241250251252261 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 2,501 по 2,510 из 9170

Тема: музыкальная семантика

              
  1. #2501
    Светлана Надлер Аватар для Светлана Надлер
    Регистрация
    08.12.2007
    Адрес
    Четвертитончик из верхнего регистра
    Сообщений
    1,564
    Записей в дневнике
    17

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Мне недавно знаете что в голову пришло: отечественная провинциальная музыкальная практика не всегда соответствует... действительному положению вещей, что ли. То есть, потребность в редкой музыке не потому низкая, что эта музыка устарела и т.п., -а потому, что провинция... в силу ряда причин не удовлетворяет незаявленный спрос на звуковые раритеты... Провинция -это я, уважаемые собеседники; я сейчас работаю с редкой музыкой в небольшом городе с небольшим спросом на эту музыку... Но этот спрос подспудно существует хотя бы в силу информационных возможностей (инет хотя бы, книги по истории полифонии...)
    P.S.
    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    Но я со вчерашнего вечера ничего не получил! Так что я послал Вам старое письмо.
    Его в электронке, наверное, смотреть нужно, я так поняла. Значит, опять глючит. Не пришло -я смотрела.
    Кот Фёдор Тимофеевич изредка приходит домой пожрать (Чехов, письма)


  • #2502
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Вот несколько тем, встретившись, породили некую скромную догадку...
    Во-первых - беседа о духовности, продолженная вчера ув. Музылой в дневнике:http://www.forumklassika.ru/blog.php?b=92&page=9, во-вторых - мысли, связанные с Бергом-"закрывателем культуры", в третьих - про любовь, ну и наконец - форумная тема про то, кому нужна современная опера - и что ее вообще нет - с потрясающим набором примеров.

    Так вот, мне показалось, что в послевоенных (послеберговских, "послеевропейских") операх есть два полюса, отмеченные двумя "главными шедеврами"(имхо-хо-хо): с одной стороны, - "Солдаты" Циммерманна, а с другой - "Франциск" Мессиана.
    Центром, пружиной, сердцем оперы до "Лулу" включительно была европейская главная тема - любовь-безумие, любовь-истина, любовь-жертва, любовь-смерть.
    Но во всех послевоенных операх это уже не так! Они "натягиваются" в пространстве между полюсами - "Солдаты" - гротеск -- и - "Франциск" - мистика.
    Каждая из опер - сочетание, синтез этих двух моментов, данных Циммерманном и Массианом "в чистом виде". (Даже аз многогрешный не оказался тут исключением, хотя бездумно - вот она, гордыня-то - себе самому присуждал лавры открытия этой гротескно-мистической эстетики).
    И два этих элемента (а опера, как ни крути - явление социальное, поступок) - напрямую с вопросом этики/духовности связаны...
    Это - два варианта ответа на вопрос, который ставит современность.

  • #2503
    Светлана Надлер Аватар для Светлана Надлер
    Регистрация
    08.12.2007
    Адрес
    Четвертитончик из верхнего регистра
    Сообщений
    1,564
    Записей в дневнике
    17

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Так вот, мне показалось, что в послевоенных (послеберговских, "послеевропейских") операх есть два полюса, отмеченные двумя "главными шедеврами"(имхо-хо-хо): с одной стороны, - "Солдаты" Циммерманна, а с другой - "Франциск" Мессиана.
    Центром, пружиной, сердцем оперы до "Лулу" включительно была европейская главная тема - любовь-безумие, любовь-истина, любовь-жертва, любовь-смерть.
    Но во всех послевоенных операх это уже не так! Они "натягиваются" в пространстве между полюсами - "Солдаты" - гротеск -- и - "Франциск" - мистика.
    Это - два варианта ответа на вопрос, который ставит современность.
    Опера Буцко "Белые ночи" -ведь о любви, и любовью вдохновлённая; и сочинена во второй половине века; я слышала её очень давно; и это одно из самых приятных оперных впечатлений от ХХ века имхо (я правильно употребляю это выражение? Имхо -это что-то вроде личного допущения?) Он конечно не столь известен, как Мессиан и Циммерман(н); но, возможно, недооценён, кто знает! Так что полюс-то полюс, но
    "любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь",als sprach Zaratustra (пардон за мой немецкий)...
    Кот Фёдор Тимофеевич изредка приходит домой пожрать (Чехов, письма)

  • #2504
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Четвертитончик Посмотреть сообщение
    Опера Буцко "Белые ночи" -ведь о любви, и любовью вдохновлённая; и сочинена во второй половине века; я слышала её очень давно; и это одно из самых приятных оперных впечатлений от ХХ века имхо (я правильно употребляю это выражение? Имхо -это что-то вроде личного допущения?) Он конечно не столь известен, как Мессиан и Циммерман(н); но, возможно, недооценён, кто знает! Так что полюс-то полюс, но
    "любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь"...
    Да, конечно, любовь не изгнана насовсем, - но, мне кажется, потеряла позицию центра (я не даю ятому, естественно, никаких оценок, - пытаюсь только всмотреться)...Буцко я слышал только одну симфонию, и очень мне она понравилась, - и не показалась "реставрационной", несмотря ни на что...Здорово бы было и с оперой познакомиться!
    Но в принципе "время написания" - не самый убедительный и надежный аргумент.

    Моцартовская "Старуха" не свидетельствует о том, что барокко еще не кончилось ,

    и оратории Мендельсона - стопроцентная романтика.

  • #2505
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    Я, увы, не знаю оперы Циммермана (и даже не знаком с его музыкой вообще) . Но Франциск представлялся мне не столько полюсом духовности, скольк полюсом... эзотерики, что ли, сознательного ухода в "золотую комнату" мистики. Вообще с "полюсом духовности" в послевоенной музыке как-то совсем непросто, по-моему ибо, для того, чтобы стать именно "полюсом", оная духовность должна иметь предельно обобщенный, сверхперсоналистический хар-р, должна резонировать с максимально возможным кол-вом частно-культурных духовных традиций... В этом отношении в свое время таким "полюсом" стал Достоевский - именно благодаря всеобъемлющему резонансу своей ценностной базы: слезинка ребенка резонирует абсолютно со всем)))). А Франциск, по-моему, для этой задачи - слишком в рамках определенной (и достаточно жестко-отграниченой) духовной традиции...
    Конечно, трудно тут что-то доказать, - где еще "старое", а где уже "новое"...Где еще мистика, а где уже - "эзотерика"...Возможно, не нужно было мне рисковать и обнародовать результаты своих личных впечатлений - но даже если мое ощущение "настоящести", подлинности Франциска (и его - при всем католицизме - "новости", оторванности от традиции), - "настоящести" в отличие, скажем, от - безусловно, эзотерики (если даже не просто научной фантастики) Штокхаузена, наподобие отличия "подлинности" Брукнера по отношению к Вагнеру или Скрябину, - если это ощущение только суб`ективно или просто неверно - сами эти "полюса", все-таки, кажутся имеющими место.

  • #2506
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Конечно, трудно тут что-то доказать, - где еще "старое", а где уже "новое"...Где еще мистика, а где уже - "эзотерика"...Возможно, не нужно было мне рисковать и обнародовать результаты своих личных впечатлений - но даже если мое ощущение "настоящести", подлинности Франциска (и его - при всем католицизме - "новости", оторванности от традиции), - "настоящести" в отличие, скажем, от - безусловно, эзотерики (если даже не просто научной фантастики) Штокхаузена, наподобие отличия "подлинности" Брукнера по отношению к Вагнеру или Скрябину, - если это ощущение только суб`ективно или просто неверно - сами эти "полюса", все-таки, кажутся имеющими место.
    Во Франциске, конечно, есть "настоящесть"... но она, как и все настоящее во 2й пол. 20 в., фрагментарна, т.е. относительно узка по степени обощения.
    Проклятый язык, не хочет выражать невыразимое! (это я о себе).
    Мне кажется, что "абсолютная" настоящесть (к к-рой мы все привыкли благодаря музыке 18-19 в.в., к-рая у нас у всех на слуху) после 1950х г.г. (рубеж условен) уже невозможна. Слишком раздроблено само человеческое сознание, сам статус человека.
    Вот в финале Виолонч. концерта Шнитке я слышу отчаянную попытку достичь какой-то былой целостности - попытку почти удачную (все же там последний символический ре-мажор чуть-чуть "подпорчен" микрохроматикой). "Удачную" - не в эстетич.-оценочном, а в образном смысле .
    Show must go on!

  • #2507
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    Мне кажется, что "абсолютная" настоящесть (к к-рой мы все привыкли благодаря музыке 18-19 в.в., к-рая у нас у всех на слуху) после 1950х г.г. (рубеж условен) уже невозможна. Слишком раздроблено само человеческое сознание, сам статус человека.
    Но в принципе-то наши ощущения совпадают -
    да и "Франциска" я не дерзнул бы "самой большой меркой мерить", - как и пытаться отделить в настоящем прошлое от будущего - т. е. есть ли это "начало", или - "после конца". Из слышаныых мною новых опер "Франциск" однозначно кажется мне наиболее радикальной попыткой магии, вот и все (а "Солдаты" - наиболее радикальным - светским - "обвинительным заключением" (или просто - зеркалом)).

  • #2508
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Так вот, мне показалось, что в послевоенных (послеберговских, "послеевропейских") операх есть два полюса, отмеченные двумя "главными шедеврами"(имхо-хо-хо): с одной стороны, - "Солдаты" Циммерманна, а с другой - "Франциск" Мессиана.
    Центром, пружиной, сердцем оперы до "Лулу" включительно была европейская главная тема - любовь-безумие, любовь-истина, любовь-жертва, любовь-смерть.
    Но во всех послевоенных операх это уже не так! Они "натягиваются" в пространстве между полюсами - "Солдаты" - гротеск -- и - "Франциск" - мистика.
    В этом смысле я абсолютный консерватор и этих полюсов не то чтобы абсолютно не воспринимаю, но выше ставлю те, которые "между", "Пену дней", например, или "Свет". И любовь, и мировые проблемы, всё как раньше. Так ведь и в 19-м веке большинство "между" было.
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • #2509
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    В этом смысле я абсолютный консерватор и этих полюсов не то чтобы абсолютно не воспринимаю, но выше ставлю те, которые "между", "Пену дней", например, или "Свет". И любовь, и мировые проблемы, всё как раньше. Так ведь и в 19-м веке большинство "между" было.
    "Пена" - "в направлении гротеска", - "Свет" - естественно, "в направлении мистики".

  • #2510
    Постоянный участник Аватар для Filin
    Регистрация
    05.02.2006
    Адрес
    Ramat Gan, Israel
    Сообщений
    3,949

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    "Пена" - "в направлении гротеска", - "Свет" - естественно, "в направлении мистики".
    Я в "Пене" не вижу особого гротеска, разве что в образах второстепенных персонажей, развитие идёт по линии "Травиаты", только с выходом на религиозные образы в конце. И уж подавно "Свет" не более мистичен, чем любое произведение на эту или схожую тему, например, Гайдна "Сотворение мира", а ещё ближе - "7 слов Спасителя на кресте"
    Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
    http://21israel-music.net - музыкальный журнал "Израиль XXI"

  • Страница 251 из 917 ПерваяПервая ... 241250251252261 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. семантика тональности
      от bobr177 в разделе Старинная музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 11.02.2015, 21:18
    2. Синтаксис и семантика
      от Glinski в разделе Современная музыка
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 20.08.2012, 22:04
    3. Музыкальная семантика: двадцать лет спустя...
      от Muzylo в разделе Философия и музыка
      Ответов: 82
      Последнее сообщение: 12.02.2008, 16:38
    4. Музыкальная угадайка!
      от Анатолий Лихницкий в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 17.08.2007, 20:27
    5. "Семантика" Моцарта (Вариации фа мажор KV 613)
      от Walter Boot Legge в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 434
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 14:18

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100