-
04.05.2007, 19:28 #901Заблокирован навсегда
- Регистрация
- 06.06.2006
- Сообщений
- 1,095
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
) У вас есть чувство юмора !
Дельное предложение
)
Самое смешное знаете что ?
Мой статус "временно заблокирован" установил не я, но я не могу поменять его, хотя в данный момент я "временно разблокирован".
Кстати, любопытно было бы узнать, за что я был заблокирован
)
Раньше объясняли, а теперь просто банят и всё, как говорится, за наглую рожу что ли ?
)
Есть такой жанр "без комментариев".
Следуя ему, предлагаю заслушать исполнение Флиера, а потом упорно предлагаемое вами.
Думаю, сомнения отпадут сами собой.
Что ???????????????
Как это её можно "повторить" ?
Я так чувствую, что вокруг амленовского Скрябина столько всякой мистики, что не прослушав до конца всю его дребедень, развязаться с ним будет невозможно !!!
Не хотел, но ваши слова меня прям подбросили до потолка. Выкладывайте, давайте слушать.
Я заранее в изумлении.Последний раз редактировалось pioneer; 18.05.2007 в 20:13.
- Регистрация
- 06.06.2006
- Сообщений
- 1,095
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
Наоборот, время уже ушло.
Пока тут, в России, все восторгались Софроницким, надо было записывать и расспрашивать очевидцев скрябинских исполнений - к этому призывал, в частности, Сабанеев.
Но сами понимаете, 1915 год - полыхала война, далее 1917 - революция, потом гражданская война, интервенция и т.п.
Потом НЭП и киношки - Софроницкий "стилизовал" не под Скрябина, а под тапёров, это у него чувствуется до самых поздних записей - но в ранних ещё больше. Т.е. если мы хотим послушать отголоски 20-30-х гг. в звукозаписи, то надо слушать Софроницкого - он очень хорошо донёс в своём звуке ту "ресторанную" атмосферу, позже разбавленную героикой Великой Отечественной войны. На мой взгляд, у него получилось нечто невообразимое - помесь ужа и ежа.
А что касется скрябинской традиции, то о её судьбе я уже рассказал: она имела глубокие корни в русском музицировании и она заглохла, последний её "писк" - это концерт Бекман-Щербины в 1950 году. Как тут правильно говорил Паша, в русском пианизме утвердилось главенство рубинштейновско-рахманиновского направления, к которому с неизбежностью примкнул и Софроницкий, дабы не утонуть на фоне остальных. По сути его исполнения Скрябина - это любопытный пример существования произведений в чуждой им интонационной среде. Он плодил этаких монстриков-мутантов. Мне жаль тех, кто этого не понимает.
Так что время пришло и ушло - скрябинская традиция это такая же примета того времени, как и скрябинские композиторские и философские откровения.
А эпоха ушла.
И что делать ?
Выход один: реконструировать, погрузиться в предлагаемые обстоятельства, осознать контекст.
И между прочим, сие относится не только к исполнителям, но и к публике !
Если не понимать контекста, то можно слишком многими пианистами восторгаться !
Не по делу.
Касаемо же выработки какого-то НОВОГО отношения к Скрябину, боюсь, можно констатировать только одно, вернее, повторить вслед за Александровым, Сабанеевым и Асафьевым: Скрябин был РАПСОДОМ (автором-испонителем), таким же, как и Рахманинов - т.е. по сути единственным адекватным толкователем собственных нотных текстов.
Даже не так, можно ещё точнее.
Тексты тут вообще не при чём !
Судя по всему, тексты с самого начала были обречены на неадекватность отображения тонкостей и интонаций рапсодических трактовок этих авторов - вспомним, как соотносятся тексты Рахманинова и его же фонограммы.... А у Скрябина, судя по расшифровкам его игры, этот разрыв ЕЩЁ БОЛЬШЕ !
Короче, Скрябин достаточно ДАЛЁК от нас во времени, чтобы считать его никем иным как КЛАССИКОМ.
Я лично принимаю ЭТУ точку зрения.
Далее.
С какой это стати вы утверждаете, что можно трактовать Бетховена или Шопена, как некое сугубо историческое прошлое, с которым можно делать что угодно ?
Вы пишете "исходя лишь из постижения "сердцевины"" - какой "сердцевины" ?
Пианистическая специфика Бетховена и особенности педализации той эпохи на основании исследования старинных инструментов ДОСТАТОЧНО изучены, чтобы как раз НЕ ПОЗВОЛЯТЬ СЕБЕ "делать что угодно" !
Тот самый пресловутый "дух" не допускает осуществления "чего угодно" в попытках ухватить его за хвост - расплатой за такие попытки будет стилевая неадекватность.
О таких попытках прекрасно и с сарказмом написал Г.Нейгауз:
"Бах исполняется «с чувством» a la Chopin или Фильд, Бетховен — сухо и деловито a la Clementi, Брамс — порывисто и с эротизмом а lа Скрябин или с листовским пафосом, Скрябин — салонно а lа Ребиков или Аренский, Моцарт — а lа старая дева и т. д., и т. д. Это не выдумка — все это я слышал собственными ушами".
И далее у него помещены слова, которые я считаю лично для себя непреложным правилом.
"«Усовершенствовать стиль значит усовершенствовать мысль. Кто с этим сразу не согласится, тому нет спасения!» Вот правильное понимание техники ("стиля")! Я часто напоминаю ученикам, что слово «техника» происходит от греческого слова «технэ», а «технэ» означало — искусство. Любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а значит, помогает выявлению содержания, «сокровенного смысла», другими словами, является материей, реальной плотью искусства".
Так сказал Нейгауз.
Если кто-то имеет другое мнение, то я ничего не имею против, но и разговаривать мне с ним особо не о чем.
Именно ОБ ЭТОМ и я твержу в отношении гипотетического "правильного" исполнения произведений Скрябина - прежде чем домысливать и добавлять "своё", надо осознать БАЗОВЫЕ свойства стиля, понять, что НЕЛЬЗЯ, потом понять, что НУЖНО, а уже потом, исходя из этого, добавить то, что МОЖНО.
Другой дорожки я не вижу.
Скрябин - классик.
"Для меня это так ясно, как простая гамма".
Если кто-то собирается корёжить его, то скатертью дорожка, но мне это не интересно. Меня в Скрябине интересуют АУТЕНТИЧНЫЕ черты, а, простите, отсебятины, или как её чаще называют, "частицы собственной души и любви", я сам могу добавить в любом количестве, для этого не надо быть семи пядей во лбу ! Гораздо труднее отбросить отсебятину, в т.ч. свою собственную, и постараться увидеть незамутнённые черты стиля, хотя бы основополагающие.
Как говорится:
"Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен"
)
Я хочу напомнить ещё кое-что, о чём все, как я вижу, позабыли, вернее, не придают значения, наивно полагая, что исполнительство ещё куда-то развивается. Имею в виду "классическое" исполнительство, использующее классические инструменты.
Такое исполнительство уже давно НИКУДА НЕ РАЗВИВАЕТСЯ: аналогично тому, как это произошло в спорте в смысле стабилизации рекордов, достигнут физиологический предел наращивания скорости, точности и громкости в области классического исполнительства.
В истории УЖЕ ИМЕЮТСЯ образцы "рекордов", ставшие благодаря грамзаписи эталонами, т.е. двигаться дальше в ЭТУ сторону, т.е. в сторону преувеличений и "эффектов" БЕССМЫСЛЕННО.
С другой стороны, если взять идейно-образную сторону исполнительства, невозможно себе представить какие-то неведомые психические состояния или мысли, которые исполнитель мог бы двинуть в массы как нечто "новое".
Всё, сюрпризы закончились !
Давно пора понять, что потолок уже достигнут, что гениев прошлого уже не превзойти, можно лишь добраться до их уровня !
Идти надо по пути, указанному лидерами направления, исповедующего необходимость исторически достоверного исполнения - это единственно правильный путь, по которому ныне может идти исполнитель, если он хочет именовать себя таковым. А это путь повышения уровня образования и самообразования (музыкального и общехудожественного, а также мировоззренческого), путь изучения истории и теории исполнительства, истории и теории композиторских стилей и т.п.
Вот В КАКУЮ СТОРОНУ надо двигаться !
А если кто-то считает, что он способен выдвинуть что-то "новое", "своё", чего ещё никогда не бывало, то такому человеку можно лишь посочувствовать)
Но в конце концов, разве нельзя использовать подобный приём для самогипноза ?
Т.е. прекрасно зная, что ничего нового уже не выдумаешь, сохранять тем не менее свежий взгляд и свежесть подхода к старинным произведениям, мысленно воображая при этом, что "открываешь нечто новое", дотоле неслыханное ?
Из серии "Исполняется впервые. Мною".
Но я повторяю, что это годится лишь как психологический приём, а тот, кто ВСЕРЬЁЗ помышляет о новых открытиях в классическом исполнительстве, вряд ли сможет не только "открыть" что-то , но даже стильно исполнить то, что ему действительно доступно.
И подтверждения тому приходят со всех сторон.
И с Скрябину имеет прямое отношение.
Последний раз редактировалось pioneer; 04.05.2007 в 21:40.
- Регистрация
- 06.06.2006
- Сообщений
- 1,095
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
Насчёт "жить шикарно")
Ты так цитируете, что я вспомнил другую цитату:
"Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает ......."
)) Вот такая вот порнография
)
Я тоже живу "шикарно", но по-другому, нежели гений)
Я объяснял.
Да и вообще, если вы заметили, "гением" я себя не считаю, как и "учителем молодёжи" - в этой комической роли на нашем форуме подвизаются другие персонажи)))))
Я просто сюда пришёл поболтать на интересующую меня тему, что меня ни к чему не обязывает, как и требовать от меня никто ничего не может)
Чё хочу, то и скажу, а чё не хочу, то и обсуждать не буду)
Это заодно об "огнестрастном" обсуждении моей личности.
А что касается "наличия свободного времени и хороших физических данных", а также "в здоровом теле здоровый дух", то я хочу сказать следующее.
Наверное нижесказанное выглядит как трюизм, но вижу, что уточнить необходимо.
Вопрос в КАЧЕСТВЕ труда гения и его умении перераспределять свои ресурсы.
Говоря о том, что гению ДАНО, имею в виду, что ему дано ОТ ПРИРОДЫ предрасположение к осуществлению ремесленной работы, на которую другие, т.е. "посредственные", гробят всю свою жизнь, так и не добираясь до самого главного в искусстве - до его смысла, до осознания стиля.
Я об этом выше говорил словами Г.Г.Нейгауза.
В этом смысле гений живёт "шикарно", т.е. он волею судеб избавлен от необходимости громадной части обычной ЧЕРНОВОЙ работы по овладению ремеслом - разве это не "шикарно" ?
Иные сидят, долбят, а толку - ноль.
Вы скажете, что гений тоже "долбит" - но ведь результат несколько другой, не так ли ?)
Выдалбливаемое посредственностью не может сравниться с результатами выдалбливания гением. т.к. гений работает уже на более высоком уровне, он озабочен более ВЫСОКИМИ категорями, а не ремесленными трудностями.
Именно ЭТО я имел в виду, говоря, что гений живёт "шикарно" и "имеет время".
Вопрос в том, НА ЧТО он тратит время.
И я объяснил, на что.
Дорогой Мюльбах !
Вы рассуждаете, как 100-летний старикашка.
Я извиняюсь, потому что меня тоже "гроб, зевая, ждёт", но вы уж совсем руки опустили .........
Как это вы не слышали Софроницкого и Фейнберга ? А грамзапись ?
Или вы находитесь под впечатлением от рассказов Regards о концертных "мистериях" великих интерпретаторов ?)
Я с ним даже не спорю об этом, т.к. он абсолютно очарован идеей обязательности ЛИЧНОГО присутствия на концерте, дабы возможно было понять всю глубину представленного на этом концерте.
Я давно уже спорю с этой точкой зрения, оперируя своим личным опытом: НИКОГДА в концерте НЕПОСРЕДСТВЕННО мне не удавалось так глубоко понять исполнителя, как это было возможно при прослушивани фонограммы этого концерта.
НИКОГДА !
Всегда я находил в фонограмме что-то такое, что ускользало от меня в момент непосредственного восприятия в зале.
С другой стороны, вы можете сказать, что в зале воспринимается нечто такое, что отсутствует в фонограмме - опять же оперируя ЛИЧНЫМ опытом я должен ответственно заявить, что НИЧЕГО ТАКОГО за всю свою жизнь мне обнаружить не удалось)
Разумеется, когда я слушаю ныне какие-то старые записи с концертов, на которых я присутствую, я отмечаю, что при ПЛОХОМ качестве фонограммы многие звуковые ТОНКОСТИ исполнения пропали, но я же с удивлением замечаю, что ЭТО НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ для осознания объективной ценности звучащего материала.
Конечно, ухудшение качества записи допустимо лишь до известной границы, за которой её вообще невозможно воспринять, но я-то говорю не столько о звуковых изысках, сколько об идейном СУЩЕСТВЕ исполнения - эта идейная сторона ПРЕКРАСНО передана в записях по крайней мере 2-й половины 20-го века ! Точнее, начиная с конца 20-х годов 20-го века.
Об этом можно спросить г-на Лихницкого - он большой знаток этого дела !
искусство и Фейнберга, и Софроницкого ВПОЛНЕ АДЕКВАТНО передано в сохранившихся фонограммах. Повезло даже Бекман-Щербине, ПОСЛЕДНИЙ концерт которой успели записать.
Касаемо того, "за кем будущее", я должен опять же решительно заявить кое-что.
Скрябин (как и Рахманинов, как и Бах, как и Бетховен) принадлежит своей эпохе.
Никуда "в будущее" он не смотрел, наоборот: он гениально и исчерпывающе ЗАВЕРШИЛ романтическую эпоху, а заодно и эпоху классической гармонии, понимаемой как гармония, являющаяся производным от обертонов основного тона. Всё. Дальше по этому пути идти НЕКУДА и никакого "будущего" у этой системы нет в том смысле, что развивать её невозможно, т.к. она достигла своего предела и исчерпана.
Если кто и взглянул в будущее, то это Шёнберг, а также, как верно и прозорливо заметил Асафьев - наш С.И.Танеев. Т.е. "будущее" состояло в искусстве КОМБИНАЦИИ ранее открытых элементов, в искусстве полифонического мастерства. "Будущее" состояло, как выяснилось впоследствии, в искусстве стилизации сплоть до полного овладения ЛЮБЫМ стилем прошлого.
Именно поэтому все стоны о том, что скрябинское композиторство, дескать, "не получило продолжения", выглядят сегодня смешно: как может получить "продолжение" то, что исчерпано ?
Если в бочку наливали воду и залили её до краёв, то как можно "продолжать" заполнять её ? Или наоборот, если всю воду из неё вылили, то как можно "продолжать" делать это ?
Вот так и с "новыми средствами" в искусстве.
Впрочем, на эту тему был громадный поток и мне не хотелось бы повторяться.
А тут я замечу, что к Скрябину сегодня может быть лишь один исполнительский подход, при котором можно ещё сохранить какую-то свежесть исполнения и восприятия: "Исполняется впервые. Мною".
Но в стиле.
Другого способа "подойти" к Скрябину я не вижу.
Надо воссоздавать стиль.
А все разговоры "о любви" - это в пользу бедных.
Последний раз редактировалось pioneer; 18.05.2007 в 20:15.
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
Эта сфера лишена какого-либо интереса для обсуждения, по той причине, что здесь не представляется возможным хоть какие-то доказательства.
Я, например, не придерживаюсь на этот счет радикальных позиций, как Ваша, или Регардса. На мой взгляд(слух), есть моменты, которые ярче проявляются в записи, а есть такие, которые ярче проявляются на сцене(я бы даже сказал, что есть вещи, доступные ТОЛЬКО слушателю живого исполнения, но здесь, опять же, нет возможности чистого эксперимента, так как с одной стороны мое восприятие записей с посещенных мной концертов искажается моими ожиданиями, на других же, не присутствовавших на данном концерте, я не могу полагаться, так как никогда не могу гарантировать достаточную их чуткость в интересующем меня направлении).
Качество фонограммы - понятие довольно размытое, и фонограмма хорошего качества может сыграть злую шутку, именно в отношении ПОЛНОГО исчезновения каких-то моментов.
При этом я твердо убежден, что когда речь идет о настоящем серьезном искусстве НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ моментов не существует.
Постольку поскольку существует генеральная композиция сочинения, все детали должны быть идеально соотнесены с ней.
Совершенное же творение отличается от несовершенного так же, как Фациоли от Балтики.
С этой точки зрения идея конечности искусства мне кажется сомнительной. И более чем сомнительными представляется то, что будто бы "некоторые звуковые тонкости" не имеют значения.
Для "осознания объективной ценности звучащего материала" - возможно, но не для собственно постижения произведения искусства.
Я не говорю о "мистическом" воздействии личности на слушателя, в этой области, наверное, лучше разбираются психологи.
Неужели до сих пор еще воюем?
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
![]()
Теоретикам от практика:
Пользуясь разгаром дискуссии в этой теме, хочу пригласить всех москвичей в музей Скрябина вечером 8-го мая в 18.30 на концерт!
Прозвучит музыка Скрябина (и не только Скрябина) в хороших исполнениях!![]()
![]()
(Для музея нынче качественные исполнения увы редкость, но очень надеюсь, вечер 8-го мая будет исключением).
В частности будут исполнены 4-я соната (мной) и ор. 74 (Е. Стародубцевым).
Поскольку концерт наполовину будет состоять из современной музыки кое что о нём я написал ещё и в этой теме:
Подробнее о концерте
И да не смутит никого то, что наряду со Скрябиным будет исполнено много современной музыки... Ибо современная музыка бывает очень разной....
Начало концерта в 18.30
Вобщем жду, приходите...
PS/ Только что записал диск сольный диск со Скрябиным. То, что я раньше выкладывал в этой теме частично с этого диска...
А вот на мой взгляд, музыка Скрябина ещё слишком молода для "аутентичного" подхода. ("воссоздавать стиль" это что-то из серии барочно-аутентичного чего-то)
По сути Вы, Пионер, призываете "играть труп" музыки Скрябина...
Кому нужен мертвяк?
- Регистрация
- 06.06.2006
- Сообщений
- 1,095
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
) Не пугайте страшными словами.
Играть стильно - это как раз означает играть "жизненно", "с любовью", "вдохновенно", "лучезарно" и т.п.
А по поводу ваших записей - я так и предполагал, что последует какой-то сюрприз.
И не ошибся !
Всё же это ВЫ играли ?)
Да, между прочим, я тогда из выложенных вами записей успел послушать лишь КРАЙНЕ неудачную полулюбительскую запись 4-й сонаты.
Но вы сами виноваты в том, что выложили ЭТО рядом с остальными записями, которыми многие остались довольны, но которых я так и не услышал, т.к. наткнулся на ваш первый "подарок".
Брррр......
Даже вспоминать о нём не хочу.
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
Ну та запись, которую Вы послушали, она вовсе не с моего диска, как раз...
Насчёт стильности:
Играть "жизенно" и "с любовью" на мой взгляд как раз полностью взаимоисключающие понятия с "воссозданием стиля".
Вы противоречите себе, говоря, что
"все разговоры "о любви" - это в пользу бедных"
Как же тогда может быть "с любовью"?
Приходите на концерт!
Очень интересно было бы с Вами познакомиться...
- Регистрация
- 06.06.2006
- Сообщений
- 1,095
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
Если говорить о МОИХ впечатлениях, то какие "доказательства" нужны мне самому, если я знаю, что я прав по крайней мере в отношении себя самого ?
А за других я и не говорю)
Я лишь СКРОМНО делюсь своими наблюдениями, не навязывая свою точку зрения.
Любопытно было бы узнать, наконец, ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ВЕЩИ ?)
Именно.
)) Логично. Поэтому я всегда требую фонограммы в подтверждение как хвалебных, как и ругательных отзывов.
Каких ? Например ?
Как раз ГЕНЕРАЛЬНУЮ композицию грамзапись вряд ли может исказить - не в этом ли причина неугасающего интереса к искусству интерпретаторов прошлого ?
) Не конечности ИСКУССТВА, а идея конечности и исчерпаемости СРЕДСТВ искусства.
Есть разница.
Достигшие предела своего развития средства не означают "отмены" воплощаемого ими искусства, но надо понимать, что воздействие такого искусства вполне и довольно чётко ограниченно именно вследствие ограниченности его средств.
Ещё Платон описывал своё удивительное впечатление от двух произведений египетского искусства, которые он держал в своих руках - одно было сделано в этот же день, а другое - несколько тысяч лет назад, но теми же средствами или, как мы сказали бы сегодня, по той же технологии.
Эти образцы были ОДИНАКОВЫ, если не в мелких деталях, то по стилю, что не отменяло возможности проявления творческой индивидуальности мастера, который высшее мастерство видел как раз в том, чтобы следовать канону.
Чувствую, ТАКОЕ понимание "служения искусству" многим поперёк горла)))))
Позволю себе усомниться, что "тонкости", которые не может зафиксировать фонограмма, действительно важны для понимания звучащего результата.
Зачем звать психологов ?
Проще договориться о понимании того момента, что искусство создаётся и передаётся от человека к человеку вполне материальными средствами, и полностью отвергнуть возможность некоего "сверхъестественного" способа передачи воздействия произведения искусства - применительно к музыкальному искусству имеется в виду способ передачи музыки посредством звучания - который не мог бы быть зафиксирован фонограммой.
Именно В ЭТОМ смысле я предлагаю не нагонять мистику.
- Регистрация
- 06.06.2006
- Сообщений
- 1,095
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
У меня прям от сердца отлегло)
А то я подумал, что это я вашу игру так отметелил)
Тут и так на меня обижаются - вот Пироженко вообще ушёл......
Не то чтобы мне было "стыдно", но я мог бы немного если не прищемить, то придержать свой язык)))))))
Имеется в виду "любовь" , не подкреплённая мастерством и ремесленным знанием, т.е. такая любовь, которая возомнила, что одной своей силой она может что-то совершить в искусстве.
А вообще, вы странно понимаете слово "стиль" - неужели оно имеет такой отрицательный оттенок ?
С этим надо будет бороться)
Спасибо за приглашение !
В реале я не знакомлюсь, не считая свою персону кому-либо интересной в музыкальной области, но вы были бы очень любезны, если бы записали этот концерт, а потом выложили нам фонограмму для ознакомления.
Конечно, мне опять могут сказать, что запись это "не то же самое, что живой концерт", но мне вполне было бы достаточно и записи
Поверьте, даже если фонограмма будет не "хорошей", а хотя бы "посредственной", то я услышу ВСЁ, что меня интересует)
А концерту и всем его участникам я желаю успеха !
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
Я прицепился не к слову "стиль", а к словосочетанию "воссоздание стиля". На мой взгляд, Скрябин, это не что-то давно утраченное, или сильно замутнённое, что его стиль надо "воссоздавать"
Насчёт "любви" не подкреплённой ремеслом я с Вами полностью согласен...
А на всё же приходите. Приходите анонимно (ведь Вам же наверное и в музее Скрябина будет приятно побывать)... Запись цифровая вряд ли получится...
Похожие темы
-
В какой тональности нужно играть пианисту, чтобы играть с кларнетом?
от Полли в разделе Мастер-классОтветов: 14Последнее сообщение: 20.11.2010, 20:22 -
Фортепианный стиль П. И. Чайковского?
от Dickhead в разделе Фортепианная музыкаОтветов: 10Последнее сообщение: 12.05.2008, 12:45 -
Стиль Брамса, как и стиль Листа, обобщают романтизм
от Mishka в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 9Последнее сообщение: 15.12.2007, 23:26 -
Стиль Брамса, как и стиль Листа, обобщает романтизм
от Mishka в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 0Последнее сообщение: 07.11.2007, 21:04 -
Старый стиль...Новый стиль...Новейший стиль???
от Gelsomina в разделе Про все на светеОтветов: 1Последнее сообщение: 19.07.2005, 11:05




)

Теоретикам от практика:

Социальные закладки