Да, "сколько фуг, столько и форм" - не подойдет, конечно, ни к Шостаковичу, скажем, ни к Бетховену, ни - ну, длинный список будет...! Ни к Токкатам баховским, ни к жигам, ни к увертюрам...Мне кажется, - ХТК и Куст, и все.
Правильно ли я (музыкально необразованный) понял, что канон это все-таки не фуга? Сколько не слушаю канон из "менуэта Ведьмы", - это гайдновский, кажется, ор.76 фугу там как-то не чувствую, разве, что основная тема, какая-то подходящая для фуг и фуга вроде слегка начинается, но не развиваясь потом прерывается, чтобы стать менуэтом и не более того...? Такое впечатление, что взят обрывок фуги и на него, как на тему написан менуэт, который вроде сам по себе может и развивается, но не по законам фуги, тем самым создавая ее какую-то имитацию с симметричным (менуэтным) повторением.
Сильное заявление. Конечно, до Баха канон назывался фугой, т.к. это название очень ему подходит. Но баховскую фугу трудно назвать каноном. Собственно, форма фуги рождается из имитационной формы, и , как и в простой имитации, где вслед за состоявшейся имитацией (где все очень строго) идет дальнейшее свободное развертывание материала, так и в фуге, вслед за строгой (или регламентированной) частью идет свободная часть.
Я действительно считаю, что кроме канонической имитации невозможно выделить никакого другого скрепляющего форму (баховской) фуги композиционного приема.
А иначе - останетесь при утверждении "сколько фуг, столько и форм", т.е. это констатация "ни о чем".
PS. "Свободная часть" - такое же пустое утверждение. Конечно, она не свободна - не свободна от канона.
Сообщение от CHIZH
Правильно ли я (музыкально необразованный) понял, что канон это все-таки не фуга?
Канон = каноническая имитация. Фуга (в эпоху барокко) - форма полифонической музыки, построенная на канонической имитации.
Я действительно считаю, что кроме канонической имитации невозможно выделить никакого другого скрепляющего форму (баховской) фуги композиционного приема.
А иначе - останетесь при утверждении "сколько фуг, столько и форм", т.е. это констатация "ни о чем".
PS. "Свободная часть" - такое же пустое утверждение. Конечно, она не свободна - не свободна от канона.
Канон = каноническая имитация. Фуга (в эпоху барокко) - форма полифонической музыки, построенная на канонической имитации.
Имитация - это один из главных общих принципов всей европейской музыки. (я все пытаюсь их пересчитать...Их немного!)
Канон - частный случай.
Канон может быть использован в совершенно разных формах; в менуэте у венских классиков (еще и Шуберта и Шумана) - он - частый гость. У Баха может и в танце быть (вспомнилась сарабанда из си-минорной сюиты первым делом), - тогда и все черты "старинной танцевальной формы" налицо. Да и в "Гольдберг-вариациях - што там с формой-то?
"Сколько фуг, столько форм" применителько к ХТК и Кусту - это все что угодно, но уж никак не "пустое утверждение"! "Не свободна от канонической имитации" - вот это, по-моему, пустовато. Еще давайте скажем, что не свободна от разрешения септимы.
Я действительно считаю, что кроме канонической имитации невозможно выделить никакого другого скрепляющего форму (баховской) фуги композиционного приема.
кто же спорит? Принцип един! а конкретных реализаций - множество...
[/QUOTE]
PS. "Свободная часть" - такое же пустое утверждение. Конечно, она не свободна - не свободна от канона.
она свободна в сравнении с экспозицией, только и всего (см. выше)
Канон = каноническая имитация. Фуга (в эпоху барокко) - форма полифонической музыки, построенная на канонической имитации.
[/QUOTE]
пользуюсь случаем здесь ответить о Менуэте из квартета Гайдна. Там абсолютно точный канон! (сама играла - 2ю скрипочку
Я действительно считаю, что кроме канонической имитации невозможно выделить никакого другого скрепляющего форму (баховской) фуги композиционного приема.
А иначе - останетесь при утверждении "сколько фуг, столько и форм", т.е. это констатация "ни о чем".
Канон = каноническая имитация. Фуга (в эпоху барокко) - форма полифонической музыки, построенная на канонической имитации.
Похоже, Вы мыслите музыку 18 века в категориях Царлино, для которого между каноном и фугой действительно разницы не было. Однако для Баха и его современников ситуация выглядела всё-таки иначе - они различали эти два понятия и терминологически, и практически.
Дабы не смущать некоторых коллег и примкнувших к ним любителей, мне кажется, надо бы пояснить, что в фуге, помимо канонической имитации, обязательной в экспозиции, присутствуют и фрагменты (а то и разделы), в которых этой самой канонической имитации нет - интермедии, в которых даже Бах иногда просто "гоняет" красивые секвенции (особенно в длинных органных фугах). Вот это, вкупе с вариативным тональным планом, открывает простор для свободной фантазии композитора.
Согласитесь, что в 18 веке фуга, начисто лишенная интермедий - это большая редкость (C-dur ХТК 1), как и фуга, действительно являющаяся каноном и больше ничем (когда это так, Бах честно пишет: "Канон"). Зато в 18 веке не редкость каноны, никакими фугами не являющиеся (на менуэт из ор.76 № 2 Гайдна тут уже указывали, но этот случай довольно типичен).
Последний раз редактировалось Leonore; 03.03.2008 в 12:00.
Причина: дополнение
Зато в 18 веке не редкость каноны, никакими фугами не являющиеся (на менуэт из ор.76 № 2 Гайдна тут уже указывали, но этот случай довольно типичен).
То есть Вы со мной согласны, что ор.76 № 2 это все-таки не фуга? Несмотря на то, что там своеобразная интермедия в виде трио имеется (по крайней мере это трио можно так себе представить). Но там как-то нет особого вариационного развития, - все "варится в собственном соку".
То есть Вы со мной согласны, что ор.76 № 2 это все-таки не фуга? Несмотря на то, что там своеобразная интермедия в виде трио имеется (по крайней мере это трио можно так себе представить). Но там как-то нет особого вариационного развития, - все "варится в собственном соку".
Да вот не всегда канонические . Иногда и просто пассажи бывают.
А уж что себе позволяет Георг Фридрих - это вообще... .
И тем не менее оно тоже называется фугой.
Последний раз редактировалось Leonore; 03.03.2008 в 12:24.
Причина: вставка
В современном мире, где технологии занимают важное место в нашей повседневной жизни, подарок в виде подарочной карты Apple становится отличным решением для тех, кто ценит качество, инновации и...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
20.11.2025, 10:53
Яндекс Музыка давно стала одним из самых удобных музыкальных сервисов в России. Она сочетает богатую библиотеку треков, умные рекомендации и дополнительные возможности, которые делают прослушивание...
Дренажные системы и крепёж для кондиционеров: помпы, шланги, кронштейны и виброопоры
Приветствую! Меня зовут Владимир, работаю в компании СиАйс, специализируюсь на системах кондиционирования,...
Социальные закладки