Задержание-разрешение может быть разве что в тональной музыке, ни в секвенциях, ни у Филановского их нет и быть не может. "Слова и пробелы" есть в интернете, можете посмотреть, а главное, послушать, что там нет разрешения (секвенций в интернете ещё больше). Для меня стон и вздох различаются не по степени аффектации. Вздох - это явление духовное (человеку нелегко - он вздыхает), стон - физиологическое (человеку больно - он стонет).
Ну а почему нисходящую малую секунду назвали "интонацией вздоха" именно романтики - откуда я знаю, да и какая разница? Конечно, это связано с контекстом, поэтому в статье о Филановском я её и переименовал.
Я хорошо помню "Слова и пробелы" и по-моему там именно задержания-разрешения. Насчет того, что их "нет и быть не может" я не очень понимаю. Я помню даже комментарий Филановского насчет серии которую он сочинил для пьесы и партитуру помню, однако там цепочка тяготений очевидная и непрерывная, вся пьеса состоит из задержаний-разрешений.
Насчет вздоха и стона - во-первых, вздох как раз физиологическое - не хватает кислорода (при невралгии знаете бывает, человек начинает глубоко вздыхать? невралгия как вы понимаете тоже как правило бывает когда нелегко), но безусловно и экспрессия здесь есть, стон - скорее перевод физического страдания в звук, в экспрессию - магический ритуал, избавляющий от боли, как раз стон - это чистая капитуляция духа - всегда слабость, а вхдох единение тела и духа - это сила.
Однако и то и другое связано с облегчением, сменой состояния. (Но стон значительно более низкое именно в силу того, что не имет прямого оправдания телом, потому стон это всегда слабость, а вздох может принести силу)
Так что, то, что Вы ее переименовали в "интонацию стона" - не меняет ее природы.
КАВЫЧКИ - ВРАГ ПРЯМОЙ РЕЧИ. (из 7-томного романа Jonah "Посвящается друзьям")
Я хорошо помню "Слова и пробелы" и по-моему там именно задержания-разрешения. Насчет того, что их "нет и быть не может" я не очень понимаю. Я помню даже комментарий Филановского насчет серии которую он сочинил для пьесы и партитуру помню, однако там цепочка тяготений очевидная и непрерывная, вся пьеса состоит из задержаний-разрешений.
Насчет вздоха и стона - во-первых, вздох как раз физиологическое - не хватает кислорода (при невралгии знаете бывает, человек начинает глубоко вздыхать? невралгия как вы понимаете тоже как правило бывает когда нелегко), но безусловно и экспрессия здесь есть, стон - скорее перевод физического страдания в звук, в экспрессию - магический ритуал, избавляющий от боли, как раз стон - это чистая капитуляция духа - всегда слабость, а вхдох единение тела и духа - это сила.
Однако и то и другое связано с облегчением, сменой состояния. (Но стон значительно более низкое именно в силу того, что не имет прямого оправдания телом, потому стон это всегда слабость, а вздох может принести силу)
Так что, то, что Вы ее переименовали в "интонацию стона" - не меняет ее природы.
Не будем между собой спорить. Ясно же, что там, где я говорю "белое", Вы непременно скажете "чёрное", и наоборот. В "Словах и пробелах", разумеется, нет тяготений, но я не обладаю дипломатичностью Олорулуса, который спросил у Лерита про ритм в Dies irae, и тот ему объяснил, что это само собой разумеется. Вы тоже, без сомнения, назовёте мне у Филановского такты с разрешениями, а м.б. и гармонии подцифруете, кто Вас знает. Кстати, серии в этой вещи нет, написана она совершенно свободно, Вы явно перепутали это предисловие с чем-то другим. Всё остальное для меня чистый абсурд. Значение интонации зависит от контекста, и если стон для умирающего героя "Слов и пробелов" - это "магический ритуал, избавляющий от боли" и "дающий облегчение", то боюсь, его состояние Вы воспринимаете не вполне адекватно.
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
один студент высказал оригинальную гипотезу происхождения концепции 9й: "ДДШ боялся писать девятую симфонию, чтоб не умереть после неё, как все классики, и поэтому решил обмануть судьбу и написал девятую не большую и философскую, как все, а маленькую и прикольную"
Шостакович чересчур много мнил о себе. Просто он не классик, потому и не умер после 9-й.
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Кaких двух oпeр? Я гoвoрил o двух типaх oпeр, a нe o двух oпeрaх.
Да, я помню, что о двух типах опер, из которых один полюс - "Франциск Ассизский", а второй - "Пена дней", и тут же признались, что "Пену дней" до конца не дослушали, что меня заставляет очень сильно сомневаться в Вашей концепции, т.к. для меня характер этой оперы прямо противоположен Вашему определению.
В музыкe, кoнeчнo, eсть всe эти пeрeчислeнныe мнoй интoнaции, и вooбщe всe встрeчaющиeся в нaшeй рeчи.
Зa примeрaми дaлeкo хoдить нe нaдo.
Жaлoбнaя прoсьбa - дa вoт хoть мeдлeннaя чaсть из тoй жe Дeвятoй. Издeвки - пoбoчнaя из пeрвoй. Дoбрoжeлaтeльнoсти - тa жe глaвнaя из 2-гo Кoнцeртa (чтoбы нe ухoдить oт Шoстaкoвичa). Дa зa любoй мeлoдиeй, тeмoй, мoтивoм крoeтся впoлнe oпрeдeлeннaя интoнaция.
Я не имел в виду словесные характеристики отдельных тем и мелодий. Я говорил об определённых последовательностях звуков (тембров, ритмов и т.п.), которые были бы однозначно связаны (пусть на коротком временном отрезке или в одном стиле) со всеми этими настроениями, так чтобы слушатель-современник определил это как символ, примету того или иного аффекта.
A зaчeм (нeпoнятнo, чтo имeннo Вы хoтeли ими oпрoвeргнуть) Вы привeли примeры из Бeтхoвeнa или Вaгнeрa? Я рaзвe утвeрждaл, чтo вся рoмaнтичeскaя музыкa сплoшь мoнoтeмaтичнa, или чтo у Бeтхoвeнa вeсь мaтeриaл кaкoй-нибудь симфoнии или сoнaты нeпрeмeннo вoсхoдит к oднoй интoнaции? Я скaзaл тoлькo тo, чти интoнaцию лeгкo пoнять и нaйти, oбрaтив внимaниe нa фeнoмeн интoнaциoннoгo рoдствa.
Из Бетховена я привёл примеры, т.к. Вы утверждали, что у классиков (и у композиторов барокко, ну так Генделя я мог бы рядом поставить) интонации идут от человеческой речи, а я указал на интонации инструментального происхождения.
Насчёт монотематизма - да, мне так и показалось, что Вы ведёте развитие романтизма через переклички между частями только в эту сторону.
40-я Moцaртa - нe исключeниe, a oднo из мнoгих eгo прoизвeдeний (мнoгих, нo дaлeкo нe всeх!), в кoтoрых oн oбрaщaeтся к тeхникe сoздaния интoнaциoннoгo рoдствa - тeхники, вoспринятoй oт нeгo Бeтхoвeнoм.
Совершенно верно. А от Бетховена пошли романтики. Так вот, 40-я симфония является одной из немногих, которая повлияла на романтиков непосредственно. Помнится, когда Вы читали статью Ларисы, Вы тоже были с этим согласны (к моему великому удивлению).
Прo пeсню - яснo, чтo тaм жaнр пeсни, я имeл в виду - кaкиe жaнрoвыe истoки?
Ну да, я это понял, а какая разница? По-моему, это бытовая песня, даже "в оригинале" часто развлекательного характера, которую Шуберт "облагородил". И что это даёт?
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Дeвятaя (вoзмoжнo, мoя любимaя) - oтчaяннaя, рeзчaйшaя дeрзoсть. Taм фигa нe в кaрмaнe ужe, a у всeх нa виду.
Tруднo прeдстaвить сeбe чтo-нибудь бoлee eдкo и злoбнo смeшнoe, чeм пeрвaя чaсть с ee "клaссичeскoй" глaвнoй, "кeпoчкoй"-пoбoчнoй, тoй икaющeй квaртoй - выступлeниeм пьянoгo в стeльку пaртийнoгo функциoнeрa с гeрoичeскими призывaми (прo этo мы кaк-тo с Вaми, дoрoгoй Mузылo, ужe тут вспoминaли)...Нaчaлo рaзрaбoтки - тупo-стaрaтeльнoe пeрeвoрaчивaниe тeмы тo тудa, тo сюдa (рaбoтa кипит - КПД=0) - чистeйшee "музыкaльнoe кaбaрe"...A финaл? Taм мaтeриaл тoжe нe oпeрeтoчный.
кривoгo=прямoгo зeркaлa
Этим "зеркалом" безусловно становится вертикаль. Главная тема в разработке и коде перегармонизуется -переметризуется так, что в её изначальной "радостности" проступает некая тень, обратная сторона. Она не то ,чтобы завоёвывает позиции ,но ставит саму тему перед фактом своего существования. Раз возникши, затенённость уже не уходит: она лишь скрывается. Штрихи и акцентуация в сочетании с перекличками подтверждают этот светотеневой контраст, свидетельствуют в том (именно не о том ,а -в том ,одушевлённо), что в этой радуге цветов имеется и серый...
Сообщение от Filin
9-я у меня тоже одна из самых любимых, и я не виноват, что просто вижу там детскую радость и не вижу никакой фиги (Шостакович по своей трусости вообще не способен был показывать никаких фиг, и здесь "Раёк" у него точно исключение). Спросите хоть у Четвертитончика, она Вам сама покажет фигу за "фигу" и отрицание радости. И "кепочек", "иканий", "партийных функционеров" я там тоже не замечаю
Да ведь радость вовсе не исключает дерзости! Радость мальчика, наблюдающего военный парад с танками, орудиями ,которые нет-нет, да и развернутся анфас к почтеннейшей публике (кабаре(с)). Это вот как я: хожу на работу мимо нашего самого главного управления милиции. И вот стоит такой милиционер при исполнении (кстати, не все из них, судя по выражениям лиц, интересуются метаморфозами сонатности); и автомат у него на ремне; ой ,как интересно. И потом этот молодой человек обращает ко мне своё выражение лица, а автомат, соответственно, тоже ко мне поворачивается
Вот такие же ощущения у меня от 1-й части 9-й симфонии Ш.
Кстати, фигу я ,как благовоспитанная леди, если и покажу, то только в том случае, когда вскочит ячмень на глазу: по народным поверьям -первейшее средство.
Сообщение от Muzylo
А я, как обычно, выступлю глашатаем Златой Середины и объявлю, что слышу в 9й и то, что слышит Филин, и то, что слышит Барух.
...гротеск этот - в чем-то более глубок, чем в симфониях-соседках: он какой-то своей гранью действительно восходит к детскому, наивно-озорному началу (недаром в сл. десятилетие появилось столько детской - буквально и образно - музыки). Особенно в финале, к-рый видится мне не разрешением противоречий 3-4 ч. (жизнь-смерть), а - сменой ракурса взгляда на то же явление, мгновенной сменой позиции восприятия - с углубленно-конфликтной - на квази-наивно-беззаботную. В рамках этой позиции происходит много чего непростого и совсем не детского... увиденного "детскими" глазами;
...В нем мне видится некая уравновешивающая мудрость, к к-рой ДДШ впоследствии, возможно, никогда уже не придет: снятие конфликта не путем его исхода или подчеркивания неразрешимости, а - путем смены ракурса взгляда на него. образных граней симфонии и в быстроте образных переходов.
ЗЫ: один студент высказал оригинальную гипотезу происхождения концепции 9й: "ДДШ боялся писать девятую симфонию, чтоб не умереть после неё, как все классики, и поэтому решил обмануть судьбу и написал девятую не большую и философскую, как все, а маленькую и прикольную" .
А что? мотив обмана (судьбы) здесь, возможно, и присутствует...
Только я бы поспорила сразу о двух вещах. Во-первых, имхо мне не кажется, что "кульминация мудрости" была у Ш. в том, чтобы создать симфонию с драматургическим снятием конфликта от 1-й части к 5-й. Это просто был один из вариантов решения симфонической задачи. У него в прелюдии H-dur ор.87 -настоящий набросочек крошечного сонатного аллегро практически без разработки (там несколько звуков). Это как раз и есть изучение детскости на предмет возможности: а можно вообще туда сбежать-то? И вроде бы можно... Но не навсегда.
И о том, что финал 8-й предвосхищает сущностное настроение 9-й. Детскость финала 8-й -это, на мой взгляд, призрак, а не возможность, как в 9-й. Это подтверждается и техникой. Финал 8-й -это рондо, цементированное полифонической формой (в термине и понятии Протопопова: мысль, реализуемая одновременно через сонатность и через контрапункты). В 9-й симфонии полифонических проявлений невероятно мало. Неодномерность звучания существует как бы вне полифонии, что для Ш. весьма нечастое явление; скорее, она проявляется в аккордике как таковой, отягощённой "лишними, но значимыми тонами"...
Я это к тому, что смыслы финала 8-й и всей 9-й для меня - полярны.
Уважаемый Филин, я убедительно прошу Вас привести цитату, на которую Вы ссылаетесь.
Извините, цитату не могу искать, этот разговор был давно, а Вы очень активно пишете во все темы, чтобы я мог найти по списку. Речь шла там, где Вы рассказывали, как играли Dies irae ученикам, и Олорулус спросил, какой ритм Вы играете, раз его нет, и ноты там пишутся без хвостиков.
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Да, я помню, что о двух типах опер, из которых один полюс - "Франциск Ассизский", а второй - "Пена дней", и тут же признались, что "Пену дней" до конца не дослушали, что меня заставляет очень сильно сомневаться в Вашей концепции, т.к. для меня характер этой оперы прямо противоположен Вашему определению.
Я не имел в виду словесные характеристики отдельных тем и мелодий. Я говорил об определённых последовательностях звуков (тембров, ритмов и т.п.), которые были бы однозначно связаны (пусть на коротком временном отрезке или в одном стиле) со всеми этими настроениями, так чтобы слушатель-современник определил это как символ, примету того или иного аффекта.
Из Бетховена я привёл примеры, т.к. Вы утверждали, что у классиков (и у композиторов барокко, ну так Генделя я мог бы рядом поставить) интонации идут от человеческой речи, а я указал на интонации инструментального происхождения.
Насчёт монотематизма - да, мне так и показалось, что Вы ведёте развитие романтизма через переклички между частями только в эту сторону.
Совершенно верно. А от Бетховена пошли романтики. Так вот, 40-я симфония является одной из немногих, которая повлияла на романтиков непосредственно. Помнится, когда Вы читали статью Ларисы, Вы тоже были с этим согласны (к моему великому удивлению).
Ну да, я это понял, а какая разница? По-моему, это бытовая песня, даже "в оригинале" часто развлекательного характера, которую Шуберт "облагородил". И что это даёт?
Вы знaeтe, дoрoгoй Филин, кaк Вы бeссoвeстнo пeрeврaли мoи слoвa oб oпeрaх (у Вaс вeдь рaбoтaeт, нaвeрнoe, пoискoвaя мaшинa?), тaк и всe oстaльнoe здeсь - кaк этo, к сoжaлeнию, слишкoм чaстo случaeтся - бьeт нe прoстo мимo цeли, a вooбщe нeизвeстнo в кaую стoрoну. Прoстo прo "Пeну днeй" лeгкo прoвeрить, a всe oстaльнoe нужнo рaзгрeбaть пo пoрядку, a этo скучнo и бeспoлeзнo. Слoвeсныe хaрaктeристики, интoнaции oт чeлoвeчeскoй рeчи...
Ну и этo - "бытoвaя пeсня рaзвлeкaтeльнoгo хaрaктeрa"...
Taвaрищи, дa штo ж тaкoe дeeтся! Никтo штoль жaнрoвыe истoки нe oпрeдeлит? A нa кaкую знaмeнитeйшую пeсню Шубeртa пoхoжa ИНTOНAЦИEЙ "Близoсть вoзлюблeннoгo"?
Извините, цитату не могу искать, этот разговор был давно, а Вы очень активно пишете во все темы, чтобы я мог найти по списку. Речь шла там, где Вы рассказывали, как играли Dies irae ученикам, и Олорулус спросил, какой ритм Вы играете, раз его нет, и ноты там пишутся без хвостиков.
Однако, если Вы пересказываете, то лучше это делать ближе к оригиналу. Я ответил, что играл равными длительностями. Кстати, если послушать две версии исполнения, приведенные Олорулусом, то я не погрешил против истины, тем более, что ограничился семью звуками.
Согласитесь, это несколько отличается от "само собой разумеется".
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
В современном мире, где технологии занимают важное место в нашей повседневной жизни, подарок в виде подарочной карты Apple становится отличным решением для тех, кто ценит качество, инновации и...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
20.11.2025, 10:53
Яндекс Музыка давно стала одним из самых удобных музыкальных сервисов в России. Она сочетает богатую библиотеку треков, умные рекомендации и дополнительные возможности, которые делают прослушивание...
Дренажные системы и крепёж для кондиционеров: помпы, шланги, кронштейны и виброопоры
Приветствую! Меня зовут Владимир, работаю в компании СиАйс, специализируюсь на системах кондиционирования,...
Социальные закладки