МЕТНЕР – ФЕСТИВАЛЬ 14-16 февраля 2006 Концертный зал РАМ им.Гнесиных
14 февраля
2 Пьесы для 2-х ф-но 2 Сказки соч.20 3 Пьесы соч.31 Сказки и др. пьесы из соч.35,54,14,9
Фортепианный квинтет
Исполнители: Владимир Тропп (ф-но) Хэмиш Милн (ф-но), Англия Илья Ткаченко (скрипка), Елена Михайловская (скрипка), Александра Францева (альт) Владимир Нор (виолончель).
----------------------------------------------------------------------------------------- 15 февраля
Исполнители: Борис Березовский (ф-но) Екатерина Державина (ф-но) Яна Иванилова (сопрано) ------------------------------------------------------------------------------------------ 16 февраля
Исполнители: Борис Березовский (ф-но) Хэмиш Милн (ф-но), Англия Михаил Мурач (ф-но), Голландия Майкл Гуттман (скрипка), Бельгия
Телефон кассы, к-рая работает с 16.00 до 19.00 и начнёт продавать билеты за 2 недели до фестиваля: 290-2422 Информация по телефонам: 291-3078, 291-2303.
Русский музыкант с немецкой кровью Николай Карлович Метнер родился в Москве, эмигрировал в 1921 году в Германию, попробовал Америку, не смог осесть, как все, в Париже и закончил свою жизнь (ближе к ее финалу перейдя из протестантизма в православие) в довольно неожиданном Лондоне в 1951 году. Ни при жизни, ни после смерти он не имел шумной славы. Хотя случались, конечно, исключения вроде триумфального визита в качестве композитора и пианиста в Советскую Россию в 1927-м — в том же году это случилось и с Прокофьевым. Но только через несколько лет Прокофьев приехал в СССР на должность «первого композитора», а Метнеру больше уже не дали въездной советской визы. Метнер никогда не метил в первые, его музыка ничего не ниспровергала и ни в какие заоблачные дали не звала. Тем не менее тихая секта метнерианцев, подсевших на сосредоточенное и неброское движение его музыкальной мысли, существовала всегда. В нее входили: Рахманинов, называвший Метнера гением и бесконечно помогавший ему деньгами и советами, одна из главных певиц ХХ столетия — Элизабет Шварцкопф, с которой композитор успел в конце жизни поработать в качестве аккомпаниатора, и даже некий индийский магараджа, на деньги которого были записаны три метнеровских альбома в авторском исполнении.
Трехдневный «Метнер-фестиваль», впервые проходящий на родине композитора и довольно полно представляющий его камерную музыку, соберет современных членов этой секты. Наиболее заметными фигурами среди них являются англичанин Хэмиш Милн, записавший все фортепианные сочинения композитора, и не требующий особого представления Борис Березовский. Гнесинский зал, находящийся на околице концертной московской жизни, — странная, но если вдуматься, очень подходящая площадка для такого мероприятия. Метнерианство всегда было одним из тайных верований Гнесинского института, противопоставлявшегося, таким образом, консерваторскому мейнстриму. Березовский считает, что только здесь Метнеру и место, а в Консерватории пусть сначала эту фамилию выучат
Первые впечатления: вот такой только и может быть Метнер-фестиваль. Группка энтузиастов-метнерианцев. Одни с восторгом и любовью играют. Другие - слушают. И как хорошо, что нет людей случайных, что не хлопают между пьесами, что не звонят мобильники. Все пришли слушать музыку - именно не исполнителей слушать, а музыку. Не потусоваться, не "засветиться на мероприятии"! И как хорошо, что музыка у Метнера такая суровая, не открывается кому попало. И одновременно такая наивная и восторженная. И тот, кто сам в себе эту наивность и восторженность носит - тот поймет, почувствует. И пусть было в зале 2/3 мест пустые - не важно. Не аншлагами музыка сильна. Известно ведь, как "делается" публика на концертах, как "раскручиваются" музыкальные события. А Метнер и сам этого не любил, и было бы странно, если бы он в разряд "раскрученных" попал.
Что касается непосредственно исполнения, то даже трудно говорить. Как-то не понял даже. Есть одно общее ощущение чего-то светлого, настоящего, праздничного, чистого. Подлинная правда в музыке слышалась. Может быть, если уж о частностях говорить, то игра В.М.Троппа показалась, пожалуй, более тонкой и проникновенной, чем у Х.Милна, хотя у последнего все более точно и выверенно. Может быть исполнению квинтета не хватило ясности в распределении звуковых приоритетов - все артисты в равной мере увлеченно играли, не всегда уходя на второй или даже третий план (когда это было бы желательно) Но право не хочется вдаваться в подробности и заниматься критикой. Невозможно анализировать и раскладывать по полочкам, когда просто любишь эту музыку всей душой и когда слышишь, как ее с любовью исполняют другие
А впереди еще два дня такого праздника!!! Ура!
Последний раз редактировалось Muehlbach; 16.02.2006 в 01:19.
Если бывают музыкальные потрясения, то это сегодняшний концерт. Право, давно ничего подобного не слышал и не испытывал такого наслаждения от музыки! Певица Яна Иванилова - это нечто непостижимое. Какая-то "реинкарнация" Кошиц, Олениной д'Альгейм и проч. Голос довольно небольшой, но такая невероятная тонкость, благородство, красота, легкость и чистота тона и при этом трогательно поет до слез. В зале, наверное, почти одни музыканты - народ "тёртый". А многие "шмыгали носом". И ваш покорный слуга тоже...
Поздравляя после концерта исполнительницу, один почтенный музыкант сказал, что Николай Карлович был бы рад с ней поиграть. Он тысячу раз прав! Какое счастье, что сейчас так поют. Что искусство это не умерло, хотя и "ушло в подполье" (ведь следующий камерный концерт певицы состоится в "театре Камбуровой" - Моцарт и Шуман). Хочется спросить: а почему не в Малом зале консерватории? Или на худой конец, в большом зале Гнесинки? Где лидерабенды? Где толпы поклонников? Где передачи на радио и по телевидению? Где всенародная любовь и слава? Нет, всем разъяснили, что у нас есть только две певицы: Нетребко и Гулегина, ну и пожалуй еще одна - престарелая любительница оперетты и джаза... Все и согласились...
Сольно-фортепианная часть программы как-то потускнела рядом с вокальной. Хотя, конечно, Березовский был на высоте. Мне даже показалось, что в Гнесинском зале - скромном, менее гулком и объемном, чем Большой консерваторский - он слушался лучше, как-то адекватнее раскрывался. Или Метнер - композитор камерный и в нем нет той броскости, которая необходима для тысячных залов. Во всяком случае, недавние концерты Березовского в БЗК мне казались менее впечатляющими, чем его сегодняшнее выступление в Гнесинке с Трагической сонатой. Тут все в музыке развивалось с какой-то природной естественностью. Все цезуры, кульминации были на месте, в точности там, куда ведет музыка. Соната поэтому производила ощущение короткой и не слишком сложной - вот он "высший исполнительский пилотаж"! Е.Державина более всего впечатлила в ансамблевой части программы - в сюите-вокализе и романсах с Иваниловой. Было тут настоящее "звуковое колдовство" и замечательная "растворенность" в музыке и в партнере по ансамблю.
В общем сегодня стало понятно, что сидя в концертном зале можно испытать счастье! Так редко музыкальная жизнь дает нам повод утвердиться в такой мысли...
PS. Господа-метнерианцы, кто нибудь из вас был на концертах фестиваля?
bil,Muelbach,bil!krrasota!znaete li ,ja kak raz mesiaca 2 nazad reshil viuchit Tragicheskuju sonatu.i chto zhe vi dumaete,Berezovskij ee i sigral!kak ja ponial,on izmenil zaranee oznachennuju programmu,tam stojala sonata e-moll,Nochnoj (dozor...veter.no prozvuchala Tragicheskaja.takoj vot lichnij moj siurpriz.osobenno menia porazilo,chto publika inogda ne hlopala mezhdu pesniami - kak bi doslushivaja nastroenie,ne smeja verolomno v sapogah vtorgatsia shumom ladonej v tonkij mir,kotorij povisal v vozduhe mezhdu proizvedenijami.istinnoe iskusstvo,istinnoe,sovsem bez bravuri ili pafosa.po-moemu,nikto dazhe pretencioznih "bravo"ne viplevival v zal.i pianisti igrali sderzhanno,ne rastekajas v tembrah ili kolorite.
Po mne,Tragicheskaja sonata - eto dlia teh,kto ochen liubit 1 i2 koncerti,no ne mozhet ih sigrat.tam mesta est ochen pohozhie po stroeniju i na 1,i na 2.za eto ja ee liubliu eshe bolshe.udachi vam,Muelbach.prijatno vstretit edinomishlennika!
Прошел третий день фестиваля. Увы, не мог присутствовать на концерте с самого начала. Попал только на второе отделение, начиная с "Сонаты-воспоминания" в исполнении М.Мурача. Сегодняшний вечер после вчерашних потрясений воспринимался более спокойно. И это справедливо: нельзя все время возносить публику в рай . Произойдет "девальвация" самого этого рая, и перестанешь его ценить как следует... Во всяком случае сегодня вполне можно трезво рассуждать о впечатлениях и их анализировать.
Соната, как известно, весьма заиграна: это, пожалуй единственное произведение Метнера, которое постоянно звучит и в учебных заведениях и на концертах. Но тут она прозвучала довольно необычно - очень "выпукло", выразительно и доходчиво. Даже, быть может, чересчур ясно. Все словно освещено белым "хирургическим" светом: видно (точнее слышно) до мельчайших подробностей, ничто не ускользает от внимания исполнителя и преподносится слушателю. Тут уж скорее не "воспоминание", а самая реальная реальность. Но воспринимается такая трактовка с большим интересом, приковывает к себе внимание.
Дуэт Березовский-Мурач с "Русским хороводом" очень впечатлил единством. Почти не было столь частого при игре на двух фортепиано несовпадения.
3-я соната для скрипки разочаровала. Ощущение затянутости, какой-то "бестолковости" самой музыки. Едва ли Метнер в этом виноват. Таким он нередко становится по вине исполнителей. В данном случае вину приходится возложить на скрипача Майкла Гуттмана. Трудности в этой сонате просто непомерные (понятно, что ее и не играют). Но закрадывается предположение, что произведение не вполне скрипачом додумано и доучено. И Березовский тут не спасал положение, потому что партии в целом равнозначные. Но, конечно, спасибо артистам, что такое редкое произведение вообще прозвучало! Сыграть его - настоящий подвиг...
Вот такие впечатления от концертов фестиваля... Любопытно, что к третьему концерту публика заполнила зал на 3/4. Глядишь, если побольше играть Метнера, то и слушать начнут... Это вселяет надежду...
Дорогой Meulbach, спасибо Вам огромное за отчёты....
Побольше бы таких фестивалей.
Интересно Ваше мнение по поводу Hamish Milne, известного британского специалиста по Метнеру и вообще русской фортепианной литературе. В своё время его манера исполнения (по записям) казалясь мне крайне сухой с своеобразным отрывистым звуком, что не нашло у меня лично положительного отклика.
А Соната-Трагика как подобие концертов - интересная мысль.
Интересно Ваше мнение по поводу Hamish Milne, известного британского специалиста по Метнеру и вообще русской фортепианной литературе. В своё время его манера исполнения (по записям) казалясь мне крайне сухой с своеобразным отрывистым звуком, что не нашло у меня лично положительного отклика.
По-моему, его игра и сейчас такой остается - сухой и очень рассудочной, хотя, слышно, конечно, что профессионал он очень крепкий.
Привод определяет производительность, точность, ресурс станка. От правильного выбора зависит качество деталей, стабильность работы, экономичность всего процесса. Ошибка в подборе приведет к простоям,...
В современном мире, где технологии занимают важное место в нашей повседневной жизни, подарок в виде подарочной карты Apple становится отличным решением для тех, кто ценит качество, инновации и...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
20.11.2025, 10:53
Яндекс Музыка давно стала одним из самых удобных музыкальных сервисов в России. Она сочетает богатую библиотеку треков, умные рекомендации и дополнительные возможности, которые делают прослушивание...
Социальные закладки