Нет такой "твердой почвы", с которой можно было бы описывать то или иное "явление", - ВСЕ есть движение, процесс, динамическая система).
Шепну Вам на ушко, дорогой Барух, что есть твердая почва, согласно которой определенные мыслительные процессы описываются теорией нульмерных динамических систем. Можно попробовать приложить их к муз. семантике.
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
Четвертитончик:Во-первых строках своего письма приношу глубочайшие извинения присутствующим здесь грандам музмысли в связи с тем, что уже несколько раз покоробил их словом "додекафончик", хотя они деликатно промолчали на публике, и лишь sementis намекнула мне в отзыве, что у додекафончиков не бывает четвертитончиков, что есть сермяжная правда.
Оффтоп, уважаемый собеседник! Темой данного потока не являются приколы между Вами и Ув. Sementis в адрес моего ника; тем более что в них,в эти прикольные отзывы, нельзя заглянуть по причине той деликатности, с которой Вы скрываете многочисленные зелёненькие плюсики в свой адрес.
И кстати: Вы уже в третьем посте общаетесь со мной "в третьем лице", а не в первом, как это принято в столь уважаемых Вами салонах, на которые, как на форму музицирования, по-видимому, у Вас-монополия. Поэтому хочу признаться Вам на публике в том, что это моё неделикатное публичное обращение к Вам будетпоследним: я не люблю бесцеремонности, граничащей с хамством.
Далее на вопрос "возможен ли в принципе следующий шаг в сторону к организованной всеобщности некоторых моментов восприятия" с недоумением отвечу, что шаги в сторону на этом форуме - одно из правил форума (по наблюдениям П.В.Макарцева, ни одна тема не живёт в первоначальном виде долее двух страниц, и эта - возможно, единственное исключение), а вот организовать всеобщность восприятия во всех его моментах сразу - дело на Руси настолько привычное, что даже неловко рассказывать, как это делается.
Мне приятно слышать, что я мыслю в исконно российских традициях. Организовать восприятие если не во всех моментах сразу (скажите, а передёргивание -это один из Ваших любимых способ общения с оппонентом -или просто любимейший?), то в некоторых -это одна из моих профессий. Я комментатор концертов, и,говорят, хороший комментатор. Я знаю, как можно направить восприятие, какую информацию дать для того, чтобы слушатель почувствовал себя комфортно и, так сказать, проводил время на концерте с приятностию и пользой для себя.[/quote]
А зачем публику воспитывать? - Во-первых, она этого не позволит, а во-вторых, этот вопрос давно решён в трудах regards от 2002 г. Решение называется "салон", пересказывать не буду, поскольку оно и так реализуется на глазах у добропорядочной публики.
Публику воспитывать? Вы, видать, воспитание по Макаренко понимаете. Может, лучше по Корчаку?
P.S. И не обижайте мою любимую певицу, четвертифончик, я Вас умоляю!
Не воспримите как обиду, но путать ники по приколу с эффектом заевшей пластинки из поста в пост-это к доктору Айболиту. Когда наступает кризис среднего возраста, многие бывшие кавалеры так себя ведут по отношению к дамам. Такая странная резкость в обращении. Средство от неё -только двадцать взглядов на младенца Христа.
P.S. Я не обижаю Вашу любимую певицу. Её бесстыжесть - это то же самое, что для Вас -бесцеремонность обращения: средство привлечь внимание, и тем повысить рейтинг на том или ином форуме.
С уважением -
Последний раз редактировалось Светлана Надлер; 31.01.2008 в 21:39.
Причина: Выделение ключевой фразы текста жирным подчёркнутым курсивом
Кот Фёдор Тимофеевич изредка приходит домой пожрать (Чехов, письма)
С "для меня" - вопрос корректен. Но и отвечать на него - Вам же, а не нам. Ваша душа - для нас потемки... ... поток - не о семантике музыки, а о специфике восприятия музыки Барухом.
quote]
Сообщение от барух
Вывод такой, что музыкальное произведение - это сам процесс худжественного восприятия (отдельно взятый здесь и сейчас), и анализ музыки должен из этого исходить.
"Напластование" - опять слишком научно; эти уровни даны непосредственно и одновременно в восприятии, причем четкую границу между общим и индивидуальным провести невозможно.
Работа музыкального историка - это очень важный, но один из элементов, позволяющих приблизиться к семантике. Тут должны еще и нейролог, и антрополог, и психолог, и математик лапу приложить.
Сообщение от Ge.org
Да, я исхожу из "неба идей", но я не считаю мое представление об этом небе объективным. Ученый может, в частности, изучить, каким это небо виделось тому-то и тому-то. В том числе и композитору. А Вы, как (в данном случае) реципиент можете сказать: нет, мне такой-то уголок неба видится совсем по-другому. А ученый: ну и ладно, учтем это как еще одно мнение.
Ув. Барух высказывает очень интересную вещь: музыкальное произведение- это его восприятие слушателем, рецепиентом. Парадоксальность этого утверждения вопринимается некоторыми ув. собеседниками как "желание поделиться собственными впечатлениями".
На самом деле речь идёт о том, что слушатель, воспринимающий -это в определённом смысле слова продукт той музыки, которую он воспринимает. Что ж здесь ненаучного? В десятках умнейших текстов об этом говорится. Музыка формирует себе слушателя.
"Человек есть то, что он -(слушает, кушает и т.д.)" Рецепиент как "объект" музыки - тема для изысканий в музыкальной психологии. И гипотетический учёный, который скажет в этом случае рецепиенту: ладно, сказал -и сказал, мы учтём твоё мнение -это не учёный, а... (далее см. одну из миниатюрок Хармса с неприличным словом; извините, пожалуйста, мне очень стыдно).
И ещё: в этой теме я получаю удовольствие именно от частных наблюдений, а также от общения с ув. Барухом. Не всем же, как Шерлок Холмс, методом дедукции пользоваться! Лучше пусть будет некоторая растрёпанность разговора, чем сериал "Следствие ведут агрессивные знатоки" с научным подходом из-под палки и постами- допросами "хороших и плохих следователей" имхо.
С уважением -
Последний раз редактировалось Светлана Надлер; 31.01.2008 в 21:42.
Причина: Выделение ключевого словосочетания фразы подчёркиванием
Кот Фёдор Тимофеевич изредка приходит домой пожрать (Чехов, письма)
Шепну Вам на ушко, дорогой Барух, что есть твердая почва, согласно которой определенные мыслительные процессы описываются теорией нульмерных динамических систем. Можно попробовать приложить их к муз. семантике.
Признаю свою серость в очередной раз, могу только констатировать, что звучит убедительнее, чем "алгоритмическая психология по Кицису".
Ясно, что разобравшись окончательно с мышлением да с эмоциями, можно и музыку будет упразднить.
Построенное в воздухе здание - можно ли поместить потом на появившуюся кстати твердую почву?
И - является ли художественное переживание только мыслительным процессом?
И - является ли художественное переживание только мыслительным процессом?
Нет, конечно.
Но музыка, как доказал еще Лосев, вполне может быть предметом логики.
К тому же я убежден в том, что каждое музыкальное произведение имеет некое смысловое ядро, инвариантное по отношению к переживаниям конкретного индивида, но, при этом, вызывающее каждый раз определенные переживания, эмоции, представления, воспоминания и т.п. - в меру соответствующих способностей (мыслительных, в частности) слушателя, исполнителя, критика и т.п.
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
Нет, конечно.
Но музыка, как доказал еще Лосев, вполне может быть предметом логики.
К тому же я убежден в том, что каждое музыкальное произведение имеет некое смысловое ядро, инвариантное по отношению к переживаниям конкретного индивида, но, при этом, вызывающее каждый раз определенные переживания, эмоции, представления, воспоминания и т.п. - в меру соответствующих способностей (мыслительных, в частности) слушателя, исполнителя, критика и т.п.
Музыкальное произведение - как конечное множество элементов - если это "звучащий об`ект" (можно договориться, что именно войдет в то или иное множество - высОты там, или длИны - и т. д.) - наверное, можно рассматривать с точки зрения логики. Это выбранное нами множество и будет инвариантом.
Но музыкальное произведение - как единичное художественное переживание - навряд ли, ведь это - "стремящееся к бесконечности" множество разнородных элементов ("определенные переживания, эмоции, представления, воспоминания и т.п. - в меру соответствующих способностей (мыслительных, в частности) слушателя, исполнителя, критика и т.п.")
Но вообще-то, метематически описать, скажем, развитие темы (интонации) в бетховенской сонате, "раскручивание пространства" вокруг темы-ядра в баховской фуге или моцартовские принципы комбинаторики - мне кажется, было бы (если это вообще возможно) исключительно плодотворным для понимания по меньшей мере человеческого мышления.
Ув. Барух высказывает очень интересную вещь: музыкальное произведение- это его восприятие слушателем, рецепиентом. Парадоксальность этого утверждения вопринимается некоторыми ув. собеседниками как "желание поделиться собственными впечатлениями".
Вещь-то (точнее, суждение), может, и интересная(ое), но - как я понимаю - неправильное(ая).
Парадокса тут нет, а есть сведение многостороннего явления к одной стороне. Честно говоря, я-то не так понимаю Баруха. Я понимаю его, что восприятие как-то накладывает свой отпечаток на смыслообразование, но свести музыкальное произведение к его восприятию - значит это самое произведение уничтожить как таковое.
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
Что же касается предполагаемого инварианта, то находится он, по-моему, не на абсолютном и неподвижном небе идей, а на намного более к нам близком подвижном и изменяющемся небе той или иной культуры.
Поскольку в теме присутствуют лишь музыканты, которые, в силу ограниченности своего образования и опыта умственного труда, склонны думать, что только они имеют право на суждения о музыкальной семантике, в то время как на самом деле всё обстоит ровно наоборот, и такого права они не имеют вообще,
жалкая горстка философов, обречённых возвещать в пустыне, что существует профессиональная наука о мышлении и книшки о нём,
и не несущая шахматного содержания банда, которой вообще безразлично, о чём болтать,
то приведу пример блестящего анализа физической и математической семантики в частных случаях.
Здесь можно наглядно видеть, сколь велики трудности даже в общеизвестных и, казалось бы, наглядных случаях. Что уж говорить о музыкальной семантике и наивных попытках нащупать что-то существенное на этом пути через словесное описание своих субъективных впечатлений...
Это - выступление В.И.Арнольда:
А вот это уже интересно, Регардс: сквозь искрометные брызги Ваших оффтопов, кажется, прорисовались контуры некой мысли (и существенной).
Позвольте откомментировать - тем более, что Вы мои посты бойкотируете, и я могу (вроде как) не бояться Вашего неодобрения.
Вы, как я понимаю, не признаете за сапиенсом права применительно к музыке выяснять, «Что» (делать, думать, ощущать), и лишь трепещете перед великим и священным «Как». А трепет Ваш столь велик, что Вы это самое «Как» возвеличиваете до уровня «Что», пытаясь одно заменить другим. Что есть суть музыки? (и конкретной, и «ваще»)? Законы, по к-рым она функционирует. (в сторону: это типичная структуралистская… неточность: законы отождествлять с сутью, организацию – с организуемым).
Конечно же, мы с Вами понимаем под этими законами не только лишь всякую там акустику и проч. – наш полет выше: математика, теория вероятностей, мышление…
Знакомы ли Вы с теорией Б. Теплова? (спрашиваю вовсе не для «проверки эрудиции», а – в самом деле интересуюсь: если знакомы, то – как соотносите её положения с Вашими взглядами на муз. семантику?) Если нет, я постараюсь выложить его работу здесь, в этом потоке.
И исключительно интересная лекция Арнольда (хоть я и ничего не смыслю в математике), мне кажется, к теме данному потоку имеет такое же отношение, как, скажем, исследование о вербальных структурах – к содержанию, скажем,романа Война и Мир. Конечно, имеет – без понимания закономерностей вербальных структур мы не поймем и многих аспектов содержания. Но…
Характерно Ваше сатирически утрированное пренебрежение к музыкантам : здесь, очевидно, кроме вековой классовой вражды теоретиков/практиков, проявилась и не менее вековая – физиков/лириков: всякие там чуйвствства, духовность-шмуховность, субъективизьм… словечко «дилетантизм», готовое слететь здесь с Вашей клавы, не слетает с неё только потому, что по отношению к музыкантам-профессионалам это было бы этимологической нелепостью.
Сущность музыки и структуры, её организующие (любые - физические, текстовые, мыслительные) – разные миры, для музыкальной семантики, пожалуй, равно важные – при условии их гармоничного соподчинения, а не демонстративного приоритета структуры (по Вашему методу).
Сущность музыки не выражается в терминах (в их научном понимании): здесь возможны только метафоры. Здесь невозможно понимание – только постижение. Невозможно и мышление – только интуиция (о к-рой, в свою очередь, уже возможно – и необходимо – мышление). Специфика художественного – внелогична, вне причинно-следственных рядов, она дается, как данность, как озарение (ох, слышу сквозь сетевые пучины Ваш физический смешок), и поддается вербальному означиванию только и только ч-з ассоциации.
Нужно ли это? Да, - раз стремление к «переводу» худож. впечатлений заложено в духовную конституцию человека «от природы». Человек от природы – общительная тварь, и поделиться собственным переживанием для него – такая же необходимость, как и это переживание получить. Имеет ли отношение субъективное переживание к своему объекту-артефакту? Безусловно, и постигнуть суть этого объекта можно только ч-з это – субъективное, личное и «ненаучное» - переживание. В каждом субъективном случае эта суть будет представать в новых (подчас очень различных) ипостасях, но такова се ля ви в мире художественного.
Изучение структур, безусловно, необходимо – уже потому, что стремление «разобрать игрушку» в человеке также заложено априори, не говоря о пользе – о том, что в иных случаях без верного понимания (здесь уже – именно понимания) структуры невозможно постигнуть (уже не «понять») и сущность, ею организуемую.
Мой призыв: да сосуществуют мирно в этом потоке и «Что» и «Как»! Все семантики нужны, все семантики важны!
ЗЫ: (для философов-этимологов по призванию): этимологически взрывоопасный термин «суть» здесь означает… ну, хотя бы то, ради чего создается артефакт. Причем имеется в виду не столько сознательная - изначальная, сколько конечная цель создания. Композитор может решить, «а не написать ли мне пьесу в трехчастной форме?», но оной формой суть опуса определяться ни в коем случае не будет.
Не знаю, может ли это "внести ясность"...
Но
произведение, по-моему, - это своего рода "повод" для сoвершения творческого акта, - раскрывающееся как стихия смысла только в моменте художественного переживания.
В современном мире комфорт и стиль в интерьере играют важнейшую роль. Одним из лидеров на рынке мебельной индустрии является Мебельная фабрика Levox — компания, которая сочетает передовые технологии,...
Ваш стоматологический приём — это не просто «ремонт зубов»: от выбора клиники зависит ваше здоровье, безопасность, комфорт и долговечность результата. Неправильный выбор может...
Китайский автопром активно укрепляется в России, и Changan — одна из марок, которая смогла быстро завоевать популярность. Покупателей привлекает сочетание цены, дизайна и богатого оснащения....
Социальные закладки