408417418419428 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 4,171 по 4,180 из 9170

Тема: музыкальная семантика

              
  1. #4171
    Постоянный участник Аватар для Ge.org
    Регистрация
    22.01.2008
    Сообщений
    586
    Записей в дневнике
    16

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Граве во второй сонате представляется мне неким глобальным вопросом, на который "отвечает" первая часть (если не вся соната). Если повторить Граве, то ре-бемоль мажор, казалось бы, так прочно утвердившийся в конце экспозиции, в самый момент своего "триумфа" (разрешение доминанты с секстой в октаву ре-бемоль), весьма-таки нелициприятно пересматривается. "Мементо" чего-то там.

    Становится явной иллюзорность, предварительность "ответа" в конце экспозиции, и чтобы понять "ошибки пути", приходится пройти его заново, а на "развилке" (начало разработки) выбрать другое направление.

    Объективной такую трактовку, конечно, не назовешь, зато как слушателю мне так слышать интересно .


  • #4172
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Ge.org Посмотреть сообщение
    Предлагаю вернуться к одной старой дискуссии о второй сонате Шопена - тут мы (как будто) все что-то знаем.
    Так вот, как может измениться семантическая трактовка первой части, если, согласно намерению Шопена, начинать повтор экспозиции c Grave, а не с doppio movimento?
    Лучше всего вообще не повторять экспозицию и все проблемы снимаются. И форма, и драматургия намного лучше в этом случае.

  • #4173
    Постоянный участник Аватар для Ge.org
    Регистрация
    22.01.2008
    Сообщений
    586
    Записей в дневнике
    16

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Лучше всего вообще не повторять экспозицию и все проблемы снимаются. И форма, и драматургия намного лучше в этом случае.
    Об этом уже много раз писали. И на форуме, и за его пределами. Все доводы против повторения экспозиции мне лично понятны и даже симпатичны.
    Но не об этом речь.

    Вы, Лерит, вообще-то, прежде чем писать, можете ХОТЯ БЫ по ссылке сходить, которую я дал?
    Очевидно, Вы специально этого не делаете. Уж не знаю, только в моем ли случае, но в отношении ко мне такое Ваше неуважение проявляется не в первый раз.

    Например, я дал ссылку на свой пост про Кейджа двухлетней давности. Вы его прочитали? Нет, иначе бы не ставили вопроса об "игре наизусть". А если прочитали - то почему так невнимательно?

    Повторюсь: в обоих случаях - НЕ ПРОЧИТАЛИ или ПРОЧИТАЛИ, НО НЕВНИМАТЕЛЬНО - Вы проявили неуважение к собеседнику. Что ж, спасибо. Может быть, Вам вовсе не стоит отвечать на мои посты, раз Вы меня не уважаете?

    Вот и сейчас - я дал ссылку на дискуссию о сонате Шопена. Вы прочитали ее? Нет, иначе бы не ломились в открытые ворота. Уже до Вас несколько ников на форуме написали о преимуществах исполнения первой части без повторения экспозиции (ссылки я дал). Но, тем не менее, эти ники проявили уважение к новой для них точке зрения и ОТВЕТИЛИ по существу, а именно в том духе, что уж ЕСЛИ повторять экспозицию, то БЕЗ Граве. Я не согласен с этими никами, но благодарен им за аргументированные ответы, а также за то, что они не просто вставили свои "пять копеек", а откликнулись именно ПО ТЕМЕ.

    Вопрос для меня стоит не в том, нужно ли повторять экспозицию или нет, а в том, ЧТО меняется (в семантике), когда исполнитель повторяет экспозицию, причем не так, как это обычно принято, а с Граве.

    Этот вопрос имеет прямое отношение к теме потока.

    Если Вам неинтересно об этом рассуждать - зачем Вы выступаете с репликой, не подкрепленной какой-либо аргументацией? Или Вы думаете, что человек, спустя два с чем-то года еще раз поднимающий вопрос о повторении экспозиции, не знаком с разными точками зрения на эту тему? Что НОВОГО добавляет Ваша реплика в дискуссию?

  • #4174
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Ge.org Посмотреть сообщение
    Об этом уже много раз писали. И на форуме, и за его пределами. Все доводы против повторения экспозиции мне лично понятны и даже симпатичны.
    Но не об этом речь.

    Вы, Лерит, вообще-то, прежде чем писать, можете ХОТЯ БЫ по ссылке сходить, которую я дал?
    Очевидно, Вы специально этого не делаете. Уж не знаю, только в моем ли случае, но в отношении ко мне такое Ваше неуважение проявляется не в первый раз.


    Если Вам неинтересно об этом рассуждать - зачем Вы выступаете с репликой, не подкрепленной какой-либо аргументацией? Или Вы думаете, что человек, спустя два с чем-то года еще раз поднимающий вопрос о повторении экспозиции, не знаком с разными точками зрения на эту тему? Что НОВОГО добавляет Ваша реплика в дискуссию?
    Ваши ссылки я прочитал. Но если Вас что-то задело в моих постах, покорнейше прошу извинить. Когда я сам играл эту сонату, то вопрос о повторении возник в самом начале работы. Правда, несколько в ином качестве. Поскольку у меня была редакция Падеревского, то и возможный повтор мыслился без Граве. Звучало плохо, очень неестественно, кроме того, поскольку заключительный аккорд экспозиции один и тот же, то ее повтор звучит совершенно неоправданно с точки зрения формы, надуманно, как дань классической традиции. И драматургически лучше обойтись без повторения, этого требует романтическое повествование, своего рода поэмность. Поэтому я почти сразу отказался от повторения, тем более, что и крупнейшие исполнители этой сонаты также играли без него. Повторение же с Граве, на мой взгляд, совершенно бессмысленно: музыка Граве может прозвучать только один раз, повторение обесценит его значение.
    Не нужно так реагировать на мои посты о Кейдже, там ведь многое со смайликами, которые Вы игнорируете почему-то.

  • #4175
    Постоянный участник Аватар для Ge.org
    Регистрация
    22.01.2008
    Сообщений
    586
    Записей в дневнике
    16

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Ну, это уже совсем другой разговор, хотя, по-моему, все еще недостаточно подробный. Если Вы считаете, что "музыка Граве может прозвучать только один раз", то - ПОЧЕМУ?

    Известны мысли Гтна и Олда на эту тему, есть еще анонимный пост 2002 года (старожилы знают, чьих рук дело - того же Олда), приведу фрагмент:
    Рахманинов не раскрывает в шопеновской сонате НИ ОДНОЙ репризы, благодаря чему она в его исполнении напоминает стрелу, с огромной скоростью выпущенную в неограниченное музыкальное пространство. Кроме того, снимая все повторы, превращая форму почти в поэмную и словно устремляя её в бесконечность, Рахманинов тем самым придаёт бОльшую весомость последней части, которая уже не выглядит столь короткой, как при раскрытии всех реприз, и полноправно присутствует в сонате. Имел ли он на это ПРАВО ? Дело осложняется тем, что Рахманинов явно копирует исполнительские находки слышанного им в детстве Ант.Рубинштейна и по существу донёс до нас его исполнительское решение: и отсутствие реприз, и "борьба волевого ритма с пульсами тревоги" (Асафьев) в разработке 1-й части, и (неавторское) фортиссимо после пианиссимо середины похоронного марша (которое не назовёшь "неожиданным" в данной ситуации, наоборот, у Рахманинова оно вполне логично), и завывание "ветра над могилой героя" в финале (кстати своей инфернальной "жутью" напоминающее многие моменты в музыке самого Рахманинова). Представляется, что великий Рахманинов (вслед за великим Рубинштейном) в романтическом (то есть, в правильном) русле исполнительски домыслил шопеновский шедевр.
    Тут все ясно (с Рахманиновым в трактовке Олда ).
    Но - какова "семантика" Граве именно для Вас (и для всех других участников потока)?
    Вот ведь что интересно.

  • #4176
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от Ge.org Посмотреть сообщение
    Ну, это уже совсем другой разговор, хотя, по-моему, все еще недостаточно подробный. Если Вы считаете, что "музыка Граве может прозвучать только один раз", то - ПОЧЕМУ?

    Известны мысли Гтна и Олда на эту тему, есть еще анонимный пост 2002 года (старожилы знают, чьих рук дело - того же Олда), приведу фрагмент:

    Тут все ясно (с Рахманиновым в трактовке Олда ).
    Но - какова "семантика" Граве именно для Вас (и для всех других участников потока)?
    Вот ведь что интересно.
    Для меня это эпиграф ко ВСЕЙ сонате и в таком качестве он может прозвучать только единожды.

  • #4177
    стaрoжид Аватар для барух
    Регистрация
    09.04.2007
    Возраст
    56
    Сообщений
    5,384
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Друзья, извинитe, нo кaк мoжнo этo oбсуждaть, нe учитывaя тoгo, чтo мoтив вспутлeния прoнизывaeт сoбoй всe рaзрaбoтку?! Кaкoй к-aм эпигрaф?

    A пoвтoрeниe экспoзиции oстaeтся oдинaкoвo прoблeмaтичным - кaк и пoчeму вoзмoжнo вхoждeниe в ту жe сaмую рeку - нeзaвисимo oт тoгo, пoвтoрять ли вступлeниe, или нeт.

    Прoблeмaтичным, нo нa мoй взгляд - прaвoмeрным (пoчeму - этo дoлгaя истoрия).

  • #4178
    Постоянный участник Аватар для Ge.org
    Регистрация
    22.01.2008
    Сообщений
    586
    Записей в дневнике
    16

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Для меня это эпиграф ко ВСЕЙ сонате и в таком качестве он может прозвучать только единожды.
    Да, Олд тоже писал про "эпиграф".
    Тут надо бы вернуться к посту Баруха и проанализировать, почему именно эпиграф и обязательно ли - эпиграф.

    Кстати, и эпиграф эпиграфу - рознь. Текстовый фрагмент, данный в литературном произведении как эпиграф, может повторяться в этом произведении несколько раз.

    Например, у Цветаевой одна и та же строчка может быть дана и как эпиграф (вне "основного корпуса" стихотворения), и как часть строфы, причем в буквальном или несколько перефразированном виде эпиграф повторяется в стихе три раза:

    "Я стол накрыл на шестерых..."

    Всe повторяю первый стих
    И всe переправляю слово:
    - "Я стол накрыл на шестерых"...
    Ты одного забыл - седьмого.

    Невесело вам вшестером.
    На лицах - дождевые струи...
    Как мог ты за таким столом
    Седьмого позабыть - седьмую...

    Невесело твоим гостям,
    Бездействует графин хрустальный.
    Печально - им, печален - сам,
    Непозванная - всех печальней.

    Невесело и несветло.
    Ах! не едите и не пьете.
    - Как мог ты позабыть число?
    Как мог ты ошибиться в счете?

    Как мог, как смел ты не понять,
    Что шестеро (два брата, третий -
    Ты сам - с женой, отец и мать)
    Есть семеро - раз я на свете!

    Ты стол накрыл на шестерых,
    Но шестерыми мир не вымер.
    Чем пугалом среди живых -
    Быть призраком хочу - с твоими,

    (Своими)...
    Робкая как вор,
    О - ни души не задевая! -
    За непоставленный прибор
    Сажусь незваная, седьмая.

    Раз! - опрокинула стакан!
    И всe, что жаждало пролиться, -
    Вся соль из глаз, вся кровь из ран -
    Со скатерти - на половицы.

    И - гроба нет! Разлуки - нет!
    Стол расколдован, дом разбужен.
    Как смерть - на свадебный обед,
    Я - жизнь, пришедшая на ужин.

    ...Никто: не брат, не сын, не муж,
    Не друг - и всe же укоряю:
    - Ты, стол накрывший на шесть - душ,
    Меня не посадивший - с краю.


    Тот же Тарковский, чью строчку Цветаева, чуть переиначив, взяла в эпиграф, тоже ПОВТОРЯЛ фрагменты эпиграфов в корпусе своих стихов:

    http://www.lib.ru/POEZIQ/TARKOWSKIJ/stihi2.txt#16 (см. первые два стихотворения).

    А бетховенское татата-там? Разве оно не повторяется при повторе экспозиции? Или это для Вас - типологически нечто совсем иное, чем Граве у Шопена?

    Так что Вашу позицию (с которой я вообще-то не согласен) одной только ссылкой на "эпиграфичность" нельзя обосновать.

  • #4179
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Цитата Сообщение от барух Посмотреть сообщение
    Друзья, извинитe, нo кaк мoжнo этo oбсуждaть, нe учитывaя тoгo, чтo мoтив вспутлeния прoнизывaeт сoбoй всe рaзрaбoтку?! Кaкoй к-aм эпигрaф?

    A пoвтoрeниe экспoзиции oстaeтся oдинaкoвo прoблeмaтичным - кaк и пoчeму вoзмoжнo вхoждeниe в ту жe сaмую рeку - нeзaвисимo oт тoгo, пoвтoрять ли вступлeниe, или нeт.

    Прoблeмaтичным, нo нa мoй взгляд - прaвoмeрным (пoчeму - этo дoлгaя истoрия).
    Дорогой Барух, когда возьметесь за эту сонату, то все эти рассуждения покажутся Вам ненужными...

  • #4180
    Постоянный участник Аватар для Ge.org
    Регистрация
    22.01.2008
    Сообщений
    586
    Записей в дневнике
    16

    По умолчанию Ответ: Музыкальная семантика

    Кaкoй к-aм эпигрaф?
    Если использовать эпиграф так, как Цветаева в вышеприведенном стихотворении, то можно сказать: эпиграф. Хотя я не скажу .

  • Страница 418 из 917 ПерваяПервая ... 408417418419428 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. семантика тональности
      от bobr177 в разделе Старинная музыка
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 11.02.2015, 21:18
    2. Синтаксис и семантика
      от Glinski в разделе Современная музыка
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 20.08.2012, 22:04
    3. Музыкальная семантика: двадцать лет спустя...
      от Muzylo в разделе Философия и музыка
      Ответов: 82
      Последнее сообщение: 12.02.2008, 16:38
    4. Музыкальная угадайка!
      от Анатолий Лихницкий в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 17.08.2007, 20:27
    5. "Семантика" Моцарта (Вариации фа мажор KV 613)
      от Walter Boot Legge в разделе Фортепианная музыка
      Ответов: 434
      Последнее сообщение: 01.10.2006, 14:18

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100