310319320321330 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 3,191 по 3,200 из 9170

Тема: музыкальная семантика

              
  1. #3191
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    Согласен. И все же мне кажется, что здесь очень важно, если не принципиально, разное отношение к фактору законченности артефакта. Вернее, не так: разное отношение к бытию музыкального текста: для "только-исполнителя" он дан как объект, обладающий уже неизменной данностью, уже предзаданной суммой качеств. Для "композитора-исполнителя" музыкальный текст - лишь одна из форм воплощения той... "мировой Музыки" (...не могу подобрать подходящего слова), к-рую он сам воплощает в своих опусах. Конечно, это все относительно: и для композитора им же написанный текст после завершения частично становится данностью. Но, думается, не в такой мере, как для исполнителя; а степень "данности" как своего, так и чужого текста для композитора-исполнителя, мне кажется, примерно равна. Может, я и ошибаюсь .
    Дорогой Музыло, мне все-таки кажется (я уже писал тут где-то про это), что элемент случайности/свободы, приносимый интерпретацией исполнителя - необходимый элемент европейской музыки, один из тех самых основных краеугольных камней.
    Джазовая импровизация ближе духу музыки, чем какой-нибудь отчетный концерт "дрессированных" учеников, играющих все как один в правильных темпах, с правильной динамикой и правильной агогикой.
    Я где-то читал о ансамбле скрипачей, как-то - еще в золотые сталинские времена - исполнявший в унисон баховские сонаты и партиты...Комментарии излишни


  • #3192

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение


    Можно тут задумать целую классификацию звокуподражательности (как в беседео цитатах), - примерно так:

    а. прямой перенос звучания (вроде сирены или "соловьиной трели (есть такой иструмент группы ударных)),
    б. Однозначная имитация (птички всякие, например)
    в. Ассоциации (инструментальное изображение речи, например) - сюда я и отнес бы комический эффект быстрого низкого стаккатто у фагота.
    Еще бы добавил неоднозначную имитацию. Например, 1-я часть 1-й симфонии Малера вызывает у меня ассоциации с утренним лесом. Или еще вспомним затасканный пример (стараниями В.И.Ленина) с "Аппассионатой". С уважением...

  • #3193
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Дорогой Музыло, мне все-таки кажется (я уже писал тут где-то про это), что элемент случайности/свободы, приносимый интерпретацией исполнителя - необходимый элемент европейской музыки, один из тех самых основных краеугольных камней.
    Джазовая импровизация ближе духу музыки, чем какой-нибудь отчетный концерт "дрессированных" учеников, играющих все как один в правильных темпах, с правильной динамикой и правильной агогикой.
    Я где-то читал о ансамбле скрипачей, как-то - еще в золотые сталинские времена - исполнявший в унисон баховские сонаты и партиты...Комментарии излишни
    Да нет же, я совсем не о точной/свободной трактовке текста. Проклятый язык, не хочет ясно выражаться!
    Я - о том, что композитор, возможно, воспринимает "уже созданную" музыку как один из вариантов офорления "музыкальной идеи".
    Исполнитель воспринимает её как единственный вариант, как объективную данность. Это совершенно не исключает сколь угодно свободной её интерпретации...
    Show must go on!

  • #3194
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Дорогой Лом, я все-таки не могу согласиться с той ролью рассудка, о которой Вы говорите. Вспоминается лекция Фуртвенглера, на которой он рассказывает в том числе, как важно выбрать правильный темп, который потом остается неизменным на протяжении всей части (!!!).
    Я знаком с исполнителями - талантливешими, великолепными музыкантами - придумывающими для себя какие-то истории для исполняемых произведений (истории, которым они не придают никакого особого значения, и которые они и не принимают, естественно, за "содержание", - но используют как своего рода "настройку" фантазии и эмоций).
    Для меня антимузыкальнейший дирежер современности - Арнонкур...Вот у него - рассудок, а больше ни-а.

    Все в музыке так или иначе связано с интуицией, - и одновременно с интенсивнейшим абстрактным логическим мышлением (отнологизация), - почти как в жизни, но только как раз - без "рассудка".

  • #3195
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Muzylo Посмотреть сообщение
    Да нет же, я совсем не о точной/свободной трактовке текста. Проклятый язык, не хочет ясно выражаться!
    Я - о том, что композитор, возможно, воспринимает "уже созданную" музыку как один из вариантов офорления "музыкальной идеи".
    Исполнитель воспринимает её как единственный вариант, как объективную данность. Это совершенно не исключает сколь угодно свободной её интерпретации...
    Нет, мы об одном и том же!

    Вот Горовиц, если не ошибаюсь, совмещает две редакции Сонаты Рахманинова, в Концерте Моцарта успешно меняет мелодию эпизода в финале, да и вообще...

    А Корто, Менгельберг, Казальс?

    Конечно, разные эпохи предполагают разную степень неприкосновенности текста. Но в том же 26-м Концерте Моцарта - просто не записал левую руку, играл уже так. Тут уж грех не "прикоснуться". Про всякие каденции/украшения - молчу уже.

  • #3196
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от LOM Посмотреть сообщение
    Лерит. Как Вы себе представляете Текст без бумаги? Фиксация – это одно из свойств текста. Фиксированность позволяет интерпретировать Текст. И очень правильно Вы сказали по поводу «осторожности в использовании достижений других наук. Я бы изгнал понятие «семантика» из музыки, заменив его чем-то более внятным.
    Да хотя бы на глиняных табличках... Но если серьезнее, то, по-моему, неотъемлемым признаком текста является не столько фиксация, сколько читабельность. Геолог "читает" "пирог" скальных обнажений, охотник "читает" следы животных и т.д. Нет понятий "плохих" и "хороших". Важно, работает понятие или нет. Мне кажется, что признание музыки знаковой системой неминуемо влечет за собой семиотические понятия. Исследование музыки в таком ракурсе может помочь не только в ее понимании, но и обогатить саму семиотику. Впрочем, попробуйте заменить "семантику" чем-то более внятным.

  • #3197
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Нет, мы об одном и том же!

    Вот Горовиц, если не ошибаюсь, совмещает две редакции Сонаты Рахманинова, в Концерте Моцарта успешно меняет мелодию эпизода в финале, да и вообще...

    А Корто, Менгельберг, Казальс?

    Конечно, разные эпохи предполагают разную степень неприкосновенности текста. Но в том же 26-м Концерте Моцарта - просто не записал левую руку, играл уже так. Тут уж грех не "прикоснуться". Про всякие каденции/украшения - молчу уже.
    Как же, как же понятно изъясниться?
    Горовиц и Картинки Мусоргского переделал, и 2ю Рапсодию (и - при всей моей любви к Горовицу - эти пьесы от переделок не выиграли); а Гульд вообще порой играет все... "с ног на голову". Дело не в этом.
    Даже если исполнитель сознательно идет "поперек автора" (вплоть до "не тех нот"), - он все равно относится к любому опусу как к ставшему (хоть и подвергаемому возможным "переделкам"). Композитор - как к вечно становящемуся (здесь изменения будут не "пере-", а "доделками"). И это слышно на внерассудочном (привет ЛОМу!) интонационном уровне. Во всяком случае, мое извращенное педагогическое ухо моментально ловит такие вещи. У Горовица Моцарт - Моцарт (даже переделанный). У Рахманинова Шопен - это Рахманинов. Это - иррациональное впечатление от интонац. миров данных интерпретаций.
    Я не настаиваю на своем мнении, - понимаю его беспросветный гнилой субъективизьм...
    Show must go on!

  • #3198
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от LOM Посмотреть сообщение
    Еще бы добавил неоднозначную имитацию. Например, 1-я часть 1-й симфонии Малера вызывает у меня ассоциации с утренним лесом. Или еще вспомним затасканный пример (стараниями В.И.Ленина) с "Аппассионатой". С уважением...
    А что, какое там "звукоподражание" - в "Апассионате"? Выстерелы революционного крейсера, или стук зубов дрожащей от страха буржуазии?

  • #3199
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    [quote=Muzylo;503411]У Горовица Моцарт - Моцарт (даже переделанный). У Рахманинова Шопен - это Рахманинов. Это - иррациональное впечатление от интонац. миров данных интерпретаций.
    /quote]

    Вот, теперь понял! Спасибо - это очень интересно. Попробую подумать, - мне такое впечатление не знакомо...У меня всегда - или "понимает", или "не понимает" (причем - часто независимо от того, что мне нравится, а что - нет).

  • #3200
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    А что, какое там "звукоподражание" - в "Апассионате"? Выстерелы революционного крейсера, или стук зубов дрожащей от страха буржуазии?
    Выстрелы революционного крейсера - это скорей в Авроре
    Там же, кстати, и стук зубов (в самом начале)...
    Show must go on!

  • Страница 320 из 917 ПерваяПервая ... 310319320321330 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. семантика тональности
      от bobr177 в разделе Старинная музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 11.02.2015, 21:18
    2. Синтаксис и семантика
      от Glinski в разделе Современная музыка
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 20.08.2012, 22:04
    3. Музыкальная семантика: двадцать лет спустя...
      от Muzylo в разделе Философия и музыка
      Ответов: 82
      Последнее сообщение: 12.02.2008, 16:38
    4. Музыкальная угадайка!
      от Анатолий Лихницкий в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 17.08.2007, 20:27
    5. "Семантика" Моцарта (Вариации фа мажор KV 613)
      от Walter Boot Legge в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 434
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 14:18

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100