватно оценивать способности своих детей...
И спонсоров туда же))))
- для Всех учащихся равные условия - никаких зачетов по "академу" за выступлениях на концертах, конкурсах и т д
- выступления в конце года ВСЕХ учащихся а не только "отличников" (можно разбить по дням, по категориям, педагогам и т д). Большинство детей попросту лишены сценической практики так как "доступ" получают только "отличники" - а ведь в большинстве своем именно ДЕТИ хотят обучаться там!!! Ни один ребенок (без личной целеустремленности) не выдержит этих нагрузок... И никакие уговоры родителей не помогут ...
- допуск к конкурсам (к прослушиваниям для зарубежных поездок оплачиваемых различными фондами ...) не только по рекомендации педсовета)))))) а всех желающих)))))).
- никаких отчислений!!! (ну не может ребенок получивший по всем вступит экзаменам "5" через год стать "профнепригодным"... Скорее непригодны педагоги не увидевшие в тот момент, и не просчитавшие вероятности возникновения в будущем проблем с постановкой , ушами, головой))))))))). Отчисления только по причине прогулов!!! Ну уж если совсем "сдал" ребенок (хотя это под вопросом) - предложить переход на платное отделение... А там уж родители будут "планировать" свои расходы... и нужны ли они в этом случае..
- возможность пользоваться диктофонами на занятиях...
- может и экзамены по специальности проводить по группам??? Пусть "профессура" оценивает учеников своих коллег такого же ранга, а Начинающие педагоги - оценивают таких же учеников молодых педагогов... По типу - не защищаются обычные дипломы в Академии Наук....
Особая тема и болезненная - оценки......... Тем более сложно, так как даже ПЕДАГОГИ так не схожи в оценках ведущих солистов и действительно ЗВЕЗД!!! Достаточно почитать на форуме высказывания по поводу и Мацуева, и даже Рихтера.... Что уж говорить о детях??? Может, на этапе обучения принять зачетную систему (сдал - не сдал)??? Или - каждый педагог (АНОНИМНО!!) в конце экзамена выставляет отметки всем детям сразу??? И никаких "разборов" конкретных учеников при всех?? А возможно разговор с педагогом лично и с ПОЗИЦИЙ РЕНКОМЕНДАЦИЙ только руководством отдела???
Много здесь спорного даже для меня)))))) Но......... "школа" сама частенько "провоцирует" подобные конфликты... И закрывать глаза на то, что существует "соперничество" и не только среди учеников но и педагогов, что более опытные педагоги "затирают" иногда более молодых, что ученики "именитостей" находятся несколько в другом положении и в ОТДЕЛЬНЫХ случаях (! - как то дети спонсоров, "нужных" людей , дети педагогов) оцениваются "по-другому" и т д и т п .... не педагогично))))))))
Не нужно нападать на меня, пожалуйста... Я и так долго решалась.... чтобы все это написать...
Да!!! Это все говорилось в основном о струнниках и пианистах... В других классах как-то все поспокойнее... И атмосфера явно отличается...
Возможно, это только мое "ощущение" спецшколы???
Re: специфика "спецшкол"........
Проблемы, о которых Вы пишете, действительно существуют - я знаю о них не понаслышке, ибо сам проработал в спецшколе 8 лет (после чего сбежал оттуда - и ныне эти времена вытеснены из памяти подсознанием, оберегающим мой мозг от опасных перекосов). К этим проблемам я бы прибавил еще одну - едва ли не самую жуткую из всех, с к-рыми имеет дело педагог: неадекватные родители Гениальных Детей.
Отношение к педагогу (в целом) сейчас - потребительское, педагог для родителя - один из Этих, Других, Чужих, которые так и норовят... и от которых надо, во-первых, чадо защитить, а во-вторых - урвать от них Все, и ни копейкой меньше. И чтоб знали свое место!
Корни всех этих проблем уходят так глубоко, что предпринять нечто более конструктивное, нежели праведные эскапады и обличительное шушуканье по углам, увы, очень сложно. Если возможно в принципе (чего я не знаю).
Корни тянутся, во-первых, в плоскость музыкального образования и образования вообще, которое давно нуждается в реформировании. Поднимать тему недостатков среднего музобразования, встроенных в систему - значит увеличить пост на добрый десяток абзацев, посему пойдем дальшеПотом это можно будет обсудить отдельно - не переходя, разумеется, на личности и не называя имен.
Во-вторых, корни тянутся к главной беде нашего общества - коррупции. Музыкальные спецшколы (не буду, впрочем, говорить во множественном числе, ибо работал только в одной) - не исключение, а один из самых ярких примеров организации, выстроенной по принципу "свой-чужой". Бороться с этим явлением в рамках школы невозможно.
В-третьих, корни тянутся к культурной политике государства. Вернее, к ее отсутствию (в академической сфере). Отсутствие порождает проблему выживания; проблема выживания актуализирует дарвиновский закон - "кто не хищник, тот добыча" - и выводит на первый план принцип рыночной конкуренции (которая никогда не бывает "здоровой"), со всем джентльменским набором этических и психологических атрибутов, присущих ему, - а этот принцип противопоказан академической сфере по определению. (Это касается как искусства, так и науки). Самая суть академической культуры - в том, что она пользуется особой привилегией государства и не поставлена перед необходимостью выживания "на равных" с массовой культурой, бытовым производством и др.
Именно в этих плоскостях коренятся причины того, что музыкальная спецшкола превратилась в замкнутую коррумпированную систему, в рамках которой не только деградирует профессиональный уровень музыкантов, но и воспитывается совершенно особенный тип человека. Вернее - целых три типа: педагог (здесь возможны подтипы: "Дон Корлеоне", "Карандышев" и промежуточные), родитель Гениального Чада - и, что наиболее ужасно, само Гениальное Чадо. Спецшкола приучает ребенка мерить все и вся по принципу "звездности", и след такого воспитания заметен потом всю жизнь.
Но несмотря на все это, музыкальная спецшкола сейчас - единственный предохранитель музыкального профессионализма в наших государствах. Именно спецшкола дает единственную пока возможность целевого воспитания ребенка-музыканта - именно как музыканта. Ибо академическая музыка - это не столько профессия, сколько духовная практика, и приобщение к ней требует особого детства и особой юности. Спецшкола дает возможность методично и целенаправленно идти к профессии музыканта, воспринятой как цель жизни (или какого-то значительного ее этапа). Хилую, разболтанную, полудохлую - но все же вполне реальную возможность. И люди, к-рые воспользовались ею, несмотря ни на что, - существуют. А это уже прекрасно.
Радикальные меры - скажем, закрытие спецшколы или реформирование ее в "обычную" музшколу - приведут к клинической смерти отечественного профессионального исполнительства. Это отнюдь не преувеличение. Отечественное исполнительство и так уже давно сместилось большей частью за пределы отечества - как часто мы читаем на афише: "Василий Иванов (Япония-Гватемала)"! - а упразднение спецшкол приведет к тому, что оное отечество будет восприниматься решительно всеми талантливыми людьми как дыра, из которой надо выбраться поскорее и подальше. Иначе - прощай музыка и здравствуй, офис.
Поэтому - при всех недостатках спецшкол - будем счастливы, что у нас они есть. И благодарны педагогам (всем - и Донам Корлеоне, и Карандышевым, и тем, кто умудрился не стать ни тем, ни другим) за то, что они пока что удерживают на плаву эту старую, дырявую, но жизненно необходимую посудину.
И - модераторский Почт Шкриптум: обсуждение самых важных, самых нужных, самых животрепещущих проблем только выиграет, если вести его внятным, грамотным языком. Полная замена букв и слов - точками, тире, скобочками и другими эмоциональными символами создает впечатление, что автор от волнения забыл русский язык и заговорил на каком-то другом, что, увы, никак не способствует адекватному пониманию его мыслей.
Show must go on!
- Регистрация
- 24.01.2010
- Сообщений
- 3,384
Re: Проблемы специальных музыкальных школ
Очень многое из сказанного верно. Многие вспоминают атмосферу, например, в ЦМШ былых времен. Тогда люди приходили учиться музыке. Надолго. Думая, что они поступят в школу, затем в Консерваторию. А уже потом, при успешной учебе, примут участие в одном из немногочисленных музыкальных конкурсов. На которые всегда было предварительное серьезное прослушивание и жесткий отбор. Или же, закончив Консерваторию и проработав в одном из обычных оркестров года два три, поступить, например, в оркестр к Светланову или Рождественнскому. Так как в оркестры такого уровня тогда брали только после консерватории и, пусть небольшого, опыта работы в оркестре. Сейчас же дети начинают ездить на конкурсы (почти все международные) лет с восьми. Причем не только из спецшкол, но и из любой провинциальной ДМШ. Старшие ребята участвуют в большом количестве конкурсов. Где-то получают что-то, где-то нет. Причем для карьеры подавляющее большинство этих конкурсов не имеет никакого значения. Кроме этого большое количество разнообразных фондов, которые отправляют детей на многочисленные фестивали и концерты. Поэтому школы, педагоги и родители вынуждены приспосабливаться к совершенно другим условиям существования в музыкальном мире. И здесь существуют две стороны. Во-первых дети, получившие лет в девять-десять премии и их родители часто начинают считать, что их карьера уже началась. Хотя некоторые детские конкурсы (особенно зарубежные) носят поистине комический характер. Например, можно прочитать в резюме : первая премия на международном конкурсе в Париже. А это конкурс, куда, например, приезжает десять человек, из них пять получают первые премии, а пять вторые. Разумеется, на таких конкурсах о денежных премиях речи нет. Есть и серьезные конкурсы с авторитетным жюри и сложной программой, но люди перестают делать между ними различие. Не понимают, что шестая премия на таком конкурсе в сто раз важней, чем первая премия на другом. В оркестры (даже хорошие) сейчас берут и студентов чуть ли не с первого курса консерватории (конечно хорошо играющих). Иногда у родителей, детей и педагогов на этой почве начинает "ехать крыша" и возникает своего рода мания величия. Во-вторых-же всю эту ситуацию можно использовать и наилучшим образом. При разумном подходе всех, участвующих в процессе. На конкурсах дети должны играть программу, не выходящую за рамки учебного процесса. Тогда любой конкурс принесет пользу, так как стимулирует и самых ленивых детей (особенно мальчиков). Участвуя в концертах ребенок привыкает к сцене и получает артистическое удовольствие, видит результат своего труда в виде аплодисментов. Конечно, если ребенок не играет одно и то же, болтаясь по многочисленным концертам и считая себя звездой. В противном случае он останавливается в развитии.
И все это, конечно, изменило характер обучения в спецшколах. Хотим мы того, или нет. И родители, и дети, и педагоги часто требуют быстрых успехов, потому что кто-то в классе уже лауреат международного конкурса или играл в хорошем зале. Это, кстати, лежит в основе многих школьных конфликтов. Дети условно делятся на три категории : те, кто двигаются очень быстро, те, кто двигается медленнее и те, кто, к сожалению, по тем или иным причинам, перестают двигаться. У первых совсем не гарантирован успех в будущем, у вторых никоим образом не гарантирован неуспех, а вот третий случай - самый трагический : причины могут быть разные. Иногда виновата природа, например, очень маленькие руки, иногда неквалифицированный педагог, иногда неспособность ребенка к музыкальному развитию. И самое главное этот сложный треугольник : педагог - ребенок - родители. Если педагог профессионал, ребенок способный и трудолюбивый, а родители вменяемые, то все наверняка сложится хорошо. А вот степень этого зависит от обстоятельств жизненных и разного рода случайностей.
Вспоминая золотые времена великих педагогов, нельзя забывать, что существовали и в спецшколах и в консерваториях весьма средние педагоги. Но тон всему задавали именно корифеи.
Re: Проблемы специальных музыкальных школ
А каковы родители были раньше? Помните знаменитую маму Буси Гольдштейна?... а родители вменяемые...
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
- Регистрация
- 24.01.2010
- Сообщений
- 3,384
Re: Проблемы специальных музыкальных школ
Извините, Вы отдаёте себе отчёт в том, что говорите?Сообщение от Nataly Ava
Объясните, пожалуйста, как это просчитывается?
Re: Проблемы специальных музыкальных школ
С Вашего позволения, объясню я (педагог).
1) Тезис: действительно, педагог может (и должен) предвидеть развитие своего студента на год, а то и два вперед. Как это просчитывается, объяснить сложно, вернее, невозможно - вне конкретного примера.
Разумеется, педагогическое предвидение не включает в себя дар пророчества, и появление обстоятельств, которые, возможно, кардинально изменят облик ученика, может предвидеть только астролог Павло Глоба (если верить ему, - что, впрочем, вовсе не обязательно).
2. Антитезис: у родителей педагог виноват всегда и во всем. Увы. Как мне сказала мама моей 18-летней ученицы, регулярно опаздывающей на 45 мин. и разбирающей программу за 3 дня до экзамена: "Вы не вдохновили ее, не заинтересовали - почему же она обязана заниматься? Вы испортили мне дочь!"
Show must go on!
Re: Проблемы специальных музыкальных школ
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
Re: Проблемы специальных музыкальных школ
Даже когда Вам об этом говорит проректор по учебной работе?![]()
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
Похожие темы
-
Рейтинг музыкальных школ Москвы
от Джульетта в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 88Последнее сообщение: 23.12.2016, 14:15 -
Ну вот, добрались и до музыкальных школ. :((((((
от Natem в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 31Последнее сообщение: 20.05.2012, 18:53 -
Открытые уроки по сольфеджио для музыкальных школ
от увлекатель в разделе Теория музыкиОтветов: 1Последнее сообщение: 16.09.2009, 09:38 -
Список музыкальных школ
от Vertical в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 3Последнее сообщение: 04.02.2008, 22:36 -
Чего не знают учителя музыкальных школ
от seecat в разделе БеседкаОтветов: 54Последнее сообщение: 03.09.2007, 15:49



Ответить с цитированием

Отношение к педагогу (в целом) сейчас - потребительское, педагог для родителя - один из Этих, Других, Чужих, которые так и норовят... и от которых надо, во-первых, чадо защитить, а во-вторых - урвать от них Все, и ни копейкой меньше. И чтоб знали свое место!

Социальные закладки