199208209210219 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 2,081 по 2,090 из 9170

Тема: музыкальная семантика

              
  1. #2081
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    [quote=Olorulus;477115]Да не про "барьер" я ...

    Вы не можете "выслушать" ничего больше и ничего сверх того, что Вы уже знали (органами чувств и разумом - в равной степени) раньше. (Если Вы, конечно, не буддист )

    Упрощая: если мой слух воспитан на тональной гармонии классико-романтического типа, я и в одноголосном богородичном антифоне (какой-нить Regina caeli) услышу тонику и доминанту, и они мне будут милы. И никакого "барьера".

    То же касается риторических фраз (и аффекта в целом) в барочной музыке, о которых не раз говорил Барух здесь. Не знаешь (не видел, не читал, не прочувствовал, не освоил, не сделал своим) - будет звучать просто "грустная музыка" или просто "веселая музыка".

    Более того (я надеюсь, Лифановский меня не забанит). Я думаю, что конкретно к Баху еще приложимы такие категории, как вера сердцем - во всяком случае, ко многим его сочинениям. Атеист не "вычитает" той глубины страдания и той степени умиления и восторга, которая поразит в баховской музыке человека веры.

    Это не плохо и не хорошо. Это просто факт.
    /quote]

    Я и согласен, и не могу согласиться! У Вас получается какая-то статичная картина (опять - небо идей), - а по-моему, - здесь все - подвижно, динамично. И художественное восприятие в целом, и даже - вера.
    Дело не только в узнавании - дело в создании нового - и на основе уже известного, и, главное, - на основе "механизмов восприятия" (человек - НЕ компьютер! Не обязательно, зная только доминанту и тонику, я ее везде буду налепливать, - это знание только, может быть, скорректирует мою "отнологизацию" - поиск, "вчитывание" закономерностей (тягорений в том числе), - а сам этот поиск, сам процесс означивания в целом - изначальное свойство человека).
    И, кроме того, в искусстве - "прибежище" парадоксов. Как раз благодаря ему я могу "до мозга костей" пережить, прочувствовать идеологию, в " реальной жизни" мне не близкую (будь то Бетховен, Стравинский или Вагнер - про Баха промолчал).

    Спасибо за статью!!


  • #2082
    Постоянный участник Аватар для Амфибия
    Регистрация
    14.04.2007
    Адрес
    СПб
    Сообщений
    744
    Записей в дневнике
    8

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    И, кроме того, в искусстве - "прибежище" парадоксов. Как раз благодаря ему я могу "до мозга костей" пережить, прочувствовать идеологию, в " реальной жизни" мне не близкую (будь то Бетховен, Стравинский или Вагнер - про Баха промолчал).
    Мне кажется, конечно, да.
    И тем не менее, уважаемый Олорулус по-моему, очень глубоко прав.
    Особенно может быть это заметно не в слушании, а в игре. Я сразу еще вспомнила, как С.М.Мальцев любит повторять про импровизацию, - что ее уровень никогда не превышает уровень слуховых представлений играющего (и не может выйти за пределы этих слуховых представлений). Мне кажется это именно про то.

  • #2083
    abel Аватар для Daddy
    Регистрация
    25.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3,284
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Дело не только в узнавании - дело в создании нового...
    "Дело совсем не в открытии, а в открывании, беспрерывном и вечном" (с, ФМД).
    _____________Я воды Леты пью
    Мне доктором запрещена унылость

  • #2084
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Амфибия Посмотреть сообщение
    Мне кажется, конечно, да.
    И тем не менее, уважаемый Олорулус по-моему, очень глубоко прав.
    Особенно может быть это заметно не в слушании, а в игре. Я сразу еще вспомнила, как С.М.Мальцев любит повторять про импровизацию, - что ее уровень никогда не превышает уровень слуховых представлений играющего (и не может выйти за пределы этих слуховых представлений). Мне кажется это именно про то.
    Т. е. восприятие - это такое "прокрустово ложе"?

    "Механизм" импровизации, наверное, этим как раз и отличается от "творческого слушания" и "композиции", - другое (менее переосмысляющее, пероценивающее) качество "комбинаторики".
    В импровизации главное - непосредственный ход мысли здесь и сейчас, именно одноразовость, бОльшая однозначность, меньшая интерпретируемость.

    Мне кажется, как раз наоборот, часто "неискушенное", незамутненное восприятие бывает более чутким и адекватным. "Опыт" может выродиться в клише и стереотипы.

  • #2085
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Дорогой Олорулус, прочитал статью, спасибо - умно,четко, увлеченно написано.
    Но сама постановка вопроса, на мой взгляд, старая - и неправильная

    Рассматривать надо не то, кто что сказал о музыке (вернее, - это дело истории), - а то, что именно представляет собой эстетическое переживание музыки, - ту стихию смысла (слагающущся и из конкретных, и из абстрактных элементов), тот процесс означивания (в самом широком смысле, - и здесь нет никакой принципиальной разницы между "программным" и "чистым")), поводом которого является звучащая (вспоминаемая, читаемая, передаваемая вибрациями - как у глухих, - и т. д.) музыка-"об`ект"-"феномен"-"вещь-в-себе"-"и т. п."

  • #2086
    Постоянный участник Аватар для lantan
    Регистрация
    02.11.2007
    Адрес
    петербург
    Возраст
    38
    Сообщений
    458
    Записей в дневнике
    15

    По умолчанию Ответ: Вальтер Виора. Absolute Musik

    Цитата Сообщение от Olorulus Посмотреть сообщение
    Поскольку я подумал, мож, еще кто по-немецки читает, решил предложить эту статью публично:

    http://download.eremus.org/wiora-abs-musik.rar

    (в Вордовском формате, Юникодом).
    А перевода хотя бы на английский точно нет?....
    To follow passion, not fashion...

  • #2087
    Светлана Надлер Аватар для Светлана Надлер
    Регистрация
    08.12.2007
    Адрес
    Четвертитончик из верхнего регистра
    Сообщений
    1,564
    Записей в дневнике
    17

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Уважаемый Olorulus! Спасибо за сообщение; для меня это честь; очень хочется найти побольше Ваших статей и почитать их; моё восхищение Вашим слогом, стилем и потрясающей глубиной знаний; хотя, как тут словами выразишь -смешно получится всё равно...
    Как респект от строптивого новичка форума -ответное сообщение. Я девушка болтливая...
    Цитата Сообщение от Olorulus Посмотреть сообщение
    Да не про "барьер" я ...
    Собственно, на мысли о барьере меня натолкнула Ваша реплика о недоумении гипотетического слушателя, который, безусловно, способен испытать таковые чувства при знакомстве с Ars Nova... Сколь я знаю, недоумение есть эмоциональная реакция. Впрочем, чего только не бывает на свете, каких реакций...

    Вы не можете "выслушать" ничего больше и ничего сверх того, что Вы уже знали (органами чувств и разумом - в равной степени) раньше. (Если Вы, конечно, не буддист )
    .
    Смотря чем, каким и чего в данном случае считать знание. Звуки, контрапункт и тембры моё гипотетическое я к тому времени уж точно -знало, а остальное приложилось во внезапно открывшемся стихийном буддизме...

    Упрощая: если мой слух воспитан на тональной гармонии классико-романтического типа, я и в одноголосном богородичном антифоне (какой-нить Regina caeli) услышу тонику и доминанту, и они мне будут милы. И никакого "барьера".
    ! За упрощение -спасибо, конечно. Вы затронули важнейшую тему, связанную с воспитанием слуха, о котором Вы говорите, и преподаванием гармонии в нашем профессиональном образовании. Когда я в Гнесинке ходила за великолепной Н.С. Гуляницкой и умоляла "объяснить мне про модальность" - щенком ещё я была тогда - вот бы мне тогда попроще бы объяснить... А теперь -не-етушки. Студентики мои про финалис и реперкуссу -бывает, что и весьма резво соображают. Если конечно им помочь в этом нелёгком деле. Да и я сама как-то -не поддаюсь соблазну. А чтоб в грегорианском хорале тонику с доминантой: нет, шалишь! Соломон де Каус, модусы -перевоспитался мой классико-романтический слух-то...

    ..к Баху еще приложимы такие категории, как вера сердцем - во всяком случае, ко многим его сочинениям. Атеист не "вычитает" той глубины страдания и той степени умиления и восторга, которая поразит в баховской музыке человека веры.

    Это не плохо и не хорошо. Это просто факт.
    Надо полагать, что в данном контексте атеист -это тот, кто про себя сказал, что является атеистом; и "просто факт" -это просто факт... В таком случае моё гипотетическое я -опровержение Вашего утверждения. Я скорее назову себя атеистом, чем верующим; из христианских философов Владимира Соловьёва предпочту любому ортодоксу; а о чувствах к музыке Баха просто умолчу, чтобы не открывать сокровенное... Интересно, служит ли это для Вас тем самым "исключением", которое подтверждает правило? Кроме того, "человек веры" -понятие по сегодняшнему дню слишком расплывчатое. На каждом шагу рискуешь услышать -даже о Бахе - что- неправославный. Это скажут люди веры;мне уже приходилось сталкиваться с этим...

    "Слепой органист" жил в 14 веке.

    Камбиата Ландини - частный случай готической каденции (у немцев Zweileittonkadenz), которая сложилась еще в 13 в. В 15 веке (у Дюфаи) это дань прошлому, или даже просто архаизм (у Окегема).
    . За Франческо Ландини -огромное спасибо. Про XIV -то век его проживания -Ю.К. Евдокимова, дай ей Бог здоровья, нам крепко внушала. Про то, что это частный случай готической каденции- не знала, честно. Я Вам очень признательна за это сведение. Статью Вашу о Машо с огромным удовольствием читала. И про Окегема комментарии в теме. А насчёт Пярта -вот-вот, как Вы говорите; "как легенду об архаизме" и воспринимала; и почему-то сразу Окегема вспомнила -как у него каденция Ландини с техникой фобурдона, бывает, сочетается...
    С Рождеством наступающим!
    Последний раз редактировалось Светлана Надлер; 10.01.2008 в 11:16.

  • #2088
    Светлана Надлер Аватар для Светлана Надлер
    Регистрация
    08.12.2007
    Адрес
    Четвертитончик из верхнего регистра
    Сообщений
    1,564
    Записей в дневнике
    17

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Спасибо! Уже скачала немножко Вашей музыки оттуда.

  • #2089
    Светлана Надлер Аватар для Светлана Надлер
    Регистрация
    08.12.2007
    Адрес
    Четвертитончик из верхнего регистра
    Сообщений
    1,564
    Записей в дневнике
    17

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Daddy Посмотреть сообщение
    В вине...
    О! А давайте с Вами -за Арво Пярта!.. Класс?..
    Автор - один из интерпретаторов собственного сочинения, хотя и находящийся по некоторым позициям в привилегированном положении.
    Он не может предвосхитить всех возможных интерпретаций, как ученый не может предвосхитить всех следствий из своего открытия - как теоретических, так и практических.
    Дык...
    Это -с нашей точки зрения. А он, автор-то, и вообще нас мелко видит, вот что занимает меня в последнее время...
    Вспомним, как Тосканини однажды бросил Равелю: "Вы ничего не смыслите в собственной музыке!".
    !

  • #2090
    abel Аватар для Daddy
    Регистрация
    25.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3,284
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Четвертитончик Посмотреть сообщение
    Это -с нашей точки зрения. А он, автор-то, и вообще нас мелко видит, вот что занимает меня в последнее время...
    "Я достаточно похожа на Никитину и без ваших тампончиков". - "Это Вам так кажется". (с)
    Автор прав... Иной раз даже нарочно провоцирует к неверному толкованию ("Вот вам мораль..."). Нас, мелких.
    Последний раз редактировалось Daddy; 05.01.2008 в 17:20.
    _____________Я воды Леты пью
    Мне доктором запрещена унылость

  • Страница 209 из 917 ПерваяПервая ... 199208209210219 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. семантика тональности
      от bobr177 в разделе Старинная музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 11.02.2015, 21:18
    2. Синтаксис и семантика
      от Glinski в разделе Современная музыка
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 20.08.2012, 22:04
    3. Музыкальная семантика: двадцать лет спустя...
      от Muzylo в разделе Философия и музыка
      Ответов: 82
      Последнее сообщение: 12.02.2008, 16:38
    4. Музыкальная угадайка!
      от Анатолий Лихницкий в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 17.08.2007, 20:27
    5. "Семантика" Моцарта (Вариации фа мажор KV 613)
      от Walter Boot Legge в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 434
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 14:18

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100