Давно пора расставить точки над i и решить, что за пианист играл эту мечтательную, бесконечно стремительную, способную оказать огромнейшее влияние на психику, характер и внутренний мир человека, музыку.
Когда я впервые в жизни послушал эту сонату (а произошло это после того, как я максимально внимательно прослушал 10 сонату в исп. Володося в Карнеги-холл, событие, которое изменило моё отношение к современной академической музыке ВООБЩЕ и действительно повлияло на мою психику и мысли о жизни, психологии и философии; на восприятие мира) в горовицевском исполнении (разве можно играть её лучше, разве это реально???? ), я подумал, что с "Прометеем" это - вершина творчества Скрябина, оттолкнуло все мысли, мол, "да, это интересно, но не более того, шизофреник написал, и музыка шизофреническая, не буду слушать, это мне непонятно, и не дай Бог когда-нибудь будет понятно". Вряд ли найдётся более десятка тем и мелодий, аналогичных по гипнотическому побуждению к вершине, к действиям, к скрябинской звезде, - темe Presto con allegrezza.
Кто же исполнил (или будет исполнять) это истинно гипнотически, как надо, ведь даже у Горовица есть отдельные места, вызывающие споры и неодобрение?
Недавно наткнулся в своих архивах на запись 16-летнего Султанова (8-конкурс Чайковского, 1986) - вот она - skriabin_sonata_N_5.mp3 . Очень, очень хорошо, но не лучше всех. Действительно, исполнение стремительное, но не хватает того гипноза, того горовицевского эмоционального воздействия. И тем не менее, в конце записи вы услышите горячее одобрение публики (правда, пустяки по сравнению с реакцией на сонату Прокофьева) - а, казалось бы, сложнейшая в мире (да-да, дорогие мои москвичи (с) , что, не знали? - общепризнанный большинством музыкантов мирового уровня, выступавших в Москве, факт) аудитория. Может быть, в этом и есть весь плюс творчества Султанова, невольное подчинение огромной аудитории пышноволосому брюнету, творящему невообразимые вещи на 88 клавишах. Но нет, даже в записях он заставляет слушать себя с пристальной внимательностью, с предельным проникновением в музыку, которую он играет...нет, заново сочиняет, играя её.
В общем, пишите, и предлагайте свои мнения.
Последний раз редактировалось Музыкант; 01.11.2006 в 20:33.
Недавно нашёл запись 5 сонаты Александра Кобрина (лауреат конкурсов Клайберна, Бузони, Хамамацу).
Очень хороший звук, образы, контрасты.
Вот только нет желания встать и горы свернуть (гипноза нет), но это я совсем придираюсь .
Но мне очень понравилось.
Вот Вам ссылка - http://www.classicalarchives.com/artists/kobrin.html .
.....
Её (5-ю сонату) играл бесподобно автор (имя его как пианиста - в консерватории на золотой доске имеется), играл Рахманинов (который, между прочим, был от неё в восторге).
Оба эти исполнения как раз и задали два вектора, по которым развивалась исполнительская история этой сонаты.
Обе записи отсутствуют, но традиция имеется.
Рахманиновская традиция предполагает фортепианный гигантизм, реальную физическую мощь, плотный звук даже в пьяно ("с мясом", как говорил Скрябин), конкретность воплощения безо всякой недоговорённости и расплывчатости, кантиленность в лирических моментах, большую темповую устойчивость, крайнюю исполнительскую императивность. Но если пианистический гений Рахманинова позволял ему (и свидетель тому - Прокофьев, высоко оценивший рахманиновское исполнение сонаты) гениально воплотить своё видение, то его более слабые последователи-романтики в значительной степени дискредитировали данный подход.
Во что выродилась данная традиция можно услышать на примере записей 5-й сонаты Софроницким и Горовицом. Трактовки отца и сына Нейгаузов также были не слишком далеки от этих "образцов", как и трактовки многих других пианистов романтического направления.
Оба они (и Софроницкий, и Горовиц) были далеки от воплощения авторских намерений - для них характерны аккордовое громыхание в кульминациях, неуклюжесть в передаче стремительности главной партии, неумение сдерживать себя в преддверии и по окончании кульминационных всплесков, когда они начинали комкать примыкающие фрагменты сонаты и греметь там, где это совершенно неуместно, например, в ниспадающих аккордовых "гирляндах" главной партии перед знаменитой императивной темой, которые они играют на сплошной педали, очевидно, не в силах оторвать от неё ногу, которую свело, что ли, прям на эстраде ??? ). Я уж не говорю о типичных для Горовица текстуальных изменениях, со свойственной ему добродушной беспардонностью (я так и слышу, как он по-стариковки хихикал при этом) внесённых им в авторский текст, из которых я упомяну два только, но самых вопиющих: превращение в трель ( в духе кульминации 10-й скрябинской сонаты) несимметричных аккордов генеральной кульминации сонаты и октавное удвоение главной темы, звучащей в высоком регистре в этой же кульминации. На мой взгляд, особенно безобразно слушается звучание тематических октав: автор, хорошо изучивший возможности фортепиано, понимал, что в этом моменте требуется не столько мощь, сколько пронзительная звонкость, так как тема должна пробить плотно звучащую фактуру, а Горовиц своими октавами добился того, что тема звучит тускло, с чем его и можно было поздравить.
Теперь об авторской традиции исполнения 5-й сонаты, в которой преобладала стремительность, лёгкость и точность, отсутствовала реальная физическая мощь, которой изначально не требовала соната, как и другие фортепианные произведения Скрябина, зато присутствовала мощь воображаемая.
Эта традиция, к сожалению, почти не нашла преемников. Пожалуй, только Фейнберг приближался к ней (но он не записал именно 5-ю сонату, зато записал, правда, не очень хорошо, 4-ю). В наши дни в авторском ключе гениально сыграл сонату Дмитрий Алексеев (запись 70-х годов) - в этой записи есть всё: и лёгкая стремительная аккордика главной партии, и хрустальная прозрачность темы томления, когда молоточки фортепиано на излёте едва касаются струн, что позволяет пианисту с использованием левой педали извлечь из рояля совершенно фантастические звучания, которыми, очевидно, прославился сам автор. С пониманием дела переданы спазматические аккорды перехода к заключительной партии сонаты, а также стремительный натиск самой заключительной, причём пианистом подчёркнута особая роль этих аккордов - они символизируют своего рода движущую силу, раскачивают действие, с них начинаются все кульминации сонаты. Кроме того пианистом чутко передана специфика скрябинского фортепианного стиля, не требующего чрезмерной физической силы исполнителя, а только повышенной нервной напряжённости.
При всём моём восхищении трактовкой Д.Алексеева, наиболее близкой, как думается, к авторской, я всё же должен признать единственно гениальной трактовку Святослава Теофиловича Рихтера.
Это и не рахманиновская традиция, но и не авторская - это нечто особенное, непостижимое, что принято называть откровением гения.
Никакой кантиленности, всё сугубо фортепианно безо всякого стремления превращать ТЕМЫ в мелодии. Предельный контраст мощи "взлётных" пассажей вступления и ирреальных звучностей темы томления, полётности presto главной партии и инфернальной императивности связующей, словно повергающей всё в смятение, в результате чего как бы "рождаются" примыкающие к ней аккорды "ритмов тревожных". Никакой лишней педали, всё предельно прозрачно, сила всех вспышек и кульминаций выверена, максимум активности проявляется в завершающей части сонаты. Темпы ошеломляющие. Динамические и темповые контрасты, нечеловеческая выдержка Рихтера, свободно и полностью переключающегося между крайними эмоциональными полюсами и словно бы не обладающего психологической инерцией, повергают в шок. В этом своём исполнительском обличье рихтеровская 5-я соната более напоминает, как ни странно на первый взгляд, о "Прометее", нежели о "Поэме экстаза", непосредственно за которой она была написана. Но это странно только поначалу - на самом дела Скрябин был вечно устремлён вперёд. Доделывая "Поэму экстаза", он уже думал о будущем своём творении - самая тональность 5-й сонаты (Fis) уже предвещает "Прометея" и даже 7-ю сонату, и Рихтер с его трансцендентным чутьём уловил это и передал предельно убедительно. Скажу больше: в смысле масштаба человеческой индивидуальности, возрожденческого размаха титанизма личности, Рихтера можно поставить рядом с самим Скрябиным.
Милейший Форвард, я и не сомневался, что вы ничего, кроме негатива в исполнении Горовица искать не будете. Ни для кого уж не секрет, что Владимир Самойлович позволял себе грешки в отношении текста и, так сказать, выкручивался из ситуации самыми разными способами.
Но знаете, мне как-то....до лампочки всё это. Я вообще не совсем воспринимаю фортепианную музыку Скрябина как фортепианную и пианистическую. Может (за исключением этюдов) она не оказывает особого влияния на технику, но зато развивает, обогащает интеллект и чувства человека (правда, если самому пианисту содействовать, вникать в музыку).
Поэтому я просил в теме высказываться именно о настроении, передаваемом пианистами. Горовиц, на мой взгляд, с этим справился прекрасно. То, что он на своём разбитом рояле с разбитыми басами, грохочет в нижнем регистре в кульминациях, помогает создать образ чего-то могучего и непобедимого, чего мне так недостаёт у других исполнителей.
В кульминации с аккордами в правой (con luminosita) так и слышится фейерверк, эмоциональный всплеск, экстаз.
Не обязательно стараться скопировать традиционные авторские приёмы. Можно просто играть по-другому, но не хуже.
А вот Рихтера запись я люблю лишь частично. А конкретно так: лирические, медленные места нравятся (что самое удивительное, нетипичное для СТР), быстрые - нет. Дело в том, что отрывки со стремительными темпами Рихтер просто играет в ритме, образы в моём воображении не появляются. Но в принципе я думал, что будет гораздо хуже.
Во всяком случае, Аркадьев не лучше других. Скачал, послушал. Всё немного однообразно, с явно замедленными темпами, в духе ноктюрнообразной поэмы, без скрябинских порывов. Но звук его изумительный, да.
А вот Рихтера запись я люблю лишь частично. А конкретно так: лирические, медленные места нравятся (что самое удивительное, нетипичное для СТР), быстрые - нет. Дело в том, что отрывки со стремительными темпами Рихтер просто играет в ритме, образы в моём воображении не появляются. Но в принципе я думал, что будет гораздо хуже.
В общем, бейте меня как хотите, но этим ноябрьским вечером Святослав Теофилович меня-таки загипнотизировал
Пока что первую позицию занимают Горовиц и Рихтер.
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки