-
02.04.2005, 01:38 #1
Красота музыки и рутинный труд
Здравствуйте, коллеги!
Хочу поделиться своим внутренним вопросом. Интересно было бы узнать ваши мнения, рекомендации на этот счёт.
Бывает так, что какое-то музыкальное произведение так очаровывает, что говоришь себе: "Это нельзя не играть! Уж что-что, а это надо сыграть непременно!" Поражает какая-то тайная красота этой музыки. Возникает желание тоже сыграть также красиво.
И тут начинается работа над произведением, в общем - повседневный конкретный труд музыканта. В процессе этой работы начинаешь проникать вглубь того, что раньше было тайной, вникать собственно в техническую сторону игры. Помногу раз отрабатываешь разные элементы произведения, пока они не "лягут в пальцы". И вот красота того или иного оборота, которая раньше так поражала, начинает становиться постепенно все более привычной, уже не столь потрясает, как раньше.
Тайна музыки превращается в рутину...
С другой стороны, я, конечно, понимаю, что в конечном счете качество исполнения все-таки зависит именно от того, как ты технически (не очень люблю это слово по отношению к исполнительскому искусству, но равноценного аналога пока не нашел) освоишь произведение, насколько уверенно будешь себя в нем чувствовать, насколько именно твои руки смогут превратить внутренний образ этой конкретной музыки, то, как она звучит внутри тебя, в столь же и внешне красивое звучание.
А вопрос мой таков: как можно сохранить (не утратить, а может быть, возрождать) "влюбленность" в произведение, без которой на самом деле его исполнение грозит превратиться в только лишь перебирание пальцами по клавишам?
На мой взгляд, музыка по-настоящему очаровывает тогда, когда она исполняется так, словно она только что рождается в душе исполнителя, как какое-то откровение, когда исполнитель общается с произведением, как со своего рода таинством, когда играет его не по какому-то "лекалу", отложившемуся в прошлом опыте, а словно творит произведение здесь-и-сейчас
Наверное, это идеальный вариант, но тем не менее...
Сталкивались ли вы с подобной проблемой? Как решали ее для себя? Что вы думаете об этом?Страх - Страсть - Страдание - Страда - Радение - Радость
Ответ: Красота музыки и рутинный труд
Не мне с моим уровнем чего-то говорить. Но проблема столь интересная, что не могу молчать.
Во-первых, огромное спасибо за тему, не связанную никак с Люсей и прочими атрибутами разложения всего и вся.
Во-вторых, очень боязно брать ноты в руки. Боишься, что магия пропадет даже от одного прикосновения к тексту, будто он раскроет все секреты. Надо делать выбор: )
Проблема очень интересная. Лично я выхода не вижу. Могу лишь сказать, что отсутствие удовлетворения результатом - уже хорошо.. А особо красивые вещи лучше не брать...
Ответ: Красота музыки и рутинный труд
Можно, ИМХО, еще так: выучить очень хорошо, а потом просто отложить на некоторое время. Через какое-то время свежесть появится снова, а произведение все еще будет в пальцах.
Ответ: Красота музыки и рутинный труд
Надоедает застывшее представление - с ним и работаем, на давая ему окостенеть, углубляясь все более в восприятие бесконечности, льющейся через перфорацию нот.
Работаем всегда по сути не над произведением, а над собой, постоянно преодолевая свои пределы, прыгая выше головы. Преодолевая своё Я.
Кто думает иначе - ошибается.
Слушать и слышать, и реагировать а не "думать о музыке".
- Регистрация
- 29.12.2004
- Адрес
- Санкт-Петербург
- Сообщений
- 1,819
Ответ: Красота музыки и рутинный труд
На сей раз полностью согласен с ГТНом!Сообщение от Gtn
Играть - прежде всего значит - СЛУШАТЬ.
Наряду с "откладыванием" на время какой-либо пьесы можно было бы посоветовать немного подстраивать инструмент, чтобы обострить слуховые ощущения - НО ДЕЛАТЬ ЭТОГО НЕЛЬЗЯ!!!! - вербельбанк разболтается. Но слушательские функции при этом резко обостряются.
Вот с синтезатором - проще, его можно подстраивать сколько хочешь, но звук его всё равно исключительно беден и вряд ли доставит эстетическое наслаждение.
Знает кто-нибудь, как делают профессиональные рояли, что их можно настраивать после каждого выступления? Один настройщик говорил, что на конкурсах настраивают каждые 15 минут!!! и тем не менее эти рояли служат десятилетиями!
А разве нет своеобразного наслаждения в "рутинной" работе?
Ответ: Красота музыки и рутинный труд
Выучить и отложить - хороший прием.
Кроме этого, можно во время технической работы
1) расслабиться и не думать о "музыке", пребывая вроде как в другом мире и отрабатывая неудобные места. Это сохраняет душевную энергию "на потом"
2) добившись тех свободы, наоборот идти от музыкального наполнения и проживать каждый момент заново. И это уже как река, в которую дважды не войдешь. Мы меняемся, и музыка меняется вместе с нами.
Кроме этого, можно наслаждаться собственным звуком, как таковым (если он есть)
Я вообще - ЗА красивые произведения, они особенно гармоничны![]()
Ответ: Красота музыки и рутинный труд
Посидел, подумал... А ведь ещё от настроения зависит. Можно (можно ли?) попробовать играть по-разному, в зависимости от того, что сейчас чувствуешь. Тогда не надоесть (если у Вас нет привычки надоедать себе)
ПС: если я в корне не прав в таком подходе, сообщите, а то это просто мысли пока в метро на работу ехал
Ответ: Красота музыки и рутинный труд
Мне интересно мнение людей с любым уровнем (профессионалов, любителей, опытных, начинающих, еще не начавшихСообщение от Владислав
)
И это здорово!Сообщение от Владислав
![]()
У меня иногда возникает похожее чувство. Наверное, особое умение для музыканта состоит в том, чтобы прикасаться к магии произведения так, чтобы она при этом не исчезала... А вот как это делать?...Сообщение от Владислав
![]()
Это становится возможным, на мой взгляд, только в том случае, если ты сам внутри достаточно "магичен" и готов видеть еще очень многое, что находится за непосредственным текстом. Наверное, стоит время от времени напоминать себе, что тайна произведения с нотного текста только начинается, но не заканчивается им.
Будем искать вместе!Сообщение от Владислав
![]()
То есть это побуждает не останавливаться на достигнутом при освоении произведения, да?Сообщение от Владислав
Помимо прочего, мне кажется, неудовлетворенность результатом также заставляет остановиться в постоянных бездумных тренировках одного и того же хода (я имею в виду какой-то отрывок из произведения), при которых начинает выхолащиваться собственно его живое музыкальное содержание, и искать другой подход к его постижению.
![]()
Я постепенно прихожу к выводу, что для того, чтобы не было преждевременного выхолащивания произведения, осваивая его, нужно стремиться больше к осмысленности, нежели к натренированности до автоматизма каждого движения рук и пальцев. Но такая осмысленность, наверное, достигается, конечно, после долгого и упорного "выгрывания" в произведение.
По моему скромному опыту, а также судя по высказываниям некоторых музыкантов, получается так, что освоение музыкального произведения – это еще и психологическое и духовное постижение его. Нужно внутренне вырасти для него. То есть качественное исполнение произведения – вопрос не только технический. Его нужно внутренне прожить. Нужно быть готовым к нему.Сообщение от Владислав
В этом смысле, по-моему, наиболее трудными для исполнения являются органные произведения Баха, опять же не только в техническом плане. Их исполнение, наверное, это все равно как непосредственное общение с Творцом, как молитва. Торопливость и суета здесь совершенно неуместны. Сначала нужно внутренне стать столь же безмерным, сколь безмерна баховская музыкальная речь.
То есть я бы несколько дополнил бы вашу фразу: некоторые произведения лучше не брать до тех пор, пока ты внутренне для них не созреешь. Но созревать не возбраняется![]()
Страх - Страсть - Страдание - Страда - Радение - Радость![]()
Ответ: Красота музыки и рутинный труд
Хорошая идея, спасибо. Надо взять на заметку. Она, казалось бы, достаточно простая, но, может, поэтому и не сразу приходит в голову.Сообщение от Vodovoz
![]()
Ответ: Красота музыки и рутинный труд
Спасибо, Пётр!Сообщение от Gtn
Очень дельный совет. Преодолевать свое собственное восприятие музыки, свои привычки восприятия. Открывая нотный текст, отворять дверь в бесконечность... Здорово.
И ведь действительно СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ, а значит воспринимать то, что реально получается, быть чутким к тому, что в данный момент звучит под твоими пальцами, а не то, как ты привык это слышать когда-то.
И для меня тоже работа над произведением - это в первую очередь работа над собой.
Похожие темы
-
Публикация Газета "Труд": Лишний Свиридов? Под угрозой судьба дома великого русского композитора ХХ века
от princess-frog в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 1Последнее сообщение: 27.02.2012, 18:28 -
Координатор конкурса в попытке защитить свой адский труд!
от Koordinator в разделе XI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик"Ответов: 119Последнее сообщение: 17.11.2010, 14:19 -
Невероятная красота
от Sniff в разделе Помогите опознать мелодиюОтветов: 28Последнее сообщение: 27.03.2009, 22:20 -
Интервью Интервью Николая Петрова. "Труд"
от Олег Дусаев в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 0Последнее сообщение: 19.04.2008, 14:16 -
Труд пианиста
от pavelpiano в разделе Фортепианная музыкаОтветов: 68Последнее сообщение: 25.12.2007, 13:30





Ответить с цитированием


Социальные закладки