-
13.04.2008, 14:47 #111Активный участник
- Регистрация
- 06.09.2007
- Адрес
- Москва,Олимпийский пр-т
- Сообщений
- 408
- Записей в дневнике
- 11
Ответ: Проблемы пианистов. Зажатие рук. Метод Шмидт-Шкловской.
Да! Кстати сложно перестроиться, когда вначале идет сплошная октавная техника страницы две, а потом пять страниц пальцевых пассажей. Движения и принципы совсем разные!
прошлое давно прошло...Будущее еще не скоро наступит...А я в поиске настоящего...
Ответ: Проблемы пианистов. Зажатие рук. Метод Шмидт-Шкловской.
Да уж! Сочувствую, сама такое не играла (ещё или уже). Но всегда замечала, что зажатость рук при исполнении обратно пропорциональна количеству часов, проведённых с пользой за инструментом. Выносливость, о которой говорил Ёпрст, мне кажется, только так вырабатывается. Ну а методы помагают, поэтому с интересом почитала все посты.
- Регистрация
- 06.09.2007
- Адрес
- Москва,Олимпийский пр-т
- Сообщений
- 408
- Записей в дневнике
- 11
Ответ: Проблемы пианистов. Зажатие рук. Метод Шмидт-Шкловской.
видимо у всех по-разному. Мне, например(не смотря на огромный размер рук), трудно перекидываться с растянутой игры пассажей, на Собраную руку(ну например,широкие арпеджио, а потом гаммы с подкладыванием первого пальца)...
прошлое давно прошло...Будущее еще не скоро наступит...А я в поиске настоящего...
Ответ: Проблемы пианистов. Зажатие рук. Метод Шмидт-Шкловской.
Так....понятно..
Девочки обсуждают проблемы зажатия рук.........![]()
- Регистрация
- 06.09.2007
- Адрес
- Москва,Олимпийский пр-т
- Сообщений
- 408
- Записей в дневнике
- 11
Ответ: Проблемы пианистов. Зажатие рук. Метод Шмидт-Шкловской.
на то и тема.![]()
прошлое давно прошло...Будущее еще не скоро наступит...А я в поиске настоящего...
- Регистрация
- 27.07.2008
- Сообщений
- 8
Ответ: Проблемы пианистов. Зажатие рук. Метод Шмидт-Шкловской.
[quote=Sunny Funny;563555]Со всем согласна, но вот о навыках сбрасывания мышечного напряжения - подскажите, как? Спасибо.[/quotЗ
Здравствуйте!дело в том,что я ученица И.В.Шамаевой-последовательницы и ученицы Анны Абрамовны.
И,как,человек понимающий и знающий об этой системе не понаслышке,и имеющий счастье,благодаря этой системе не знать о мышечных проблемах и уметь их предотвратить,хочу вам дать совет.
Сбрасывать мышечное напряжение нужно не иначе тем же способом,каким вы его и получили.
Например,вы играли какое-нибудь сложное октавное место в произведении и почувствовали взвинченность мышц.Прежде всего вы должны "прислушаться" к мышцам и к этой боли.Затем встряхнуть руки,так что бы почувствовать,что вы полностью расслаблены. На этом этапе вы должны очень здраво подходить к ситуации и не обнанывать себя. Не выполнять это формально.После взять это место. Сыграть октаву и не переходить к след. до полного расслабления руки. вы должны почувствовать такую же расслабленность,как и при том встряхивании.Проиграв таким образом все это место вы почувствуете ,что ваши мышцы расслаблены. Затем я бы не советовала сразу играть еще это место. Поработайте над другими местами на другие виды техники. Переодически возвращайтесь к этому месту,но не играйте быстро,а очень осторожно,"слушая" мышцы,можно поработать различными приемами.
вы увидете результаты.
Ответ: Проблемы пианистов. Зажатие рук. Метод Шмидт-Шкловской.
Уважаемый MaxReger! Поделитесь,пожалуйста, информацией по методу Feldenkrais! Просмотрела их официальный сайт, но не нашла, где можно найти видео курс или пособие. Всетаки ехать в Америку далекова-то.
Заранее большое спасибо!!
- Регистрация
- 19.11.2008
- Сообщений
- 4
Ответ: Проблемы пианистов. Зажатие рук. Метод Шмидт-Шкловской.
На самом деле при игре октавного места всегда два этапа:
1) вы уточняете, по сколько нот вы собираетесь играть на одно движение руки: по четыре, шесть и т.д., находите "точки опоры". Далее, пытаетесь одним движением руки объединить эту группу, причем на опорную ноту надо оттолкнуться вверх, спружинить пальцем. (Все это можно проделать даже не на клавиатуре, а на столе). В момент, когда вы "спружинили", рука должна расслабиться, причем кисть по отношению к пальцам будет расположена высоко. Еще один момент: правая рука будет слегка повернута вправо, левая - влево (Увы, 1 палец короткий).
2) После того, как вы научились объединять ноты, обратите ваше внимание на кончик 5-го пальца. С одной стороны вы должны пользоваться весом руки (как говорят в Москве, "нагрузить пальцы"), чтобы ни одна нота не "пропала", а с другой стороны, научиться легко отталкиваться пальцем при каждой октаве. Короче, "пружинка" в пятом пальце должна работать.
И еще. Если вы октавы играете в обеих руках, больше обратите внимание на левую руку.
Поверьте на слово старшему преподавателю консерватории, лауреату Международного конкурса![]()
- Регистрация
- 19.07.2004
- Адрес
- Пустыня Негев
- Возраст
- 68
- Сообщений
- 609
- Записей в дневнике
- 2
Re: Проблемы пианистов. Зажатие рук. Метод Шмидт-Шкловской.
Дорогая Дарья!
Получилось так, что я отвечаю в вашей теме. На самом деле, этот ответ следовало бы поместить в отдельный топик. Впрочем, модератор разберется.
Я много лет изучаю и преподаю методологическую концепцию Шмидт-Шкловской и ее последователей. Одно из главных заблуждений у начинающих - святая вера в то, что книга специалиста - это и есть его школа, его метод, его методика, его техника. Так и в нашем случае. Уважаемая Дарья, то, что Вы читали - это даже не книга Шмидт-Шкловской. Это - версия ее "системы", изложенная Галиной Ефимовной Минскер, которая считает себя соратницей Шкловской. Сегодня почти перевелись люди, которые действительно компетентны как носители методологии Анны Абрамовны. По крайней мере, из тех, кто вам ответил в этой ветке, нет ни одного. Исключение составляет пользователь Anhen. Но она уже полгода не появляется на форуме, и у меня нет с ней никакой подтвержденной связи. Вдруг свяжется с Вами - срочно шлите ко мне. Есть на форуме другие Анхен, кириллицей и латиницей писаные. Но они отрицают причастность к Вашей теме. Вероятно, по неведомым причинам сработало совпадение ников. Ответы всех остальных участников темы суть прямая профанация вопроса и небезопасное введение Вас в заблуждение. Если Вы воспользовались советами, в том числе - из брошюр, - будьте осторожны. Это не школа Шмидт-Шкловской! Это просто дружеские советы Ваших коллег, что кто накопал в своем опыте. Никаких гарантий безопасности в эксплуатации рук Вам это не даст. Еще хуже, если советы Вам помогают. По моему учительскому и исследовательскому опыту, бесконтрольное применение чужого опыта грозит в более или менее отдаленном будущем осложнениями, которые потребуют уже врачебного вмешательства. Я изучаю вопрос 39 лет. Мог бы дать Вам сто советов, но не стану. К счастью, у Вас есть Берта Львовна Кременштейн - одна из самых мудрых Берт в фортепианной педагогике, наряду с Маранц и Рейнгбальд. Она поможет Вам не наделать глупостей.
Галина Ефимовна Минскер, подготовившая брошюру к печати, предупреждает, что в ней изложены материалы доклада Анны Абрамовны, прочитанного на педагогическтих чтениях. Ни о какой целостной системе воспитания пианистических навыков речь в докладе не велась. Там лишь обосновывались идеологичесчкие подходы к авторской методологии фортепианной техники, имеющей в то время эмпирический характер и постоянно дополняемой, изменяемой новыми находками. Книгу ни в коем случае нельзя читать без наставника, а наставник должен быть не любителем потрепаться на популярную тему, а специалистом по проблеме. Проблема же вот уже много десятилетий не получает решения. Анна Абрамовна, помимо доклада, писала лишь разрозненные заметки, а ещё иногда записывала упражнения, созданные на очередном уроке с очередным учеником. Брошюра, таким образом, не является, в строгом смысле, авторским произведением Шкловской. Получить доступ к оригинальным (не систематизированным Галиной Ефимовной) материалам мне оказалось труднее, чем разрешение на вход в архивы КГБ. Рукописи попрятаны на частных руках и, к тому же, информация представляет коммерческую ценность. Разыскать и убедить держателей материалов (вряд ли, они же - правообладатели), что все рукописи Шкловской, свидетельства ее докладов и любые другие следы ее деятельности представляют собой национальное достояние советской (российской) фортепианной культуры и должны быть абсолютно открыты, а также доступны для изучения - сизифов труд. Если кто-нибудь поддержит меня в этой ненормальной работе (я не справляюсь, несмотря на многолетние усилия), появятся шансы восстановить технику поющего фортепиано, созданную Ф. М. Блуменфельдом. Эта техника почти утеряна. А между тем, она является надеждой пианизма 21 века, когда снять многовековое противоречие между ударно-молоточковой природой фортепиано и управляемой (вопреки удару) кантиленой становится более чем актуальным. Новый век сделал фортепиано орудием обстрела. Бой ведется против слушателя новым "секретным" оружием. Это исходно мертвый звук, в основе которого лежит не человеческое переживание, а его гламурная модель - причем, хорошо выполненная. Чем более "нелично", тиражируемо играет пианист, тем больше он нынче зарабатывает разнообразных поощрений. Когда-то эту линию, не ведая, что творит, начал уважаемый мною почти во всем Л. Н. Оборин: "Никакой цыганщины!" Теперь впору говорить: "Никаких свидетельств личного переживания. Не будь уязвим для проникновения слушателя-критика-конкурента в беззащитные глубины твоей души. Отдавай только ее дизайн". Не стану прогнозировать развитие этой эстетики, не хочу разочароваться в шести веках человеческой вменяемости.
К чести Галины Ефимовны Минскер, сама она обладает уникальными интуитивными способностями по постановке звука и лечению рук, но работа затруднена из-за ее специфической, несколько шизоаффективной манеры общения, весьма напоминающей шаманские сеансы экстрасенсов и травмирующие (кому режет слух, читайте "исцеляющие") психику студентов. Галина Ефимовна - типичный носитель Авторского, единичного таланта в педагогике, который абсолютно невозможно ни описать, ни воспроизвести. Счастливы те, кто преодолел психологические барьеры в общении с Минскер и избавился от проблем с руками и звуком. К моей неизбывной радости, среди них - замечательный пианист, музыкально-педагогический и музыкально-общественный деятель Рувим Островский. Я был бы непомерно горд, если бы он согласился консультировать моею затею по спасению и восстановлению традиции Шкловской.
Московская консерватория, после Нейгауза и Месснера, начисто утратила способность прививать пианисту поющий звук, обделяя техникой мягких, но звонких в звукотембровом отношении, гибких, беглых и певучих пассажей. Сегодня не осталось ни одного пианиста (включая лидеров, завоевывающих новые и новые площадки), кто бы этим владел, пройдя мясорубку МГК. Средства Шкловской пытались познать в педагогике и великий Тимакин, и моя незабвенная учительница Нина Дмитриевна Рогаль-Левицкая (ныне - Левицкая). Тщетно. Гармоничные отношения между описанными у Минскер приемами жесткой позиционной постановки и волшебством рационализированной свободы движения не были ни разгаданы, ни воспроизведены никем, кроме самой Минскер.
Со своей стороны, независимо от Ленинграда, в сторону технической свободы при опоре на кантилену двигалась профессор Берта Рейнгбальд, (Воспитатель Рихтера, Гилельса, Генриетты Мирвис, Марии Гринберг, Якова Зака и многих выдающихся пианистов), но и ее наследие тщательно затерто. И Одесская Консерватория, и Гнесинскя академия делают все, чтобы школа Рейнгбальд канула в лету.
Единственным педагогом, сумевшим воспроизвести практику Шмидт-Шкловской, была ленинградский мастер Ида Васильевна Шамаева. К сожалению, она не оставила педагогических заметок или, по крайней мере, мне ничего об этом не известно. Но она оставила плеяду учеников, ныне здравствующих!
То, что составляет одну из задач моей педагогической деятельности - создать сообщество учеников Шамаевой и всех, кто так или иначе знает (а не судачит) о школе Шмидт-Шкловской. Зачем? Чтобы этому учить, доучивать и переучивать начинающих, практикующих пианистов и ищущих спокойной профессиональной совести педагогов!
В заключение сообщаю то, что для многих перестало быть секретом - по крайней мере, на форуме это обсуждалось. Сегодня, в наши дни, сейчас живет и работает огромный мастер, "открывший клапан игровой культуры" (с) лет на 100 дальше Шкловской. Он нашел физиологические основания движений музыканта и, шире, человека-оператора, более мощные, чем у Анны Абрамовны. Я лично прошел в 2008 году курс обучения у выдающегося израильского музыканта-методолога Владимира Ханнановича Мазеля. Эти педагогические достижения настолько глубоки, что я, при всем опыте освоения техник, не смог сразу понять и перенять принципы его методологии, хотя курс продолжался почти 6 месяцев (!). Лишь теперь, уже почти год спустя, продолжаю изучать уже самостоятельно (и преподавать!) пройденное и не перестаю удивляться огромному практическому потенциалу курса. Сегодня я понимаю, что методология Шмидт-Шкловской - это лишь одна из конкретизаций методологии Мазеля. Всё, что писали на форуме о Мазеле - это примитивная и пошлая реклама, поверхностные суждения без малейшего представления о самом процессе работы. Он занимается общей культурой опорно-двигательного аппарата музыканта-исполнителя. Если эта культура у клиента - кривая, Мазель ее корректирует, вплоть до кардинальной перестройки. Мне ничуть не мешало, что Владимир Ханнанович - скрипач, а я - пианист. Он создает общедвигательную коррекцию движений музыканта, независимо от специальности, включая детальную разработку двигательных навыков для всех частей тела. Вы имеете дело с непрерывно творящим создателем, опирающимся на опыт почти 30-летних, ни на минуту не прерывающихся научных и практических исследований. А когда он успевает написать книгу - она уже морально устаревает, так как Учитель вышел на говые горизонты и видит более совершенные возможности. Для изучения творчества Мазеля нужны люди, которые будут периодически возвращаться к нему, чтобы видеть мегамашину двигательной культуры в динамике, а не возьмут лишь несколько уроков. Драма - в том, что Мазель стар, и силы его уходят. Не успеть понять и перенять наследие такого огромного творца было бы невосполнимой потерей для культуры.
Направляйте ко мне всех шамаевцев и шкловцев, о которых что-либо сможете узнать. Мои данные на форуме есть.
Надо успеть и мазелевцев-пианистов, если найдете. (Скрипачи уже давно поняли, с кем имеют дело, и в скрипичном мире хватает людей, которым он возродил игровой аппарат).
У меня поджимает время. Я нездоров, и перспективы плоховаты. Нужен кто-то, кому я без смуты в душе это передам. Здесь работы, минимум, лет на 5, при хорошей совместной координации.
Спасибо.
r
Последний раз редактировалось restore; 01.03.2009 в 11:47.
"В конце всё обязательно должно быть хорошо.
Если что-то плохо — значит, это ещё не конец…" © Пауло Коэльо
Похожие темы
-
Метод Д. Е. Огородного
от Фоскари в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 2Последнее сообщение: 03.06.2011, 11:40 -
Опыт работы по рекомендациям Шмидт-Шкловской
от restore в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 51Последнее сообщение: 01.05.2010, 23:32 -
Шмидт-Шкловская: вибрационное движение пальцев
от GreenWich в разделе Мастер-классОтветов: 6Последнее сообщение: 30.03.2010, 23:35 -
Как снять зажатие руки в предплечье?
от Бородин Вадим в разделе Мастер-классОтветов: 2Последнее сообщение: 11.03.2009, 19:07 -
Шмидт-Шкловская
от Oleg в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 5Последнее сообщение: 26.11.2008, 22:09




Ответить с цитированием


Социальные закладки