-
20.01.2008, 17:23 #51
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Спасибо за разъяснения. Мне в таком случае было бы интересно узнать, можно ли предсказать, что будет с исполнительским стилем лет этак через 50, опираясь на имеющиеся сейчас тенденции? Или сейчас уже все настолько устоялось и прояснилось, что никаких решительных преобразований не предвидится? Скажем, можете ли Вы сделать какие-то предположения, опираясь на свой личный опыт?
Hin ist alle meine Kraft;
Alt und schwach bin ich.
- Регистрация
- 08.09.2007
- Адрес
- Neudorf
- Сообщений
- 3,058
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Лично я склоняюсь к варианту, где допускается manualwechsel, но весьма sparsam.
Не думаю, что арфообразные пассажи требуют pleno.
Но и менять регистры на каждой вариации (или, как кое-кто это делает с подобными вещами Букстехуде, даже на повторении вариации) считаю нелогичным и безвкусным.
Manual- und Registerwechsel - сильное средство, и должно применяться тогда, когда все другие возможности исчерпаны.
Впрочем, я сам пока с этой пассакальей не работал, поэтому абсолютно подробно дефинировать, как именно я бы сделал, не могу: многое приходит во время игры.
Для меня был показателен пример с BWV 548:
в прошлом я играл её, меняя мануалы. И мне это казалось разумным (наслушался Ройзмана и пр.)
Но после того, как я познакомился с сегодняшним взглядом на проблему, и, не менее важно, с органами, которые в pleno не орут, как Schucke, а говорят, для меня абсолютно ясно, что Manualwechsel там не логичен и для показа этой вещи нужна прежде всего артикуляция и агогика. И этого вполне достаточно. Таким образом вещь сохраняет единство формы и не рассыпается на фрагменты.
Думаю, эти соображения справедливы и для данной пассакальи: бережливость в средствах, прежде, чем прибегать к сильным средствам, нужно как следует подумать.
Иначе получится как в операх Р. Штрауса: обилие прекрасной и нестандартной гармонии обесценивает её.
Ещё одно соображение:
Когда мы учились в Совке, нам к музыке в придачу "вешали" слишком много политики. И Бетховен-де был революционер, и Бах-де лишь по необходимости связался с церковью...
Passacaglia - танец. И эта пассакалья - тоже танец. А уже потом всё остальное. И никакая не трагедия мирового масштаба, никакой не философский труд всей жизни.
Это ТАНЕЦ.
Бесплатно поют только птички © Ф. И. Шаляпин
Всё, абсолютно всё, что я пишу - моё мнение!
- Регистрация
- 22.12.2007
- Адрес
- Екатеринбург
- Возраст
- 50
- Сообщений
- 241
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Как бы дело не закончилось фонограммами выступлений музыкантов того старинного времени, воссозданных путем сбора остатков ДНК со старинных инструментов или, того интереснее, путем каких-нибудь срезов с дерева инструмента, сохранившегося с той эпохи. Наука развивается. Нет никаких оснований отрицать, что спустя время обнаружат электромагнитные записывающие свойства у стен Соборов, корпусов или труб органов, клавесинов.
Ну это я фантазировал.
Еще можно обратить внимание на развитие компьютерных систем. Может лет через 50 они явят собой идеального, самосовершенствующегося интерпретатора музыки? А то и композитора?
- Регистрация
- 08.09.2007
- Адрес
- Neudorf
- Сообщений
- 3,058
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Бесплатно поют только птички © Ф. И. Шаляпин
Всё, абсолютно всё, что я пишу - моё мнение!
- Регистрация
- 22.12.2007
- Адрес
- Екатеринбург
- Возраст
- 50
- Сообщений
- 241
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Смена мануалов в баховских произведениях (552, 582, 548, 544, 543 и других) может быть вынужденной. Иногда орган может представлять собой настолько жалкое звуковое зрелище (если можно так выразиться), что 15 минут в Pleno его слушать совершенно невозможно. Или крикливые микстуры, или разваленное звучание, или невозможного качества язычковые, или что-то еще.
Тогда органист бывает вынужден начать "играть мануалами".
- Регистрация
- 22.12.2007
- Адрес
- Екатеринбург
- Возраст
- 50
- Сообщений
- 241
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Органисты играют не на квадратных километрах.
Органисты играют на органах.
Исчисляйте в органистах на один орган, у вас получатся совсем другие результаты.
А вот количество органов на квадратные километры зависит от уровня культуры в стране, интереса к органной музыке, достатка государства и еще некоторых факторов.
- Регистрация
- 08.09.2007
- Адрес
- Neudorf
- Сообщений
- 3,058
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Да, это типично для инструментов Schuke.
К счастью, он сейчас уже мало что делает (если вообще).
С примерно 1990 есть любопытная тенденция - даже в небольших инструментах стараются поставить больше 8', и уровень современного органостроения позволяет при этом безо всяких компенсаторов и машин Баркера получать лёгкую трактуру (например, благодаря возврату к одноплечевым клавишам).
Так что Schuk'ов будет всё меньше...
Бесплатно поют только птички © Ф. И. Шаляпин
Всё, абсолютно всё, что я пишу - моё мнение!
- Регистрация
- 08.09.2007
- Адрес
- Neudorf
- Сообщений
- 3,058
Ответ: Пассакалия c-moll, BWV-582
Бесплатно поют только птички © Ф. И. Шаляпин
Всё, абсолютно всё, что я пишу - моё мнение!
Похожие темы
-
Гендель Пассакалия
от Воронин Виктор Анатольеви в разделе Поиск нот для камерных ансамблейОтветов: 0Последнее сообщение: 12.09.2012, 22:59 -
Бибер. Пассакалия
от Катька в разделе Поиск нот для скрипки и альтаОтветов: 2Последнее сообщение: 09.11.2010, 19:29 -
Ищу ноты Г. Ф. Гендель "Пассакалия" g-moll в переложении для 2-х фортепиано
от Leksa в разделе Поиск нот для фортепианоОтветов: 0Последнее сообщение: 15.01.2010, 20:01 -
Бах: Пассакалия и фуга с-moll
от Сноу - Шу в разделе Поиск органных записейОтветов: 0Последнее сообщение: 03.01.2009, 17:28 -
Пассакалия из BWV992 на лютне
от Roman в разделе Старинная музыкаОтветов: 0Последнее сообщение: 01.08.2007, 04:46





Ответить с цитированием
Социальные закладки