Страница 1 из 3 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 30

Тема: Красота музыки и рутинный труд

              
  1. #1
    Активный участник Аватар для Алекс(музыковед-любитель)
    Регистрация
    26.10.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    53
    Сообщений
    324

    По умолчанию Красота музыки и рутинный труд

    Здравствуйте, коллеги!
    Хочу поделиться своим внутренним вопросом. Интересно было бы узнать ваши мнения, рекомендации на этот счёт.

    Бывает так, что какое-то музыкальное произведение так очаровывает, что говоришь себе: "Это нельзя не играть! Уж что-что, а это надо сыграть непременно!" Поражает какая-то тайная красота этой музыки. Возникает желание тоже сыграть также красиво.
    И тут начинается работа над произведением, в общем - повседневный конкретный труд музыканта. В процессе этой работы начинаешь проникать вглубь того, что раньше было тайной, вникать собственно в техническую сторону игры. Помногу раз отрабатываешь разные элементы произведения, пока они не "лягут в пальцы". И вот красота того или иного оборота, которая раньше так поражала, начинает становиться постепенно все более привычной, уже не столь потрясает, как раньше.
    Тайна музыки превращается в рутину...
    С другой стороны, я, конечно, понимаю, что в конечном счете качество исполнения все-таки зависит именно от того, как ты технически (не очень люблю это слово по отношению к исполнительскому искусству, но равноценного аналога пока не нашел) освоишь произведение, насколько уверенно будешь себя в нем чувствовать, насколько именно твои руки смогут превратить внутренний образ этой конкретной музыки, то, как она звучит внутри тебя, в столь же и внешне красивое звучание.

    А вопрос мой таков: как можно сохранить (не утратить, а может быть, возрождать) "влюбленность" в произведение, без которой на самом деле его исполнение грозит превратиться в только лишь перебирание пальцами по клавишам?
    На мой взгляд, музыка по-настоящему очаровывает тогда, когда она исполняется так, словно она только что рождается в душе исполнителя, как какое-то откровение, когда исполнитель общается с произведением, как со своего рода таинством, когда играет его не по какому-то "лекалу", отложившемуся в прошлом опыте, а словно творит произведение здесь-и-сейчас Наверное, это идеальный вариант, но тем не менее...

    Сталкивались ли вы с подобной проблемой? Как решали ее для себя? Что вы думаете об этом?
    Страх - Страсть - Страдание - Страда - Радение - Радость

  • #2
    Цепеш Аватар для Владислав
    Регистрация
    30.04.2004
    Адрес
    Валахия
    Возраст
    40
    Сообщений
    897

    По умолчанию Ответ: Красота музыки и рутинный труд

    Не мне с моим уровнем чего-то говорить. Но проблема столь интересная, что не могу молчать.
    Во-первых, огромное спасибо за тему, не связанную никак с Люсей и прочими атрибутами разложения всего и вся.
    Во-вторых, очень боязно брать ноты в руки. Боишься, что магия пропадет даже от одного прикосновения к тексту, будто он раскроет все секреты. Надо делать выбор: )
    Проблема очень интересная. Лично я выхода не вижу. Могу лишь сказать, что отсутствие удовлетворения результатом - уже хорошо.. А особо красивые вещи лучше не брать...

  • #3

    По умолчанию Ответ: Красота музыки и рутинный труд

    Можно, ИМХО, еще так: выучить очень хорошо, а потом просто отложить на некоторое время. Через какое-то время свежесть появится снова, а произведение все еще будет в пальцах.

  • #4

    По умолчанию Ответ: Красота музыки и рутинный труд

    Надоедает застывшее представление - с ним и работаем, на давая ему окостенеть, углубляясь все более в восприятие бесконечности, льющейся через перфорацию нот.
    Работаем всегда по сути не над произведением, а над собой, постоянно преодолевая свои пределы, прыгая выше головы. Преодолевая своё Я.
    Кто думает иначе - ошибается.
    Слушать и слышать, и реагировать а не "думать о музыке".

  • #5
    Постоянный участник
    Регистрация
    29.12.2004
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    1,819

    По умолчанию Ответ: Красота музыки и рутинный труд

    Цитата Сообщение от Gtn
    Слушать и слышать, и реагировать а не "думать о музыке".
    На сей раз полностью согласен с ГТНом!
    Играть - прежде всего значит - СЛУШАТЬ.
    Наряду с "откладыванием" на время какой-либо пьесы можно было бы посоветовать немного подстраивать инструмент, чтобы обострить слуховые ощущения - НО ДЕЛАТЬ ЭТОГО НЕЛЬЗЯ!!!! - вербельбанк разболтается. Но слушательские функции при этом резко обостряются.
    Вот с синтезатором - проще, его можно подстраивать сколько хочешь, но звук его всё равно исключительно беден и вряд ли доставит эстетическое наслаждение.
    Знает кто-нибудь, как делают профессиональные рояли, что их можно настраивать после каждого выступления? Один настройщик говорил, что на конкурсах настраивают каждые 15 минут!!! и тем не менее эти рояли служат десятилетиями!
    А разве нет своеобразного наслаждения в "рутинной" работе?

  • #6
    Ведьмочка-мазалистка Аватар для inna
    Регистрация
    18.01.2005
    Адрес
    Иерусалим
    Сообщений
    3,577
    Записей в дневнике
    35

    По умолчанию Ответ: Красота музыки и рутинный труд

    Выучить и отложить - хороший прием.

    Кроме этого, можно во время технической работы
    1) расслабиться и не думать о "музыке", пребывая вроде как в другом мире и отрабатывая неудобные места. Это сохраняет душевную энергию "на потом"
    2) добившись тех свободы, наоборот идти от музыкального наполнения и проживать каждый момент заново. И это уже как река, в которую дважды не войдешь. Мы меняемся, и музыка меняется вместе с нами.

    Кроме этого, можно наслаждаться собственным звуком, как таковым (если он есть )
    Я вообще - ЗА красивые произведения, они особенно гармоничны

  • #7
    Цепеш Аватар для Владислав
    Регистрация
    30.04.2004
    Адрес
    Валахия
    Возраст
    40
    Сообщений
    897

    По умолчанию Ответ: Красота музыки и рутинный труд

    Посидел, подумал... А ведь ещё от настроения зависит. Можно (можно ли?) попробовать играть по-разному, в зависимости от того, что сейчас чувствуешь. Тогда не надоесть (если у Вас нет привычки надоедать себе)
    ПС: если я в корне не прав в таком подходе, сообщите, а то это просто мысли пока в метро на работу ехал

  • #8
    Активный участник Аватар для Алекс(музыковед-любитель)
    Регистрация
    26.10.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    53
    Сообщений
    324

    По умолчанию Ответ: Красота музыки и рутинный труд

    Цитата Сообщение от Владислав
    Не мне с моим уровнем чего-то говорить.
    Мне интересно мнение людей с любым уровнем (профессионалов, любителей, опытных, начинающих, еще не начавших )
    Цитата Сообщение от Владислав
    Но проблема столь интересная, что не могу молчать.
    И это здорово!
    Цитата Сообщение от Владислав
    ... очень боязно брать ноты в руки. Боишься, что магия пропадет даже от одного прикосновения к тексту, будто он раскроет все секреты. Надо делать выбор
    У меня иногда возникает похожее чувство. Наверное, особое умение для музыканта состоит в том, чтобы прикасаться к магии произведения так, чтобы она при этом не исчезала... А вот как это делать?...
    Это становится возможным, на мой взгляд, только в том случае, если ты сам внутри достаточно "магичен" и готов видеть еще очень многое, что находится за непосредственным текстом. Наверное, стоит время от времени напоминать себе, что тайна произведения с нотного текста только начинается, но не заканчивается им.
    Цитата Сообщение от Владислав
    Проблема очень интересная. Лично я выхода не вижу.
    Будем искать вместе!
    Цитата Сообщение от Владислав
    Могу лишь сказать, что отсутствие удовлетворения результатом - уже хорошо..
    То есть это побуждает не останавливаться на достигнутом при освоении произведения, да?
    Помимо прочего, мне кажется, неудовлетворенность результатом также заставляет остановиться в постоянных бездумных тренировках одного и того же хода (я имею в виду какой-то отрывок из произведения), при которых начинает выхолащиваться собственно его живое музыкальное содержание , и искать другой подход к его постижению.
    Я постепенно прихожу к выводу, что для того, чтобы не было преждевременного выхолащивания произведения, осваивая его, нужно стремиться больше к осмысленности, нежели к натренированности до автоматизма каждого движения рук и пальцев. Но такая осмысленность, наверное, достигается, конечно, после долгого и упорного "выгрывания" в произведение.
    Цитата Сообщение от Владислав
    А особо красивые вещи лучше не брать...
    По моему скромному опыту, а также судя по высказываниям некоторых музыкантов, получается так, что освоение музыкального произведения – это еще и психологическое и духовное постижение его. Нужно внутренне вырасти для него. То есть качественное исполнение произведения – вопрос не только технический. Его нужно внутренне прожить. Нужно быть готовым к нему.
    В этом смысле, по-моему, наиболее трудными для исполнения являются органные произведения Баха, опять же не только в техническом плане. Их исполнение, наверное, это все равно как непосредственное общение с Творцом, как молитва. Торопливость и суета здесь совершенно неуместны. Сначала нужно внутренне стать столь же безмерным, сколь безмерна баховская музыкальная речь.
    То есть я бы несколько дополнил бы вашу фразу: некоторые произведения лучше не брать до тех пор, пока ты внутренне для них не созреешь. Но созревать не возбраняется
    Страх - Страсть - Страдание - Страда - Радение - Радость

  • #9
    Активный участник Аватар для Алекс(музыковед-любитель)
    Регистрация
    26.10.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    53
    Сообщений
    324

    По умолчанию Ответ: Красота музыки и рутинный труд

    Цитата Сообщение от Vodovoz
    Можно, ИМХО, еще так: выучить очень хорошо, а потом просто отложить на некоторое время. Через какое-то время свежесть появится снова, а произведение все еще будет в пальцах.
    Хорошая идея, спасибо. Надо взять на заметку. Она, казалось бы, достаточно простая, но, может, поэтому и не сразу приходит в голову.

  • #10
    Активный участник Аватар для Алекс(музыковед-любитель)
    Регистрация
    26.10.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    53
    Сообщений
    324

    По умолчанию Ответ: Красота музыки и рутинный труд

    Цитата Сообщение от Gtn
    Надоедает застывшее представление - с ним и работаем, на давая ему окостенеть, углубляясь все более в восприятие бесконечности, льющейся через перфорацию нот.
    Работаем всегда по сути не над произведением, а над собой, постоянно преодолевая свои пределы, прыгая выше головы. Преодолевая своё Я.
    Кто думает иначе - ошибается.
    Слушать и слышать, и реагировать а не "думать о музыке".
    Спасибо, Пётр!
    Очень дельный совет. Преодолевать свое собственное восприятие музыки, свои привычки восприятия. Открывая нотный текст, отворять дверь в бесконечность... Здорово.
    И ведь действительно СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ, а значит воспринимать то, что реально получается, быть чутким к тому, что в данный момент звучит под твоими пальцами, а не то, как ты привык это слышать когда-то.
    И для меня тоже работа над произведением - это в первую очередь работа над собой.

  • Страница 1 из 3 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Публикация Газета "Труд": Лишний Свиридов? Под угрозой судьба дома великого русского композитора ХХ века
      от princess-frog в разделе Публикации о музыке и музыкантах
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 27.02.2012, 18:28
    2. Координатор конкурса в попытке защитить свой адский труд!
      от Koordinator в разделе XI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик"
      Ответов: 119
      Последнее сообщение: 17.11.2010, 14:19
    3. Невероятная красота
      от Sniff в разделе Помогите опознать мелодию
      Ответов: 28
      Последнее сообщение: 27.03.2009, 22:20
    4. Интервью Интервью Николая Петрова. "Труд"
      от Олег Дусаев в разделе Публикации о музыке и музыкантах
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 19.04.2008, 14:16
    5. Труд пианиста
      от pavelpiano в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 68
      Последнее сообщение: 25.12.2007, 13:30

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100