-
10.08.2009, 18:26 #1
О книге Геннадия Когута "Микротоновая музыка"
Узнал об этом издании на русском языке в библиографическом списке Фонда Гюйгенса-Фоккера.
Себе смог добыть эту книгу только в кабинете главного редактора издательства "Наукова думка" в Киеве.
Милая и гостеприимная хозяйка кабинета подарила мне один из собственных экземпляров.
Рассказала об Авторе и технологических сложностях издания.
О рассылке части этого минимального тиража во все важнейшие пункты музыкальной жизни постсоветского пространства.
Посетовала на полное отсутствие отзывов.
Обнаружил один англоязычный отзыв в Сети.
Re: О книге Геннадия Когута "Микротоновая музыка"
Алла Яковлевна Бельдий ещё сообщила мне о проблемах здоровья Геннадия Александровича, но я рискнул ему послать эл.почту.
К счастью он смог мне ответить, и я узнал следующее (речь о советском и постсоветском пространстве, разумеется):И ещё он мне написал:Вы назвали меня основателем движения к микротоновой музыке - это не так. Я учился у А.Оголевца, был его единственным учеником (1966 - 1967 г.г.). Он помогал мне в познании этой области музыки, в осознании ее особенностей и т.д., я играл на музыкальных инструментах, созданных А.О. Кроме этого, позже, мне пришлось ознакомиться с работами многих теоретиков и композиторов, предлагавших различные строи. Одновременно с этим пришлось самому создавать электромузыкальные инструменты и специальные измерительные приборы для проверки и исследования свойств музыкального (звуковысотного) слуха. Поэтому мое "становление" растянулось на 45 лет. Продолжается оно и сейчас (по мере возможности). Безусловно, в Украине я длительное время был один, а за мои контакты с А.Оголевцом на меня иногда довольно косо поглядывали некоторые музыканты. Но теперь композиторы начинают писать микротоновую музыку, а теоретики - объяснять ее особенности, так что все пришло в движение - и это радует.Вы правы в той части письма, когда говорите о незначительном числе музыкантов, интересующихся микротоновой музыкой и новыми микротоновыми структурами. Это действительно так, и это печально, потому что через несколько лет (а, возможно, и десятилетий), когда "дойдет", все бросятся снова "догонять и перегонять Америку". Но это - не техника, здесь быстро догнать невозможно.
В той же Америке подобные процессы проходят довольно медленно, но - успешно. Одни фестивали микротоновой музыки и интернет-проекты заставляют многих "шевелить мозгами" очень быстро, и быстро учиться этому мышлению.
Однако, скоро в этой области будет настоящий "бум", потому что уже начинается серийное производство микротоновых инструментов.
Последний раз редактировалось commator; 25.08.2009 в 09:15.
Последний раз редактировалось commator; 18.02.2010 в 12:11.
- Регистрация
- 28.05.2006
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 224
Уважаемый Михаил,
большое спасибо за сообщение; меня крайне интересует тот раздел книги, где рассматриваются микротоновые структуры в современных музыкальных композициях.
Заранее огромное спасибо,
Мария
Постоянство характера полнее всего выражается подчас в самой непоследовательности поведения.Э.Базен
Re: О книге Геннадия Когута "Микротоновая музыка"
Добавлен раздел о проблемах нотной фиксации микроинтервалов. Начало раздела с разворота "Pages 94, 95":
Re: О книге Геннадия Когута "Микротоновая музыка"
Когут, Г. А. .— Киев: Наукова думка, 2005 (на русском языке), сс. 19-20
< ...
1) микроинтервалы (микротоны) – это интервалы менее 90 центов в диатонических структурах и менее 100 центов в остальных структурах. Существуют и другие определения микроинтервалов. Так, Ivor Darreg предлагает все структуры, отличаюшиеся по своему составу от 12-ступенной темперации, называть микротоновыми. Поскольку к таким структурам он относит и 5-, … 11-ступенные темперации, состоящие из интервалов, превы-
Конец стр. 19
шающих величину диатонических или темперированных полутонов, то для всей совокупности шкал, отличающихся от 12-ступенной темперации, он предлагает и иное, единое название – ”xengarmonica”.
Чтобы не смешивать все известные структуры в одну группу, логичным стало бы введение ещё одного термина ”макротон” и производного от него – ”макротоновая музыка”, если речь идёт об использовании структур с интервалами, превышающими 100 центов 12-ступенного темперированного строя, например структура, образованная шагами по 137 центов.
Многие энциклопедии используют для определения этого термина высказывание Ч. Айвза, считавшего микроинтервалом любой интервал менее 100 центов. Но в этом случае в разряд микротоновых структур попадает подавляющее большинство диатонических ладов, поскольку эти лады содержат диатонические полутоны величиной в 90 центов (соответственно, к микротоновой музыке мы вынуждены были бы относить всю музыку, базирующуюся на использовании диатонических ладов);
2) к области микротоновой музыки относятся музыкальные произведения, в которых использование (эпизодическое или на протяжении всей композиции) микротоновых соотношений (микроинтервалов) является основным средством музыкальной выразительности, а не случайным, обусловленным, например незначительной неточностью интонирования при звуковоспроизведении. < … > если микроинтервальные соотношения входят в состав диатонической ладовой структуры (то есть становятся основным средством музыкальной выразительности), то такие лады следует считать микротоновыми, например многие распространённые лады арабской музыки.
... >
Re: О книге Геннадия Когута "Микротоновая музыка"
Вы бы сделали нормальные сканы да выложили одним архивом в PDFе где-нибудь на файлообменнике, вместо того чтобы перебивать из книги цитаты по Вашему вкусу. Помогли бы реально и распространению книги, и тому, чтобы люди, которым это малотиражное издание недоступно, могли бы изучать его в контексте.
PS. Кстати, такая же просьба по Тюлину -- выложить нормальный PDF сплошного текста, всех страниц подряд без пропусков. Сделайте.
...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
Re: О книге Геннадия Когута "Микротоновая музыка"
Мне Тюлина подарил человек, который и сам мог бы разместить PDF на Сети, но он этого не делает. О дарении мне книги Когута я написал в начале. Не чувствую за собой права её размножения целиком. Да и , меня тяготит. Сделал это по просьбе людей, в отличие от Вас, чрезвычайно вежливых.
Последний раз редактировалось commator; 06.05.2012 в 13:27.
Похожие темы
-
// Владимир Раннев о книге Ольги Манулкиной "От Айвза до Адамса: Американская музыка ХХ века"
от femmina в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 1Последнее сообщение: 27.11.2010, 04:53 -
микротоновая музыка
от Oliarela в разделе Современная музыкаОтветов: 20Последнее сообщение: 13.03.2010, 14:23 -
Вокал 30 января премьера "Поклон пению" на стихи Геннадия Айги
от moriselena в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 13.01.2010, 11:37 -
"Музыка в школе", "Искусство и образование", "Музыка и электроника": новые номера
от yoo в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 0Последнее сообщение: 24.10.2007, 15:10 -
Ищу Геннадия Вавилова "Концерт №1" ф.-п. партию!!!
от drmorgue в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса ТаракановаОтветов: 8Последнее сообщение: 28.02.2007, 15:30





Ответить с цитированием


Социальные закладки