Страница 13 из 53 ПерваяПервая ... 312131423 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 121 по 130 из 528

Тема: Совершенство Герберта фон Караяна

              
  1. #121
    Чудовище, бич этого форума. Аватар для Roussakoff
    Регистрация
    23.02.2006
    Сообщений
    5,049

    По умолчанию Re: Совершенство Герберта фон Караяна

    Цитата Сообщение от Петр Лаул Посмотреть сообщение
    Даже, скажу по секрету, с самим Фуртвенглером!
    С ним, признаться, тоже не слышал. Надо восполнять пробелы...
    Hin ist alle meine Kraft;
    Alt und schwach bin ich.

  • #122
    Воинствующий материалист Аватар для SSK
    Регистрация
    15.08.2004
    Адрес
    Москва, ёпт
    Сообщений
    3,720
    Записей в дневнике
    45

    По умолчанию Re: Совершенство Герберта фон Караяна

    Цитата Сообщение от Wagnerian
    я не стал бы противопоставлять интеллект эмоциональному началу, когда речь заходит о музыке. Интеллект Фуртвенглера-дирижёра органически сочетается с его иррациональной мощью - вот уж где подлинный Urgrund, не поглощающий, а рождающий оформленную музыкальную идею. Именно этим Фуртвенглер превосходит многих - в том числе Караяна.
    Спор окончательно перерос в выяснение отношений "кто лучше - Фуртвенглер или Караян". Давайте сразу договоримся: мы обсуждаем стиль Караяна. Если вы считаете, что он не заслуживает того, чтобы встать в один ряд с Фуртвенглером, приведите, пожалуйста, вполне конкретные рассуждения. Пока же Вы лишь сказали - вот Фуртвенглер обладал тем-то и тем-то, а Караян нет. То мнение, что Караян обладал чем-то, чего не было у Фуртвенглера, Вы просто игнорируете; однако многие участники потока это мнение разделяют, что как минимум не дает Вам права просто его отбросить.
    Теперь о Караяне и Фуртвенглере. Поделюсь свежими впечатлениями от сравнения двух записей: концерт Шумана с Гизекингом (Фуртвенглер) и Липатти (Караян).
    Фуртвенглер хорош в том, за что его все любят - в умении создать настроение, чувство, даже аффект. Его исполнение живо, и оттенки чувств меняются каждую секунду - действительно, как будто бежишь сквозь одурманивающие запахи цветов.
    Но: нет ощущения целостности. Шумановский концерт в этом смысле показателен - его музыкальная ткань непрерывна, без остановок и замедлений. Калейдоскоп эмоций Фуртвенглера впечатляет, но, как и положено калейдоскопу, картины в нем разрозненны. Возьмем например окончание первой части концерта. Да, солист и оркестр выложились, да, кульминация получилась яркой и образной. Но: готовил ли дирижер слушателя к этой кульминации? Нет. Не готовил. Она нахлынула внезапно, сразу - как и всегда у Фуртвенглера.
    Что же Караян? Караян НИКОГДА не потеряет структуру произведения. Если концерт должен придти к финалу - он придет к финалу тогда, когда слушатель к этому готов. Караян не набросится из-за угла со своим всплеском эмоций. Да, возможно он потеряет в эффектности и эмоциональной напряженности (да вообще-то не факт). Но он даст тебе понять, как эта кульминация связана со всем остальным течением музыки. Караян никогда не обрывает нити смысла, напротив, он придает им логическую завершенность. Именно в этом контексте я говорю, что Караян - рациональный дирижер.
    Ну и по поводу эмоций. Караяновская запись "Реквиема" 1955 года для меня остается непревзойденной в т.ч. с точки зрения эмоциональной насыщенности. Что о ней могут сказать "нелюбители" Караяна?
    Ceterum censeo copyright esse delendam.

  • #123
    Новичок
    Регистрация
    09.08.2006
    Адрес
    Краснодар
    Возраст
    54
    Сообщений
    92

    По умолчанию Re: Совершенство Герберта фон Караяна

    Я вот читаю много на этом форуме, а пишу мало, но не могу удержаться , чтобы не съехидничать по поводу постов господина Вагнериана. Наблюдая его реплики по разным темам сделал для себя вывод, что самый гениальный композитор -Вагнер, самое гениальные произведения - оперы Вагнера, самый гениальный дирижер - Фуртвенглер, и о чем бы он не вел дебаты все сводится именно к этому. Хотя иногда читать его временами интересно, но спорить абсолютно бесполезно. Рихтер в основном хорош тем, что высоко в своих дневниках оценил тетралогию. Ну а я вот, например, 2 Рахманинова больше люблю в исполнении Гаврилова, нежели Рихтера. Объяснить почему не могу). Хотя без сомнения уважаю СТР, его мнение по любым музыкальным вопросам мне интересно.
    По теме - очень люблю исполнение Караяном трипл-концерта Бетховена (с Йо Йо Ма, к, сожалению не помню остальных солистов..).Да, и считаю его исполнение Шумановского ф-го концерта и ф-го концерта Грига с Циммерманом просто отменным.
    Махмуд, поджигай!

  • #124
    Частый гость
    Регистрация
    26.01.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    172

    По умолчанию Re: Совершенство Герберта фон Караяна

    Цитата Сообщение от Roussakoff Посмотреть сообщение
    А посредством какого именно произведения? Лично я слышал с ним только 9ю и, признаться, далеко не в восторге от этого исполнения...
    У Мравинского я слушал 9-ю и 8-ю Брукнера на недавнем издании Мелодии

  • #125
    Частый гость
    Регистрация
    26.01.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    172

    По умолчанию Re: Совершенство Герберта фон Караяна

    Цитата Сообщение от Карлыч Посмотреть сообщение
    Я вот читаю много на этом форуме, а пишу мало, но не могу удержаться , чтобы не съехидничать по поводу постов господина Вагнериана. Наблюдая его реплики по разным темам сделал для себя вывод, что самый гениальный композитор -Вагнер, самое гениальные произведения - оперы Вагнера, самый гениальный дирижер - Фуртвенглер, и о чем бы он не вел дебаты все сводится именно к этому. Хотя иногда читать его временами интересно, но спорить абсолютно бесполезно. Рихтер в основном хорош тем, что высоко в своих дневниках оценил тетралогию.

  • #126

    По умолчанию Re: Совершенство Герберта фон Караяна

    Цитата Сообщение от SSK Посмотреть сообщение
    Фуртвенглер хорош в том, за что его все любят - в умении создать настроение, чувство, даже аффект. Его исполнение живо, и оттенки чувств меняются каждую секунду - действительно, как будто бежишь сквозь одурманивающие запахи цветов.
    Но: нет ощущения целостности. Шумановский концерт в этом смысле показателен - его музыкальная ткань непрерывна, без остановок и замедлений. Калейдоскоп эмоций Фуртвенглера впечатляет, но, как и положено калейдоскопу, картины в нем разрозненны. Возьмем например окончание первой части концерта. Да, солист и оркестр выложились, да, кульминация получилась яркой и образной. Но: готовил ли дирижер слушателя к этой кульминации? Нет. Не готовил. Она нахлынула внезапно, сразу - как и всегда у Фуртвенглера.
    Что же Караян? Караян НИКОГДА не потеряет структуру произведения. Если концерт должен придти к финалу - он придет к финалу тогда, когда слушатель к этому готов. Караян не набросится из-за угла со своим всплеском эмоций. Да, возможно он потеряет в эффектности и эмоциональной напряженности (да вообще-то не факт). Но он даст тебе понять, как эта кульминация связана со всем остальным течением музыки. Караян никогда не обрывает нити смысла, напротив, он придает им логическую завершенность. Именно в этом контексте я говорю, что Караян - рациональный дирижер.
    Ну и по поводу эмоций. Караяновская запись "Реквиема" 1955 года для меня остается непревзойденной в т.ч. с точки зрения эмоциональной насыщенности. Что о ней могут сказать "нелюбители" Караяна?
    С этим уж никак нельзя согласиться, поскольку все поставлено с ног на голову. По-честному нужно сравнивать лучшее с лучшим. У Ф. сердцевинный репертуар -- Бетховен (симфонии), Вагнер, Брукнер, симфонии Брамса. Без чувства структуры их невозможно хорошо сделать, и Ф. нравится в первую очередь структурным мышлением, окрашенным эмоцией. Рассеются "запахи" -- что останется? От иных дирижеров -- ничего, от Ф. -- внутренняя логика, и эта логика убеждает. (Не все же архитекторы хороши, хотя почти у всех дома не падают.) Теперь важная оговорка: ключевой репертуар Ф. предъявляет к дирижеру одни требования, а те вещи, в которых хорош Караян (как говорят) -- другие. Одно дело -- экранизировать "Войну и мир", другое -- "Рудина". (Шумана можно вообще дирижировать метрономом, как мог бы пошутить Вагнер.) Пусть будет "Караян достиг совершенства", но -- "в своем репертуаре".

  • #127
    Частый гость
    Регистрация
    26.01.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    172

    По умолчанию Re: Совершенство Герберта фон Караяна

    Цитата Сообщение от Wagnerian Посмотреть сообщение
    Что же касается глубины, то прошу Вас глубже вдуматься в смысл такой эстетической категории как трагическое - тогда и с глубиной, надеюсь, вопросов не будет (прошу прощения за неумышленный каламбур).
    Хм. У меня вопросов с глубиной нет.
    Wagnerian, Вы не ответили на мой вопрос о критериях Вашего суждения об успехах Фуртвенглера в творчестве Брамса. Вы полагаете, что я "прикрепляю" его к Рейху, не учитывая "более существенных" сторон его творчества. Видите ли, я историк по образованию и образу мысли. Нельзя не учитывать, что мы сами судим об искусстве находясь в состоянии концептуальной эклектики, обоснованной постмодернистами, живя в начале XXI столетия, когда Россия переживает отнюдь не лучшие времена (с точки зрения геополитического могущества, возможностей для роста империи - естественно сложившейся политической формы её государства). Мы знакомимся с дирижёрами по записи, а не вживую (имею в виду тех, о ком идёт речь). Мы можем бесконечно слушать одну и ту же запись. Когда Фуртвенглер, Караян, Менгельберг, Вальтер, Кпаппертсбуш, Клемперер (список можно продолжать до бесконечности) дирижировали в 1930-е - 1940-е годы, их слушатели не имели такой возможности (о более раннем времени даже не говорю). Каждый концерт был открытием. Только память слушателя могла служить основой сопоставления музыкантов. Мы - в другой ситуации. И мы - дети своего времени. Понять, чем именно мы были ограничены (содержательно подвести наши представления под некоторое понятие), смогут, скорее всего, наши потомки. Сейчас господствует эклектика. А Караян исходил из того, что существует одно истинное прочтение музыкального произведения. Все остальные - приближения к эталону. Конечно, как всякий человек, он думал, что эталоном является его трактовка. Фуртвенглер больше устраивает сегодняшних слушателей именно тем, что его трактовки спонтанны, с необъяснимыми провалами и внезапными озарениями. Вдруг возникает грандиозное действо, вдруг всё исчезает, то оркестр неумолимо развивает музыкальную мысль, то нет не то что мысли, но и звуков (это субъективное восприятие). Он ближе эклектическому мышлению: находится место для пауз, для привлечения внимания после его ослабления, он не требует сосредоточенности мысли на одной картине. Напротив, Караян, создавая всю симфонию с начала до конца, не прощает ослабления внимания. Это, повторю, властный дирижёр, требующий полного подчинения его замыслу, и замыслу продуманному.
    Возвращаясь к проблеме "Фуртвенглер и Рейх", отмечу: "короля играет свита". Конечно, Рейх существовал только 12 лет. Дирижёр жил до него и после. Поэтому Фуртвенлер неотделим от Германии первой половины века, страны высокой музыкальной культуры и воинствующего милитаризма, великих учёных и недоучек-маргиналов, фронтовых успехов и фантастических поражений, правеющей социал-демократии и культа чиновников и государственной власти. Нельзя, повторяю, отделять стиль дирижёра от обстановки. Тем более если мы согласились в субъективности любого исполнения.

  • #128
    Частый гость
    Регистрация
    26.01.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    172

    По умолчанию Re: Совершенство Герберта фон Караяна

    Цитата Сообщение от Алексей К. Посмотреть сообщение
    С этим уж никак нельзя согласиться, поскольку все поставлено с ног на голову. По-честному нужно сравнивать лучшее с лучшим. У Ф. сердцевинный репертуар -- Бетховен (симфонии), Вагнер, Брукнер, симфонии Брамса. Без чувства структуры их невозможно хорошо сделать, и Ф. нравится в первую очередь структурным мышлением, окрашенным эмоцией. Рассеются "запахи" -- что останется? От иных дирижеров -- ничего, от Ф. -- внутренняя логика, и эта логика убеждает. (Не все же архитекторы хороши, хотя почти у всех дома не падают.) Теперь важная оговорка: ключевой репертуар Ф. предъявляет к дирижеру одни требования, а те вещи, в которых хорош Караян (как говорят) -- другие. Одно дело -- экранизировать "Войну и мир", другое -- "Рудина". (Шумана можно вообще дирижировать метрономом, как мог бы пошутить Вагнер.) Пусть будет "Караян достиг совершенства", но -- "в своем репертуаре".
    Лучшее - а судьи кто?
    Репертуар Караяна исключает Бетховена и Вагнера? Неверно с учётом того, что Караян шесть раз записал все симфонии и долго руководил Байрёйтским фестивалем. Он был первым дирижёром, записавшим "Нюрнбергских майстерзингеров". По поводу Брамса и Брукнера - их Караян тоже играл. Если мы сравниваем, то давайте сравнивать Пятую симфонию с Пятой симфонией. А то получается: мне нравится яблоко, а Машеньке - банан. Я говорю: лучше яблоко, а Маша - банан. Получается вкусовщина, а не анализ.
    О Шумане: что там мог бы сказать Вагнер, дело тёмное. Вагнер вообще не пользовался при жизни Шумана каким бы то ни было авторитетом. Борьба за власть над умами слушателей - составная часть деятельности музыканта, и не последняя. А Шуман написал замечательный концерт, и сыграть его не маршеподобно, а в романтической манере не так просто. Я не берусь судить о Караяне в этом сочинении, т.к. не слышал. Думаю, что аккомпанировать солисту он мог, как и Фуртвенглер. Насколько это было удачно, без прослушивания сказать нельзя. Во всяком случае, Караян и Рихтер записали Первый концерт Чайковского, на мой вкус, хуже, чем кто-либо из великих. Рихтер/Мравинский интереснее, Гилельс/Райнер (или /Клюитанс, или Кондрашин), Горовиц/Тосканини (живая запись), Горовиц/Селл, Рубинштейн/Роджинский, Рубинштейн/Ляйнсдорф, Рубинштейн/Митропулос, Рубинштейн/Барбиролли - все эти трактовки я нахожу более убедительными, чем запись СТР/Караян.

  • #129

    По умолчанию Re: Совершенство Герберта фон Караяна

    Цитата Сообщение от Anton Zakharov Посмотреть сообщение
    Лучшее - а судьи кто?
    Репертуар Караяна исключает Бетховена и Вагнера? Неверно с учётом того, что Караян шесть раз записал все симфонии и долго руководил Байрёйтским фестивалем. Он был первым дирижёром, записавшим "Нюрнбергских майстерзингеров". По поводу Брамса и Брукнера - их Караян тоже играл. Если мы сравниваем, то давайте сравнивать Пятую симфонию с Пятой симфонией. А то получается: мне нравится яблоко, а Машеньке - банан. Я говорю: лучше яблоко, а Маша - банан. Получается вкусовщина, а не анализ.
    Я почти что это и предлагаю: сразу признать, что Фуртвенглер был специалист по Брукнеру и Вагнеру, а Караян, в сравнении -- не был, и наоборот, что Караян был мастер Моцарта, Шумана и разных меньших. Так мы сузим поле для сравнения до общего "ключевого" репертуара: Бетховена, Брамса и, может быть, Чайковского.

  • #130

    По умолчанию Re: Совершенство Герберта фон Караяна

    Цитата Сообщение от Anton Zakharov Посмотреть сообщение
    О Шумане: что там мог бы сказать Вагнер, дело тёмное. Вагнер вообще не пользовался при жизни Шумана каким бы то ни было авторитетом. Борьба за власть над умами слушателей - составная часть деятельности музыканта, и не последняя.
    Вагнер и при жизни Шумана написал три первоклассных оперы, но дело не в этом. Знаменитая статья Вагнера о дирижировании издана в 1869 году -- уже была премьера "Тристана и Изольды", уже написаны "Майстерзингеры". Вагнер пользуется большим уважением как дирижер, не только своих опер, но и симфоний Бетховена. У него огромный опыт оркестровки. Поэтому его суждение о том, как играть Шумана ("их всего лишь нужно играть гладко") я бы не стал объяснять только борьбой за место под солнцем. Я думаю, Вагнер имел в виду вот что: смена темпов, агогика -- не ключ к Шуману. Остается фразировка, звук, баланс, громкость...

  • Страница 13 из 53 ПерваяПервая ... 312131423 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Луганский - миф или совершенство?
      от ССССР в разделе Поиск фортепианных записей
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 03.04.2010, 17:58
    2. 25 апреля - концерт к 100-летию со дня рождения Караяна
      от krivitch в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 20.04.2008, 02:30
    3. Удачи и достижения Караяна...И о других дирижерах...
      от Kharlach в разделе Симфоническая музыка / дирижеры
      Ответов: 354
      Последнее сообщение: 28.05.2007, 14:35
    4. День Рождения Караяна
      от sforzando в разделе С праздником!
      Ответов: 8
      Последнее сообщение: 06.04.2007, 18:13

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100