378387388389398 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 3,871 по 3,880 из 9170

Тема: музыкальная семантика

              
  1. #3871
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Про мою музыку я вспомнил в связи с этим диалогом:
    http://www.forumklassika.ru/showthre...t=25435&page=7
    Там, где мне слышатся напряженные "гравитационные узлы" (в конечном счете - внутри "тонального универсума"), ув. Филин видит лишь (для меня - пустые, безразличные) "четверки и семерки".

    Вслушивание звуковысотных отношений - непременное условие возможности эстетического переживания музыки...
    Последний раз редактировалось барух; 07.03.2008 в 19:17.


  • #3872
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Filin Посмотреть сообщение
    Мы ждём его только в том смысле, что знаем: будет конец. Что будет - не предполагаем, т.к. в начале не знаем, что будет дальше, а в конце, получив последний звук, видим, что было раньше, Олорулус же процитировал Гвидо абсолютно буквально.
    Помимо того факта, что будет какой-то конец, нам все-таки важно еще и - какой.

  • #3873
    А я тут мимо кракодил.. Аватар для Aybolit
    Регистрация
    30.07.2007
    Сообщений
    4,991
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Борис, посмею напомнить классическую классификацию различных видов деятельности, чтобы различать вслушивание от вслушивания ))).
    Очевидно, это часть более длинного процесса "слушание" + "распознавание" (у профессионалов) или "слушание" + "означивание" (у профессионалов + дилетантов)

    1. Неосознанное некомпетентное вслушивание - "чо-то слышал, типа прикольно"
    2. Осознанное некомпетентное - "слышу, но не понимаю (распознаю) что слышу"
    3. Осознанное компетентное - "напрягая слух, я понимаю (распознаю) то, что слышу"
    4. Неосознанное компетентное - "я прекрасно понимаю то, что слышу даже в фоновом режиме, бо мне это давно известно"
    Луизианская рептилия — пожиратель заблудших овечек

  • #3874
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Aybolit Посмотреть сообщение
    Борис, посмею напомнить классическую классификацию различных видов деятельности, чтобы различать вслушивание от вслушивания ))).
    Очевидно, это часть более длинного процесса "слушание" + "распознавание" (у профессионалов) или "слушание" + "означивание" (у профессионалов + дилетантов)

    1. Неосознанное некомпетентное вслушивание - "чо-то слышал, типа прикольно"
    2. Осознанное некомпетентное - "слышу, но не понимаю (распознаю) что слышу"
    3. Осознанное компетентное - "напрягая слух, я понимаю (распознаю) то, что слышу"
    4. Неосознанное компетентное - "я прекрасно понимаю то, что слышу даже в фоновом режиме, бо мне это давно известно"
    То, что я имею в виду - это "семантизация", процесс "приписывания" значения.

  • #3875
    А я тут мимо кракодил.. Аватар для Aybolit
    Регистрация
    30.07.2007
    Сообщений
    4,991
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Ну так это о-значение точно так же проходит 4 стадии. Хотя до 4-й стадии не все добираются, некоторые на 2-й прекращают попытки.
    Луизианская рептилия — пожиратель заблудших овечек

  • #3876
    Новожил Аватар для Muzylo
    Регистрация
    03.09.2007
    Адрес
    Киев
    Сообщений
    4,545
    Записей в дневнике
    284

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от regards Посмотреть сообщение
    Я же говорю о способности держать большие объёмы услышанного неизвестного текста в сочетании со способностью анализировать их онлайн: собственно, последнее требование и ограничивает объём буфера, так как речь идёт не о том, чтобы, скажем, определить форму, а о том, чтобы не только точно слышать текст, но и быть при этом в состоянии держать в голове его кусок, достаточный, чтобы видеть происходящее на уровне осмысленных выводов, то есть вот в одном голосе - тема в прямом изложении, во втором - её зеркальное отражение со сдвигом на полтакта, в третьем... четвёртом...
    Дело в том, что исполнительское/слушательское интонирование (чего либо - будь то фуга, будь то... хотя, конечно, в линеарной полифонии задача максимально усложняется...)
    ...живет не в форме "осмысленных выводов" (к-рые вообще не могут быть процессом), а в форме мобильного, спонтанного, динамичного процесса восприятия-переживания-воплощения (смысла, заложенного в интонации).

    И - при любой степени "рационализации" музыкальной ткани (фуга, очевидно, одна из наивысших степеней) - "ОЗУ" пианиста имеет дело вовсе не с сознательной констатацией деталей такой организации (типа "Вот здесь - противосложение, вот здесь - тема, и все одновременно..." ), а с переживанием организуемого - интонации. При интонировании фуги это будет сложнейший процесс синхронного переживания горизонтальных/вертикальных интонац. тяготений. А тема это, противосложение или там ракоход какой-нить - это исполнителю важно лишь постольку, поскольку важен интонационный облик материала - интонац. "физиономии" темы, противосложения и т.д.

    "Точно слышать текст" (не в смысле запоминания последовательности нот, а в "правильном" смысле - интонирования смысла текста) - и значит слышать весь доступный исполнителю/слушателю смыслопотенциал текста.
    Конечно, существует ещё и эстетика структуры, эстетика музыкального рацио (вот здесь опять про фугу...). Но это измерение уже не в компетенции исполнителя: как бы он не играл, его исполнение не повлияет на качество восприятия этого параметра. Воспринять и оценить его можно не при прослушивании, не в процессе, а только при знании произведения, при взгляде на него на как запомненный-статичный идеальный объект.
    Show must go on!

  • #3877
    Старожил
    Регистрация
    15.07.2002
    Сообщений
    3,784
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Ахха И я о том. Конечно, я не имел в виду, что слушатель сидит и присваивает слышимому словесные обозначения. Это анализ онлайн, конечно, всегда идёт где-то на уровнях ниже сознания, и важна только принципиальная возможность, если надо, разобраться в конкретной линии, например. Важен только момент узнавания темы в разных модификациях, а во время исполнения - контроль неких ключевых точек, которые обеспечивают эту узнаваемость.

    Не уверен, что эта узнаваемость связана с какими-то эстетическими категориями.

  • #3878
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от regards Посмотреть сообщение
    Ахха И я о том. Конечно, я не имел в виду, что слушатель сидит и присваивает слышимому словесные обозначения. Это анализ онлайн, конечно, всегда идёт где-то на уровнях ниже сознания, и важна только принципиальная возможность, если надо, разобраться в конкретной линии, например. Важен только момент узнавания темы в разных модификациях, а во время исполнения - контроль неких ключевых точек, которые обеспечивают эту узнаваемость.

    Не уверен, что эта узнаваемость связана с какими-то эстетическими категориями.
    Позвольте в очередной раз себя процитировать


    2. Семантика темы фуги. Те качества, которые я перечислил в конце разбора онтологизации принадлежат к смысловому комплексу, ожидаемому от темы фуги.
    Это должен быть некий единый и, главное, - в чем-то – статуарный, статичный образ, - как «камень», положенный в основу строения, как тезис, положенный в основу трактата. («Серьезность» и «ученость», с другой стороны, совсем не обязательно должны сотупствовать теме фуги). Тема должна быть запоминающейся, - чтобы мы могли ее узнавать при новых проведениях, но и – не слишком простой, не то от многократных повторений она «сотрется и потускнеет». Желательно (но не обязательно, есть ведь еще и – контрапункты), чтобы она была настолько интересной, чтобы радовала нас по-новому при каждом своем новом появлении

  • #3879
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Желательно (но не обязательно, есть ведь еще и – контрапункты), чтобы она была настолько интересной, чтобы радовала нас по-новому при каждом своем новом появлении[/FONT]
    Самым информативным является первое проведение темы. А затем наибольший интерес для слушателя представляет окружение темы, искусство контрапункта. Тема же становится своеобразной точкой отсчета как некая константа. Как безобразно звучит фуга, в которой динамически подчеркивается тема, а все остальное где-то на периферии.

  • #3880
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    Самым информативным является первое проведение темы. А затем наибольший интерес для слушателя представляет окружение темы, искусство контрапункта. Тема же становится своеобразной точкой отсчета как некая константа. Как безобразно звучит фуга, в которой динамически подчеркивается тема, а все остальное где-то на периферии.
    Да, дорогой Лерит, выделять тему - это, конечно, последнее дело, но "информативность" здесь, мне кажется, ни при чем.
    Жаль, что как-то перемешались потоки - я довольно много написал про фугу в потоке про Генделя...
    Я считаю, что "семантика фуги" в первую очередь связана с натяжением между темой и конкретной ее реализацией в данной фуге, - т. е. в принципе предполагается, что на одну тему может быть написано много фуг (сравните с сонатой), - каждая из которых акцентирует те или иные смысловые возможности темы (вспомним "Куст", конечно). И внутри отдельной фуги то же самое - контекст (гармония, контрапункт) так или иначе выявляет те или иные стороны темы.
    Тема же остается полюсом неизменности в иерархии неизменности - изменяемости (порядка-хаоса, заданности-импровизации, закономерности-свободы); и она должна быть максимально внятно и одновременно максимально сложно организованной.
    О непревзойденности тем ХТК с этой точки зрения я уже где-то писал, говоря и о принципе амбивалентности.

  • Страница 388 из 917 ПерваяПервая ... 378387388389398 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. семантика тональности
      от bobr177 в разделе Старинная музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 11.02.2015, 21:18
    2. Синтаксис и семантика
      от Glinski в разделе Современная музыка
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 20.08.2012, 22:04
    3. Музыкальная семантика: двадцать лет спустя...
      от Muzylo в разделе Философия и музыка
      Ответов: 82
      Последнее сообщение: 12.02.2008, 16:38
    4. Музыкальная угадайка!
      от Анатолий Лихницкий в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 17.08.2007, 20:27
    5. "Семантика" Моцарта (Вариации фа мажор KV 613)
      от Walter Boot Legge в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 434
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 14:18

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100