Тема: Скрипка. Первые уроки.
-
05.04.2025, 13:55 #31Частый гость
- Регистрация
- 25.09.2009
- Адрес
- st.t@list.ru
- Сообщений
- 115
Re: Скрипка. Первые уроки.
А я всегда делаю подбородник за пять минут из куска плотного розового пенопласта, вырезаю канцелярским ножиком нужную форму, выковыриваю тем же ножиком лунку, сверху на двусторонний скотч кусок чёрного поролона, и всю это конструкцию на тот же двусторонний скотч - к деке. Детский инструмент не будет возражать против прямого контакта подбородника с декой, вряд ли это отразится на звуке коренным образом. И уж не более, чем контакт самого подбородка с к декой. То же и в виде мостика - ставится кусок пенопласта и на него поролон. Очень удобно и быстро, и легко регулировать подкладками или подрезками.
Последний раз редактировалось Станислав Тарасенко; 05.04.2025 в 14:00.
- Регистрация
- 25.09.2009
- Адрес
- st.t@list.ru
- Сообщений
- 115
Re: Скрипка. Первые уроки.
На мой неизбалованный взгляд, лучше всего в точках фиксации приклеить на двусторонний скотч голый поролон. Можно чёрный, для лучшего вида, или выкрасить его чёрным маркером. Именно голый поролон, без обивки, идеально вцепляется в кожу и НЕ СКОЛЬЗИТ. Все эти красивые бархатные подушечки норовят выскользнуть, скрипку приходится держать. А если поролон (на подбороднике тоооненький, от упаковки жёсткого диска или чего-то подобного, а на мостике основательный, или даже вместо мостика солидный кусок плотного поролона), он так влипает, что скрипку силой не вырвать: обе руки опущены, а скрипка стоит!
При нужде можно этот двусторонний скотч легко отклеить без последствий для инструмента. Только скотч должен быть не пористый, тот трудно отдирается, а простая двусторонняя лента.
- Регистрация
- 25.09.2009
- Адрес
- st.t@list.ru
- Сообщений
- 115
Re: Скрипка. Первые уроки.
«МУЗЫКА ОТКРЫТЫХ СТРУН».
Методику Сергея Муратова я изучал глубоко и применял повсеместно на всех инструментах; многое ошлифовалось, обросло и прочими находками, порой даже и своими… А недавно у меня попросили взаймы скрипку, заодно чуть показал (без ожиданий, сам-то народник и скрипкой балуюсь через пень-колоду), но что сразу так сработает – не ожидал! Что значит – здравая метода! Кстати, к концу получасового занятия мы вышли на длинный смычок, очень ровный и уверенно перпендикулярный, по отдельным выбранным струнам, в нужном характере (ребёнку лет шесть).
По ходу дела складывалось тоже что-то вроде методы, очень рифмующейся с murom, но в чём-то и ещё более радикальной. Расскажу на всякий случай:
Скрипка создана для БАЛОВСТВА. Так и говорим. И показываем кису: «Мяу!» (затихающее глиссандо вниз на струне «Ми»). Корову: «Мууу!» (на струне «Соль» глиссандо вверх), птичек в верхней позиции, куриное квохтанье (спиккато или тремоло на открытой струне «Ля», начинающееся с активной квинты Ля+Ми) и пару красивых нот с роскошной вибрацией на струне «Ре», а может, и короткую импровизированную мелодию из нескольких нот – «это под окном запели серенаду». Всё!
Потом положить скрипку на стол, рассказать что-нибудь смешное и невзначай поиграть на открытых струнах скрипки, лежащей на столе. Открытая затихающая Ми – это «Мяу»; открытая Соль на крещендо – это «Мууу», и т.д. Ребёнок может это повторить, но по-своему; не исправляем! Не приводим в звуковое соответствие; главное, чтобы весь этот «зоопарк» оставался у ребёнка в воображении.
Дальше, если ребёнок взял скрипку и пробует приладить её к подбородку, по-моему очень важно СРАЗУ!!! следить за его ЛЕВОЙ рукой, чтобы скрипка не ложилась на ладонь! Впервые взяв скрипку, хочется положить её гриф именно на ладонь, прогнув запястье, и тогда с первого же прикосновения к инструменту ученик получает вредную привычку, которую придётся вытравливать довольно долго. Нужно не то что сразу исправить прогиб запястья, а даже НЕ ДОПУСТИТЬ его появления хоть и на миг. Когда ребёнок возлагает скрипку на плечо, сразу нежнейшим образом коснитесь его левой руки и придержите её в верном положении, и чтобы пальцы не мешали открытым струнам. По возможности попросите маму внимательно следить за прогибом запястья и сразу подправлять своим нежным прикосновением (начав очень ценную семейную традицию на протяжении всего обучения).
Теперь ребенок берет смычок – то же самое: не дайте схватить как палку, сразу попросите взять смычок КАК КАРАНДАШ. Как будто будем сейчас рисовать винтом колодки. Это преувеличение, но оно работает. Даже можно несколько раз опустить-распушить все пальцы и, почти ничего не меняя, вложить смычок. Профессионалы ведь часто вообще касаются смычка двумя пальчиками, остальное доверяют собственному весу смычка (особенно на первой струне), так что не обязательно сразу класть на смычок все пальцы как положено, главное – не допустить хватки, чтобы ученик лишь слегка поддерживал смычок, а не вёл его.
Теперь – сами водите по открытой струне смычком на половину длины, в удобном диапазоне (чтобы ребенку не приходилось пока что разгибать локоть), рука ребенка отдыхает на смычке. Это можно делать довольно долго; уже и вам наскучит, а ребёнку интересно! В это время говорите, что всё как в танце: свободно, спокойно, легко, ничего не делая, но при этом грациозно, как будто наполнено воздухом. А сами водите и водите смычком, подправляя руки ребёнка, следя за запястьями и т.д. Время от времени постепенно передавайте инициативу ребёнку, но не полностью: как только чуть-чуть получится, снова перенимайте движение себе. Делайте такие передачи всё чаще и дольше, и наконец, ощутив в ребенке некоторую уверенность, можете полностью оставить его на несколько секунд и ОТОЙТИ, пусть почувствует, что может и сам! Но сразу же подхватите, не дайте ему заглохнуть! Остановите только сами. Это нужно сделать множество раз с перерывами. В перерывах развлекайте ребенка, хвалите, смешите, говорите парадоксы, играйте на скрипке хорошо, а лучше – болтайте на скрипке, пародируя разговорные интонации, нежность, жалобу, плач и т.д.
Когда ребёнок уже сам водит туда-сюда по одной струне, подойдите сзади и сами поприжимайте эту струну прямо сверху так, чтобы получился «кузнечик». (В моменты паузы слегка касайтесь струны, чтобы она не звучала, хотя ученик и ведёт смычком.) Иллюстрацию см. ниже на видео. Если наблюдают родители, они сразу придут в восторг! Восторг передастся ребенку – вот и сценический опыт с первых прикосновений.
Подходы – короткие и многократные (в перерывах краткая память и переходит в долгую). В следующем подходе поймайте ритм, в котором спонтанно играет ребёнок, и саккомпанируйте ему на гитаре или пианино аккордами. Пусть это будет только тоника и доминанта (обе содержат пятую ступень, которую и играет ребенок). Можете и мелодию-подголосок себе присочинить на ходу.
В следующий подход разберёмся со струнами. Первая – это Киса. И пусть ребёнок проведет с затиханием, чтобы действительно получилось «Мяу…» Она и называется – «Ми», что почти и значит «Мяу».
___Вторая – Курица. Её нужно чесать смычком, как будто что-то чешется. Тогда она начнёт кудахтать!
___Третья – это Песня. Её нужно брать нежно и лирично, начав ниоткуда, развернув волну и к концу затихая.
___Четвёртая – самая большая – это Корова. «Муууу!» Это мы уже делали. Кстати, зовут корову «Соль», потому что она очень любит соль лизать. Ты знаешь, что коровы обожают соль? Когда ей делают хлеб с солью, она без ума от восторга! Вот попробуй – как она за тобой пойдет, как будет благодарить и лизать тебе руки… И т.д.
А теперь – берите гитару и играйте Am, Е, Е, Am (пока ученик на струне Ми), потом попросите его покудахтать (т.е. перейти на «Ля») и берите аккорд Dm и вновь Am; попросите вернуться на Мяу (Ми) и играйте Е и Am, и т.д. в режиме импровизации. Постепенно перейдите на роскошное арпеджио, добавляйте мелодические подголоски и т.д., а ритм задаёт сам ребёнок – тут никаких поправок не нужно, подлаживайтесь сами. У ребёнка целых четыре ноты, на каждую свой штрих; у вас вообще все мировые аккорды и безграничные штрихи; можно сделать шикарный концерт! Не спешите подключать левую руку, там всё намного сложнее, если делать по-хорошему. Просто следите, чтобы она не прогибалась. Пока и с открытыми струнами можно придумать много, много интересного! И не нужно бояться, что однообразное упражнение ребенку надоест. Не надоест, если делать всё с легкостью, весело, краткими подходами и всякий раз невзначай совершенствуя его движения, подправляя, поддерживая и т.д.
К концу урока, пожалуйста, проведите репетицию с мамой: как мы берём инструмент, как берём смычок, как мама должна подправлять ребенку запястья – они оба должны быть слегка «горкой», вот и всё. И всё должно быть округлым, как будто воздухом наполнено. От плеча до кончика пальца – КРУГ, а точнее, спираль без обратных перегибов. Родителям такой образ будет ясен. Ребёнок должен быть уверен, что и дома ему не допустят неверной игры, всё поправят. И пусть он берет скрипку сколько угодно раз и играет весь свой зоопарк: когда делаешь с уверенностью -- это не надоест!
Левую руку на первом уроке может себе позволить только великий педагог. Который точно знает, что делает. Нам же, смертным, лучше за высшими достижениями пока не гнаться и идти на вершину размеренно. Хотя при работе со взрослыми, конечно, нужно сразу подключать левую руку и ещё и с вибрацией, иначе наоборот заскучает. Но мы здесь о детях.
НА ВТОРОМ УРОКЕ, повторив зверушек и вволю наигравшись в «Парный танец» с гитарой (гитара хороша тем, что похожа на скрипку, что можно с ней действительно танцевать и ходить по комнате, подчёркивая всеобщую свободу), осваиваем левую руку. Очень удобно начинать с трелей между пальцем и открытой струной. И очень заманчиво сразу! со второго или третьего урока! нацеливаться на хорошее локтевое вибрато. Это ведь очень просто: играем одну ноту и вдруг чуть отодвигаем руку и возвращаем. Один раз всего. Нота слегка пригасится и вернётся в русло. Потом дважды так. Глядишь, с пятого или десятого подхода получится несколько раз медленно и криво вибрануть. «О-о! Уже появляется Сказочный Звук!» Это же постоянное вдохновение! Рука не будет стационарно влипать в гриф, напротив, привыкнет порхать над ним. И сразу, с первых моментов обеспечен настоящий звук с постоянным безграничным совершенствованием в течение всей жизни. А пока задача – просто ловить чистые ноты (находящие отклик с открытыми струнами) и играть их с вибрато, наслаждаться звуком. Не нужно никаких мелодий, и тем более – нот, просто ловим любые красивые ноты и ищем хороший звук. Хотя самостоятельным двухпальцевым «Кузнечиком» закончить такой урок и можно, если есть уверенность. Лишь бы не перегрузить: сразу охота отпадёт. Делаем только то, что делать легко! А сложность нарастает НЕЗАМЕТНО. Вибрато оказалось очень лёгким, как только я догадался ОДИН раз вибрануть от себя. Второй раз - когда само подоспеет и получится. И т.д.
Постепенно, от урока к уроку, подправляем левые пальцы так, чтобы они всегда играли чисто, да и ребёнок приучается искать ЧИСТЫЕ ноты, т.е. звучащие приятно, с резонансом. Так постепенно сама выстраивается первая позиция. Она входит скорей интуитивно, чем по инструкции. Сразу все пальцы одновременно ставить и снимать ребёнку тяжело, а вот если начать с отдельных СЛУЧАЙНЫХ чистых нот, левая рука уже начинает работать, а КАК работать, осваивает на ходу.
Взял ребёнок хорошую чистую ноту - тут же подыграйте к этой ноте небольшую фантазию на другом инструменте; то попросите взять открытую струну, то вот эту найденную ноту, невзначай НАЗВАВ её (уже и зачатки нотной грамоты...) Одна новая ЧИСТАЯ нота за урок - мне кажется, это куда как солиднее продвижение, чем пять фальшивых (целая первая позиция, но кривая). Да, есть вопрос с мизинцем, и не стоит ли именно с него и начинать, но это уже слишком далеко мы заходим.
Смотрите на видео результат пяти минут баловства. Всё, что мы успели, это поиграть на лежащей скрипке по разным струнам и один раз взять скрипку и сказать жалобное «Мяу!» на первой струне. Со второго подхода взялись за ведение короткого смычка в обе стороны, тут появились люди и записали:
А потом было ещё минут двадцать пять, за которые мы освоили ДЛИННЫЙ СМЫЧОК (вытягивая его вперед), получилось очень ровно, я даже не ожидал. Как я «запустил» этот двигатель – так и ведёт ребёнок совершенно перпендикулярно струнам, хотя ему-то этого не видно, и локоть сам разгибается после середины – ничего такого я не говорил, просто попросил вести ВПЕРЁД, а потом спародировал, как ведут неумеки аж за спину (ха-ха-ха!). И вообще в самом начале сказал, что смычок сам падает, и показал: приотпустил смычок, и он фьюить! скользанул в руке до конца. «Так он сам идёт? А мы только направляем?» – «Точно!!!». Вот почему мне кажется целесообразным брать смычок вначале тремя пальцами, как мы берем карандаш, вниз колодкой – не возникает вопросов, не возникает потом проблем с длинным смычком и никогда не возникает зажатия и «мёртвой хватки». А потом постепенно, когда дойдёт до дирижёрских взмахов и всех этих фингерштрихов, укладывать его по науке.
В ходе занятия я допустил несколько неточностей (не уследил за левой рукой, сказал несколько ненужных инструкций и непонятных ребёнку образов, осознав это лишь позже в саморефлексии), но в целом эта «методическая импровизация по Муромским следам» мне понравилась!
Похожие темы
-
Москва Уроки фортепиано, скрипка, вокал
от Юлия Черпакова в разделе Преподаватели, репетиторыОтветов: 0Последнее сообщение: 05.11.2012, 21:34 -
Москва СКРИПКА !ЧАСТНЫЕ УРОКИ!
от may may may в разделе Преподаватели, репетиторыОтветов: 0Последнее сообщение: 01.04.2010, 09:12 -
Москва Скрипка уроки
от fiddler1972 в разделе Преподаватели, репетиторыОтветов: 2Последнее сообщение: 20.06.2009, 18:49 -
Санкт-Петербург Частные уроки: скрипка
от Nova Berezh в разделе Преподаватели, репетиторыОтветов: 0Последнее сообщение: 10.02.2009, 16:23 -
Первые уроки
от Jimmy в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 14Последнее сообщение: 23.12.2007, 11:20




Ответить с цитированием
Социальные закладки