Перголези: «Stabar Mater» для солистов, оркестра и органа.
Камерный ансамбль «Солисты Москвы». Дирижер Михаэль Гюттлер (Германия). Солистки Анна Нетребко (сопрано), Екатерина Семенчук (меццо-сопрано).
Насколько мне известно, должен был приехать Андреа Маркон с Венецианским Барочным Оркестром, но что-то там не срослось (жаль, с ними могли бы приехать забойные итальянские барочные дудочники), а в августе в Зальцбурге концерт с такой программой и с Анной Нетребко с Андреасом Шоллем (!) отменили В общем, на сей раз барочного дебюта Анне не избежать и я собираюсь это завтра послушать. Интересно также будет услышать "Музыку на воде" Генделя - 1 и 2 сюиты, те самые что играл летом в театре Васильева с Полом Эссвудом. Пока барокко "Солистов Москвы" (на примере всех Бранденбургских концертов в один вечер) меня не убеждает...
Ответ: Анна Нетребко исполняет Stabat Mater Перголези
Двойной дебют
Анна Нетребко и Екатерина Семенчук впервые исполнят барочную музыку
Кто хотел, мог зло порадоваться летом этого года, когда интендант Зальцбургского фестиваля Юрген Флимм вместо Анны Нетребко во плоти получил справку о ее болезни, подписанную лучшим венским врачом. Анна должна была петь Stabat mater Перголези, но ее пришлось заменить. Мы желаем только добра Московской филармонии и верим, что подобного не повторится в Москве, где, выходит, Нетребко, открывая абонемент «Оратории и кантаты», споет опус Перголези первый раз в жизни.
Все Нетребко да Нетребко. А ведь с ней в паре будет петь не менее прекрасная певица Екатерина Семенчук. Несколько лет назад две девочки были главной гордостью Академии молодых певцов Мариинского театра, ведомой Ларисой Гергиевой. Анна пела молодых героинь, Екатерина — их подруг, а также брючные партии. Например, Лель в «Снегурочке» получался у нее необыкновенно притягательным парнем, а за несколько нот в среднем регистре можно было отдать жизнь. Екатерина Семенчук — актриса, которая умеет быть красивой на публике. И когда она пошла в гору, ей стали давать на мировых сценах Кармен и Далилу, причем в дуэте аж с Пласидо Доминго. Дуэт Нетребко — Семенчук на концертной сцене — праздник красоты и улыбок, они и дразнить друг друга умеют на радость всем присутствующим.
Но сейчас все будет серьезно, печально и возвышенно. Stabat mater — самая популярная вещь Джованни Баттисты Перголези, современника Баха. Краткая повесть о скорбящей Божьей Матери состоит из двенадцати номеров: две арии для сопрано, три для альта и семь красивейших дуэтов. Виртуозных вокальных сложностей решительно никаких, дело только в настроении высокой просветленности и правильном соблюдении стиля барокко.
Они и дразнить друг друга умеют на радость всем присутствующим. Но сейчас все будет серьезно, печально и возвышенно
Для обеих певиц барокко — занятие новое, так что предстоящий концерт будет экспериментом с непредсказуемым результатом. Конечно, было бы правильнее, если бы им аккомпанировал аутентичный оркестр. Но в академическом мастерстве камерного оркестра «Солисты Москвы» сомневаться не приходится, а фигура дирижера внушает большие надежды.
Немец Михаэль Гюттлер без сучка без задоринки заменял Валерия Гергиева в Мариинском театре, исполняя вагнеровское «Кольцо», а когда Анна Нетребко и Роландо Вильясон пели в Москве дуэтом, он обеспечил аккомпанемент такого качества, что этого дирижера захотелось оторвать с руками и ногами. Так и поступил Екатеринбургский театр оперы и балета, сделавший Гюттлера своим главным дирижером. Но повторения успеха, достигнутого Теодором Курентзисом в Новосибирске, не произошло. Молодой человек не смог установить свои порядки в проблемном русском коллективе и через год покинул театр.
Поскольку Stabat mater тянет только на одно отделение, в концерте его дополнит оркестровый шедевр Генделя — праздничная сюита «Музыка на воде». Тоже прекрасно — только немножко не по погоде.
28 октября, Большой зал консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 232 53 53
Ответ: Анна Нетребко исполняет Stabat Mater Перголези
С Андреасом Шоллем Анна выступит в Вене 4 ноября (MUSIKVEREIN) в сопровождении Венецианского барочного оркестра, а 6 ноября к ним должна была бы присоединиться Элина Гаранца.
Первое отделение - Вивальди.
Второе- STABAT MATER
Последний раз редактировалось Нина Сергеевна; 29.10.2007 в 23:12.
Ответ: Анна Нетребко исполняет Stabat Mater Перголези
Сообщение от Нина Сергеевна
С Андреасом Шоллем Анна выступит в Вене 4 ноября в сопровождении Венецианского барочного оркестра, а 6 ноября к ним должна была бы присоединиться Элина Гаранца.
Первое отделение - Вивальди.
Второе- STABAT MATER
Здорово! Остается позавидовать венцам, хотя Веницианский барочный не самый мой любимый коллектив - слышал их с Симоной Кермес в Брюгге и с Вивальди в Москве - и там и там ИМХО довольно бледный вид они имели, другое дело итальянцы типа Il Giardino Armonico или Zefiro. И те и другие, кстати, часто играют с вокалистами, странно почему их не зовут Уж Zefiro точно зажгли бы "Музыку на воде" покрепче, чем вчерашние "Солисты Москвы" в БЗК (получилось как-то приглаженно и слишком "сурьёзно" и при этом как-то неубедительно, даже не из-за подуставших ко второй сюите валторн). Однако Stabat mater мне в плане оркестра в целом понравился (были даже неожиданные "аутентичные" вкрапления типа Феди Строганова за раздолбанным позитивом из 318 класса и Аси Гречищевой на теорбе с подзвучкой(!)). Голосистая Нетребко в скромном черном платье все-таки устроила оперу из этого духовного опуса Перголези. Мне кажется, провибрированные ультразвуковые верха, пробивающие БЗК и бурны страсти всё же были не кстати. Пожалуй, более-менее убедили два последних дуэта, все остальные сильно напоминали дуэт Лизы и Полины и слов было не разобрать, но к концу наши девицы распелись чтоли и довольно проникновенно закончили произведение. Ничего не мог с собой поделать, но очень хотелось, чтобы Семенчук оказался мужчиной и желательно Майклом Чансом - до сих пор звучит в ушах его потрясающее исполнение Stabat mater в РЗК с Рюшей и тогда ещё не совсем окрепшей сопрано Наташей Косолаповой из Нижнего Новгорода.
Что до Анны Нетребки, то я, как уже говорил, пока не проникся её барочными пробами пера, при том что она безусловно великая оперная певица и было приятно послушать её живьём. И всё-таки здорово, что она обратилась к барочной музыке и сотрудничает с Андреасом Шоллем, Марконом с его веницианцами и прочими HIPунами, а не продолжает добрые академические традиции петь Баха как Вагнера. Я думаю, это хорошая тенденция и такое взаимопроникновение "академистов" и "аутентистов" будет и впредь приносить хорошие плоды. Засим прощаюсь, надеюсь, что кто-нибудь кроме меня ещё был на этом концерте и напишет свои впечатления.
Ответ: Анна Нетребко исполняет Stabat Mater Перголези
Сообщение от Нина Сергеевна
С Андреасом Шоллем Анна выступит в Вене 4 ноября в сопровождении Венецианского барочного оркестра, а 6 ноября к ним должна была бы присоединиться Элина Гаранца.
Ответ: Анна Нетребко исполняет Stabat Mater Перголези
Уважаемый Филип Нодель,простите,что я отворила
дверь этой темы,которую уже закрыли,потому что очень
интересно,так как же прозвучали эти дивы на концерте???
Кто-то сумел услышать,так черкните и нам.
Я очень хочу услышать ваше впечатление от концерта.
Ответ: Анна Нетребко исполняет Stabat Mater Перголези
Сообщение от Нина Сергеевна
С Андреасом Шоллем Анна выступит в Вене 4 ноября (MUSIKVEREIN) в сопровождении Венецианского барочного оркестра, а 6 ноября к ним должна была бы присоединиться Элина Гаранца.
Ответ: Анна Нетребко исполняет Stabat Mater Перголези
«Stabat Mater» Перголези в Москве и Вене (впечатления дилетанта).
Вводные.
Джованни Батиста Перголези родился 4 января 1710 г., прожил 26 лет, написал первую в истории оперного театра оперу-буффа «Служанка-госпожа» и остался в истории музыки как создатель самой исполняемой версии католического гимна «Stabat Mater Dolorosa» («Стояла Мать скорбящая…»), автором которого считается итальянский поэт-монах XIII в. Якопоне да Тоди. Текст гимна, как сакральный гипнотический заговор, сначала обозначает «фокус воображения» (страдания Богоматери), потом «присоедняет» к нему («Кто из людей не заплакал бы…»), потом «растворяет» в нём («Дай мне почувствовать силу страданий…»). К «Stabat Mater» обращалось более двухсот () композиторов, среди которых Вивальди, Гайдн, Россини, Дворжак, Верди… Кантата Перголези состоит из семи дуэтов сопрано и альта, двух арий сопрано и трех арий альта (всего 12 частей). Последний дуэт «Когда тело умрет…» символически украсил сцену мечтаний Сальери и «чудесной» смерти его отца в фильме «Амадей» (а еще ранее эта музыка была использована в фильме А.Тарковского «Зеркало»). Исполнительская традиция кантаты опирается на «церковную» беспристрастность и чистоту, почему-то называемую барочной. Вообще путаницы в терминах по поводу музыки Перголези хватает: многие специалисты категорически не приемлют определения «барочный» и настаивают на «классицистической» основе последних произведений молодого мастера, ссылаясь на отсутствие вычурной сложности и «чувственного украшательства» его духовной музыки. Вообще же очевидно, что отнесение всего творчества того или иного серьезного композитора к тому или иному направлению или стилю крайне ущербно. «Энциклопедии», например, считают ярчайшим образцом музыкального классицизма музыку Моцарта, а ярчайшими «представителями» барокко – Баха, Генделя, Вивальди и Монтеверди. Если же мы начнем разбирать конкретные произведения упомянутых композиторов, то увидим, что между конкретными произведениями Моцарта и Баха, например, меньше стилистических различий, чем между конкретными произведениями Баха и Вивальди. Разумеется, это «сравнение» само по себе было бы условным и могло бы касаться только определенных жанровых форм (той же мессы, например), но для иллюстрации некорректности жесткой стилистической «классификации» творчества того или иного композитора такого «сравнения» было бы вполне достаточно. Итак, «Stabat Mater» Перголези - духовная кантата, не вписывающаяся ни в музыкальные каноны духовной музыки (так как ее камерная форма не предполагает ее исполнения в католическом храме), ни в общие музыкальные «стили» (ни барокко, ни классицизм). Если еще вспомнить, что эта сорокаминутная композиция вызывала «замечания» относительно недостаточной для церковного произведения эмоциональной отрешенности, то становится ясно, что эта вещь – шедевр. Первое исполнение состоялось незадолго до смерти Перголези – зимой 1736. Кантата написана для сопрано, альта, струнных (в оригинале – 3 скрипки и виолончель) и органа. Исполняется либо в «барочной традиции» - с участием контртенора, - либо в «классицистической» - с участием альта или меццо-сопрано.
«Stabat Mater» в Москве (28.10.2007, Большой зал Консерватории; Анна Нетребко (сопрано), Людмила Семенчук (меццо-сопрано), ансамбль «Солисты Москвы» Ю.Башмета, дирижер – Гюттлер).
В первом отделении (перед кантатой) играли Генделя («Музыка на воде»). Играли слаженно и буднично (не без шероховатостей (одна «съехавшая» нота у духовых), но и без серьезных ляпов).
Во втором отделении московская публика ждала не столько собственно дебюта Анны Нетребко в качестве исполнителя духовной музыки, сколько «вообще саму её». «Сама она» появилась в строгом, но не без элегантности «сделанном» черном платье с «барочными» сероватыми отворотами. С самого первого дуэта завораживала та лёгкость, с которой чистый тембр певицы заполнял огромный зал Московской Консерватории: словно для Нетребко самое сложное в пении - это набрать воздуха, - настолько легким и неземным кажется само звучание… Исполнение обеих вокальных партий отличалось одновременно и скорбной строгостью, и лирической проникновенностью. Строгое меццо Людмилы Семенчук звучало, как бархатное эхо чистого, лирического, земного голоса Анны Нетребко, словно смягчая вселенский надрыв, прорывавшийся в форсированных пассажах, столь неожиданных и столь естественных для эмоциональной канвы средневековой текстовой основы произведения. По традиции, паузы между частями программного произведения – не время для восторженных (или даже просто «благодарных») аплодисментов, но наша неискушенная в восприятии больших форм публика аплодировала почти после каждой части. Само по себе это не страшно, но цельности восприятию музыки не прибавляет. Вторая часть «Quando corpus morietur» - «Аmen» - была исполнена на бис.
«Stabat Mater» в Вене (04.11.2007, Musikverein; Анна Нетребко (сопрано), Андреас Шолль (контртенор), Венецианский барочный оркестр Андреа Маркона (дирижер).
В первом отделении (перед кантатой) исполняли три концерта Вивальди для струнных (RV 114, RV 119, RV 156). С вдумчивой виртуозностью был исполнен концерт для виолончели (RV 419, солист Francesco Galligioni). Появление на сцене двухметрового красавца Андреаса Шолля вызвало в зале заметное оживление, а сам Шолль чуть заметно кивнул в сторону 4-й ложи балкона, где в окружении директора Венского музыкального общества и его супруги задумчиво слушала программу первого отделения сама А.Нетребко. Первые звуки кантаты «Cessate, omai cessate» (RV 684) заставили вздрогнуть некоторых незнакомых с экзотическим мужским вокальным «наследием» барокко: двухметровых красавец Шолль запел «женским» голосом. Природа (и, конечно, физиология) контртенорового регистра – тема страшно увлекательная, но за рамками общей эстетики барочной музыки плохо «усваиваема». Мимоходом важно заметить, что практически все контртенора звучат неестественным «выхолощенным» тембром. Некоторые «популярные энциклопедии» рассказывают о разных секретах «сохранения» контртенорами своих «детских» голосов, но настоящий контртенор – голос зрелого мужчины, причем голос не «сохраненный», а «сделанный» (в технологии «сотворения» контртенорового звучания есть свои нюансы, отличающие физиологию образования контртенорового «звука» от физиологии образования «полноценного» сопрано, альта, тенора или баритона, и именно поэтому звучание контртенора столь же неестественно, сколь и ангельски красиво). Сложнейшая кантата была исполнена добросовестно и чисто, но восторг вызывало не само музыкальное произведение, а та тщательность и аккуратность, с которым Шолль старался «выполнить» всё, что хотел «от него» услышать Вивальди. Андреа Маркон дирижировал, одновременно аккомпанируя на чембало. Безумного восторга «венецианцы» не вызывали, но звучали «с огоньком».
Если «московская классицистическая версия» исполнения «Stabat Mater» двумя женскими голосами создавала ощущение дуэта чувственного «первоисточника» и его матового эха, то «барочное» венское исполнение кантаты сопрано и контртенором производило совершенно иное впечатление. Контртенор Андреаса Шолля по тембру более «тонкий» голос, чем «полнокровное» сопрано Анны Нетребко. Эта «рокировка» регистров создала необыкновенное впечатление «диалога» земного голоса с небесным, голоса страдающего с голосом, страданий не ведающим, голоса человека с голосом ангела… И это было необыкновенно! Манера исполнения А.Нетребко в Вене была чуть более сдержанной и – робкой. Впервые певица вышла на сцену в строгом (даже еще более строгом, чем был её московский наряд) черном платье без единого украшения: растворенность в духовном содержании кантаты была настолько выраженной и подчёркнутой, что не верилось, что на сцене та самая жизнерадостная, искрящаяся и постоянно дурачащаяся тридцатисемилетняя «Нетребка», вызывающая бури восторгов своими яркими театральными работами… И только голос… божественный голос… чистый и живой… говорил – это поёт Она…
Мысли вслух, или Перголези’ем навеяло... Удивительно, но почти во всех русскоязычных отзывах и рецензиях на московский дебют Анны Нетребко в новом репертуаре мне встречался «упрёк» в излишней чувственности («оперности») её интерпретации шедевра Перголези, в отсутствии необходимой для исполнения духовной музыки эмоциональной отрешенности... И лишь в одной статье было «снисходительно» замечено, что интерпретация, «так и быть», получилась оригинальной и ни на кого не похожей… Вместе с тем, у любого, слушающего музыку «Stabat Mater» и чувствующего то, «что» в ней звучит, эти замечания не могут не вызывать недоумения… Кантата Перголези – о чувствах матери, потерявшей сына. О какой эмоциональной «церковной» отрешенности здесь может идти речь? Поразительно то, что существующая «бесстрастная» традиция «озвучивания» этого шедевра совершенно не вписывается в эмоциональность самой музыки: у Перголези звучит плач, надрыв, стенания, а публика и критики ждут от исполнителей «возвышенной католической прохладцы». То ли народ латыни не знает и не понимает текста, на который Перголези написал гениальную музыку, то ли биографии молодого композитора не помнит... 26-летний Перголези дописывал кантату, как и Моцарт свой «Реквием», будучи тяжело больным человеком, находясь на пике как физических страданий из-за болезни, забиравшей остатки жизни, так и страданий духовных (из-за смерти возлюбленной)... «Бесчувственно» исполнять такую музыку может только человек, хорошо выучившийся вокалу, но так ничего и не понявший в самой природе музыкального творчества… И еще: в российских рецензиях и статьях о выступлениях А.Нетребко практически не встречается ни слова о том, что своим творчеством певица даёт нам – гражданам России – еще один повод гордиться своей страной «здесь и сейчас». Для журналистов и музыкальных критиков это, видимо, не так важно, как выискивать в выступлениях мирового сопрано «номер раз» шероховатости и недостатки…
P.S. На венском дебюте А.Нетребко присутствовал выдающийся современный дирижер и музыкальный руководитель Венской оперы Сейджи Озава.
P.P.S. Вместо приложения. Текст «Stabat Mater» c переводом.
Stabatmaterdolorosa iuxta Crucem lacrimosa, dum pendebat Filius.
Стояла Мать скорбящая Возле креста в слезах, Когда на нем висел Сын,
Cuius animam gementem, contristatam et dolentem pertransivit gladius.
Чью душу стенающую, Сочувствующую и страдающую, Пронзил меч.
O quam tristis et afflicta fuit illa benedicta, mater Unigeniti!
О, как печальна и сокрушенна Была Она, благословенная Мать Единорожденного!
Quae maerebat et dolebat, pia Mater, dum videbat nati poenas inclyti.
Как горевала и страдала Благочестивая Мать, когда видела Муки Сына восславленного.
Quis est homo qui non fleret, matrem Christi si videret in tanto supplicio?
Кто из людей не заплакал бы, Мать Христа увидев В таких мучениях?
Quis non posset contristari Christi Matrem contemplari dolentem cum Filio?
Кто может не посочувствовать Матери Христа, наблюдая Страдания Её вместе с Сыном?
Pro peccatis suae gentis vidit Iesum in tormentis, et flagellis subditum.
За грехи своего рода Видела она Иисуса, в муках Плетям подставленного,
Vidit suum dulcem Natum moriendo desolatum, dum emisit spiritum.
Видела Сына милого, родного, Умирать оставленного, Испускающего дух.
Eia, Mater, fons amoris me sentire vim doloris fac, ut tecum lugeam.
О, Мать, источник любви! Дай мне почувствовать силу страданий И скорбеть вместе с Тобой.
Fac, ut ardeat cor meum in amando Christum Deum ut sibi complaceam.
Заставь гореть сердце моё В любви к Христу Богу И с собой быть в согласии.
Sancta Mater, istud agas, crucifixi fige plagas cordi meo valide.
Святая Мать, сделай это — Распятого муки В моём сердце укрепи.
Tui Nati vulnerati, tam dignati pro me pati, poenas mecum divide.
Твоего раненого сына, Достойно принявшего муки за меня, Страдания со мною раздели.
Fac me tecum pie flere, crucifixo condolere, donec ego vixero.
Позволь мне рыдать с Тобою, Сострадать распятому, Пока я буду жив.
Iuxta Crucem tecum stare, et me tibi sociare in planctu desidero.
У креста с Тобою стоять, Тебе всей душой сопутствовать В плаче хочу.
Virgo virginum praeclara, mihi iam non sis amara, fac me tecum plangere.
Дева из дев Пресветлая! Как бы мне ни было горько самому, Позволь мне рыдать с Тобою.
Fac, ut portem Christi mortem, passionis fac consortem, et plagas recolere.
Позволь разделить с Тобой смерть Христа, Страсти сделай долей моей И раны освежи.
Fac me plagis vulnerari, fac me Cruce inebriari, et cruore Filii.
Пусть меня ранят ударами, Дай мне упиться крёстной мукой Из-за любви к Сыну.
Flammis ne urar succensus, per te, Virgo, sim defensus in die iudicii.
В пламени я не сгорю, зажженный Тобою, Дева, и буду защищён В день Страшного суда.
Christe, cum sit hinc exire, da per Matrem me venire ad palmam victoriae.
Христос, когда бренный мир покинуть будет суждено, Позволь Твоей Матери Привести меня к победе.
Quando corpus morietur, fac, ut animae donetur paradisi gloria. Amen.
Когда тело умрёт, Даруй моей душе Райскую славу. Аминь.
В современном мире комфорт и стиль в интерьере играют важнейшую роль. Одним из лидеров на рынке мебельной индустрии является Мебельная фабрика Levox — компания, которая сочетает передовые технологии,...
Ваш стоматологический приём — это не просто «ремонт зубов»: от выбора клиники зависит ваше здоровье, безопасность, комфорт и долговечность результата. Неправильный выбор может...
Китайский автопром активно укрепляется в России, и Changan — одна из марок, которая смогла быстро завоевать популярность. Покупателей привлекает сочетание цены, дизайна и богатого оснащения....
Социальные закладки