-
21.02.2007, 12:21 #171Постоянный участник
- Регистрация
- 10.05.2005
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 40
- Сообщений
- 895
- Записей в дневнике
- 1
Re: Фортепианный Скрябин - что кому нравится и как это играть
...Y yo me ire. Y se quedaran los pajaros
cantando;
y se quedara mi huerto, con su verde arbol,
y con su pozo blanco.
Re: Фортепианный Скрябин - что кому нравится и как это играть
Спасибо за реплику. Она выводит на интересную тему: "Возможна ли непосредственность в постмодерне?"Как же эта прелюдия будет звучать без непосредственности? (Как запись, выложенная Georg'ом.)
Re: Фортепианный Скрябин - что кому нравится и как это играть
[quote=Muelbach;268570]
немного конкретики. Пожалуйста. К примеру, ваше "обсуждение" 5-го этюда "ненавижу, что-то в нём назойливое и нудное" кажется мне просто глупым. Так может писать лишь человек, который этот этюд не играл, а если и играл, то просто кое-как по складам "ковырял" его "каждой рукой отдельно".
Этот этюд - из моих любимых. В нем - выражение некоего юношеского восторженно-решительного состояния, весеннего что ли. Нечто вроде: вот возьму сегодня и скажу ЕЙ все, что из души просится. И щемящее что-то в этой музыке есть - с секундовыми задержаниями, томление какое-то. А середина - это уже drammatico, это ранняя скрябинская героика, но наивная, молодая - мечта о героике. А после этой мечты, снова радость в репризе, когда триоли появляются, уже полет. И руки летать должны и душа. Но трудно это. Чтобы при этом верха зазвенели, и на ноты попасть, и середину в аккордах слышать, и чтобы логика гармоническая ощущалась.
Этот Этюд тоже очень люблю. Память юности. Играл его на "госах" в Гнусинском училище.
Фактурно Этюд великолепно выписан, удобен для игры. Очень эмоционально "распахнутая" музыка. Свежесть чувств, много воздуха.
Чисто пианистически Этюд не сложен. Трудно было войти в определенное эмоциональное состояние, чтобы все получилось. Насчет триолей в репризе - вроде бы попадал.![]()
Но rubato, но фразировка - сделать так чтобы музыка "задышала"...Все это очень и очень непросто.
Вообще среди 8 опуса, хоть убейте, я не вижу "проходных" вещей.
- Регистрация
- 26.02.2006
- Сообщений
- 2,353
Re: Фортепианный Скрябин - что кому нравится и как это играть
У меня несколько вопросав к коллекционерам записей фортепианного Скрябина:
1. Какие сонаты, кроме 2-й (и, кажется, 4-й) записаны в исполнении Фейнберга?
2. Записаны ли в исполнении Софроницкого сонаты №6 и №7?
3. Какие существуют выдающиеся записи 7-й сонаты?
Re: Фортепианный Скрябин - что кому нравится и как это играть
Фейнберг: 2-я, 4-я, существует 5-я.
Софроницкий: 6-я есть, 7-й нет.
?-я соната:Рихтер, Г. Нейгауз.
Re: Фортепианный Скрябин - что кому нравится и как это играть
У меня этюд op. 8 № 5 ассоциируется со стихотворением Блока
Ты – Божий день. Мои мечты -
Орлы, кричащие в лазури.
Под гневом светлой красоты
Они всечасно в вихре бури.
Стрела пронзает их сердца,
Они летят в паденьи диком...
Но и в паденьи - нет конца
Хвалам, и клёкоту, и крикам!
- Регистрация
- 26.02.2006
- Сообщений
- 2,353
- Регистрация
- 06.06.2006
- Сообщений
- 1,095
Re: Фортепианный Скрябин - что кому нравится и как это играть
Вот я и говорю, что Рихтер гораздо более чутко ощущает скрябинские "неожиданности", чем вы.
Ведь в начале сонаты - сначала "зовы" главной партии, потом абсолютно "штильная" (от слова "штиль" (это который на море)) связующая (моя ассоциация с "лаковой" поверхностью воды в отсутствие ряби в безветрие, полный покой), чуть более свободная побочная, но всё ещё ШТИЛЬ.
И вдруг ........
О, это скрябинское "ВДРУГ" !
И вдруг - порыв ветра, волнение, рябь, мерцание солнца в волнах и брызгах - началась заключительная партия.
И Рихтер ИДЁТ ЗА НЕЮ ! А вы говорите, "без связи с предыдущим", т.е, типа, ни с того, ни с сего !
А Рихтер-то, оказывается, ГОРАЗДО ТОНЬШЕ ВАС чувствует музыку, ибо ПРИДЕРЖАЛ свои "волнения" до нужного момента, когда они действительно станут уместными, и с пониманием дела реализовал это "вдруг", в то время как вы безо всякой на то причины "волнуетесь" с самого начала. Т.е. Рихтер следует не мёртвому тексту, в чём его часто упрекают, а именно ЖИВОМУ ДЫХАНИЮ музыки, но и о тексте не забывает, относясь к нему как к важной "информации к размышлению".
А насчёт кульминации в разработке - между прочим, самим композитором ВЫПИСАНА В НОТАХ эта самая "постепенность"- несколько раз проставлено крещендо с указанием нарастающей димамики, и между прочим, никаких ускорений ! К чему бы это такие "тормоза" ?
Я полагаю, что автор сделал это НАРОЧНО, дабы ПОДЧЕРКНУТЬ некое противоречие с собственной пианистической натурой - именно чтобы нарастание шло "из глубины", хотя и на протяжении всего трети страницы текста, т.е. очень быстро.
Вы то требуете от Рихтера неукоснительного следования скрябинским ремаркам в экспозиции (он им, кстати, следует, но настолько тонко, что это находится ЗА пределами вашего довольно грубого восприятия), то упрекаете его за ...... следование им в разработке)
В побочной - ЛИРИЧЕСКАЯ кульминация экспозиции (именно что НЕОЖИДАННАЯ), а в конце разработки - кульминация ВСЕЙ ЧАСТИ (именно что ОЖИДАЕМАЯ как часть формы).
А впечатление "шквальности" как раз и достигается тем, что Рихтер не "волновался" с самого начала сонаты, попридержав темпы и димамику (и реализовав ту самую "ровность триолей", за которую вы его упрекнули), а делал это только там, где того потребовала сама музыка - и устроил короткий эффектный "шторм" в конце разработки, до последней возможности сдерживая этот "прорыв" и словно бы "отступая" под его натиском, как бы не в силах его удержать - а вы его упрекаете за "планомерность" - да какая там "планомерность", если тут в его исполнении физически ощущается СПОНТАННОСТЬ накатывающей кульминации, которую невозможно удержать ? И именно ЭТО противостояние производит впечатление - надо не раздувать кульминацию (она и так наваливается), а стараться её УДЕРЖАТЬ, чтобы она именно что ПРОРВАЛАСЬ как бы против воли исполнителя. На мой взгляд, это очень даже "по-скрябински". Подобного рода "театр одного актёра" всегда был свойственен Рихтеру ! Но и в этот момент Рихтер не забывает о покое начала сонаты - он у него словно бы "просвечивает" через отрывки PP посреди "шторма", а Рихтер находится как бы сразу в двух эмоционально-противоположных состояниях ОДНОВРЕМЕННО. Это производит волшебное впечатление - словно бы человек смотрит на спокойное море, а в воображении своём вызывает волны и шторм: неудивительно после этого, что динамика кульминации словно бы "испаряется" и опять наступает "штиль" репризы - ведь Рихтер ни на секунду не забывал об этом "штиле" даже во время кульминации !
Рихтер ориентировался на "зовы" начала и "зовы" конца 1-й части, таким образом логически "замыкая" образную сферу 1-й части, аккуратно "оставляя" её в том же состоянии, в котором "принял к работе")
И к тому же проводил это настроение через всю часть, выделяя лирические кульминации экспозиции и репризы, а также трактуя центральную кульминацию как кульминацию части.
По-моему, всё более чем логично и оправдано музыкально, а самое главное, это не противоречит мыслям Скрябина о том, что "форма должна быть совершенна", "форма должна быть как шар", потому он не мог выпустить произведение, пока "форма не сделалась как шар".
Мне кажется, Рихтера весьма привлекал этот "конструктивный" элемент в Скрябине.
Кстати, к разговору о прелюдяих op.11.
Рихтер выбрал в нём почти все "проходные" прелюдии (кроме гениальной a-moll) и именно их играл - мне видится в этом элемент дискуссионности: т.е. "все их игнорируют, а я сыграю".
То же самое относится к другим опусам - чуть ли не 3\4 исполненных им прелюдий я никогда не стал бы играть и слушать в другом исполнении, хотя некоторые мои любимые он тоже "зацепил".
Любопытен также набор исполняемых им сонат - довольно "странный": 2,5,6,7,9.
Действительно, странно.
Если не брать тех, кто играет всё подряд, то хочу отметить интересную тенденцию - играют, к примеру, такой "набор": 3,4,5, но не дальше ! Или так: 4,5,10 - тоже можно понять "логику" поисков "света в музыке".
Или играют поздние, к примеру, 7,9,10.
Или наборот, ранние: 1,2,3, но не далее.
После Бекман-Щербины никогда не слышал о пианистах, в репертуаре которых были бы только 3-я, 6-я и 8-я))
Вот Рихтер только демонстрирует нечто подобное.
Но я легко могу представить, чем вызваны подобные "странности" - дело в том, что такие пианисты ЗНАЮТ ЦЕЛИКОМ все сонаты, а лишь играют НЕКОТОРЫЕ. Потому и выборка их не страдает ущербной неполнотой исполнения.
Но не вечно же о Рихтере в потоке о Скрябине !
Это просто отголоски "дискуссий о скрябинистах" - а на самом деле следует слушать различных музыкантов, дабы на различных примерах проверять свои ощущения.
Вот, в частности, я призываю выложить 1-ю сонату в том исполнении, которое кому-то представляется приемлемым - давайте послушаем и обсудим на примере.
Кстати, а кто выложит op.op.1,2,3,4,5,7,10 ?
Я вам не дам просто так проскочить мимо них, а то - ишь ты ! - некоторые развозмущались тут, а сами небось и не слыхали ничего из этого.
- Регистрация
- 06.06.2006
- Сообщений
- 1,095
Re: Фортепианный Скрябин - что кому нравится и как это играть
Ха-ха, если его тут кто и недолюбливал, то только лишённые музыкального слуха, ибо обладая таковым, трудно не расслышать, что играет первоклассный музыкант.
А по поводу НОЧНОЙ природы - я с вас смеялась. Сам Скрябин говорил о "ярком свете, будто Солнце приблизилось" в кульминации и т.п.
Вот где всё происходит НОЧЬЮ, по-моему, так это в 9-й ........
Кстати, чем подсовывать одну и ту же володосевскую запись 10-й сонаты из Карнеги, лучше б вот отсюда сбросили бы:
Arkadi Volodos, California, 10/11/98 (1)
Klassicsotaku CD-8010a
SCRIABIN: Enigme No.2 Op.52-2
SCRIABIN: Caresse dansee No.2 Op.57-2
SCRIABIN: Piano Sonata No.10 Op.70
RACHMANINOFF: Etude-tableau in C-sharp minor Op.33-9
RACHMANINOFF: Fragments in A-flat major Op.posth.
RACHMANINOFF: Prelude in F minor Op.32-6
RACHMANINOFF: Piece (untitled) in D minor Op.posth.
RACHMANINOFF: Etude-tableau in D minor Op.39-8
RACHMANINOFF: Etude-tableau in C minor Op.33-3
RACHMANINOFF: Etude-tableau in D major Op.39-9
GLINKA: Nocturne in F minor "La Separation"
GLINKA=VOLODOS: Variations on a Theme from "Ruslan and Ludmilla"
А также вот ещё интересное:
Arkadi Volodos in The Netherlands
Phoenix Records KKCD-059
SCHUBERT: Piano Sonata No.18 in G major D.894
SCRIABIN: Piano Sonata No.5 Op.53
LISZT: Ballade No.2 in B minor S.171
LISZT: Consolation No.2 in E major S.172-2
LISZT=VOLODOS: Hungarian Rhapsody No.13 S.244-13
Отсюда интересно было бы 5-ю сонату. Также интересна 2-я баллада Листа ( в другом потоке рассмотрим)
- Регистрация
- 06.06.2006
- Сообщений
- 1,095
Похожие темы
-
В какой тональности нужно играть пианисту, чтобы играть с кларнетом?
от Полли в разделе Мастер-классОтветов: 14Последнее сообщение: 20.11.2010, 20:22 -
Фортепианный стиль П. И. Чайковского?
от Dickhead в разделе Фортепианная музыкаОтветов: 10Последнее сообщение: 12.05.2008, 12:45 -
Стиль Брамса, как и стиль Листа, обобщают романтизм
от Mishka в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 9Последнее сообщение: 15.12.2007, 23:26 -
Стиль Брамса, как и стиль Листа, обобщает романтизм
от Mishka в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 0Последнее сообщение: 07.11.2007, 21:04 -
Старый стиль...Новый стиль...Новейший стиль???
от Gelsomina в разделе Про все на светеОтветов: 1Последнее сообщение: 19.07.2005, 11:05





)) связующая (моя ассоциация с "лаковой" поверхностью воды в отсутствие ряби в безветрие, полный покой), чуть более свободная побочная, но всё ещё ШТИЛЬ.

Социальные закладки