-
27.11.2023, 23:31 #221
Re: Что случилось в Байройте ?
Посмотрим, кто из дирижёров выступал на Байройтском фестивале – 2023 (что было обещано мною выше). Ну, во-первых, в этом году среди них были уже две тётки (в прошлом – только одна) – это “национальный кадр” из страны 404 Оксана Лынив, и ещё появилась Натали Штуцман, ранее так же не имевшая никакого отношения к вагнеровскому репертуару. С ожидаемыми результатами. Я уже объяснял выше, почему я считаю, что дирижирование – это не женская профессия, не буду повторяться.
Но ещё печальнее то, что уровень выступавших дирижёров-мужчин оказался ничуть не выше.
До недавнего времени никто вообще не знал, кто такие Маркус Пошнер и Пьетари Инкинен (равно как и Корнелиус Майстер, дирижировавший “Кольцом” в прошлом году). Собственно, до того момента (тех моментов), как они были приглашены на Байройтский фестиваль. “Интриги, батенька, интриги…” (из известного анекдота про общественный туалет). Ну, просто у ребят были хорошие связи, ясен пень. 
В этом году вот ещё Херас-Касадо удостоился. Несколько лет назад я видел “Летучего голландца” в Мадридском театре Реал под его управлением (в записи, разумеется). Постановка была стандартно-режоперная, а вот что касается музыкального исполнения – оно не было ни хорошим, ни плохим, а было, коротко говоря, никаким. Один из тех многочисленных случаев, когда складывается впечатление, что опытный и высокопрофессиональный оркестр сам по себе играет партитуру, которую знает наизусть, а дирижёр при этом может махать что-то своё, это вообще не имеет никакого значения. Получается что-то унылое и маловыразительное, всё равно как если музыку играет компьютер. Я весьма скептически отношусь к исполнению музыки оркестрами без дирижёра (вроде известного “Персимфанса”, камерного оркестра “Орфей” и т.п.). Поэтому от его “Парсифаля” я, собственно, ничего другого и не ожидал. Ну что же, как поётся в известном мультфильме “Пиф-паф, ой-ой-ой!” – “Предчувствия его не обманули”.
А в следующем году всплывут два новых-старых персонажа – Филипп Иордан и Семён Бычков. Про этих, конечно, не скажу, что они не были никому известны, благо телеканалы mezzo гоняют их достаточно регулярно. От чего их музыкально-исполнительский уровень не становится выше, разумеется. На фоне всей этой унылой компании даже В.О. Гергиев выглядит подлинным титаном оперно-симфонического дирижирования.
Re: Что случилось в Байройте ?
Всё это просто до боли обидно, поскольку в своё время в Байройте дирижировали величайшие мастера всех времён и народов – Вильгельм Фуртвенглер, Карл Мук, Артуро Тосканини, Георг Шолти, Карл Бём, Ханс Кнаппертсбуш, Клеменс Краус, Джеймс Левайн…Помимо перечисленных, там выступало множество просто очень хороших дирижёров, как, к примеру, Вольфганг Заваллиш, Йозеф Кайльберт, Рудольф Кемпе, Ойген Йохум, Карлос Клайбер, Отмар Зуйтнер, Хорст Штайн…
(конечно, я упомянул только тех, кого сегодня можно услышать в записи).
В мае 2019-го мне довелось побывать в Байройте. У нас была индивидуальная экскурсия и, благодаря нашему гиду и любезности её хорошей знакомой – хранительницы музея Фестшпильхауса, мы смогли подробнейшим образом, не торопясь, обойти и исследовать всё здание театра. Побывали, разумеется, и в оркестровой яме. Там я поднялся на самый верхний уровень и приблизился к святая святых – дирижёрскому креслу. В голове даже мелькнула шальная мысль – а не присесть ли мне на него? Но, вспомнив о плеяде бессмертных имён великих людей, сидевших в этом кресле, я посчитал, что опуститься на него своей задницей будет натуральным кощунством.
И вот до чего фестиваль докатился сегодня. Просто слёзы наворачиваются на глаза.
Всё же, справедливости ради, следует отметить, что вплоть до прошлого года на Байройтском фестивале появлялись два выдающихся дирижёра – Кристиан Тилеманн и Андрис Нельсонс.Нельсонс 5 лет подряд (с 2010 по 2014 год) дирижировал “Лоэнгрином”, и потом ещё в 2021 – 2022 годах симфоническими концертами. Тилеманн с 2000 по 2022 годы продирижировал всеми 10 операми Вагнеровского канона, а также 9-й симфонией Бетховена. Оба завершили своё сотрудничество с фестивалем в прошлом году. Думается, что им, как большим музыкантам, претит принимать участие в непотребстве, происходящем сегодня на Байройтской сцене. Достало уже, вероятно. Поэтому полагаю, что больше мы их в Байройте не увидим (разве что только с концертами).
Re: Что случилось в Байройте ?
Говоря о постановках последних лет (в этом году была только одна новая постановка – “Парсифаль”), можно констатировать, что в большинстве случаев это была абсолютно стандартная режопера в современных декорациях и с действующими лицами, одетыми в современные костюмчики (вот это последнее, честно говоря, особенно бесит).Впрочем, в трёх случаях (включая премьеру этого года) постановщики попытались удивить публику каким-то своим, особо неадекватным идиотизмом, а ещё в одном – откровенной мерзостью и непотребством, переходящими в неприкрытое кощунство.
![]()
Re: Что случилось в Байройте ?
В 2021-м году была (отдельно от трёх других опер “Кольца”) представлена “Валькирия”, в качестве режиссёра выступил известный австрийский художник-акционанист Герман Нич, известный своими «живописными акциями», в результате коих получаются огромные, залитые потоками крови (на самом деле, конечно, клюквенного сока или чего-л. в том же роде) декорации, и просто «акциями», оргиастическими действами с участием множества обнаженных статистов, этаких живых холстов, обливаемых кровью жертвенных животных (ну ясень пень, куда без голых баб и мужиков-то?; никуда, разумеется).
Видеозапись этого спектакля не была опубликована (только аудиозапись под управлением того самого Пьетари Инкинена). Но некоторое количество фотографий в интернете всё-таки выложено. Из них можно сделать вывод, что представить на байройтской сцене голых мужиков и баб Ничу всё же не разрешили(это, наверное, ещё впереди
). Действующие лица одеты в какие-то белые костюмы, напоминающие о сумасшедшем доме – широкие брюки и нечто, похожее на смирительную рубашку (за исключением валькирий – они все одеты в чёрное). Ну, а декорации в его обычном стиле – на белом фоне всё залито потоками “крови”. Правда, есть некоторые вариации: иногда эти самые потоки окрашены не в красный цвет, а в какой-то жёлто-зелёный с коричневыми оттенками. Вероятно, таким образом знаменитый “художник” намекает на физиологические отправления.
![]()
Re: Что случилось в Байройте ?
Отметим, с чувством глубокого удовлетворения, что Господь Бог оценил творческие поползновения “художника” высшим баллом – менее чем через год после представления его хватил Кондратий.Конечно, все его идеи с потоками крови имеют абсолютно бредовый характер. Сам по себе вид крови вполне нейтрален – он совершенно не возбуждает, в отличие, скажем, от натуралистических съемок реальных убийств, которые действительно приковывают внимание – возбуждают и завораживают, от них трудно оторваться.
Причём это не обязательно убийства людей (такое видео непросто найти в свободном доступе) – в интернете выложено достаточно видеороликов, на которых снято, как режут свинью, и они, как это ни удивительно, производят не менее сильное впечатление.
А просто стена, залитая кровью, равно как и люди, облитые кровью с ног до головы – ну, это вообще ни о чём. Просто скучно и омерзительно. Вот чего пытался добиться от зрителей этот “маэстро”? Я, как это принято говорить, не въезжаю.
![]()
Re: Что случилось в Байройте ?
Ещё один перформанс с претензией на оригинальность случился в этом году – на этот раз отличился некий американский “уважаемый профессор” по имени Джей Шейб. Вот что пишет о его постановке журнал “Музыкальная жизнь”:
Режиссура премьеры сезона, оперы «Парсифаль», была поручена американцу Джею Шайбу, профессору уважаемого Массачусетского технологического института, известному в мировом театральном сообществе именно в качестве эксперта по техническому расширению театрального языка. Выглядело это так: усевшись на жесткое байройтское кресло, зритель обнаруживал в специальном кармашке толстенные очки. Надевший их видел помимо сардинной бочки театрального зала и отдаленной сцены плывущие как бы поверх реальности образы – звездное небо и переплетающиеся ветви терновника, мечи и копья, дюреровские руки, чаши святого причастия, расцветающие лилии и прочие образы из обширного и разносортного багажа вагнеровских символов. В сцене, где «юный глупец» Парсифаль подстреливает лебедя, над залом, примерно от королевской ложи, где традиционно восседала «королева в изгнании», экс-канцлер Ангела Меркель, в сторону сцены над залом пролетела, тяжело махая крыльями, целая стая виртуальных лебедей. А во время рассказа Гурнеманца перед глазами почему-то кружилась забавная, но назойливая виртуальная муха.
Вон оно что… А я-то, дурак, всё никак не мог взять в толк, зачем вообще нужны на живом спектакле эти самые 3D очки виртуальной реальности, которые обычно используются при просмотре фильмов на плоском экране для создания объёмного изображения.Ну, ясен пень – куда мне, убогому, до высоты полёта режиссёрской фантазии.
Оказывается, по его задумке, зритель, помимо унылой режоперы на сцене, должен в ходе представления видеть ещё какие-то какие-то наркоманские глюки перед глазами.
И то дело: там сегодня собирается такая публика, что запросто можно предположить, что многие из них “употребляют”.
Людям хочется знакомых ощущений, а являться под кайфом на представление байройтского фестиваля – это, всё-таки, некоторый моветон, могут придраться секьюрити.
![]()
Re: Что случилось в Байройте ?
Что же касается того, что происходило непосредственно на сцене – здесь всё было, в общем-то, как обычно. Вот посмотрите, например, на этих двух клоунов:
(приношу свои извинения, но у меня не получается вставить в сообщение картинку в виде изображения, поэтому здесь и далее все изображения будут в виде ссылок)
Это, если не догадались – Гурнеманц и Парсифаль в представлении Георга Цеппенфельда и Андреаса Шагера, соответственно (оба хорошие певцы, следует отметить). Ну, Цеппенфельд уже давно вжился в сценическое амплуа какого-то заторможенного олигофрена, или (как вариант) сильно перебравшего алкаша после большого бодуна (вспоминаем, например, его выход в роли короля Генриха в 1-м действии достопамятной нойенфельсовской постановки “Лоэнгрина”).То же самое, к слову, относится к Йонасу Кауфману. Но у того, по крайней мере, внешность вполне сценическая (по крайней мере, была до недавнего времени). А вот с такой мордой, как у Андреаса Шагера, я бы вообще постыдился выходить на сцену (в роли Парсифаля, во всяком случае; в роли, например, Миме – можно, конечно).
![]()
Re: Что случилось в Байройте ?
Вот это – Екатерина Губанова в роли Кундри. Тоже очень хорошая певица, кстати. А в сценическом образе – какая-то немолодая потасканная проститутка из борделя средней руки.Мне вот почему-то кажется, что загадочная инфернальная искусительница Кундри должна выглядеть несколько иначе
:
Re: Что случилось в Байройте ?
Ну и, наконец, вот это – собрание рыцарей Грааля:
No comments, как говорится.
Re: Что случилось в Байройте ?
Оговорюсь – сама по себе вышеупомянутая технология виртуальной реальности в театрально-постановочном деле может быть не только вредна (как в данном случае), но и полезна, если использовать её осторожно и ненавязчиво для создания/усиления волшебных и мистических образов как раз в классических постановках (и это в первую очередь относится именно к операм Вагнера). Но это – не про современный Байройт.
Похожие темы
-
Что случилось?..
от Юка+ в разделе БеседкаОтветов: 64Последнее сообщение: 15.08.2015, 11:29 -
Что случилось с intoclassics.net?
от Servusin в разделе БеседкаОтветов: 3Последнее сообщение: 16.10.2013, 00:43 -
Победители на Конкурсе им. Листа в Веймаре/Байройте: Марина Яхлакова, Сергей Соболев, Илья Кондратьев
от Ge.org в разделе С праздником!Ответов: 3Последнее сообщение: 11.11.2011, 11:46 -
В 2011 г. израильский симфонический оркестр выступит в Байройте на Международном фестивале оперной музыки
от femmina в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 05.10.2010, 20:24 -
Что случилось с НФОРом???
от zarastro в разделе Оркестровое делоОтветов: 2Последнее сообщение: 17.02.2006, 08:25




Ответить с цитированием

Помимо перечисленных, там выступало множество просто очень хороших дирижёров, как, к примеру, Вольфганг Заваллиш, Йозеф Кайльберт, Рудольф Кемпе, Ойген Йохум, Карлос Клайбер, Отмар Зуйтнер, Хорст Штайн…
(конечно, я упомянул только тех, кого сегодня можно услышать в записи).
Впрочем, в трёх случаях (включая премьеру этого года) постановщики попытались удивить публику каким-то своим, особо неадекватным идиотизмом, а ещё в одном – откровенной мерзостью и непотребством, переходящими в неприкрытое кощунство.
Причём это не обязательно убийства людей (такое видео непросто найти в свободном доступе) – в интернете выложено достаточно видеороликов, на которых снято, как режут свинью, и они, как это ни удивительно, производят не менее сильное впечатление. 
Социальные закладки