Спорить не стану,как раз наоборот Вы правы: современная реальность и есть то как смотрят разные люди на джипы последних моделей, на девушек в коротких юбках, на облака высоко в небе, и то какую музыку они эти наши современники при этом пишут, каждый о своём,а вместе - о своём времени. Единственноё только замечу Вам,что связь эта не столько и не столько с политической,экономической составляющей,сколько с самочувствием души в современном ей мире, а разница в душевном устроении и соответственно - музыке Малера и Брукнера - налицо,при всей их гениальности. Именно эта разница музыки косвенно свидетельствует и о разнице их времени в художественном его смысле. Так что гениальность вне времени - миф всё-таки,приходится признать.
Не уверен, что всё правильно понял... Разумеется, в разные эпохи может меняться стиль, язык самовыражения. Но, в основе, самое главное остается неизменным, или, если хотите - неизменяющимся. А внешние признаки - на то они и внешние.
Вы меня извините, что вторгаюсь в Ваш диалог. В нашем мире очень немногое может быть самоценным, разве что религия. Композиция не может быть самоценной. Композитор пишет музыку не для себя и не для своих коллег а для слушателя в общей своей массе. И ее предназначение - дать возможность слушателю уловить те переживания, которые близки в его музыке каждому слушателю. Искусство последних времен сильно подорвало связь слушателя и автора. Серьезное искусство становится все более элитным. А я хочу, что бы последняя бабушка в рязанском селе, услышав мою музыку, не сказала "мы этого не понимаем. Мы простые, и т.п", а прониклась духом и на мгновение задумалась. Конечно, все это похоже на неудачную шутку, но суть Вы, я надеюсь, уловили. Цель музыки - в воспитании, а не в самоудолетворении. И время здесь ни причем.
Не уверен, что всё правильно понял... Разумеется, в разные эпохи может меняться стиль, язык самовыражения. Но, в основе, самое главное остается неизменным, или, если хотите - неизменяющимся. А внешние признаки - на то они и внешние.
Конечно, онтологически человек (и композитор тоже) во все эпохи остаётся неизменным.Но так как само время изменяется,то и реакции человеческой души на это время (а одна из таких реакций и есть музыка) изменяются также. Могут встречаться и случаи,когда композиторы живут в одно хронологическое время, но художественное время для них абсолютно разное (положим Метнер и Стравинский).Однако и здесь это только разные виды рефлексии на одну и ту же сущность - одновременную жизнь внешнего и внутреннего,в разных вариантах взаимоотношений - от гармонии до мощного конфликта.
Вы меня извините, что вторгаюсь в Ваш диалог. В нашем мире очень немногое может быть самоценным, разве что религия. Композиция не может быть самоценной. Композитор пишет музыку не для себя и не для своих коллег а для слушателя в общей своей массе. И ее предназначение - дать возможность слушателю уловить те переживания, которые близки в его музыке каждому слушателю. Искусство последних времен сильно подорвало связь слушателя и автора. Серьезное искусство становится все более элитным. А я хочу, что бы последняя бабушка в рязанском селе, услышав мою музыку, не сказала "мы этого не понимаем. Мы простые, и т.п", а прониклась духом и на мгновение задумалась. Конечно, все это похоже на неудачную шутку, но суть Вы, я надеюсь, уловили. Цель музыки - в воспитании, а не в самоудолетворении. И время здесь ни причем.
Дорогой Вячеслав, напомню Вам известное высказывание Глинки "я хочу чтобы моя музыка была равно докладна и знатокам и простым любителям"(цитирую по памяти). Вы же хотите писать лишь для деревенской бабушки? Извините,лёгкой жизни Вам хочется! Нет уж Вы извольте идти по пути,начертанному нам великим классиком,т.е. чтобы кроме бабушки,увлечь своей музыкой и профессора консерватории!
Что,- трудно , невозможно это,Вы скажете. Так может тогда дело в том,что неплохо бы теперешнюю молодёжь (которая через 50 лет тоже станет бабушками-дедушками), понемногу начать просвещать в области того,что делалось в музыке последние 100 лет? Может быть надо пытаться исправлять положение в ДМШ,где музыка прекращается задолго до,например, Стравинского? Когда мы все начнём сокращать разрыв между простым любителем и современным творчеством именно начав с воспитания этого самого простого любителя,а не потакания его весьма скромным вкусам,вот тогда будет у нас и право с композиторов попросить соответствия глинкинской формуле. Так и воспитательный смысл музыки проявится не только на словах,а и на конкретном деле.
Дорогой Вячеслав, напомню Вам известное высказывание Глинки "я хочу чтобы моя музыка была равно докладна и знатокам и простым любителям"(цитирую по памяти). Вы же хотите писать лишь для деревенской бабушки? Извините,лёгкой жизни Вам хочется! Нет уж Вы извольте идти по пути,начертанному нам великим классиком,т.е. чтобы кроме бабушки,увлечь своей музыкой и профессора консерватории!
Что,- трудно , невозможно это,Вы скажете. Так может тогда дело в том,что неплохо бы теперешнюю молодёжь (которая через 50 лет тоже станет бабушками-дедушками), понемногу начать просвещать в области того,что делалось в музыке последние 100 лет? Может быть надо пытаться исправлять положение в ДМШ,где музыка прекращается задолго до,например, Стравинского? Когда мы все начнём сокращать разрыв между простым любителем и современным творчеством именно начав с воспитания этого самого простого любителя,а не потакания его весьма скромным вкусам,вот тогда будет у нас и право с композиторов попросить соответствия глинкинской формуле. Так и воспитательный смысл музыки проявится не только на словах,а и на конкретном деле.
Вы знаете, я с Вами согласен. Вы не совсем правильно меня поняли. Вне всяких сомнений музыка, которая выносится на суд бабушке, должна удолетворять и требованиям профессора консерватории. Я это считаю само собой разумеющимся и не счел нужным останавливаться на этом в предыдущем письме. А воспитание - не значит "потакания скромным вкусам". Имено процесс воспитания в слушателе-любителе вкуса и должен быть приоритетом. Только вот начинать процесс воспитания бабушек со Стравинского, уже не говоря о других, кажется мне сомнительным. Страны, где есть мало-мальская национальная культура (уже не говоря о России) трудно впитывают в себя чуждые ей элементы.
Вы знаете, я с Вами согласен. Вы не совсем правильно меня поняли. Вне всяких сомнений музыка, которая выносится на суд бабушке, должна удолетворять и требованиям профессора консерватории. Я это считаю само собой разумеющимся и не счел нужным останавливаться на этом в предыдущем письме. А воспитание - не значит "потакания скромным вкусам". Имено процесс воспитания в слушателе-любителе вкуса и должен быть приоритетом. Только вот начинать процесс воспитания бабушек со Стравинского, уже не говоря о других, кажется мне сомнительным. Страны, где есть мало-мальская национальная культура (уже не говоря о России) трудно впитывают в себя чуждые ей элементы.
Если можно,поясните,что Вы имеете ввиду под чуждыми России элементами.
Вы меня извините, что вторгаюсь в Ваш диалог. В нашем мире очень немногое может быть самоценным, разве что религия. Композиция не может быть самоценной. Композитор пишет музыку не для себя и не для своих коллег а для слушателя в общей своей массе. И ее предназначение - дать возможность слушателю уловить те переживания, которые близки в его музыке каждому слушателю. Искусство последних времен сильно подорвало связь слушателя и автора. Серьезное искусство становится все более элитным. А я хочу, что бы последняя бабушка в рязанском селе, услышав мою музыку, не сказала "мы этого не понимаем. Мы простые, и т.п", а прониклась духом и на мгновение задумалась. Конечно, все это похоже на неудачную шутку, но суть Вы, я надеюсь, уловили. Цель музыки - в воспитании, а не в самоудолетворении. И время здесь ни причем.
Религия, на мой взгляд, вообще не имеет никакой ценности. Это просто набор притч для людей, не способных абстрактно мыслить об отвлеченных понятиях. Далее, по-Вашему лет сто или двести назад, когда связь между авторами и слушателями еще не была подорвана, бабушки в рязанских селах услаждала свой слух кантатами Баха или Ораториями Генделя?
Если можно,поясните,что Вы имеете ввиду под чуждыми России элементами.
Конечно-же не раннего Стравинского. И вообще не хотел бы приводить Стравинского в качестве примера. Я имею ввиду то, что воспитание народа-слушателя надо начинать с доступного ему (народу) материала. Имя Стравинского прозвучало у Вас в письме и, к моей досаде, стало краеуголыным камнем нашего непонимания в этом вопросе. Чуждые элементы - это музыка, лишенная внутренной гармонии, надуманная и обезличенная. Если касаться России: как стала возможна утрата песенности в современной музыке? Этого ядра национального музыкального мышления? Музыка развивается в непрерывной связи с национальной культурой, традициями. Здесь поле непаханное возможностей. Обращение к русской песне, церковному пению и пр. Сейчас мы пытаемся родить урода, который не нужен не только нашему слушателю, но и нам самим. Это "дитя" отрывает, действительно талантливые силы от выполнения задач совершенствования национальной музыкальной культуры.
Вероятно, я чего-то просто не понял, но мне очень интересно, почему в такого рода спорах "старая музыка vs. новая музыка", в основном, речь идет о композиторской технике, традициях голосоведения/оркестровки/еще чего-то, но никто не говорит о внутреннем содержании? Ведь композитор волен выбирать любые средства выразительности - но только исходя из какой-то идеи, концепции, содержания? Не так ли?
Религия, на мой взгляд, вообще не имеет никакой ценности. Это просто набор притч для людей, не способных абстрактно мыслить об отвлеченных понятиях. Далее, по-Вашему лет сто или двести назад, когда связь между авторами и слушателями еще не была подорвана, бабушки в рязанских селах услаждала свой слух кантатами Баха или Ораториями Генделя?
На счет религии - это конечно Ваше частное мнение. Ну а бабушки.. . Знаете, еще лет 20 назад эта бабушка имела возможность приехать в Москву (это раз), посетить концерт классической или народной музыки (это два) и получить удовольствие от услышанного (это три). Конечно, эта бабушка пошла-бы слушать сонату для пикколо и тубы, а сходила на концерт из произведений Свиридова, приобщилась к наследию русской музыки. Как и бабушки-англичанки не станут слушать взахлеб Свиридова, так и наши бабульки не слушают оратории Генделя. Я, слава Богу, не дошел до того, чтобы пропагандировать формулу "мир без границ", в то же самое время и музыкальную ее подоплеку.
Грузинская кухня https://restoran-mimi.ru/ — это яркое и богатое культурное наследие Кавказа, сочетающее в себе богатство природных продуктов, древние традиции и неповторимые рецепты. Она славится...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
25.11.2025, 16:31
Привод определяет производительность, точность, ресурс станка. От правильного выбора зависит качество деталей, стабильность работы, экономичность всего процесса. Ошибка в подборе приведет к простоям,...
В современном мире, где технологии занимают важное место в нашей повседневной жизни, подарок в виде подарочной карты Apple становится отличным решением для тех, кто ценит качество, инновации и...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
20.11.2025, 10:53
Социальные закладки