Тема: Неуправляемый хор
-
23.10.2007, 21:55 #41
Ответ: Неуправляемый хор
Сколько в стране ежегодно выпускается хоровых дирижеров? Сотни, если не тысячи. Только самые упорные, терпеливые, фанатичные и пр., набивая шишки, остаются у хора. Природа дирижерской профессии такова, что не приходится поощрять индивидуальность, проявляемой в интонировании, динамике, тембре и др. Природа дирижерской профессии такова, что приходится подчинять собственной воле коллектив обученных музыкантов. И думаю, что у каждого дирижера здесь свой путь.
Последний раз редактировалось vladsam; 23.10.2007 в 23:23.
- Регистрация
- 09.10.2003
- Адрес
- "Из самого оттуда..."
- Возраст
- 57
- Сообщений
- 2,202
- Записей в дневнике
- 16
Ответ: Неуправляемый хор
vladsam, а сколько в стране ежегодно выпускается инженеров? Это всего лишь образование... ДирХор - не самое плохое, что можно было когда-то на эту тему придумать - прекрасная систематизация мышления! Даже на уровне областного педулища, как ни странно... Хочешь, не хочешь, но фортепьяно освоишь (госэкзамен!), постановку голоса пройдёшь (особенно если уж не совсем даун), музыкологию-гармонию-сольфеджио - только попробуй не сдай... В плане полноценности музыкального развития человечество пока ещё не изобрело ничего более адекватного чем ДирХор, об этом ещё Колобов говорил, Царствие ему Небесное...
Давайте не будем сейчас обсуждать вопросы экономики образования ("...а нужно ли нам столько специалистов?") - это не наша с Вами задача. Давайте остановимся на том, что универсальность образование вообще - весьма неплохое вложение собственного жизненного ресурса. Другой вопрос - как им (образованием) потом распорядиться. Ведь при всей своей относительной доступности, дирижёрско-хорвая сфера - сфера элитарная. Ибо подразумевает не только "инженерию душ человеческих".
Впрочем, не мне Вам об этом рассказывать..
Это тоже нормально. Древнюю Евангельскую истину "Много званных, но мало избранных" ещё никто не отменял. Ибо каждому в этой сфере - своё. Кому - хор. Кому - рояль (концертмейстер у такого-то..). Кому - музыкальная школа. А кому и курсы менеджеров по продаже встроенной бытовой техники... Зато сохраняется возможность когда-нибудь прийти в какой-нибудь хор и попеть там в своё удовольствие, по мере таланта и во спасение души. Тоже ведь неплохо, согласитесь...
"Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным".
http://hor.tarakanov.net
Ответ: Неуправляемый хор
Дисциплина в неуправляемом хоре достигается хирургическим вмешательством, ибо никто не может мешать репетиционному процессу, никто! Это аксиома!
Дополню уже сказанное. К.П.Виноградов, читая нам в консерватории хороведение и касаясь вопросов налаживания дисциплины, говорил, что хормейстер должен иметь характер, должен уметь повелевать и пр. При этом мы понимали, что имел ввиду Виноградов, - мы собственными глазами (и не только глазами) ощущали властность Свешникова, Птицы, Соколова и др. Мы знали, что невозможно добиться внимания певцов уговорами, что нужен диктат, подчас жесткий и жестокий. Затем, повзрослев, стали задумываться о грани, которая разделяет нормальное человеческое общение и руководство репетиционным процессом. Такая грань существует! Ради достижения творческих (будем говорить - творческих) целей руководитель подчиняет певцов своей воле, при этом не обращает внимания на мнения "порабощенных" певцов. Как ни странно, но это факт. Принципы "антропоцентрического подхода" здесь перестают работать. Мы помним, как каждый раз, завершая репетицию, Свешников глядел хозяйским взглядом на выжатый хор. Также было у Соколова, Юрлова. Придите сегодня на репетицию к Ю.П.Любимову на Таганку, увидите подобное. Отсюда вывод, хормейстер должен уметь быть диктатором в той величине, какая необходима для установления полной власти над коллективом.
Ответ: Неуправляемый хор
Насколько я поняла, в теме речь идёт о любительском коллективе.
Думаете, с такой дисциплиной любительский хор долго продержится? Да через несколько репетиций все разбегутся.
Некоторые знакомые профессиональные хористы ненавидят своих дирижёров как раз за такое отношение. Но у профессионалов выбор небольшой - уходить особенно некуда, приходится терпеть.
А вот любители, у которых полно своих проблем на работе, которые приходят на хор ради удовольствия, сталкиваясь с таким деспотичным отношением, сбегут довольно быстро.
- Регистрация
- 09.10.2003
- Адрес
- "Из самого оттуда..."
- Возраст
- 57
- Сообщений
- 2,202
- Записей в дневнике
- 16
Ответ: Неуправляемый хор
И правильно сделают, увы... Готов согласиться с Иляной и Кристи - любительский хор это тот случай, когда нужно больше не выжимать (глядя потом "хозяйским взглядом"), а отдавать, отдавать и ещё раз отдавать. И далеко не всегда ждать возврата, и уж тем более "с процентами".
Иначе ведь не поверят - сами ушлые, что цыганский хор...
Кстати, одна пожилая бывшая артистка хора Свешникова (извините, я категорически не признаю слова "хорист", считаю его жаргонно-неуважительным - вроде "лабуха" в оркестре) сказала на это: "Просто мало кто интерпретировал правильно послерепетиционный взгляд Свешникова". Так что, кто знает...
"Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным".
http://hor.tarakanov.net
Ответ: Неуправляемый хор
Господа, обратите внимание на поставленную проблему.
Поверьте, не хочу обижать любительское творчество, поскольку знаю ему цену. Мое слово направлено против "нерадивых" (слово Чеснокова) певцов, мешающих нормальному репетиционному процессу. И всего то...
Цитирую себя с уточнением: Хормейстер должен уметь быть диктатором в той величине, какая необходима для установления полной власти над коллективом.
Последний раз редактировалось vladsam; 27.10.2007 в 23:39.
- Регистрация
- 09.10.2003
- Адрес
- "Из самого оттуда..."
- Возраст
- 57
- Сообщений
- 2,202
- Записей в дневнике
- 16
"Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным".
http://hor.tarakanov.net
Ответ: Неуправляемый хор
Применительно к данной ситуации, конечно, нужно проявить твёрдость характера. Только непонятно: что же это, весь хор так себя ведёт? Странно как-то, трудных подростков что ли туда согнали? Если же такую негативную атмосферу создают всего несколько человек, то решать проблему нужно именно "хирургическим путём".
А вообще я считаю, что власть дирижёра (неважно, в любительском или в профессиональном коллективе) должна основываться
прежде всего на личном авторитете и уважении.
Конечно, в профессиональном хоре очень легко можно навести террор, установить диктатуру, но вряд ли при этом возникнет здоровая творческая обстановка. Хотя, с другой стороны, слишком мягкому и слабохарактерному дирижёру могут легко "сесть на голову"... Так что грань очень тонкаяВозможно, именно поэтому, как обсуждалось выше, на дирижёров учатся тысячи, а работают единицы.
- Регистрация
- 01.08.2007
- Возраст
- 42
- Сообщений
- 7




Ответить с цитированием





Социальные закладки