-
17.01.2007, 18:19 #21
Re: Совершенство Герберта фон Караяна
А я считаю гениальной интерпретацию "Героической" Караяном! Это "его" произведение! И вообще я нахожу, что интерпретации дирижёром симфоний Бетховена соответствуют замыслу композитора. Ещё я обожаю запись "Тристана" с Караяном.
Re: Совершенство Герберта фон Караяна
Думаю, что знакомство с симфониями Бетховена необходимо начинать именно с караяновских записей, лучше всего - 63-го года. Причина проста - она вынесена в заголовок автором потока. Караян полагается на бетховенскую музыку, считая лишним вносить что-либо от себя. В этом он совершенен.
Но Караян лишь открывает дверь в мир симфонической музыки. От слушателя зависит - войдет ли он в этот мир или останется стоять на пороге.
- Регистрация
- 12.01.2007
- Сообщений
- 120
Re: Совершенство Герберта фон Караяна
Мой опыт знакомства с интертрепациями Караяна ограничивается увертюрой Гебриды и скрипичным концертом Мендельсона. Оба эти произведения я слушал и в другом исполнении, есть с чем сравнивать. В исполнении Караяна слушал и кое-что ещё, но так как сравнивать не с чем, об этом не буду.
1. Гебриды. Сравнение с дирижёром Г.Делогу - в пользу Караяна. До прослушивания записи Караяна, я считал исполнение Делогу совершенным. Но Караян творит чудеса, музыка волшебная, его крещендо создают картину моря... Захватывает. Но. В эпизоде переклички в конце разработки перед кульминацией Делогу был более выразительным, у него перекличка получилась более чёткой, да и побочную партию он произносил "вкуснее". В репризе главной партии Делогу подчеркнул флейту, что Караян пропустил. Так что совершенства у Караяна нет, слушать эту увертюру нужно в двух исполнениях. Но ясно, что Караян - уникальный дирижёр, слава его заслужена.
2. Скрипичный концерт в исполнении Караяна (солистка Анна-София Мутлер) сравниваю по памяти с записью на грампластинке, сделанной в западном Берлине, исполнения Леонид Коган (скрипка) - Л.Маазель (дирижёр). Я её слушал много раз и до сих пор хорошо помню. И помнить есть что. Вот если считать, что бывают эталонные исполнения, то это Маазель и Коган!!! Оркестр Маазеля воздушный, все фразы и партии прослушиваются, трактовка убедительная, не пропущено ни одного динамического оттенка. Исполнено с огромной энергией, симфоническим размахом. О Когане я даже не говорю, другого такого скрипача я не слышал, это само совершенство.
И очень печально, что сейчас скрипичный Концерт Мендельсона издаётся с солистками какими-то женщинами... Мутлер. Откуда она взялась, зачем Мутлер? С трудом справляется с партией, а ведь тут нужно ещё высочайшую культуру звука пронести ровно через весь концерт! Концерт по трудности считается на уровне музучилищ и даже старших классов музшкол, вот и берутся за него всякие Мутлер. Ну а Караян в этом концерте ничего из себя не представляет. Исполнение маловыразительное, халтурное, даже звуки отдельные его оркестр проглатывает. Но за неимением лучшего слушать можно, представление о музыке Мендельсона даёт.
Re: Совершенство Герберта фон Караяна
Ereignis и сейчас готов подтвердить свое мнение. Но в этом контексте в него необходимо внести некоторые корректировки. Дело в том, что и я не считаю Караяна "вагнеровским дирижером" в том смысле, который традиционно вкладывается в это понятие - сокрушительная мощь оркестра, резкие звуковые перепады, эмоциональная напряженность, даже истеричность и т. п. И в то же время я считаю, что Караян дирижирует Вагнера удивительным, поистине "совершенным" (см. заглавие потока) образом. Дело здесь в осбом стилистическом подходе, найденном им вообще в музыке и приложенном конкретно к операм Вагнера. В чем состоят особенности этого подхода - тема для отдельного большого разговора, участие в котором требует прежде всего определенного уровня "наслушенности" в творческом наслении Караяна, что все-таки достаточно редкое явление даже на нашем просвещенном форуме, о чем свидетельствуют сообщения вроде этого:
из которых можно вынести лишь недоумение от готовности некоторых участников немедленно высказать свое "весомое" мнение. За свою карьеру Караян записал 4 полных комплекта симфоний Бетховена (вроде так, если ошибся, nibelung поправит), не говоря уже о записях отдельных симфоний, живых записях и видеосъемках. Сомневаюсь, что пишущий прослушал все это, прежде чем рассуждать о "провальности". Так же и с другими композиторами (за исключением Малера, которого Караян не любил и исполнял мало, но об этом нужно говорить отдельно и аргументированно).
В данном контексте лишь замечу, что называть звучанние Караяна вообще "вагнеровским" - все же нонсес, поскольку по стилистике он все же венец - и потому если говорить о стилистически "его" композиторах, то в первую очередь я бы назвал Бетховена, Шуберта и Брукнера. В стилистике именно на них в конечном счете Караян и ориентировался (в том числе и дирижируя Вагнера).
Что касается Вивальди, то это вряд ли типичный композитор для того, чтобы судить о Караяне. Записи с Муттер я не слышал (хотя может и слышал, но забыл), по причине своей нелюбви к этой исполнительниче (нелюбовь относится не к технике, а к окраске звучания). Слышал другую запись, на DG - оставила совершенно равнодушным. Но Вагнера там не заметил![]()
А вообще разговор имеет смысл лишь при обсуждении исполнений конкретных произведений, а не "вообще". Да и тут много опасностей - вряд ли можно составить мнение о "совершенстве" Караяна по одной увертюре и даже по концерту Мендельсона. Нужно брать эталонные произведения (а лучше - показательные фрагменты) и смотреть, в чем же особенность их исполнения Караяном.
Которую из двух?![]()
When you're creating your own shit, man, even the sky ain't the limit... — Miles Davis
Re: Совершенство Герберта фон Караяна
Караян силен в музыке начиная с эпохи Бетховена и заканчивая поздним романтизмом. Все остальную музыку он исполняет именно в этом ключе. Поэтому Вивальди у него звучит как камерная музыка 19 века. Но Времена года мне кажется настолько удачное произведение стоящее вне времени, что стилистически его трудно исказить. Впрочем это запись Караяна все таки ближе к духу 18 века.
Вот слушайте
Кстати многие аутентисты уходят в другую крайность в манере их исполнения больше от рок музыки 20 века, чем от барокко 18.
- Регистрация
- 12.01.2007
- Сообщений
- 120
Re: Совершенство Герберта фон Караяна
Всё познаётся в сравнении. Конкретно о Временах года. Кто-нибудь слышал эти концерты в исполнении латвийского кам.оркестра, дир. Т.Лифшиц.
Re: Совершенство Герберта фон Караяна
А была уже где-то на форуме тема о Караяне. Так вот, благодаря этой теме я разорился на диск ДГ: Респиги "Фонтаны и пинии Рима, Старинные танцы и песни (сюита 3), Боккерини - Ночная стража в Мадриде и Альбинони - Адажио". Этот диск - изумителен. Кто-то сказал, что это - караяновский реквием Третьему рейху. Вполне допускаю... Рейх не рейх - музыка изумительна. Также он силен в "Планетах" Хольста. Лучше него "Марс" никто не сыграл. Про Бетховена не сказал бы, что уж очень потрясающе. Сегодня сравнивал 2 ый симфонии в его исполнении (1963) и Брюггена. Последний понравился больше. Но в данном случае мое мнение - всего лишь мое...
Зато вышеназванные вещи рекомендую послушать, а лучше приобрести - всем. Не пожалеете. Респиги он сыграл НЕЖНО.
![]()
Похожие темы
-
Луганский - миф или совершенство?
от ССССР в разделе Поиск фортепианных записейОтветов: 1Последнее сообщение: 03.04.2010, 17:58 -
25 апреля - концерт к 100-летию со дня рождения Караяна
от krivitch в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 1Последнее сообщение: 20.04.2008, 02:30 -
Удачи и достижения Караяна...И о других дирижерах...
от Kharlach в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 354Последнее сообщение: 28.05.2007, 14:35 -
День Рождения Караяна
от sforzando в разделе С праздником!Ответов: 8Последнее сообщение: 06.04.2007, 18:13





Ответить с цитированием



Социальные закладки