Тема: Георгий Свиридов
-
20.10.2005, 16:00 #101Постоянный участник
- Регистрация
- 10.09.2005
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 67
- Сообщений
- 637
- Записей в дневнике
- 7
Re: "Петербург" Георгия Свиридова
Нет, коллега, Свиридов никогда не выступал с Хворостовским, об этом не было даже речи. Я познакомил и подружил их уже тогда, когда мы во всю работали с ДХ.
Сообщение от bassa
Насчет "Дневников" и А.С. Белоненко, я с Вами полностью согласен! Дело обстоит именно так!
Но дело в том, что А.С. Белоненко ни с кем не советовался, так как был полным наследником архива. Сейчас есть тяжба с его братом, что, как видите, закрывает возможность издания "Петербурга" в авторском варианте. Зато это не мешает тому, что завтра произойдет в Мариинском под управлением Валерия Гергиева, и вероятно, с подачи А.С.Белоненко, - исполнение ненаписанной Свиридовом "Кантаты для баса, хора и оркестра" под названием "Петербург". Такого сочинения у Свиридова нет и быть не может. Историю создания этой поэмы для голоса и фортепиано я рассказывал на форуме.
Однако манипуляции с наследием Свиридова продолжаются....Михаил Аркадьев
Wo aber Gefahr ist, wachst das Rettende auch (F. Hoelderlin)
Где опасность, там и спасение (Фр. Гёльдерлин)
- Регистрация
- 16.05.2005
- Сообщений
- 85
Re: "Петербург" Георгия Свиридова
Дорогой Михаил Аркадьев, я бесконечно рад, что нашел в Вас единомышленника – умного, тонкого, изумительного музыканта, наконец, образованного человека (не все музыканты в состоянии написать на уровне вступительную статью, Вы это сами знаете). Это не лесть – какой мне смысл льстить Вам на форуме? У меня сложилось мнение, что Вы, вне зависимости от Вашей критики Свиридова, глубоко сочувствуете ему, Свиридов на самом деле не заслужил этих отвлеченных дискуссий о нем вне музыки, даже вне его личности.
1) Я знаю о сегодняшней «премьере в Мариинске», но, к сожалению, не смогу быть там. Если кто-нибудь, кто прочтет это на форуме, будет, откликнитесь, пожалуйста!
Почему Вы уверены, что "такого сочинения у Свиридова нет и быть не может" ? А если нет и не могло быть, то кто это "подготовил"? Кто-то из питерских композиторов?
Если так, то данное выступление - на самом деле одна из манипуляций с наследием Свиридова. Разумеется, не без помощи А.С.Б. и точно по его инициативе.
Интересно, как это стало возможно с юридической точки зрения. Или это идет вопреки закону? Имел ли юридическое право АС (или Гергиев) устраивать такого рода премьеру в то время, когда «Петербург» в авторском варианте еще не издан?
2) Насколько я знаю, идет спор между наследниками Свиридова, вернее, наследниками его сестры, ТВ. Между двумя ее сыновьями, которые очень разные по характеру и по принципиальным позициям, которые фактически сейчас не общаются (в том числе из-за «Дневников»). Младший сын ТВ - исключительно приличный человек, но наивный. Если я не ошибаюсь, сестра ГВ завещала все, включая рукописи, квартиру и авторские права, младшему сыну, с А.С. у нее были серьезные конфликты. Она еще при жизни (почти за год до смерти) лишила АС доверенности представлять ее интересы, в том числе по авторским правам, поэтому Вы ошибаетесь, говоря, что АС был единоличным хозяином архива. Мать как раз лишила его такого хозяйствования, насколько мне известно от нее самой, она даже забрала у АС ключ от московской квартиры, в последний год он туда не входил, поэтому АС удачно блефовал.
После смерти матери АС покупает себе инвалидность, это в наши дни доступно, а затем инициирует судебный процесс о признании завещания недействительным, настаивая на тяжелом психическом заболевании матери. Суд между наследниками – это суд между АС и завещанием матери. Сколько времени будет идти судебный процесс, столько АС будет проплачивать этапы.
3) Теперь о «Дневниках». Как Вы думаете, если Свиридов действительно резко написал о многих своих близких друзьях и сподвижниках, людей, которых он любил и уважал, были ли в «Дневниках» еще более резкие слова о самом АСБ? Я уверен, что да, и было за что, но об этом уже никто не узнает. На суде брат АС поставил вопрос об изъятии у АС «Дневников», на что тот ответил, что он не знает, куда они делись. (Я читал протокол суд. заседания). «Дневники» просто украдены АС, и этим никто заниматься не будет.
- Регистрация
- 10.09.2005
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 67
- Сообщений
- 637
- Записей в дневнике
- 7
Re: "Петербург" Георгия Свиридова
Я не знал этих подробностей, коллега! Но, похоже, Вы правы, я помню какая-то ситуация была с сестрой ЮВ, ТВ.
Не совсем понятно, почему не удается решить это в суде. Все это на самом деле тяжело и грустно...
А сочинения такого нет, так я знал о всех замыслах Свиридова последние 10 лет его жизни. Кроме того, есть один нюанс известный только узкому кругу лиц, я его упоминал на форуме.
Название "Петербург" было предложено Свиридову в 1995 г. мной, и было довольно длительное обсуждение. В конце концов ему понравилось, что я сослался на роман А.Белого и название это было принято и авторизовано. Так что кантаты "Петербург" быть просто физически не может, так как вокальная поэма "Петербург" было предпоследним сочинением композитора. Потом последовали "Песнопения и молитвы".
Михаил Аркадьев
Wo aber Gefahr ist, wachst das Rettende auch (F. Hoelderlin)
Где опасность, там и спасение (Фр. Гёльдерлин)
- Регистрация
- 16.05.2005
- Сообщений
- 85
Re: "Петербург" Георгия Свиридова
Спасибо, коллега, за быстрый ответ. Вы убедили, что такой кантаты не могло быть чисто физически среди неразобранных нот. Очевидно, юридически все возможно, если кто-нибудь не поможет его брату остановить этот беспредел.К сожалению, АС на правах племянника присвоил себе право распоряжаться музыкой ГВ, организуя странные премьеры. Я не удивлюсь, если на программке будет фамилия АС с указанием на его Национальный Свиридовский Фонд. Кстати, этот Фонд – отдельная песня.
Бедный Свиридов. Что касается суда, то Вы, читая газеты, живя в нашей стране, отдаете себе отчет, что она по коррупции занимает одно из первых мест в мире, обгоняя Кавказ и Украину. Потому суд идет так долго. Я встречался с братом АС, Василием, искал встречи специально, чтобы убедить его пойти компромисс, и по его словам, он несколько раз пытался «договориться», но АС не приемлет никаких компромиссов, кроме уничтожения завещания матери. Это не Гоголь про «То, как Иван Иванович поссорился …», это, дружище, много хуже, это Фрейд или Достоевский с его «Братьями». Я пытался говорить с АС на эту же тему, не трепать всуе имя ГВ, но не нашел понимания: посторонних попросили «не вмешиваться». На суде все было бы очень быстро, если бы честно. АС, помимо денег, подключил общественное мнение. Действительно, его в Москве и в Питере все знают, он известный деятель культуры и он один-единственный печется о наследии Свиридова. «Дневниками» он оттолкнул всех, кто мог бы также заявить, что ему также не все равно. Он везде говорит, что он судится за то, чтобы «это наследие принадлежало русскому народу», что этого хотел сам Свиридов. (Очевидно, под народом он подразумевает себя и жену, но это детали). С этими речами он посетил приемную Патриарха, приемную Путина и еще бог знает кого.
Я, будучи в Петербурге, не смог убедить Василия действовать комплексно: как теперь говорят, «находить выход на суд». Он это все отметает, передав все адвокату, на суд не ходит вообще. Наивный и странный человек: «за правду не нужно платить, платят за ложь».
- Регистрация
- 10.09.2005
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 67
- Сообщений
- 637
- Записей в дневнике
- 7
Re: "Петербург" Георгия Свиридова
Да, за правду не нужно платить, коллега, эт точно, за нее расплачиваются. На то она и правда. Я был бы готов подключиться, если нужно. Но если Василий Сергеевич пассивен, что тут можно сделать? Давайте думать. Есть еще Вл. Рубин и Вл. Федосеев. Они, полагаю, знают ситуацию и могли бы как-то помочь...не знаю....
Михаил Аркадьев
Wo aber Gefahr ist, wachst das Rettende auch (F. Hoelderlin)
Где опасность, там и спасение (Фр. Гёльдерлин)
- Регистрация
- 16.05.2005
- Сообщений
- 85
Re: "Петербург" Георгия Свиридова
Уважаемый Михаил Александрович, я был в Финляндии, не мог приходить на форум. Я попытаюсь в ближайшие дни связаться с Василием Сергеевичем, который пока не знает ничего об этом форуме и о соответствующих дискуссиях. Я плохо владею компьютером (старик) и не умею посылать личные сообщения, постараюсь освоить. Спасибо!
- Регистрация
- 10.09.2005
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 67
- Сообщений
- 637
- Записей в дневнике
- 7
Re: "Петербург" Георгия Свиридова
Буду ждать! Спасибо Вам большое!Сообщение от bassa
Ваш М.А.
Михаил Аркадьев
Wo aber Gefahr ist, wachst das Rettende auch (F. Hoelderlin)
Где опасность, там и спасение (Фр. Гёльдерлин)
- Регистрация
- 10.09.2005
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 67
- Сообщений
- 637
- Записей в дневнике
- 7
Композитор и трансценденция. К 90-летию Г.Свиридова
М.АРКАДЬЕВ
Композитор и трансценденция
К музыке Георгия Свиридова
Речь пойдет о тайне творчества. О той тайне, которая связывает всех подлинных художников внутренней нитью,осознается это ими, или нет. Но сама эта тайна - только та неуловимая пронзительность бытия, которая не может быть расколдована и, при всей ее близости существу человека, всегда бесконечно далека и невыразима.
О Свиридове писали много. Даже уже само это последнее утверждение - тривиально. Тут все ясно - один из бесспорных классиков "советской" музыки, обласканный в свое время и власть придержащими, и публикой, и средствами массовой информации, автор любимой в народе "Метели" и знаменитой "революцьонной" "Патетической оратории" на слова Маяковского. Для музыкантов, получавших образование начиная с конца 60-х и до наших дней - просто хрестоматийный композитор, изучаемый в курсах истории музыки. Для западной прессы, не особенно, впрочем, осведомленной - композитор советского истэблишмента, чуть ли не образец соцреализма, традиционализма и конформизма, противостоявший волне музыкальных поисков 70-х - 80-х годов. Сейчас - опять официальный интерес в связи с девяностолетним юбилеем и пр.
Все это нужно отбросить . Для людей, для которых тайна искусства, не есть "отражение", позитивное или негативное,так называемой "действительности", и не есть выражение той или иной идеологической или политической "позиции", для тех, кто ощущает неизмеримую удаленность подлинного творения от поверхности человеческой суеты, для них - музыка Свиридова полна откровения, света и невнешней, но необоримой и сияющей красоты. Его творчество говорит о том, о чем непостижимым образом и недекларативно говорит любое подлинное творение искусства - о последних вещах человеческой экзистенции - Смерти и трагической ясности одиночества. Свет, которым пронизана музыка Свиридова - трагичен, как трагична хрупкость и надломленность любого шедевра.
Отнесенность Свиридова к традиции "исконно русского",позволяющая спекулировать всем подряд и с любой стороны, его славянизмами - есть именно отнесенность - то есть относительность. Его абсолютность принадлежит не традиции, и не прошлому, как впрочем и не примитивно понятому будущему - она, эта абсолютность - свободна и полетна. То что я сейчас говорю о музыке Свиридова - не просто дифирамб, а попытка выразить в слове то, что составляет незримое и хрупкое ядро любого настоящего творчества - его глубинную свободу от внешних или внутренних границ, его обращенность к трансценденции.
Мы встретились со Свиридовым в 1986 году,когда я уже был обожжен его музыкой, встретились, для того чтобы сразу заговорить о самом главном - о сокровенных смыслах звука и слова. Речь шла о его поэме-мистерии для голоса и фортепиано "Отчалившая Русь" на слова Сергея Есенина . Что касается Есенина, то его внутренняя поэтическая судьба так же перпендикулярна к любой идеологизации, как и судьба Свиридова. Сквозь раннюю есенинскую мистику христианско-языческой Руси светится одиночество и экзистенциалная свобода.
Со Свиридовым мы говорили тогда о трагическом и вечном мифе русского сознания - мифе о невидимой и потерянной России, мифе о граде Китеже. Оказалось, что не просто образ "отчалившей Руси" есть, конечно же, образ Китежа и Небесного Иерусалима, но и вся композиция музыкальной поэмы Свиридова построена аналогично мистериальной композиции великой оперы Римского-Корсакова. Мотивы мистические, мотивы безумия, предательства, апокалипсиса, мотивы вознесения и трагическое пламя гибели-спасения - вот то что объединяет эти два шедевра мировой, подчеркиваю - мировой музыки. Следы этой же концепции мы ощущаем в гимнах и в звонах финала "Картинок с выставки" Мусоргского, а в творчестве Свиридова - в финале "Поэмы памяти Сергея Есенина", где, как и в "Отчалившей Руси", мы слышим колокола погибающего космоса. Важно почувствовать самое главное в музыке Свиридова - чистую и бесстрашную мистику света, это, как мне кажется, является ключем к многим его сочинениям, в том числе к таким шедеврам как "Маленький триптих" для оркестра.
Так получилось, что через несколько лет после этой встречи артистическая судьба свела меня в 1990 г. с Дмитрием Хворостовским . Мы сразу задумали работу над "Отчалившей Русью". Первый концерт состоялся в Лос -Анжделесе в 1994 году- это был рискованный шаг, так как на концерт пришли две с половиной тысячи американцев-любителей итальянской оперы. Сложнейший вокальный цикл Свиридова был для них и труден, и незнаком, как впрочем и поэзия Есенина. Нам повезло - в программках был напечатан хороший перевод стихов, и, после триумфа, который для нас был радостным и неожиданным, в разговоре с музыкантами мы поняли что произошло. Музыка Свиридова и стихи Есенина были восприняты не как российская экзотика, а как разговор о
судьбах мира. Именно тогда стало понятно, что Свиридов, как любой высокий художник - интернационален и дерзок в этом своем переступании границ - границ языка, традиции и почвы. После этого - несколько лет постоянной сценической радости - во всем мире звучание этой музыки вызывет глубокую и сильную реакцию слушателей. В течении посвященного "Отчалившей Руси" американского тура публика в таких залах как Дэвис симфони-холл в Сан-Франциско, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Карнеги-холл в Нью-Йорке вставала сразу после последнего аккорда этого поразительного сочинения, где соединены открытость и глубина, простота и изощренность, тонкость и грандиозный масштаб.
Интересна была и репетиционная работа над "Отчалившей Русью". Перед нами стояла сложная задача - ведь цикл написан для высокого голоса. Но изменение тональностей для баритона в чем то изменяла также и авторскую концепцию внутренних связей в поэме. Пришлось искать некоторые новые концепционные решения, несколько по новому решать задачу формы и проблему эмоционального потока. Удивительна здесь была открытость Свиридова к изменениям и к некоторым нашим весьма энергичным исполнительским "вольностям". Это тем более удивительно, что вообще-то Свиридов славится своей
придирчивостью. Но наши поиски, поддержанные автором, строились, как нам кажется, на самом ценном - на основании свободы и стремления к неуловимой точности искусства .
" храни живую точность- точность тайн".
/Б. Пастернак/
Потом Свиридов закончил новое и последнее сове вокальное сочинение - поэму на слова А.Блока "Петербург". Мировая премьера состоялась в одном из замечательных европейских залов - в Вигмор-холле, в Лондоне, в мае 1996. И опять свет и трагичность человеческого бытия становятся внутренними темами нового сочинения.
Глубоко значимый для Блока, одновременно реальный и мистический образ "Дамы", с ее бесконечно разнообразными и манящими обликами, символика белого цвета, тема петербургского одиночества, ужас катастрофы, тема богооставленности "черного города" и детской улыбки, непостижимым образом очерчивающей границу жизни и смерти - так мне слышится таинственный пульс этого произведения.
Звучание пронзительной струны свиридовского творчества, его/Свиридова/ самоотверженное несение внутренней чистоты (что кажется подчас просто невероятным и необъяснимым, если исходить из внешних "человеческих, слишком человеческих" его проявлений), неподражаемый артистизм, его постоянное взыскание совершенства - все это неизбежно ставит мастера в ряд высочайших и наиболее пронзительных художников мировой музыкальной культуры, что сейчас заметно и внятно еще немногим. Загадка его творчества коренится в свободе и в опыте творческой жертвенности, в самом парадоксе человеческого существования.
Что делает человека и художника свободным от всех ограничивающих его определений, вписывающих его в ту или иную общность, группу, идеологию? Это мужественность и стойкость в несении в себе самом, часто неосознаваемо, момента "просвета бытия", умение удерживаться, как на острие бритвы, в точке того, что вслед за Хайдеггером можно обозначить как "фундаментальный ужас" и "встречу с Ничто".
Только не надо думать что этот ужас и это Ничто связаны с темными сторонами человеческой сущности. Светлый ужас, хрупкая и одновременно непобедимая экстатичность, Ничто как несказанность и неуловимость Священного и парадокс формы, несущей на себе плазму творческого горения - вот коллизии подлинного творческого бытия. Феномен творчества- в его способности творить не из материала, не из звуков, красок, слов /это удел обыденного и прикладного искусства/, но как бы из той самой точки, откуда был сотворен Мир - из Ничто. Художник осуществляет опасный шаг - он богоподобен. Но это богоподобие ограничено как самой человечностью мастера, так и его ответственностью и смирением перед трансценденцией. Именно здесь. в точке встречи, он силен и абсолютно слаб одновременно. "Не я, но через меня" - вот внутренний парадоксальный опыт творческого сознания. И пронзительная, трагическая в своей силе и нежности, совершенная по воплощению лирика Георгия Свиридова открыта к миру и к человеку. Она с неизбежностью реальности будет радостно и благодарно воспринята всей мировой культурой как уникальный опыт чистоты и пламени, тайны смерти и тайны бессмертия.
Последний раз редактировалось arkdv; 15.12.2005 в 22:09.
Михаил Аркадьев
Wo aber Gefahr ist, wachst das Rettende auch (F. Hoelderlin)
Где опасность, там и спасение (Фр. Гёльдерлин)
Re: Композитор и трансценденция. К 90-летию Г.Свиридова
Заявка не реализована.Сообщение от arkdv
Неудивительно. Нисколько. Автор хочет, чтобы его читали, композитор - чтобы его исполняли. И готов, невзирая на "манифесты" (вспомним хотя бы жившего куда как в более благополучную для композиторов эпоху Р. Штрауса) - на любые компромиссы!Сообщение от arkdv
Кого ныне волнует пианистическое мастерство Свиридова? Это было, и это ушло. Неужели это важно в контексте вашего сообщения? Борис Тищенко, например - умопомрачительный пианист. А насчёт "пронзительной струны творчества" - Гаврилина послушать-поиграть не пробовали?Сообщение от arkdv
![]()
Всё относительно, друг мой. Всё.
Вам довелось "соприкоснуться, пообщаться", и т.д.
Что я могу сказать? Жаль, что с Локшиным вам не довелось пообщаться. Тот баянов ("наше, мол - "русское") не рвал.
Говорил понятиями Высшего. Без пафоса и тупизма вроде: "Есенин-баян-Высшее-водка-мы избранные-душа-гений".
Он просто писал музыку.
А в музыке нет национальностей, нет "плохих-хороших", нет "программности", нет "проникновений" или "открытий".
Музыка либо хороша, либо никакая.
"Народ" в "российской глубинке" скорее напоёт вам мотивчик полонеза Огиньского, нежели любую свиридовскую тему.
Ну, и кто глубже "проник" (или "выразил") наше всё такое, "русское"?
Вы знаете, что будет через сто лет?
Я - нет. Знаю, будут Бетховен, Малер, Шостакович... Иные.
А будут ли звучать сочинения русофила Свиридова или "интернационального" склейщика ноток Шнитке? - не знаю.
Давайте подождём лет сто-двести, а потом вернёмся к этому вопросу.
Если он будет актуален...![]()
Re: Композитор и трансценденция. К 90-летию Г.Свиридова
Ну...здесь я опоздал..
Могу ещё только добавить, что "хрестоматийность" этого композитора для молодых-начинающих действительно очевидна - меня , например, на музыке господина Свиридова учили, как ни в коем случае не надо писать музыку.
А время действительно всё покажет, хотя мне, например, в данном случае абсолютно неинтересно, что оно покажет...не нахожу я там ничего...ни душевного, ни светлого, ни тем более русского...кроме разве что таланта, зачем-то разменяного на благополучие...
А русское? Да я уж лучше пойду и послушаю запись русской свадьбы в деревне какой-нибудь Белгородской области...Вот где вам душа, свет и русский дух.
Похожие темы
-
Георгий Мирецкий
от boombon в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 19Последнее сообщение: 11.07.2024, 11:12 -
Георгий Виноградов
от Vyacheslav в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 38Последнее сообщение: 11.01.2012, 20:02 -
Георгий Гаранян......
от Ольга Гинзбург в разделе Светлая памятьОтветов: 9Последнее сообщение: 16.01.2010, 19:53 -
Валерий Гаврилин vs. Георгий Свиридов
от Olorulus в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 48Последнее сообщение: 11.01.2010, 10:10 -
Сборный концерт 8/06/2006 Георгий Свиридов в ММДМ
от putinomania в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 1Последнее сообщение: 03.06.2006, 16:09




Ответить с цитированием

Социальные закладки