205214215216225 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 2,141 по 2,150 из 9170

Тема: музыкальная семантика

              
  1. #2141
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Olorulus Посмотреть сообщение
    На самом деле, Ваша "невинная" фраза затрагивает суперсложную и совершенно не однозначную проблему постижения нового в музыке.

    Думаю, основных условий для персональной попытки "посвящения" два: любопытство и рациональное (никакой "непосредственности") осмысление проблемы.

    Рациональное выглядит на двух примерах так:

    1. Почему кантилляция, макам так впечатляют верующих иудея и мусульманина? Значит, они слышат в ней что-то, что мне не удается расслышать. Никакого сомнения в ценности и первой и второй музыки в начале моей попытки нет. Ценность литургической монодии для меня априорна.
    2. Почему инструменталисты-"аутентисты" с упоением выжимают фальшивые гармонии из своих "новодельных" инструментов и наслаждаются ими? В этом случае опыт подсказывает мне сомнение, ценность фальши для меня не априорна. На простом языке, в начале попытки посвящения мораль формулируется так: это я дурак или меня дурят?

    Дальше только от степени любопытства зависит (не от времени и не от денег!), пойду ли я до конца в изучении моей личной проблемы или брошу свои изыскания на полдороги.

    Если дойду до мыслимого конца, то признаюсь себе: да, и эта семантическая (ура, Ваше любимое слово!) область музыки для меня закрыта, и примирюсь с этим (на время ).

    Какие уж тут "дети"...
    Дорогой Олорулус, Вы описали тут, по-моему, все-таки процесс возникновения научного интереса.
    Талантливого ребенка влечет к музыке не любопытство, - она сразу "говорит его языком".

    А про кантилляцию...Дело в том, наверное, что они с детства знают текст, "чистой музыки" тут никакой нет. Вопрос немножко здесь другой, по-моему (связанный именно с основами музыкального восприятия) - почему сакральность предполагает, требует пения?


  • #2142
    abel Аватар для Daddy
    Регистрация
    25.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3,284
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Для меня это связано именно с "городским" характером первых двух частей. "Народное" получается поэтому, хочешь-не хочешь - экзотикой.
    За эту "экзотику" мы и заплатили очень дорогой ценой. Вспомните трактовку революции С.Л. Франком: "Вторжение внутреннего варвара". Действительно, экзотика.
    Впрочем, это уже наказуемо как оффтоп. Прерываюсь.
    _____________Я воды Леты пью
    Мне доктором запрещена унылость

  • #2143
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Daddy Посмотреть сообщение
    За эту "экзотику" мы и заплатили очень дорогой ценой. Вспомните трактовку революции С.Л. Франком: "Вторжение внутреннего варвара". Действительно, экзотика.
    Впрочем, это уже наказуемо как оффтоп. Прерываюсь.
    Вчера вот "Окаянные дни" вспоминал...

    А вообще-то, наверное - "Собачье сердце" точнее всего

  • #2144

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Дорогой Олорулус, Вы описали тут, по-моему, все-таки процесс возникновения научного интереса.
    Талантливого ребенка влечет к музыке не любопытство, - она сразу "говорит его языком".
    Нет, конечно. Вы как-то не заметили в моем месседже глаголы "расслышать", "наслаждаться". Научный интерес само собой, но конечная цель - наслаждение души.

    В том, что я описал - всего лишь алгоритм воплощения в жизнь завета Учителя - ex ipso fonte bibere. Адекватное восприятие музыки невозможно без попытки "посвящения". Уж насколько удачной будет эта попытка, это другой вопрос... (и кстати, для меня лично жутко интересный).

    В целом, у меня крепнет убеждение, что Вы, хотя и признаёте вроде проблему "освоения чужого через познание", все-таки делаете это неохотно, потому что включение в орбиту муз. семантики "внемузыкальных причин" музыки (прежде всего, языка, но, конечно, не только) приведет к серьезному пересмотру темы этого топика. А это Вам, по-видимому, боязно... мне, во всяком случае, было бы боязно... потому я никогда и не возьмусь за семантику ни в каком серьезном научном труде.

  • #2145
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Дорогая Леонора, вдохновленный Вами, предлагаю еще один пункт:

    4. Зашифрованные цитаты - такие, которые существенное значение имеют в первую очередь для автора или исследователя. Сюда, наверное, стоит отнести и всякую буквенную и числовую символику.
    Пример: один Ваш коллега указал мне на то, что в финале Альтовой сонаты "спрятаны" начала ВСЕХ симфоний Шостаковича (при том, что на слух однозначно и явственно воспринимается только тема из 14-ой, - и на это есть свои причины, по-видимому).

  • #2146
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Olorulus Посмотреть сообщение
    Нет, конечно. Вы как-то не заметили в моем месседже глаголы "расслышать", "наслаждаться". Научный интерес само собой, но конечная цель - наслаждение души.

    В том, что я описал - всего лишь алгоритм воплощения в жизнь завета Учителя - ex ipso fonte bibere. Адекватное восприятие музыки невозможно без попытки "посвящения". Уж насколько удачной будет эта попытка, это другой вопрос... (и кстати, для меня лично жутко интересный).

    В целом, у меня крепнет убеждение, что Вы, хотя и признаёте вроде проблему "освоения чужого через познание", все-таки делаете это неохотно, потому что включение в орбиту муз. семантики "внемузыкальных причин" музыки (прежде всего, языка, но, конечно, не только) приведет к серьезному пересмотру темы этого топика. А это Вам, по-видимому, боязно... мне, во всяком случае, было бы боязно... потому я никогда и не возьмусь за семантику ни в каком серьезном научном труде.
    Дорогой Олорулус, Вы не правы, - о "внемузыкальных причинах" сказано много и здесь, и в моей статье, - как и о знании, эрудиции.
    Что же касается "посвящения" - то это я и имею в виду, когда говорю, что "короткого пути нет". И, если Вы помните, я решаюсь даже определить музыку не только как "модель мира и человека" , но и как "технику создания реальности".
    Что же касается научной работы по семантике - боюсь, проблема как раз в том, что нет еще базы, на которой такую работу можно писать. Теорию семантики надо сначала построить.

  • #2147
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Как Берлиоз!?
    "Черепахи" - это "Танец эльфов", перемещённый в низкий регистр и данный в замедленном темпе. Такая вот ирония.
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • #2148
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    "Черепахи" - это "Танец эльфов", перемещённый в низкий регистр и данный в замедленном темпе. Такая вот ирония.
    Черепахи у Сен-Санса - это канкан из "Орфея" Оффенбаха.

  • #2149
    Светлана Надлер Аватар для Светлана Надлер
    Регистрация
    08.12.2007
    Адрес
    Четвертитончик из верхнего регистра
    Сообщений
    1,564
    Записей в дневнике
    17

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от lantan Посмотреть сообщение
    Еще одна "игра" восприятия: я всегда находилась под сильным впечатлением от ф-нных прелюдий и фуг Шостаковича, почти в каждой (из более спокойных) мне слвшится протяжная русская песня. Потрясающее впечатление - как будто возвращение к Рахманинову, что ли...
    Ваше восприятие оказалось абсолютно точным: в фугах Шостаковича -и не только в них -необычайно много линеарных напевов, впрямую ассоциирующихся, например, с былинами из фольклорных сборников. Часто эти "былинные напевы", что интересно -появляются как контрапункты (долгий разговор; не буду сейчас). О Вашем тонком наблюдении по поводу ассоциаций с Рахманиновым скажу более: эти ассоциации возникают и у меня, причём я отдаю себе отчёт в том, что -не только из-за протяжного фольклоризированного мелоса. Внутренние "цели" фуг ор.87 Шостаковича нередко сходны с "целями" этюдов-картин Рахманинова не менее, чем с фугами ХТК -если подчас не более! Это происходит в ряде случаев благодаря тому, что, бывает, в ор.87 ладово-гармоническая и интонационная экспрессия "переигрывает" конструкционную по внутреннему желанию самого Шостаковича. И фуга в большей степени становится не столько "доказательством истины", сколько -кристаллом аффектов... не все фуги ор.87 таковы, но некоторое их количество.

  • #2150
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Daddy Посмотреть сообщение
    Шостакович в Девятой гениально решает эту проблему, но, конечно, там - жестокая ирония (хотя немало и доброго юмора, и высокой лирики), а в финале просто шабаш вдруг возникает из "пионерских песенок".
    Ну это всё-таки не всерьёз, сарказм и ирония там главное, а лирика - только оттеняет, должен же быть контраст. Можно ещё и "Классическую симфонию" Прокофьва вспомнить. Но это стилизация, и Симфония in C Стравинского - это тоже стилизация.
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • Страница 215 из 917 ПерваяПервая ... 205214215216225 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. семантика тональности
      от bobr177 в разделе Старинная музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 11.02.2015, 21:18
    2. Синтаксис и семантика
      от Glinski в разделе Современная музыка
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 20.08.2012, 22:04
    3. Музыкальная семантика: двадцать лет спустя...
      от Muzylo в разделе Философия и музыка
      Ответов: 82
      Последнее сообщение: 12.02.2008, 16:38
    4. Музыкальная угадайка!
      от Анатолий Лихницкий в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 17.08.2007, 20:27
    5. "Семантика" Моцарта (Вариации фа мажор KV 613)
      от Walter Boot Legge в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 434
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 14:18

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100