12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 11 по 20 из 659

Тема: Георг Фридрих Гендель

              
  1. #11

    По умолчанию Ответ: Георг Фридрих Гендель

    На необитаемый остров я бы мог взять один лишь СД с его кончерти гросси оп. 6.
    . Да! Опус 6 - совершеннейшее, глобальнейшее творение Генделя, просто энциклопедия его концертного стиля, и жанра concerto-grosso вообще! Интересно, что после Grand' concertos op. 6 он больше не писал в этом жанре! Выражаясь в терминах b3, Гендель "закрыл" шестым опусом форму кончерто-гроссо... .
    Цитата Сообщение от nibelung
    Сегодня купил "Роделинду" с нормальным Леонхардтом - т.е. Карлом (запись 1938-39гг).
    А кто ненормальный-то? Густав что ли? ... А архивная запись Бернстайна? Вроде неплохая?


  • #12
    Старожил
    Регистрация
    22.11.2003
    Сообщений
    3,654
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Ответ: Георг Фридрих Гендель

    Чем старее запись, тем она интересней для меня. У меня есть записи некоего певца 1819-го года рождения.

  • #13
    Частый гость Аватар для Morbid
    Регистрация
    15.09.2004
    Возраст
    49
    Сообщений
    293

    По умолчанию Ответ: Георг Фридрих Гендель

    По правде говоря, я слушал только одно это исполнение если не считать Мелодийные винилки с репринтом Эдриена Боулта (DECCA). В записи Кристи я впервые познакомился с голосом Шолля и до сих пор от него в восторге.

  • #14
    Старожил
    Регистрация
    22.11.2003
    Сообщений
    3,654
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Ответ: Георг Фридрих Гендель

    Вот кстати на CD Боулта-то нет. Редкая стала запись.

    А Гардинер действительно очень хорош. Это лучшее, что он вообще сделал.

  • #15
    Активный участник
    Регистрация
    19.03.2003
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    364

    По умолчанию Ответ: Георг Фридрих Гендель

    "21 января 1751 года, когда он начал партитуру «Jephta», он казался вполне здоровым, несмотря на свои шестьдесят шесть лет. Первый акт он написал без передышки, за тринадцать дней. Через следующие одиннадцать дней он дошел до предпоследней сцены второго акта. Здесь он должен был остановиться. Уже предыдущие страницы он писал с трудом; его почерк, такой ясный и твердый вначале, становится расплывчатым, путаным и дрожащим. Он начал финальный хор II акта «Как неисповедимы пути твои, господи!» Едва успел он написать вступительное largo, как должен был остановиться; он замечает: «Дошел до сих пор, среда, 13 февраля; не могу продолжать из-за своего левого глаза».
    Он делает перерыв на десять дней. 23 февраля — это был день его рождения — он замечает: «Мне немножко лучше, снова принялся за работу».
    И он пишет музыку на следующие зловещие слова:
    «Наша радость переходит в скорбь, как день переходит в ночь».
    Он с трудом заканчивает в пять дней этот хор, который, впрочем, замечателен. В течение четырех месяцев работа его не двигается вперед. 18 июня он принимается за третий акт. В середине ему пришлось еще раз остановиться. Последние четыре арии и финальный хор отняли больше времени, чем при обычных условиях целая оратория: он довел дело до конца лишь 30 августа 1751 года. Гендель ослеп.
    После этого наступил конец всему. Глаза Генделя закрылись. Свет погас. «Total eclipse...» Мир исчез.

    Никогда он не страдал столь сильно, как в первый год болезни, когда еще не совсем ослеп. В 1752 году у него не хватало сил для игры на органе во время исполнения его ораторий, и растроганная публика видела, как он бледнеет и дрожит, слушая дивную жалобу своего слепого Самсона. После 1753 года, когда болезнь оказалась неизлечимой, Гендель снова принимается за деятельность: он опять за органом на двенадцати исполнениях своих ораторий, происходящих каждый год во время поста; и так продолжается до самой его смерти. Но вместе со зрением он потерял лучший источник своего вдохновения. Этот человек, не бывший ни интеллектуалом, ни мистиком, этот человек, любивший свет, природу, прекрасные картины, внешний вид вещей, живший глазами более, чем большинство немецких музыкантов,—теперь погружен в ночь. С 1752 по 1759 годы он находится в тяжелом полусне, предшественнике смерти. Он всего лишь диктует в 1758 году дуэт и хор для «Иуды Маккавея» «Sion now her head shall raise» и, переживая в мыслях счастливые дни прошлого, переделывает творение своей юности «Trionfo del Tempo», создав его новую версию в марте 1757 года: «The Triumpf of Time and Truth».
    6 апреля 1759 года он еще сидел за органом во время исполнения «Мессии». Среди одной из частей оратории силы изменили ему. Но он пришел в себя и сыграл импровизацию, полную, как говорили, обычного величия. Вернувшись домой, он слег в постель. 11 апреля он добавил последнюю приписку в своем завещании, щедро отказав тысячу фунтов стерлингов Обществу помощи бедным музыкантам и спокойно выразив желание быть погребенным в Вестминстере. Он говорил:
    «Мне хотелось бы умереть в святую пятницу, потому что тогда я надеялся бы соединиться с моим богом, с моим сладостным господом и спасителем в день его воскресения».
    Его желание исполнилось. В святую субботу 14 апреля, в восемь часов утра, певец «Мессии» почил в своем боге.

    Его слава разрослась после его смерти. 20 апреля он был погребен в Вестминстере, как этого желал. Ежегодные исполнения его ораторий во время поста продолжались под управлением его друга Кристофа Шмидта. Скоро их стали давать для широкой аудитории. Слава о больших торжествах Commemoration, происходивших в Вестминстере и Пантеоне с 26 мая по 5 июня 1784 года по случаю столетия его рождения, разнеслась по всей Европе. Новые чествования состоялись в Лондоне в 1785, 1786, 1787, 1790, 1791 годах. На последних, в которых принимало участие более тысячи исполнителей, присутствовал Гайдн, который плакал, говоря: «Он наш общий учитель».

    Ромен Роллан "Гендель"

  • #16

    По умолчанию Ответ: Георг Фридрих Гендель

    Для англичан Гендель - не просто композитор, но объект культа. Скажу больше - религиозного культа! Когда во время исполнения «Мессии» хор начинает петь «Аллилуйю», все встают, как в церкви. Английские протестанты переживают эти минуты почти так же, как если бы лицезрели поднятие чаши со святыми дарами.

    Каждые три года организуется «Генделевский фестиваль», на котором его оратории исполняются четырьмя тысячами участников, собранных со всех концов Англии. Эффект ужасен; но все находят его грандиозным. Многие вокальные номера в этих ораториях взяты Генделем из его же опер и подтекстованы благочестивыми словами: например, фраза «Rende sereno il ciglio, madre: non piange pid» * (* Пусть прояснится взор твой, мать! Не плачь больше (ит.)) превратилась в «Господи, вспомни о Давиде! Научи его познанию путей твоих». Если бы в Англии кто-нибудь взял песнь из оратории и приспособил к ней мирские слова, его, вероятно, отдали бы под суд за богохульство. Иногда какой-нибудь литератор делает попытку написать фамилию Handel более правильно - Händel или Haendel. Но англичанина это шокирует не меньше, чем, скажем, начертание «Jahve» вместо «Jehovah».

    Я не нахожу вполне аналогичного примера у французов. Глюк, почти неизвестный англичанам, пока лет двадцать назад Джулия Равольи не проблистала у нас в «Орфее», был, а вероятно и до сих пор является, объектом культа во Франции; но этот культ связан с оперной, а не с религиозной музыкой. Все же в судьбе обоих композиторов есть нечто сходное. Глюк и Гендель - современники. Оба - немцы. Оба - великие композиторы. Оба получили особенно большое признание в чужой стране, и каждый из них остался почти неизвестным там, где воцарился другой. Трудно привести другой подобный пример.

    Музыка Генделя меньше всего похожа на французскую; это настоящая английская музыка. Будь доктор Джонсон композитором, он сочинял бы как Гендель. Это можно сказать и о Коббете. Гендель открыл мне, что стиль определяется силой своей убедительности. Если вы умеете высказаться кратко и неопровержимо, - вы владеете стилем; если нет, - вы не более чем marchand de plaisir * (* букв. - торговец развлечениями (фр.)), поверхностный litterateur * (* литератор (фр.)), или живописец, украшающий веера изображениями купидонов и соcottes * (* кокоток (фр.)).

    Гендель обладал даром убеждать. Когда звучит его музыка на словах «восседающий на своем извечном престоле», атеист теряет дар речи: и даже если вы живете на авеню Поль Бер и презираете подобные суеверия, вы начинаете видеть Бога, посаженного на извечный престол Генделем. Вы можете презирать кого и что угодно, но бессильны противоречить Генделю. Все проповеди Боссюэ не могли убедить Гримма в существовании Бога. Но четыре такта, в которых Гендель неопровержимо утверждает бытие «извечно сущего отца, хранителя мира на земле», сбили бы Гримма с ног, как удар грома. Когда Гендель говорит вам, что во время исхода евреев из Египта «не было ни единого недугующего во всех коленах их», то совершенно бесполезно сомневаться в этом и предполагать, что уж один-то еврей наверняка хворал гриппом. Гендель этого не допускает: «ни единого недугующего не было во всех коленах их», и оркестр вторит этим словам резкими громовыми аккордами, обрекающими вас на безмолвие. Вот почему все англичане верят, что теперь Гендель занимает высокое положение на небесах. Если это верно, то le bon Dieu * (* «Боженька» (фр.)) относится к нему так же, как Людовик XIII относился к Ришелье...


    Бернард Шоу "О музыке"

  • #17
    Постоянный участник
    Регистрация
    29.12.2004
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    1,819

    По умолчанию Ответ: Георг Фридрих Гендель

    Поздравляю всех с 320-ти летием Генделя.
    Поиграл фуги Генделя.
    До чего же они с Бахом разные, эти два великих гения!!!
    Фуги Генделя написаны в расчёте скорее на слуховое восприятие, на эффект. Играть их, кстати, не менее приятно, чем просто слушать. Но схема проведения тем, вступлений и выключений голосов не имеет самодовлеющего значения, хотя и в этом смысле в них всё абсолютно безупречно! Есть фуги и со стреттами (f moll). И всё-таки главное в них не контрапункт как таковой, а производимый музыкой эффект: какие величественные проведения темы аккордами!!! В этом смысле Гендель использует форму фуги так, как это делали композиторы 19 века. 4-х контрапунктирующих голосов у Генделя за исключением экспозиции мы не встретим. Главное эффект, чёткая схема выдерживается только в начале, а дальше всё богатство полифонии стремится к 2-м голосам, проводимым к тому же в аккордовой фактуре! Во многих фугах вся полифония растворяется в аккодах (сюита g moll с "пассакальей"). Часто проводятся отрывки темы. Но в качестве компенсации, в самом величественном проведении темы в фуге f moll она (тема) "разворачивается". Восходящий ход, который в первоначальном варианте темы состоит из 2-х нот удлиняется до 5-ти нот! У Баха "развертывания" встречаются в органных фугах : D dur, h moll. А в хтк есть? Я что-то не упомню?
    Или, скажем, фуга Генделя d moll (тоже из сюиты). Тема начинающаяся с тираты в дорийском ладу наиболее эффектно звучит в басу. За исключением одного раза Гендель так и проводит тему - в басу. В экспозиции - нисходящий порядок вступления тем, и поэтому тема опять же звучит в нижнем реальном голосе. Получается некоторая неравновесность в тематической нагрузке голосов, однако темы проводятся в разных тональностях (а их там всего две) и на изрядном расстоянии по времени (в тактах).
    В этой фуге в начале темы используется пунктирный ритм. После экспозиции пунктир не выписан, но, по всей видимости, его (пунктир) следует исполнять и во всех дальнейших проведениях темы. Так тема лучше слышна! А вот многочисленные интермедии? Может быть и там имеет смысл исполнять пунктир в аналогичных гаммообразных восходящих и нисходящих фигурах? Что скажут знатоки? насколько это было бы обосновано? Ведь нотная запись тех времен не только подразумевает, но и требует импровизации. Например в прелюдиях в сюитах встречаются указания играть арпеджио, хотя они (арпеджио) не всегда выписаны нотами.
    Такую же запись встречаем в прелюдии и фуге c moll КФЭБаха для органа. На органе же элементарные арпеджио "клавесинного" типа будут недостаточно эффектны.
    Возможно, и пунктирный ритм неоходимо добавлять в вуге Генделя d moll и в темах и в интермедиях?
    Вообще Гендель великий мастер написания фуг!
    На мой вкус, так самые красивые места его Ораторий - это фуги!! Особенно те, которые входят в состав увертюр! какой ритм, какой задор!! (тут я уже чувствую, что многие со мною не согласятся, а как же АЛЛИЛУЙЯ!!!

    Через месяц состоится приближение 320-ти летнего юбилея И.С.Баха.

  • #18

    По умолчанию Ответ: Георг Фридрих Гендель

    Цитата Сообщение от Miguel
    На мой вкус, так самые красивые места его Ораторий - это фуги!!
    Да, собс-но говоря, у Генделя довольно мало нефугированных хоров. Сейчас навскидку на память из значительных приходит только замечательный хор девушек из "Самсона", там где сцена Самсона с Далилой. А так в большинстве хоров - контрапункт. И в Hallehujah тоже есть фугированные эпизоды. Так что, никто с Вами спорить не будет!

  • #19

    По умолчанию Ответ: Георг Фридрих Гендель

    Цитата Сообщение от deitch
    Мессия с Гардинером очень хорошо. А с Кристи я, к сожалению, не слышал.
    Nichego ne poterjal. Christie eto anti-Midas, k chemu na prikosnetsja, vse prevraschaetsja v der'mo.
    RT

  • #20
    Активный участник
    Регистрация
    19.03.2003
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    364

    По умолчанию Ответ: Георг Фридрих Гендель

    Цитата Сообщение от Roman
    Nichego ne poterjal. Christie eto anti-Midas, k chemu na prikosnetsja, vse prevraschaetsja v der'mo.
    RT
    Ну, "Мессия" у Кристи действительно не очень, хотя есть и хуже. Тот же Марк Минковский такое сотворил - вспоминать даже тошно.

    А чем еще Кристи не угодил, чтобы так наехать на него?
    Мне нравится, как он французов исполняет - не всё, но бОльшая часть.

  • Страница 2 из 66 ПерваяПервая 12312 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Георг Фридрих Гендель - Пассакалия
      от yo-yo в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 13.12.2011, 23:07
    2. Георг Фридрих Гендель - Сарабанда
      от АлексНорман в разделе Поиск записей симфонических произведений
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 20.11.2011, 09:38
    3. Георг Фридрих Гендель -- величайший оперный композитор
      от Флавио в разделе Старинная музыка
      Ответов: 152
      Последнее сообщение: 01.06.2011, 10:41
    4. Георг Фридрих Гендель (литература)
      от Lanchonok в разделе Публикации о музыке и музыкантах
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 01.10.2009, 12:43
    5. Георг Фридрих Гендель
      от femmina в разделе Публикации о музыке и музыкантах
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 14.04.2009, 23:36

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100