-
06.09.2006, 15:07 #181Постоянный участник
- Регистрация
- 07.04.2005
- Сообщений
- 578
Re: "Евгений Онегин" в Большом театре
Если хочешь путь пройти - убери себя с пути...
- Регистрация
- 08.06.2001
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 5,557
- Записей в дневнике
- 83
Re: "Евгений Онегин" в Большом театре
Борис Лифановский - основатель форума "Классика"
>> Стартовая страница для музыкантов | Новости академической музыки | Каталог музыкальных сайтов | Поиск для музыкантов
>> Байки администратора | Личный блог
- Регистрация
- 06.12.2005
- Сообщений
- 51
Вопрос к Борису.
Чем и кем определяется степень "евгенияонегинства" очередной версии "Евгения Онегина"?
Полтора критерия я нашла в тексте.
Один - вместо свечей используются электрические люстры.
Полкритерия: сценография второго (по Чернякову) действия прохожа на сценографию "Травиаты" (по Дзефирелли).
Какие еще критерии соответствия оригиналу (что считать за оригинал - Пушкина или братьев Чайковских?) - "панталоны, фрак, жилет"? Платья в стиле ампир или уже корсеты? Рукава буфф или обтягивающие? Кудри черные до плеч у Ленского и кок на голове у Онегина?
С какого момента, при какой атрибутике, при каком антураже, при каких сюжетных изменениях "Онегин" перестает быть "Онегиным" и становится "Страстями в деревне Тютькино с эпилогом"?
И небольшие заметки по тексту:
Ленский-шут. Возможно? И нужно ли?
Возможно: он поэт и хуже того - влюбленный поэт (по Чернякову - еще и влюбленный без взаимности в вертихвостку), а значит с точки зрения нормального общества (а это - нормальное общество и сидит за столом всю первую и шестую картину, и является главным свидетелем и судией в четвертой и пятой картине) он - чудак, ненормальный. Кстати, что оправдывается и сюжетом - из-за пустяковины (не зря вертушка-матушка вертушки-Ольги влепляет ему пощечину) Ленский (по Модесту Ильичу) провоцирует в доме, на празднике, прилюдно скандал, заканчивающийся дуэлью.
Нужно ли? Этот спектакль ИМХО, ИМХО, ИМХО (ведь каждый спектакль о чем-то) - об изгоях, о несовместимости страстных (открытых ли - как Ленский или Онегин последнего действия, закрытых ли - Татьяна 1 действия) натур с нормами общества, с "нормальным" обществом вообще. Ничто не должно выходить за рамки этикета, за свою "страту", за свое место за этим столом. Плюс любовь, страсть - аномалия. В школе нас учили, что ЕО - это роман о лишнем человеке. Черняков сделал оперу про трех "лишних" людей, каждого в свое время.
О муже Татьяны, посвященном в ее сердечную тайну.
Возможно ли петь ему "Опять Онегин на моем пути"?
Она пережила сильнешее потрясение, о котором может (по прошествии некоторого времени) рассказать и мужу. Как она обращается к нему (согласно Модесту Ильичу?): "Друг мой..." Очень вероятно, что это ее лучший, сердечный друг, хотя он любит ее "безмерно", а она ему лишь "отдана и будет век ему верна". Он в ней уверен и (по Чернякову, между прочим, трогательнейшим образом) оберегает ее от рецидивов этой несчастной любви. Бережет, ее бережет для нее самой и для себя. Скажете, так не бывает? Очень даже бывает. Точная ситуация одной моей подруги, разрешившаяся (именно из-за такого щадящего и мудрого поведения ее мужа) благополучно .
Нужно ли? Нужно. Онегин не просто отвергнут Татьяной, хранящей тайну, в их тайну посвящен даже муж, мера возмездия усугубляется, , надежды никакой не осталось, вполне в духе Модеста Ильича: "Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!"![]()
И последнее. Музыкальный и сценический образ этого спектакля для меня слитен. Возможно, именно для Вас он распался. Для меня распадение режиссерского прочтения и изначальной драматургической и музыкальной основы случалось с Черняковым не раз. Но не в "Онегине". Поставлен музыкально. На редкость музыкально для Чернякова. Стучанье чашек - очень важно именно на фоне того, что происходит между героями. Никакого интима быть не может. Их не оставляют ни на минуту. Они должны помнить, что они не одни.
И попутно обращение к Читателю.
Ваши выводы о спектакле, Вами не виденным, основываются на неполной индукции (Вы, видели, кажется, только "Аиду"?) и ложном предположении, что в "Онегине" такая же эстетика (как в "Аиде" Чернякова или "Чио-Чио-Сан" Уилсона). "Онегин" - не похож ни на то, ни на другое, это живой (а не мертво-кукольный как "Ч-Ч-с" Уилсона и не как политически-актуализированный как "Аида" Чернякова) драматический (не в том смысле, которое ему придает Боорис, а в смысле страстный) спектакль. Уж не знаю, как было бы то для Вашей жены, но для меня это был рыдательный спектакль, захватывающий, непредсказуемый, увиденный как в первый раз.
Между прочим, шестой из черняковской онтологии в моей биографии (счет в моей рейтинге у спектакля - 3/3, три спектакля я не приняла, три - "Похождение повесы", "Китеж" и "Онегин" - этапные в моей зрительской биографии).
Да, чуть не забыла еще.
По поводу неожиданно "сексуальной" Татьяны.![]()
Вот, интересно, почему же пушкинская Татьяна обиделась на "Я вас люблю любовью брата или может быть еще сильней?".
Видимо, не о братской любви она мечтала.
А если вспомнить (у Пушкина, у Модеста в либретто о не вошел, а если бы сейчас писалась опера "Евгений Онегин", то обязательно бы вошол) такой важный сюжетный эпизод, как "Сон Татьяны". "Мое!" - сказал Евгений! Сон-то случился с эротическим содержанием. И Ленский (во сне) был убит за то, что помешал соитию (опять-таки во сне) Онегина с Татьяной.
Последний раз редактировалось Лика; 06.09.2006 в 18:25.
Оффтоп.
На Новой сцене БТ я был на симфоническом концерте (и больше туда не хожу), подзвучки не было, но акустика там просто сама по себе неважная. Если бы только молчание...Нехорошо, что про любой концертный зал у нас обязательно и часто пишут, что "там прекрасная акустика", хотя на самом деле неплохой в Москве она бывает очень редко.
- Регистрация
- 08.06.2001
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 5,557
- Записей в дневнике
- 83
Re: "Евгений Онегин" в Большом театре
Уважаемая Лика.
Я, сколько помню, не писал о соответствии или несоответствии постановки оригиналу. Моя реплика содержала некоторые сомнения относительно того, что а) происходящее на сцене адекватно отражает происходящее в музыке и б) постановка соответствует некоторым выработанным за время существования современного театра хорошим ремесленным привычкам. Я имею в виду как театра вообще, так и музыкального театра и оперы в частности.
А про "соответствие оригиналу" я ничего не говорил, поскольку видеть его чести не имел. Как, полагаю, и все находящиеся здесь.
Собственно, процитировал я себя здесь для того, чтобы в потоке появилась хотя бы пара более или менее последовательных и спокойных отзывов о спектакле. Хотелось, чтобы наблюдатели получили, наконец, возможность составить представление о том, что происходило на премьере. Обсуждать это подробно, как и было сказано выше, мне не очень интересно. Не из высокомерности, естественно, а в силу довольно спокойного отношения к этому спектаклю в принципе плюс определенного дефицита времени Здесь придется приводить какие-то цитаты, музыкальные примеры и черт его знает что еще. В то время, как моя задача на данный момент - скорее, обеспечить функциональность форума, чем катализировать обсуждения. Обсудить детали, думаю, найдется кому и без меня. Вон, Ларош проснется - Вы с ним споете Дмитрию Феликсовичу осанну на пару.![]()
Борис Лифановский - основатель форума "Классика"
>> Стартовая страница для музыкантов | Новости академической музыки | Каталог музыкальных сайтов | Поиск для музыкантов
>> Байки администратора | Личный блог
- Регистрация
- 06.12.2005
- Сообщений
- 51
Re: "Евгений Онегин" в Большом театре
Борис, спасибо за ответ.
Но разве определение оперы "Евгений Онегин" на сцене Государственного Академического Большого театра в постановке Дмитрия Чернякова как драматического спектакля "Страсти в деревне Тютькино" принадлежат другому человеку?![]()
Я никогда никому не пою осанну. Вообще "Митя - гений. И как этого другие не понимают?" - не из моего репертуара.
Старинная цитата из фильма "Счастье - это когда тебя понимают" - мне кажется более значимой для творца (простите за пафосное слово), чем когда тебе повторяют: "Ты - гений, все что сделал, к чему прикоснулся - гениально". В этом отношении меня больше устраивает компания другого участника форума - Ingrata Donna.![]()
- Регистрация
- 08.06.2001
- Адрес
- Москва, Россия
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 5,557
- Записей в дневнике
- 83
Re: "Евгений Онегин" в Большом театре
Ну, я могу еще раз написать, что мне показалось, что опера Чайковского отдельно, а постановка (хорошая или плохая) - отдельно. Почему - потому что, с моей точки зрения, задумывая этот спектакль, режиссер не отталкивался от музыки, а старался сделать что-то свое, безотносительно того, что играется или поется. Во всяком случае, то, что я увидел, натолкнуло меня на такую мысль. Хотя бы потому что в опере сценическое действие не должно заглушать музыку. Это, строго говоря, не вполне профессионально. Ну, раньше так было. Теперь, возможно, что-то изменилось - я мог быть не в курсе.
Борис Лифановский - основатель форума "Классика"
>> Стартовая страница для музыкантов | Новости академической музыки | Каталог музыкальных сайтов | Поиск для музыкантов
>> Байки администратора | Личный блог
- Регистрация
- 12.04.2005
- Адрес
- Санкт-Петербург
- Сообщений
- 553
Re: "Евгений Онегин" в Большом театре
Есть у Бориса Покровского замечательная книжка "Сотворение оперного спектакля". Даже взрослому читателю там все должно быть понятно.
Суть : "Опера - драма, написанная музыкой". Так вот , друзья, если музыка отдельно, а действие на сцене - отдельно, так это уже не опера.
Опера - это не мухи и котлеты. Здесь, т.е. в опере, музыка и действие едины.![]()
- Регистрация
- 27.07.2005
- Сообщений
- 986
Re: "Евгений Онегин" в Большом театре
... а не бесконечный комикс для цувствительных дам и трансвеститов с музыкальным сопровождением.![]()
При всём восхищении одной из самых изощрённых шуток уважаемого regardsа (особенно про доверие, вызываемое немецкой критикой![]()
) приходится обратить внимание всех, кто так интересовался прописными истинами. Но, как принято выражаться ныне во многочисленных "художественно"-образовательных заведениях, "это у диких предков были всякие разные правила, а теперь правилов никаких нету - гикнулись.
" Так что валяйте, господа, валяйте... Встревать не буду. И тут regards прав - Чайковский в самом деле не Вагнер.
![]()
![]()
- Регистрация
- 06.08.2005
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 198
Re: "Евгений Онегин" в Большом театре
Галина Вишневская отказывается от юбилея в Большом
Кузя-домовой
Похожие темы
-
Постановка "Евгений Онегин" Театром-студией оперы РАМ им. Гнесиных в Ивановском музыкальном театре
от Dmitrij Chud в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 0Последнее сообщение: 30.10.2010, 20:32 -
"Евгений Онегин" на гастролях Большого театра в Лондоне
от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 5Последнее сообщение: 23.08.2010, 09:57 -
Трансляция - "Евгений Онегин" Большого театра в Гранд-опера
от Monstera в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 426Последнее сообщение: 14.09.2009, 00:57 -
"Евгений Онегин" Андреи Брет в Зальцбурге (02.08.2007)
от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 709Последнее сообщение: 16.06.2009, 08:42 -
Застольные песни - новый "Евгений Онегин" в Большом театре
от boris в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 0Последнее сообщение: 05.09.2006, 00:40




Ответить с цитированием
) приходится обратить внимание всех, кто так интересовался прописными истинами. Но, как принято выражаться ныне во многочисленных "художественно"-образовательных заведениях, "это у диких предков были всякие разные правила, а теперь правилов никаких нету - гикнулись.
" Так что валяйте, господа, валяйте... Встревать не буду. И тут regards прав - Чайковский в самом деле не Вагнер.

Социальные закладки